- Преподавателю
- Начальные классы
- Формирование познавательных УУД на уроках русского языка в начальной школе
Формирование познавательных УУД на уроках русского языка в начальной школе
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Балашова Н.В. |
Дата | 16.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Формирование познавательных УУД
на уроках русского языка в начальной школе
Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, преобразующих жизнь людей. Приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию через сознательное и активное присвоение социального опыта. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий.
Универсальные учебные действия группируются в четыре основных блока:
-
личностные; 2) регулятивные; 3) коммуникативные; 4) познавательные.
Для успешного обучения немалое значение имеет формирование познавательных универсальных учебных действий, которые должны быть сформированы уже в начальной школе.
С первых дней обучения грамоте дети учатся:
- пользоваться учебными пособиями: находить страницу, тему, задание, учатся читать и понимать схемы, таблицы и другие символы, представленные в учебной литературе;
- использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач; - отрабатываются умения: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей, другой дополнительной литературе.
В 3 - 4 классах ученики обучаются поиску нужной информации в дополнительных изданиях: энциклопедиях, справочниках, словарях, в электронных и цифровых ресурсах.
В классе существует библиотека справочной литературы, которой дети пользуются на уроках и во внеурочное время. Почти у всех учащихся дома есть компьютер с выходом в Интернет, поэтому уже в начальной школе они владеют способами поиска необходимой информации в электронном виде.
На всех этапах урока происходит анализ языковых явлений, классификация и обобщение, синтез как составление частей целого. Операция сравнения, установление причинно-следственных связей, установление аналогий - все эти виды мыслительной деятельности приводят к формированию познавательных УУД.
Для формирования познавательных УУД - подбираются задания, правильный результат выполнения которых нельзя найти в учебнике в готовом виде. Но в текстах и иллюстрациях учебника, в справочной литературе есть подсказки, позволяющие выполнить задание.
Обучение русскому языку стараюсь построить так: не излагаю готовые формулировки и сведения, а побуждаю учеников самим сделать самостоятельные выводы и обобщения. Одним из приемов, которым пользуюсь, является «гипотеза».
Ученикам задается проблемный вопрос. Они выдвигают гипотезу и стараются обосновать свою точку зрения. Гипотеза может быть либо ошибочной, либо истинной.
-
Почему - ча/ща пишутся с а?
-
Как образовалось это слово?
-
Узнать, какие знаки препинания когда появились?
-
Всегда ли в русском языке существовало два числа: единственное и множественное?
-
Одинаково ли количество падежей в разных языках?
-
Все имена собственные пишутся с большой буквы?
-
Как можно разбить данные слова на группы и почему?
-
В конце побудительного предложения всегда ставится восклицательный знак?
Вопросы учителя
Запись учащихся 1. Можно ли утверждать, что слова «врач», «дорога» «абажур», «штык» русского происхождения? 1. Из каких языков пришли слова в русский язык? 2. Что означает слово «карета» и почему оно не используется сейчас? 2. По каким причинам слова уходят из языка и как они называются? 3. Как, когда и в связи с чем появилось слово «луноход»? 3. В связи с чем в языке появляются слова? Как они называются? 4. Почему люди на севере называют белку векшей, а крольчиху на Дону - трусихой? 4. Почему жители разных областей называют одно и то же по-разному? 5. Кто в своей речи использует слова «пинцет», «скальпель»? 5. Какие слова используют представители разных профессий?
Затем учитель предлагает перечитать запись и подумать, что же они узнают, когда ответят на эти вопросы. В ходе коллективного обсуждения дети делают вывод и записывают его перед вопросами: Происхождение и употребление слов в русском языке.
В ходе урока используется дидактический материал, позволяющий ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного задания. Это способствует созданию атмосферы заинтересованности каждого ученика на уроке. Например, при изучении темы «Корень слова» на одинаковом для всех учащихся дидактическом материале предлагается выбрать задание и выполнить его.
- Горе, нагорный, горевать.
- Вода, водяной, водить.
- Переносить, переносица, носовой.
- Речонка, речь, заречье.
- Морской, морить, моряк.
Варианты заданий: 1) Списать цепочки слов, найти «третье лишнее», обозначить корень. 2) Списать цепочки слов, найти «третье лишнее», продолжить ряд однокоренных слов. 3) Подобрать к «третьим лишним» однокоренные слова, обозначить в них все морфемы. 4) Сформулировать задание к данному дидактическому материалу. Подготовить карточку для самопроверки.
Можно предложить задание: Подготовьте развернутый ответ - исследование на один из вопросов. Вам помогут это сделать словари и следующие источники (в каждом конкретном случае рекомендуются учителем). Не забудьте проиллюстрировать научные положения и выводы конкретными примерами.
- Являются ли однокоренными словами: кусок, закуска, искусать, искушение, искусство, искусный? - Являются ли однокоренными слова: оса, ось, осина, осел, основа, остов, остров, острый? - Верно ли утверждение, что приведенные слова могут быть разными частями речи: зло, добро, печь, знать, мой, лай, клей, три? Познавательные УУД включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирования изучаемого содержания. Сочинения на такие темы как «Всё, что я знаю о …» способствует достижению высокого уровня сформированности познавательных УУД. Слово «всё» в теме этого сочинения подразумевает, что ученик должен найти всю информацию, систематизировать её, а затем изложить её в той форме, которую считает наиболее приемлемой. сочинения:
- Всё, что я знаю о … (кошках, собаках, чае, своём городе, Новом годе и т.д.). Тему ученик выбирает сам.
- Расскажу вам о себе.
- Мое любимое занятие.
- Самая интересная книга.
- Любимый литературный герой.
- Советы нашим учителям.
- Советы будущим первоклассникам.
- История города.
- Достопримечательности нашего города.
- Знаменитые земляки.
- Нижнекамские традиции.
- Пожелания родному городу.
В целях творческого самовыражения и самореализации учащихся нами используются разнообразные творческие домашние задания, носящий вариативный характер: написание лингвистической сказки, стихотворения с целью лучшего запоминания правила, составление кроссворда, подбор дидактического материала, упражнений для одноклассников и др.
В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения школьника по другим школьным предметам, а также обеспечивают успешность его «проживания» в детском обществе. Именно на уроках русского языка есть возможность наиболее эффективно организовать работу по формированию и развитию познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных действий.
Современный школьник должен уметь ориентироваться в потоке учебной информации, перерабатывать и усваивать её, осмысливать тексты; выбирать более эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности; ставить и формулировать проблемы.
Универсальные учебные действия - это фундамент для формирования основных компетенций обучающихся. Важно то, что дети могут почувствовать себя равноправными участниками образовательного процесса. Они сами себя стараются научить, самостоятельно добывая знания, учат других. И в то же время им важно знать, что в случае затруднения учитель может им помочь, направить их действия. Главным на уроке становится сотрудничество, возникает взаимопонимание между всеми участниками, повышается работоспособность и мотивация к учению. Работать в этом направлении нужно с первого школьного дня ребёнка и до выпуска его из школы.