Рабочая программа по внеурочной деятельности

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка


Рабочая программа внеурочной деятельности «Математика-заниматика» для 3-4 классов составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009г.), разработана на основе авторской программы Н.В.Локтевой, С.А.Шейкиной. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Математика-заниматика» предназначена для организации внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению в 3-4 классах МАОУ «Гимназия №2» городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан. Одна из тенденций улучшения качества образования-ориентация школы на развитие у детей творческого потенциала и мышления, умений использовать эвристические методы в процессе открытия нового знания и находить выход из различных нестандартных ситуаций. Курс внеурочной деятельности «Математика-заниматика» дает возможность интенсивно развивать познавательные и творческие способности детей, интеллект, все виды мыслительной деятельности как основу для развития других психических процессов (память, внимание, воображение); формировать основы общих учебных умений и способов деятельности, связанных с методами познания окружающего мира (наблюдение, измерение, моделирование), приемы мыслительной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение). Педагогическая целесообразность программы курса внеурочной деятельности «Математика-заниматика» состоит в том, что дети практически учатся сравнивать объекты, выполнять простейшие виды анализа и синтеза, устанавливать связи между родовыми и видовыми понятиями. Предлагаемые логические упражнения заставляют детей выполнять правильные суждения и приводить несложные доказательства, проявлять воображение, фантазию. Все задания носят занимательный характер, поэтому они содействуют возникновению интереса у детей к мыслительной деятельности и урокам математики. Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей более динамичной, насыщенной и менее утомительной. Цель курса внеурочной деятельности «Математика-заниматика»: развитие творческого и логического мышления у обучающихся, формирование устойчивого интереса к математике. Задачи курса:

  • познавательные:
-формировать и развивать у детей различные виды памяти, внимания и воображения, общеучебные умения и навыки; -формировать у обучающихся общую способность искать и находить новые решения нестандартных задач, необычные способы достижения требуемого результата, раскрывать причинно-следственные связи между математическими явлениями;
  • развивающие-развивать у младших школьников:
-мышление в ходе усвоения приемов мыслительной деятельности (анализ, сравнение, синтез, обобщение, выделение главного, доказательство, опровержение); -пространственное восприятие, воображение, геометрические представления; -творческие способности и креативное мышление, умение использовать полученные знания в новых условиях; -математическую речь;
  • воспитательные-воспитывать ответственность, творческую самостоятельность, коммуникабельность, трудолюбие, познавательную активность, смелость суждений, критическое мышление, устойчивый интерес к изучению учебного предмета «Математика».
Срок реализации курса: с 01.09.2014 по 31.05.2015 г.г. ( в течение года) Режим занятий: 1 час в неделю. Для проведения занятий планируется свободный набор в группы в начале учебного года. Состав группы - постоянный. Количество детей в группе 10-15 человек.

Общая характеристика курса внеурочной деятельности Факультативный курс «Математика-заниматика» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности. Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу - это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход - ответ. Программа учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры, предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия; передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принцип игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
В курсе факультатива выделяется несколько содержательных линий. 1. Числа и операции над ними. Понятие натурального числа является одним из центральных понятий начального курса математики. Формирование этого понятия осуществляется практически в течение всех лет обучения. Раскрывается это понятие на конкретной основе в результате практического оперирования конечными предметными множествами; в процессе счета предметов, в процессе измерения величин. В результате раскрываются три подхода к построению математической модели понятия «число»: количественное число, порядковое число, число как мера величины. В тесной связи с понятием числа формируется понятие о десятичной системе счисления. Раскрывается оно постепенно, в ходе изучения нумерации и арифметических операций над натуральными числами. При изучении нумерации деятельность учащихся направляется на осознание позиционного принципа десятичной системы счисления и на соотношение разрядных единиц. Важное место в начальном курсе математики занимает понятие арифметической операции. Смысл каждой арифметической операции раскрывается на конкретной основе в процессе выполнения операций над группами предметов, вводится соответствующая символика и терминология. При изучении каждой операции рассматривается возможность ее обращения. Важное значение при изучении операций над числами имеет усвоение табличных случаев сложения и умножения. Чтобы обеспечить прочное овладение ими, необходимо, во-первых, своевременно создать у детей установку на запоминание, во-вторых, практически на каждом уроке организовать работу тренировочного характера. Задания, предлагаемые детям, должны отличаться разнообразием и включать в работу всех детей класса. Необходимо использовать приемы, формы работы, способствующие поддержанию интереса детей, а также различные средства обратной связи. В предлагаемом курсе изучаются некоторые основные законы математики и их практические приложения: - коммутативный закон сложения и умножения; - ассоциативный закон сложения и умножения; - дистрибутивный закон умножения относительно сложения. Все эти законы изучаются в связи с арифметическими операциями, рассматриваются на конкретном материале и направлены, главным образом, на формирование вычислительных навыков учащихся, на умение применять рациональные приемы вычислений. В соответствии с требованиями стандарта, при изучении математики в начальных классах у детей необходимо сформировать прочные осознанные вычислительные навыки, в некоторых случаях они должны быть доведены до автоматизма. Значение вычислительных навыков состоит не только в том, что без них учащиеся не в состоянии овладеть содержанием всех последующих разделов школьного курса математики. Без них они не в состоянии овладеть содержанием и таких учебных дисциплин, как, например, физика и химия, в которых систематически используются различные вычисления. Наряду с устными приемами вычислений в программе большое значение уделяется обучению детей письменным приемам вычислений. При ознакомлении с письменными приемами важное значение придается алгоритмизации. В программу курса введены понятия «целое» и «часть». Учащиеся усваивают разбиение на части множеств и величин, взаимосвязь между целым и частью. Это позволяет им осознать взаимосвязь между операциями сложения и вычитания, между компонентами и результатом действия, что, в свою очередь, станет основой формирования вычислительных навыков, обучения решению текстовых задач и уравнений. Обучение школьников умению «видеть» алгоритмы и осознавать алгоритмическую сущность тех действий, которые они выполняют, начинается с простейших алгоритмов, доступных и понятных им (алгоритмы пользования бытовыми приборами, приготовления различных блюд, переход улицы и т.п.). В начальном курсе математики алгоритмы представлены в виде правил, последовательности действий и т.п. Например, при изучении арифметических операций над многозначными числами учащиеся пользуются правилами сложения, умножения, вычитания и деления многозначных чисел, при изучении дробей - правилами сравнения дробей и т.д. Программа позволяет обеспечить на всех этапах обучения высокую алгоритмическую подготовку учащихся. 2. Величины и их измерение. Величина также является одним из основных понятий начального курса математики. В процессе изучения математики у детей необходимо сформировать представление о каждой из изучаемых величин (длина, масса, время, площадь, объем и др.) как о некотором свойстве предметов и явлений окружающей нас жизни, а также умение выполнять измерение величин. Формирование представления о каждой из включенных в программу величин и способах ее измерения имеет свои особенности. Однако можно выделить общие положения, общие этапы, которые имеют место при изучении каждой из величин в начальных классах: 1) выясняются и уточняются представления детей о данной величине (жизненный опыт ребенка); 2) проводится сравнение однородных величин (визуально, с помощью ощущений, непосредственным сравнением с использованием различных условных мерок и без них); 3) проводится знакомство с единицей измерения данной величины и с измерительным прибором; 4) формируются измерительные умения и навыки; 5) выполняется сложение и вычитание значений однородных величин, выраженных в единицах одного наименования (в ходе решения задач); 6) проводится знакомство с новыми единицами измерения величины; 7) выполняется сложение и вычитание значений величины, выраженных в единицах двух наименований; 8) выполняется умножение и деление величины на отвлеченное число. При изучении величин имеются особенности и в организации деятельности учащихся. Важное место занимают средства наглядности как демонстрационные, так и индивидуальные, сочетание различных форм обучения на уроке (коллективных, групповых и индивидуальных). Немаловажное значение имеют удачно выбранные методы обучения, среди которых группа практических методов и практических работ занимает особое место. Широкие возможности создаются здесь и для использования проблемных ситуаций. В ходе формирования у учащихся представления о величинах создаются возможности для пропедевтики понятия функциональной зависимости. Основной упор при формировании представления о функциональной зависимости делается на раскрытие закономерностей того, как изменение одной величины влияет на изменение другой, связанной с ней величины. Эта взаимосвязь может быть представлена в различных видах: рисунком, графиком, схемой, таблицей, диаграммой, формулой, правилом. 3. Текстовые задачи. В начальном курсе математики особое место отводится простым (опорным) задачам. Умение решать такие задачи - фундамент, на котором строится работа с более сложными задачами. В ходе решения опорных задач учащиеся усваивают смысл арифметических действий, связь между компонентами и результатами действий, зависимость между величинами и другие вопросы. Работа с текстовыми задачами является очень важным и вместе с тем весьма трудным для детей разделом математического образования. Процесс решения задачи является многоэтапным: он включает в себя перевод словесного текста на язык математики (построение математической модели), математическое решение, а затем анализ полученных результатов. Работе с текстовыми задачами следует уделить достаточно много времени, обращая внимание детей на поиск и сравнение различных способов решения задачи, построение математических моделей, грамотность изложения собственных рассуждений при решении задач. Решение текстовых задач дает богатый материал для развития и воспитания учащихся. Краткие записи условий текстовых задач - примеры моделей, используемых в начальном курсе математики. Метод математического моделирования позволяет научить школьников: а) анализу (на этапе восприятия задачи и выбора пути реализации решения); б) установлению взаимосвязей между объектами задачи, построению наиболее целесообразной схемы решения; в) интерпретации полученного решения для исходной задачи; г) составлению задач по готовым моделям и др. 4. Элементы геометрии. Изучение геометрического материала служит двум основным целям: формированию у учащихся пространственных представлений и ознакомлению с геометрическими величинами (длиной, площадью, объемом). Наряду с этим одной из важных целей работы с геометрическим материалом является использование его в качестве одного из средств наглядности при рассмотрении некоторых арифметических фактов. Кроме этого, предполагается установление связи между арифметикой и геометрией на начальном этапе обучения математике для расширения сферы применения приобретенных детьми арифметических знаний, умений и навыков. Геометрический материал изучается в течение всех лет обучения в начальных классах, начиная с первых уроков. В изучении геометрического материала просматриваются два направления: 1) формирование представлений о геометрических фигурах; 2) формирование некоторых практических умений, связанных с построением геометрических фигур и измерениями. Программа предусматривает формирование у школьников представлений о различных геометрических фигурах и их свойствах: точке, линиях (кривой, прямой, ломаной), отрезке, многоугольниках различных видов и их элементах, окружности, круге и др. Учитель должен стремиться к усвоению детьми названий изучаемых геометрических фигур и их основных свойств, а также сформировать умение выполнять их построение на клетчатой бумаге. Отмечая особенности изучения геометрических фигур, следует обратить внимание на то обстоятельство, что свойства всех изучаемых фигур выявляются экспериментальным путем в ходе выполнения соответствующих упражнений. Предложенные в учебнике упражнения, в ходе выполнения которых происходит формирование представлений о геометрических фигурах, можно охарактеризовать как задания: • в которых геометрические фигуры используются как объекты для пересчитывания; • на классификацию фигур; • на выявление геометрической формы реальных объектов или их частей; • на построение геометрических фигур; • на разбиение фигуры на части и составление ее из других фигур; • на формирование умения читать геометрические чертежи; • вычислительного характера (сумма длин сторон многоугольника и др.) Знакомству с геометрическими фигурами и их свойствами способствуют и простейшие задачи на построение. В ходе их выполнения необходимо учить детей пользоваться чертежными инструментами, формировать у них чертежные навыки. Здесь надо предъявлять к учащимся требования не меньшие, чем при формировании навыков письма и счета. 5. Элементы алгебры. В курсе математики для начальных классов формируются некоторые понятия, связанные с алгеброй. Это понятия выражения, равенства, неравенства (числового и буквенного уравнения) и формулы. Суть этих понятий раскрывается на конкретной основе, изучение их увязывается с изучением арифметического материала. У учащихся формируются умения правильно пользоваться математической терминологией и символикой. 7. Нестандартные и занимательные задачи. В настоящее время одной из тенденций улучшения качества образования становится ориентация на развитие творческого потенциала личности ученика на всех этапах обучения в школе, на развитие его творческого мышления, на умение использовать эвристические методы в процессе открытия нового и поиска выхода из различных нестандартных ситуаций и положений. Математика - это орудие для размышления, в ее арсенале имеется большое количество задач, которые на протяжении тысячелетий способствовали формированию мышления людей, умению решать нестандартные задачи, с честью выходить из затруднительных положений. К тому же воспитание интереса младших школьников к математике, развитие их математических способностей невозможно без использования в учебном процессе задач на сообразительность, задач-шуток, математических фокусов, числовых головоломок, арифметических ребусов и лабиринтов, дидактических игр, стихов, задач-сказок, загадок и т.п. Начиная с первого класса, при решении такого рода задач, как и других, предлагаемых в курсе математики, школьников необходимо учить применять теоретические сведения для обоснования рассуждений в ходе их решения; правильно проводить логические рассуждения; формулировать утверждение, обратное данному; проводить несложные классификации, приводить примеры и контрпримеры. В основу построения программы положен принцип построения содержания предмета «по спирали». Многие математические понятия и методы не могут быть восприняты учащимися сразу. Необходим долгий и трудный путь к их осознанному пониманию. Процесс формирования математических понятий должен проходить в своем развитии несколько ступеней, стадий, уровней. Построение содержания предмета «по спирали» позволяет к концу обучения в школе постепенно перейти от наглядного к формально-логическому изложению, от наблюдений и экспериментов - к точным формулировкам и доказательствам.



Место курса в учебном плане. Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению. Уроки по этому курсу включают не только геометрический материал, но и задания конструкторско-практического задания, характера. В методике проведения уроков учитываются возрастные особенности и возможности детей младшего школьного возраста, часть материала излагается в занимательной форме: сказка, рассказ, загадка, игра, диалог учитель- ученик или ученик-учитель.


Описание ценностных ориентиров содержания курса внеурочной деятельности «Математика-заниматика»


В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности математики: - понимание математических отношений является средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе (хронология событий, протяженность по времени, образование целого из частей и др.); - математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека; - владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики позволяет учащемуся совершенствовать коммуникативную деятельность.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса
Личностные универсальные учебные действия: У обучающегося будут сформированы: - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; -умение адекватно оценивать результаты своей работы на основе критерия успешности учебной деятельности; -понимание причин успеха в учебной деятельности; -умение определять границы своего незнания, преодоление трудности с помощью одноклассников, учителя; -представление об основных моральных нормах Обучающийся получит возможность для формирования: - выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; - устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач; - адекватного понимания причин успешности/ неуспешности учебной деятельности; - осознанного понимания чувств других людей и сопереживать им Регулятивные универсальные учебные действия: Обучающийся научится: - принимать и сохранять учебную задачу; - планировать этапы решения задачи, определять последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей; - осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату под руководством учителя; - анализировать ошибки и определять пути их преодоления; - различать способы и результат действия; - адекватно воспринимать оценку сверстников и учителя Обучающийся получит возможность научиться: - прогнозировать результаты своих действий на основе анализа учебной ситуации; - проявлять познавательную инициативу и самостоятельность; - самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы по ходу решения учебной задачи. Познавательные универсальные учебные действия: Обучающийся научится: - анализировать объекты, выделять их характерные признаки и свойства, узнавать объекты по заданным признакам; - анализировать информацию, выбирать рациональный способ решения; - находить сходства, различая, закономерности, основания для упорядочивания объектов; - классифицировать объекты по заданным критериям и формулировать названия полученных групп. - устанавливать закономерности, соотношения между объектами в процессе наблюдения и сравнения; - осуществлять синтез как составление целого из частей; - выделять в тексте основную и второстепенную информацию; -формулировать проблему; -строить рассуждения об объекте, его форме и свойствах; - устанавливать причинно- следственные отношения между изучаемыми понятиями и явлениями. Обучающийся получит возможность научиться: - строить индуктивные дедуктивные рассуждения по аналогии; - выбирать рациональный способ на основе анализа различных вариантов решения задачи; - строить логические рассуждения, включающие установление причинно- следственных связей; - различать обоснованные и необоснованные суждения; - преобразовывать практическую задачу в познавательную; - самостоятельно находить способы решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные универсальные учебные действия: Обучающийся научится: - принимать участие в совместной работе коллектива; - вести диалог, работая в парах, группах; - допускать существование различных точек зрения, уважать их точку зрения, уважать чужое мнение; - координировать свои действия с действиями партнёров; - корректно высказывать своё мнение, обосновывать свою позицию; - задавать вопросы для организации собственной и совместной деятельности; - осуществлять взаимный контроль совместных действий; - совершенствовать математическую речь; - высказывать суждения, используя различные аналоги понятия, слова, словосочетания, уточняющие смысл высказывания; Обучающийся получит возможность научиться: -критически относиться к своему и чужому мнению; - уметь самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество; - принимать самостоятельно решения; - содействовать разрешению конфликтов, учитывая позиции участников.


Способы определения результативности занятий курса внеурочной деятельности «Математика-заниматика»:

  • тестирование-диагностика проводитсяв начале и конце учебного года;
  • участие обучающихся:
-в олимпиадах и конкурсах на разных уровнях; -математических декадах (выпуск газет, составление кроссвордов, викторин и т.д.); -интеллектуальных играх (КВН, «парад умников», «брейн-ринг» и т.д.); -исследовательских проектах. Формы подведения итогов работы в рамках курса внеурочной деятельности «Математика-заниматика»: учебно-исследовательская конференция, фестиваль «Юный математик», фестиваль исследовательских проектов.

Содержание тем курса внеурочной деятельности

«Математика-заниматика». Основные принципы распределения учебного материала:

  • от простого к сложному;
  • увеличение объема материала;
  • наращивание темпа выполнения заданий;
  • смена различных видов деятельности;
  • увеличение количества часов на выполнение логических заданий каждый год.




Сравнение, обобщение, классификация (4ч). Круги Эйлера. Множество, подмножество. Задачи на классификацию. Распределение различных объектов по группам. Математические игры «Таблицы с недостающими рисунками». Наглядные задачи геометрического и алгебраического содержания (7ч). Задачи на разрезание фигур по линиям сетки на три одинаковые части. Игры-головоломки «Танграммы». Логические задания (12ч). Математические фокусы «Угадай задуманное число». Математические лабиринты «Установи соответствие». Японские задачи. «Судоку». Магические квадраты 3х3. Сложение в пределах 100. Математические фокусы. «Циклическое число». Комбинаторика и конструкции (9ч). Головоломки со спичками. Решение комбинаторных задач «Раскарась флаги», «Составь число с помощью заданных цифр». Комбинаторные задач «Перестановки», «Обмены», «Передвижения». Творческие задания (1ч). Игра «Придумай задачку». Составление задач с лишними и недостающими данными. Диагностика (1ч). Диагностика мыслительных способностей. Методика «Фигурки в контуре».



Учебно-тематический план



Тема занятия

Количество часов

Раздел программы Математические фокусы «Угадай задуманное число» 1 Логические задания Математические лабиринты «Установи соответствие» 1 Головоломки со спичками. 1 Комбинаторика и конструкции Задачи на разрезание фигур по линиям сетки на 3 одинаковые части. 2 Наглядные задачи Японские задачи. «Судоку» 2 Логические задания Круги Эйлера. Множество, подмножество. 1 Классификация Задачи на классификацию. Распределение различных объектов по группам. 1 Математические игры «Таблицы с недостающими рисунками». 2 Сравнение И гра «Придумай задачку». Составление задач с лишними и недостающими данными. 1 Творческие задания Магические квадраты 3х3. Сложение в пределах 100. 2 Логические задания Математические фокусы. «Циклическое число» 1 Готовимся к математической игре «Кенгуру». Логические задачи. 2 Готовимся к математической игре «Кенгуру». Геометрические задачи. 2 Наглядные задачи Решение комбинаторных задач «Раскрась флаги», «Составь число с помощью заданных цифр» и т.д. 2 Комбинаторика и конструкции Игры-головоломки «Танграммы». 2 Наглядные задачи Комбинаторные задачи «Перестановки» 2 Комбинаторика и конструкции Головоломки со спичками. 1 Комбинаторные задачи «Передвижения» 2 Логические вопросы. Математические лабиринты. Числовая головоломка 2 Логические задания Задачи в стихах. Ребусы. 1 Комбинаторные задачи «Обмены» 1 Комбинаторика и конструкции Лабиринты. Игра «Найди закономерность» 1 Наглядные задачи Диагностика мыслительных способностей. Методика «Фигурки в контуре» 1 Диагностика Итого: 34 ч


































































Календарно-тематическое планирование

с основными видами деятельности



Тема занятия

Количество часов

Дата по плану

Дата по факту

Основные виды деятельности

Примечание 1. Математические фокусы «Угадай задуманное число» 1 02.09.
Строить алгоритмы изучаемых действий с числами, использовать их для вычислений, самоконтроля и коррекции своих ошибок.
2. Математические лабиринты «Установи соответствие» 1 09.09.
Находить закономерности в последовательностях, составлять закономерности по заданному правилу. Использовать математическую терминологию в устной и письменной речи.
3. Головоломки со спичками. 1 16.09.
Выполнять универсальные логические действия: (анализ, синтез, выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений)
4. 5. Задачи на разрезание фигур по линиям сетки на 3 одинаковые части. 2 23.09. 30.09.
Выполнять задания поискового и творческого характера, слушать и понимать речь других. Различать способ и результат действия принятия практической задачи
6. 7. Японские задачи. «Судоку» 2 07.10. 21.10.
Находить закономерности в последовательностях, составлять закономерности по заданному правилу. Использовать математическую терминологию в устной и письменной речи.
8. Круги Эйлера. Множество, подмножество. 1 28.10.
Выполнять задания поискового и творческого характера, слушать и понимать речь других. Различать способ и результат действия принятия практической задачи
9. Задачи на классификацию. Распределение различных объектов по группам. 1 11.11.
Находить закономерности в последовательностях, составлять закономерности по заданному правилу. Использовать математическую терминологию в устной и письменной речи.
10. 11. Математические игры «Таблицы с недостающими рисунками». 1 18.11.
Выполнять универсальные логические действия:(анализ, синтез, выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений)
12. Игра «Придумай задачку». Составление задач с лишними и недостающими данными. 1 02.12.
Анализировать задачи, определять корректность формулировок, дополнять условие задачи недостающими данными или вопросом. Выполнять задания поискового и творческого характера. Составлять задачи по рисункам, схемам, выражениям. Выполнять перебор всех возможных вариантов объектов и комбинаций, удовлетворяющих заданным условиям.
13. 14. Магические квадраты 3х3. Сложение в пределах 100. 2 09.12. 16.12.
Выполнять перебор всех возможных вариантов объектов и комбинаций, удовлетворяющих заданным условиям, выделять существенные и несущественные признаки объектов
15. Математические фокусы. «Циклическое число» 1 23.12.
Находить закономерности в последовательностях, составлять закономерности по заданному правилу. Использовать математическую терминологию в устной и письменной речи.
16. 17. Готовимся к математической игре «Кенгуру». Логические задачи. 2 30.12. 13.01.
Различать способ и результат действия принятия практической задачи; самостоятельно выстраивать план действий по решению учебной задачи
18. 19. Готовимся к математической игре «Кенгуру». Геометрические задачи. 2 20.01. 27.01.
Различать способ и результат действия принятия практической задачи; самостоятельно выстраивать план действий по решению учебной задачи
20. 21. Решение комбинаторных задач «Раскрась флаги», «Составь число с помощью заданных цифр» и т.д. 2 03.02. 10.02.
Анализировать задачи, определять корректность формулировок, дополнять условие задачи недостающими данными или вопросом. Выполнять задания поискового и творческого характера. Составлять задачи по рисункам, схемам, выражениям. Выполнять перебор всех возможных вариантов объектов и комбинаций, удовлетворяющих заданным условиям.
22. 23. Игры-головоломки «Танграммы». 2 17.02. 03.03.
Находить закономерности в последовательностях, составлять закономерности по заданному правилу. Упорядочивать объекты, устанавливать порядковый номер того или иного объекта при заданном порядке счета.
24. 25. Комбинаторные задачи «Перестановки» 2 10.03. 17.03.
Анализировать задачи, определять корректность формулировок, дополнять условие задачи недостающими данными или вопросом. Выполнять задания поискового и творческого характера. Составлять задачи по рисункам, схемам, выражениям. Выполнять перебор всех возможных вариантов объектов и комбинаций, удовлетворяющих заданным условиям.
26. Головоломки со спичками. 1 24.03.
Совместно с учителем проектировать этапы решения учебной задачи. Самостоятельно оценивать выполненное задание по алгоритму
27. 28. Комбинаторные задачи «Передвижения» 2 31.03. 14.04.
Выполнять перебор всех возможных вариантов объектов и комбинаций, удовлетворяющих заданным условиям, выделять существенные и несущественные признаки объектов
29. 30. Логические вопросы. Математические лабиринты. Числовая головоломка 2 21.04. 28.04.
Выполнять универсальные логические действия: (анализ, синтез, выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений)
31. Задачи в стихах. Ребусы. 1 05.05.
Выполнять задания поискового и творческого характера, слушать и понимать речь других. Различать способ и результат действия принятия практической задачи
32. Комбинаторные задачи «Обмены» 1 12.05.
Выполнять задания поискового и творческого характера. Составлять задачи по рисункам, схемам, выражениям. Различать способ и результат действия принятия практической задачи
33. Лабиринты. Игра «Найди закономерность» 1 19.05.
Совместно с учителем проектировать этапы решения учебной задачи. Самостоятельно оценивать выполненное задание по алгоритму
34. Диагностика мыслительных способностей. Методика «Фигурки в контуре» 1 26.05.


Методическое обеспечение программы курса внеурочной деятельности «Математика-заниматика»



Дополнительная литература для учителя:

  1. Вахновецкий Б.А. Логическая математика для младших школьников. М., 2004;
  2. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. М., 1999;
  3. Деннисон П., Деннисон Г. Гимнастика для развития умственных способностей. М., 1992;
  4. Дьяченко О.М. Лото «Веселые человечки». М., 2003;
  5. Завязкин О.В. Играя, развиваем логику. М., 2006;
  6. Зак А.З. Интеллектика. Книга для учителя. М., 2002:
  7. Левитас Г.Г. нестандартные задачи по математике в 2 (2,3,4) классе. М., 2005;
  8. Лавриенко Т.А. Задания развивающего характера по математике: Пособие для учителей начальных классов. Саратов, 2001;
  9. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: Логика для младших школьников. Ярославль,2001;
  10. Холодова О.А. Юным умникам и умницам. Методическое пособие. 1(2,3,4) класс. М., 2005;
  11. Чилингаров Л., Спиридонова Б. Играя, учимся математике: пособие для учителя/Перевод с болгарского. М., 1993.



Интернет-ресурсы 1. vneuroka.ru/mathematics.php - образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир. 2. konkurs-kenguru.ru - российская страница международного математического конкурса «Кенгуру». 3. 4stupeni.ru/stady - клуб учителей начальной школы. 4 ступени. 4. develop-kinder.com - «Сократ» - развивающие игры и конкурсы. 5. puzzle-ru.blogspot.com - головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы.



© 2010-2022