Конспект урока на тему В. В. Вересаев Легенда (4 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


МКонспект урока на тему В.В. Вересаев Легенда (4 класс)УНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОРОД ДЕСНОГОРСК» СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

216400 Смоленская область г. Десногорск, (48153) 7-17-95






Урок литературного чтения

на тему:

«Идеи нравственности в произведении

В. В. Вересаева «Легенда»






Разработала

учитель начальных классов

Кузьмина Валентина Станиславовна

2011г.

Тема: В.В.Вересаев "Легенда",

Цели урока:

1. Познакомить с содержанием легенды;

- познакомить детей с творчеством В.В.Вересаева;

- учить вдумчивому чтению, сопереживать и соразмышлять с автором.

2. Развивать речь, мышление, воображение, творческие способности учащихся умение делать выводы;

3. Воспитывать нравственные качества учащихся

Оборудование:

1. Портрет писателя.

2. Цитата из легенды.

3. 3 маркера и 3 листа белой бумаги

4. Слова, сложные для понимания, из текста

5. Половинки листов белой бумаги

6. Таблица "Мои чувства"

План-конспект урока

I. Организация класса.

II. Вводная беседа:

Что такое легенда?

- Какое произведение называют легендой?

- Какое же произведение мы называем сказкой?

- Есть ли разница между легендой и сказкой и в чем она выражается?

  • Легенда (сказание) -это жанр народных и литературных (авторских) произведений, в основе которых лежат случаи из жизни или исторические события.

  • Легенда - поэтическое предание о героических событиях прошлого.

III. Актуализация опорных знаний

Игра - «Вспомни легенду»

  • «…Услышал царь Иван, что за Уралом лежит земля богаче его. Знал он, что ту землю Сибирью зовут, много в ней всякого добра, да только далеко она от его царства. Много ночей и дней не спал царь Иван, все думу думал, как это царство хана покорить. Думал, думал Иван, но ничего придумать не мог, не было у него той силы, которая бы покорила Кучумово царство…»

  • «В ветлужских лесах есть озеро. Расположено оно в лесной чаще. Голубые воды озера лежат неподвижно и днем и ночью. Лишь изредка легкая зыбь пробегает по озеру. Бывают дни, когда до тихих берегов озера доносится тихое пение и слышится далекий колокольный звон».

  • «Есть в одном глухом лесу Шотландии безлюдная пустошь - поросший вереском торфяник. Говорят, будто в стародавние времена там блуждал некий рыцарь из мира эльфов и духов. Люди видели его редко, примерно раз в семь лет, но во всей округе его боялись. Ведь бывали случаи, что отважится человек пойти по этой пустоши и пропадет без вести».

  • «Вскоре король вдоволь напился холодной родниковой воды, которая ему, великолепному знатоку в напитках, показалась вкуснее самого драгоценного вина. С необыкновенным аппетитом съел он простой ужин, а туго и ловко перевязанная нога сразу почувствовала облегчение. Он сердечно поблагодарил нищих».

  • «Легенда о покорении Сибири Ермаком»

  • «Легенда о граде Китеже»

  • Шотландская легенда «Рыцарь Эльф»

  • А.И. Куприн. Легенда «Четверо нищих»

- Какая из легенд лишняя и почему?

IV. Проверка домашнего задания.

Дома вы читали легенду А. И. Куприна «Четверо нищих». Мне бы хотелось услышать ваше отношение к этому произведению. (зачитывание отзывов детей о легенде Куприна «Четверо нищих».)

V. Объявление темы:

- Сегодня мы познакомимся с автором, который выразил свои переживания, свое отношение к жизни. но использовал для этого Откройте учебники на стр. 50- 51. Кто объявит тему урока?

- Сейчас мы прочитаем легенду о далеком чужом крае.

VI. Работа над произведением. В.В. Вересаев "Легенда"

1.Чтение легенды учеником.

2.Беседа по первому впечатлению:

- Какое впечатление произвела на вас легенда? Какие слова непонятны?

- Как повели себя моряки в лесу?

- Почему моряки больше не улыбались?

- С чем сравнивает писатель жизнь и почему он так утверждает?

- Давайте попробуем исследовать легенду как жанр.

Конспект урока на тему В.В. Вересаев Легенда (4 класс)

3.Самостоятельное чтение текста с заданием

- Сейчас вы будете читать эту легенду с простым карандашом в руках и попытаетесь прочитать её не употребляя имена прилагательные. (После чтения можно сравниться с товарищем по парте)

- Что произошло с легендой, когда в тексте не стало прилагательных?

- Что помогают выразить имена прилагательные ?

- Какую мечту выразил В.В. Вересаев в этой легенде?

Учитель открывает запись на доске. Сравнение.

Конспект урока на тему В.В. Вересаев Легенда (4 класс)Конспект урока на тему В.В. Вересаев Легенда (4 класс)

- Ребята, а какое ваше отношение к этой легенде?

4.Знакомство с писателем.

- Каким человеком предстал перед вами писатель? Мы можем уже сложить о нем свое мнение?

( Знакомство с портретом)

- Подумайте, можете ли вы назвать профессию Викентия Викентьевича Вересаева?

(На доске представлены профессии: охотника, повара, врача, военного.)

- Что объединяет эти профессии?

- Как вы думаете, кем по профессии мог быть человек, который написал такую прекрасную легенду?

- В.В.Вересаев был очень талантливым человеком. Он учился на историческом факультете, стал кандидатом исторических наук, затем 6 лет учился на врача, работал лечащем врачом в больнице, а когда в1904 году началась война с Японией, был призван на военную службу. И все это время он не оставлял свое творчество.

- Через много лет доходит до нас обращение писателя. Сегодня у нас есть возможность пообщаться с автором от имени ныне живущих детей.

- В городе Туле, где родился В. В. Вересаев есть его музей. В него приходят люди, читают его прекрасные произведения и делятся своими мыслями с друзьями.

Мы расскажем писателю, какое у нас отношение к жизни, на сколько мы готовы войти в эту жизнь и с какими помыслами.

5.Осмысление произведения. Групповая работа (по рядам)

- Внимание, сейчас вы будете работать по группам.

1группа - напишет правила: "Как мы должны относиться к людям"

(правило дети пишут на листах, где нарисованы яблоки)

2 группа - напишет правила: "Как мы должны относиться к природе"

(правило дети пишут на листах, где нарисованы листочки)

3 группа - напишет "Требования, которые мы должны предъявлять к себе".

(правило дети пишут на листах, где нарисованы цветочки)

- Напоминаю правила работы в группе: каждый должен принимать участие в работе, работаем четко и слаженно. Время работы - 3 минуты.

6.Презентация работ. Один представитель от группы озвучивает ответы детей. Свои листочки, цветочки и яблоки с правилами дети вешают на сказочное дерево.

- Ребята, скажите, а может быть такое дерево на самом деле?

- А хотелось бы вам, чтобы таких деревьев в нашей жизни было много?

7.Вывод. - Каким же человеком нужно входить в жизнь?

Конспект урока на тему В.В. Вересаев Легенда (4 класс)

- Кто уже может сказать о себе, что он готов к этому, или стремиться быть настоящим человеком? (Подумайте, руку можно не поднимать)

VII. Итог урока. Рефлексия

VIII. Домашнее задание.

С 50-54. В раб тетради стр. 23-24.Придумать свое окончание (по желанию)

IX. Оценивание.

Похвалить детей за работу.

X. Обратная связь.

Дети анализируют свои чувства от урока и наклеивают стикеры на плакате "Мои чувства".


© 2010-2022