- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока на тему В. В. Вересаев Легенда (4 класс)
Конспект урока на тему В. В. Вересаев Легенда (4 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Кузьмина В.С. |
Дата | 23.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОРОД ДЕСНОГОРСК» СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
216400 Смоленская область г. Десногорск, (48153) 7-17-95
Урок литературного чтения
на тему:
«Идеи нравственности в произведении
В. В. Вересаева «Легенда»
Разработала
учитель начальных классов
Кузьмина Валентина Станиславовна
2011г.
Тема: В.В.Вересаев "Легенда",
Цели урока:
1. Познакомить с содержанием легенды;
- познакомить детей с творчеством В.В.Вересаева;
- учить вдумчивому чтению, сопереживать и соразмышлять с автором.
2. Развивать речь, мышление, воображение, творческие способности учащихся умение делать выводы;
3. Воспитывать нравственные качества учащихся
Оборудование:
1. Портрет писателя.
2. Цитата из легенды.
3. 3 маркера и 3 листа белой бумаги
4. Слова, сложные для понимания, из текста
5. Половинки листов белой бумаги
6. Таблица "Мои чувства"
План-конспект урока
I. Организация класса.
II. Вводная беседа:
Что такое легенда?
- Какое произведение называют легендой?
- Какое же произведение мы называем сказкой?
- Есть ли разница между легендой и сказкой и в чем она выражается?
-
Легенда (сказание) -это жанр народных и литературных (авторских) произведений, в основе которых лежат случаи из жизни или исторические события.
-
Легенда - поэтическое предание о героических событиях прошлого.
III. Актуализация опорных знаний
Игра - «Вспомни легенду»
-
«…Услышал царь Иван, что за Уралом лежит земля богаче его. Знал он, что ту землю Сибирью зовут, много в ней всякого добра, да только далеко она от его царства. Много ночей и дней не спал царь Иван, все думу думал, как это царство хана покорить. Думал, думал Иван, но ничего придумать не мог, не было у него той силы, которая бы покорила Кучумово царство…»
-
«В ветлужских лесах есть озеро. Расположено оно в лесной чаще. Голубые воды озера лежат неподвижно и днем и ночью. Лишь изредка легкая зыбь пробегает по озеру. Бывают дни, когда до тихих берегов озера доносится тихое пение и слышится далекий колокольный звон».
-
«Есть в одном глухом лесу Шотландии безлюдная пустошь - поросший вереском торфяник. Говорят, будто в стародавние времена там блуждал некий рыцарь из мира эльфов и духов. Люди видели его редко, примерно раз в семь лет, но во всей округе его боялись. Ведь бывали случаи, что отважится человек пойти по этой пустоши и пропадет без вести».
-
«Вскоре король вдоволь напился холодной родниковой воды, которая ему, великолепному знатоку в напитках, показалась вкуснее самого драгоценного вина. С необыкновенным аппетитом съел он простой ужин, а туго и ловко перевязанная нога сразу почувствовала облегчение. Он сердечно поблагодарил нищих».
-
«Легенда о покорении Сибири Ермаком»
-
«Легенда о граде Китеже»
-
Шотландская легенда «Рыцарь Эльф»
-
А.И. Куприн. Легенда «Четверо нищих»
- Какая из легенд лишняя и почему?
IV. Проверка домашнего задания.
Дома вы читали легенду А. И. Куприна «Четверо нищих». Мне бы хотелось услышать ваше отношение к этому произведению. (зачитывание отзывов детей о легенде Куприна «Четверо нищих».)
V. Объявление темы:
- Сегодня мы познакомимся с автором, который выразил свои переживания, свое отношение к жизни. но использовал для этого Откройте учебники на стр. 50- 51. Кто объявит тему урока?
- Сейчас мы прочитаем легенду о далеком чужом крае.
VI. Работа над произведением. В.В. Вересаев "Легенда"
1.Чтение легенды учеником.
2.Беседа по первому впечатлению:
- Какое впечатление произвела на вас легенда? Какие слова непонятны?
- Как повели себя моряки в лесу?
- Почему моряки больше не улыбались?
- С чем сравнивает писатель жизнь и почему он так утверждает?
- Давайте попробуем исследовать легенду как жанр.
3.Самостоятельное чтение текста с заданием
- Сейчас вы будете читать эту легенду с простым карандашом в руках и попытаетесь прочитать её не употребляя имена прилагательные. (После чтения можно сравниться с товарищем по парте)
- Что произошло с легендой, когда в тексте не стало прилагательных?
- Что помогают выразить имена прилагательные ?
- Какую мечту выразил В.В. Вересаев в этой легенде?
Учитель открывает запись на доске. Сравнение.
- Ребята, а какое ваше отношение к этой легенде?
4.Знакомство с писателем.
- Каким человеком предстал перед вами писатель? Мы можем уже сложить о нем свое мнение?
( Знакомство с портретом)
- Подумайте, можете ли вы назвать профессию Викентия Викентьевича Вересаева?
(На доске представлены профессии: охотника, повара, врача, военного.)
- Что объединяет эти профессии?
- Как вы думаете, кем по профессии мог быть человек, который написал такую прекрасную легенду?
- В.В.Вересаев был очень талантливым человеком. Он учился на историческом факультете, стал кандидатом исторических наук, затем 6 лет учился на врача, работал лечащем врачом в больнице, а когда в1904 году началась война с Японией, был призван на военную службу. И все это время он не оставлял свое творчество.
- Через много лет доходит до нас обращение писателя. Сегодня у нас есть возможность пообщаться с автором от имени ныне живущих детей.
- В городе Туле, где родился В. В. Вересаев есть его музей. В него приходят люди, читают его прекрасные произведения и делятся своими мыслями с друзьями.
Мы расскажем писателю, какое у нас отношение к жизни, на сколько мы готовы войти в эту жизнь и с какими помыслами.
5.Осмысление произведения. Групповая работа (по рядам)
- Внимание, сейчас вы будете работать по группам.
1группа - напишет правила: "Как мы должны относиться к людям"
(правило дети пишут на листах, где нарисованы яблоки)
2 группа - напишет правила: "Как мы должны относиться к природе"
(правило дети пишут на листах, где нарисованы листочки)
3 группа - напишет "Требования, которые мы должны предъявлять к себе".
(правило дети пишут на листах, где нарисованы цветочки)
- Напоминаю правила работы в группе: каждый должен принимать участие в работе, работаем четко и слаженно. Время работы - 3 минуты.
6.Презентация работ. Один представитель от группы озвучивает ответы детей. Свои листочки, цветочки и яблоки с правилами дети вешают на сказочное дерево.
- Ребята, скажите, а может быть такое дерево на самом деле?
- А хотелось бы вам, чтобы таких деревьев в нашей жизни было много?
7.Вывод. - Каким же человеком нужно входить в жизнь?
- Кто уже может сказать о себе, что он готов к этому, или стремиться быть настоящим человеком? (Подумайте, руку можно не поднимать)
VII. Итог урока. Рефлексия
VIII. Домашнее задание.
С 50-54. В раб тетради стр. 23-24.Придумать свое окончание (по желанию)
IX. Оценивание.
Похвалить детей за работу.
X. Обратная связь.
Дети анализируют свои чувства от урока и наклеивают стикеры на плакате "Мои чувства".