- Преподавателю
- Начальные классы
- Технологическая карта урока Жизнь леса
Технологическая карта урока Жизнь леса
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Волгина И.В. |
Дата | 09.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ФГОС
ФИО педагога: Волгина Ирина Валентиновна
Предмет/ класс: окружающий мир/ 4 класс
Тема урока
Жизнь леса
Цели урока
Образовательные:
-
Создать условия для формирования понятия «Природное сообщество смешанного леса», познакомить с растительным и животным миром леса
-
Способствовать развитию приёмов умственной деятельности: классификация, сравнение, анализ, обобщение
-
Способствовать развитию навыков перевода их одних единиц времени в другие
Развивающие:
-
Способствовать развитию самостоятельности, умению преодолевать трудности в проблемных ситуациях.
-
Развивать умение организовывать и поддерживать диалог, умение слушать.
-
Развивать воображение, речь.
Воспитательные:
-
Прививать интерес к предмету, воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, учить выслушивать мнения других и высказывать свою точку зрения, воспитывать навык самоконтроля, толерантное отношение друг к другу.
-
Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.
Тип занятия
Освоение новых знаний
Материально - технические средства Интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер, презентация к уроку, сигнальные карточки
Формы работы
Индивидуальная, фронтальная
Межпредметные связи
Литературное чтение
Технологии достижения
Исследовательская, деятельностная, проблемно - диалогическая, личностно - ориентированная
Планируемый результат
Личностные умения
Метапредметные умения
Предметные умения
- проявлять интерес к изучению темы; - развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- проявлять желание решить проблему используя приобретённые знания; - осознавать красоту неба днем и ночью.
Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Узнавать по иллюстрациям в учебнике представителей лесного сообщества;
- выделять экологические связи в лесу;
- моделировать цепи питания, характерные для лесного сообщества региона.
I этап. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Этапы урока
Задачи
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Планируемый результат
Самоопределение к деятельности
Вхождение в урок, создание рабочего настроения
Здравствуйте, ребята! Закройте глаза и представьте, что вы оказались на солнечной полянке, вокруг вас растёт много цветов, порхают красивые бабочки, гудят шмели. Подставьте свои лица солнечным лучам и улыбнитесь, откройте глаза. Улыбнитесь друг другу, я желаю вам хорошего настроения.
Настраиваются на урок.
Личностные: самоопределение;
Регулятивные: целеполагание;
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Актуализация знаний, мотивация
Обеспечить мотивацию и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности
Звучат «Звуки леса».
Какой денек хороший: солнечно, тепло!
Берем с тобой лукошко-
И скорее в путь -дорожку.
Идем тропинкой узкой, потом свернули в лес,
Туда, где сосны рослые касаются небес,
Где сказки шепчут ели, березы и дубы,
Где ягоды поспели и выросли грибы.
Как выдумаете, в какую природную зону мы с вами отправимся, какова же будет тема нашего урока? Откройте тетради и запишите тему урока. Слайд 1.
Отвечают на вопросы, определяют тему урока. Записывают в тетради.
Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Познавательные: уметь находить ответы на вопросы, полученные на уроке, уметь сравнивать и обобщать.
Регулятивные: уметь прогнозировать свой результат, осуществлять контроль и самоконтроль.
Постановка учебной задачи
Уточнение цели проекта, уточнение средств достижения цели. Подготовка мышления учащихся к построению учебных действий.
Да, ребята, совершенно верно, мы отправимся в лес. А как вы думаете, для чего мы туда отправимся? Какова цель нашей прогулки? А кто из вас скажет, что такое лес? Хорошо, но для того чтобы точнее ответить на этот вопрос послушайте отрывок из рассказа Юрия Дмитриева о лесе.
«Один художник решил нарисовать лес.
- Что такое лес? - размышлял он. - Конечно, деревья!
Нарисовал берёзы, ели, сосны и осины, дубы и липы. Да какими похожими на настоящие они получились - вот-вот ветки закачаются. А в углу, как и положено, нарисовал старичка-лесовичка. Повесил картину, а через некоторое время увидел на ней сухие стволы.
- Это не лес! - послышался голос старичка-лесовичка из угла картины. - Без цветов, без трав - не лес!
Нарисовал художник траву и цветы, но лес опять засох.
- А насекомых нарисовал? - опять послышался голос лесовичка. Нарисовал художник насекомых, но они облепили все деревья.
- Нужны птицы, а ещё - кусты и ягоды, - не унимался старичок-лесовичок.
Дорисовал и их художник, но лес всё равно чахнет.
- Нарисуй жабу и ящерицу!
согласился художник и ещё дорисовал много разных зверей.
было темно, и художник решил зажечь свет, но вдруг послышались треск сучьев и чьё-то фырканье.
- Вот это лес! - сказал старичок-лесовичок и исчез. а может и не исчез, а притаился за кустом или деревом. Ведь прячутся же в нём тысячи жителей. И все вместе они и есть лес».
Так что же такое лес? Но правильно лес называется природным сообществом. Ну что ж, пора в путь.
Отвечают на вопросы, делают выводы
Познавательные: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий.
Регулятивные: умение оценивать правильность выполнения действия
Постановка проекта выхода из затруднения
Организация коммуникативного взаимодействия с целью реализации построенного проекта.
Итак, мы с вами в лесу. Какие растения здесь вы увидите? Слайд 2. А все растения одинакового размера? На какие группы мы можем разделить растения? Подумайте, работаем в парах. А теперь давайте посмотрим, что у вас получилось. Молодцы, ребята. Растения леса вы разделили на деревья, кустарники и травы. Они составляют этажи леса или как правильно их называют ярусы. Вы насчитали три яруса. А к какому ярусу вы отнесёте молодую поросль? Это ещё один ярус, который называется подрост. Но есть один самый нижний ярус - это мхи и лишайники. Итак, сколько же ярусов у вас получилось? Слайд 3. Давайте запишем это к себе в тетради. Послушайте, как сказал про это Михаил Михайлович Пришвин. Слайд 4. А для чего нужны растения? Что ещё кроме этих растений растёт в лесу. Для чего нужны грибы?
Отвечают на вопросы, работают в парах.
Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, обобщать проделанную работу для понимания цели и темы урока.
Коммуникативные: умение сотрудничать в совместном решении проблемы
Физкультминутка
Ветер сильный налетал,
Все деревья раскачал. (Наклоны корпуса вперёд-назад.)
Ветки гнутся взад-вперёд,
Ветер их качает, гнёт. (Рывки руками перед грудью.)
Будем вместе приседать -
Раз, два, три, четыре, пять. (Приседания.)
Мы размялись от души
И за парты вновь спешим. (Дети садятся за парты.) Слайд 5.
Дети выполняют действия
Реализация построенного проекта. Первичное закрепление.
Формирование умения обучающихся распознавать единицы времени. Побуждение учащихся к самостоятельной деятельности.
Скажите, ребята, а какие условия нужны для существования лесного сообщества? Правильно, молодцы, но кроме того, важную роль в жизни леса играет почва. Почему? Верно. А ещё в почве живут крошечные микроорганизмы, которые можно увидеть только под микроскопом. Это бактерии. Бактерии способствуют перегниванию почвы для того чтобы в почве образовывался перегной и она была плодородной. В этом им помогают насекомые личинки, червяки. Слайд 6. А какие вы знаете леса? Одинаков ли животный и растительный мир разных лесов? От чего это зависит? Хорошо. Вот сейчас вы поможете мне заселить лес животными и птицами. Перед вами лежат карточки, разбейтесь на группы и выберите животных и птиц, живущих в нашем лесу. Слайд 7.8.Молодцы. Ребята, а зачем человеку нужен лес? Слайд 9.Что будет, если лес исчезнет? А что будет, если исчезнут животные и птицы, населяющие леса? Как мы должны вести себя, чтобы не навредить лесу? Слайд 10. А как вы думаете, существует ли какая - то взаимосвязь между животными и растениями леса?
Выполняют задания. Работают в группах. Проверка с помощью сигнальных карточек. Регулятивные: осуществлять анализ с выделением существенных признаков, делать самостоятельно простые выводы; Коммуникативные:
оформлять свои мысли в устной форме для решения коммуникативных задач; Познавательные:
строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи ;
Самостоятельная работа. Работа в парах.
Организация деятельности по применению новых знаний
Откройте тетради и составьте 2-3 цепи питания.
Выполняют задание. Проверка с помощью сигнальных карточек.
Рефлексия деятельности
Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения/ мотивации способов деятельности, общения. Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества
Ну что ж, ребята, наш урок подошёл к концу. Давайте вспомним тему урока. Какова была наша цель? Мы её достигли? Расскажите, чему вы научились по схеме.
Мне удалось …
Мне понравилось …
Я порадовался за …
Я могу похвалить себя за … Слайд 11.
Оцените свою работу.
Анализируют собственную деятельность и деятельность одноклассников. Самооценка учащимися своей деятельности на уроке.
Регулятивные: умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, делать самостоятельно выводы;
Познавательные: умение строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи; Личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности, самооценки.
Домашнее задание
Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания
Подготовить сообщение о природном сообществе - лес по плану в учебнике на странице 165. Слайд 12
Записывают домашнее задание.