Технологическая карта урока Жизнь леса

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ФГОС

ФИО педагога: Волгина Ирина Валентиновна

Предмет/ класс: окружающий мир/ 4 класс

Тема урока

Жизнь леса

Цели урока

Образовательные:

  • Создать условия для формирования понятия «Природное сообщество смешанного леса», познакомить с растительным и животным миром леса

  • Способствовать развитию приёмов умственной деятельности: классификация, сравнение, анализ, обобщение

  • Способствовать развитию навыков перевода их одних единиц времени в другие

Развивающие:

  • Способствовать развитию самостоятельности, умению преодолевать трудности в проблемных ситуациях.

  • Развивать умение организовывать и поддерживать диалог, умение слушать.

  • Развивать воображение, речь.

Воспитательные:

  • Прививать интерес к предмету, воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, учить выслушивать мнения других и высказывать свою точку зрения, воспитывать навык самоконтроля, толерантное отношение друг к другу.

  • Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Тип занятия

Освоение новых знаний

Материально - технические средства Интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер, презентация к уроку, сигнальные карточки

Формы работы

Индивидуальная, фронтальная

Межпредметные связи

Литературное чтение

Технологии достижения

Исследовательская, деятельностная, проблемно - диалогическая, личностно - ориентированная

Планируемый результат

Личностные умения

Метапредметные умения

Предметные умения

- проявлять интерес к изучению темы; - развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

- проявлять желание решить проблему используя приобретённые знания; - осознавать красоту неба днем и ночью.

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Узнавать по иллюстрациям в учебнике представителей лесного сообщества;

- выделять экологические связи в лесу;

- моделировать цепи питания, характерные для лесного сообщества региона.

I этап. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Этапы урока

Задачи

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемый результат

Самоопределение к деятельности

Вхождение в урок, создание рабочего настроения

Здравствуйте, ребята! Закройте глаза и представьте, что вы оказались на солнечной полянке, вокруг вас растёт много цветов, порхают красивые бабочки, гудят шмели. Подставьте свои лица солнечным лучам и улыбнитесь, откройте глаза. Улыбнитесь друг другу, я желаю вам хорошего настроения.

Настраиваются на урок.

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Актуализация знаний, мотивация

Обеспечить мотивацию и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности

Звучат «Звуки леса».

Какой денек хороший: солнечно, тепло!
Берем с тобой лукошко-
И скорее в путь -дорожку.
Идем тропинкой узкой, потом свернули в лес,
Туда, где сосны рослые касаются небес,
Где сказки шепчут ели, березы и дубы,
Где ягоды поспели и выросли грибы.

Как выдумаете, в какую природную зону мы с вами отправимся, какова же будет тема нашего урока? Откройте тетради и запишите тему урока. Слайд 1.


Отвечают на вопросы, определяют тему урока. Записывают в тетради.

Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познавательные: уметь находить ответы на вопросы, полученные на уроке, уметь сравнивать и обобщать.

Регулятивные: уметь прогнозировать свой результат, осуществлять контроль и самоконтроль.

Постановка учебной задачи

Уточнение цели проекта, уточнение средств достижения цели. Подготовка мышления учащихся к построению учебных действий.

Да, ребята, совершенно верно, мы отправимся в лес. А как вы думаете, для чего мы туда отправимся? Какова цель нашей прогулки? А кто из вас скажет, что такое лес? Хорошо, но для того чтобы точнее ответить на этот вопрос послушайте отрывок из рассказа Юрия Дмитриева о лесе.

«Один художник решил нарисовать лес.

- Что такое лес? - размышлял он. - Конечно, деревья!

Нарисовал берёзы, ели, сосны и осины, дубы и липы. Да какими похожими на настоящие они получились - вот-вот ветки закачаются. А в углу, как и положено, нарисовал старичка-лесовичка. Повесил картину, а через некоторое время увидел на ней сухие стволы.

- Это не лес! - послышался голос старичка-лесовичка из угла картины. - Без цветов, без трав - не лес!

Нарисовал художник траву и цветы, но лес опять засох.

- А насекомых нарисовал? - опять послышался голос лесовичка. Нарисовал художник насекомых, но они облепили все деревья.

- Нужны птицы, а ещё - кусты и ягоды, - не унимался старичок-лесовичок.

Дорисовал и их художник, но лес всё равно чахнет.

- Нарисуй жабу и ящерицу!

согласился художник и ещё дорисовал много разных зверей.

было темно, и художник решил зажечь свет, но вдруг послышались треск сучьев и чьё-то фырканье.

- Вот это лес! - сказал старичок-лесовичок и исчез. а может и не исчез, а притаился за кустом или деревом. Ведь прячутся же в нём тысячи жителей. И все вместе они и есть лес».

Так что же такое лес? Но правильно лес называется природным сообществом. Ну что ж, пора в путь.

Отвечают на вопросы, делают выводы

Познавательные: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Регулятивные: умение оценивать правильность выполнения действия

Постановка проекта выхода из затруднения

Организация коммуникативного взаимодействия с целью реализации построенного проекта.

Итак, мы с вами в лесу. Какие растения здесь вы увидите? Слайд 2. А все растения одинакового размера? На какие группы мы можем разделить растения? Подумайте, работаем в парах. А теперь давайте посмотрим, что у вас получилось. Молодцы, ребята. Растения леса вы разделили на деревья, кустарники и травы. Они составляют этажи леса или как правильно их называют ярусы. Вы насчитали три яруса. А к какому ярусу вы отнесёте молодую поросль? Это ещё один ярус, который называется подрост. Но есть один самый нижний ярус - это мхи и лишайники. Итак, сколько же ярусов у вас получилось? Слайд 3. Давайте запишем это к себе в тетради. Послушайте, как сказал про это Михаил Михайлович Пришвин. Слайд 4. А для чего нужны растения? Что ещё кроме этих растений растёт в лесу. Для чего нужны грибы?

Отвечают на вопросы, работают в парах.

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, обобщать проделанную работу для понимания цели и темы урока.

Коммуникативные: умение сотрудничать в совместном решении проблемы

Физкультминутка

Ветер сильный налетал,

Все деревья раскачал. (Наклоны корпуса вперёд-назад.)

Ветки гнутся взад-вперёд,

Ветер их качает, гнёт. (Рывки руками перед грудью.)

Будем вместе приседать -

Раз, два, три, четыре, пять. (Приседания.)

Мы размялись от души

И за парты вновь спешим. (Дети садятся за парты.) Слайд 5.



Дети выполняют действия

Реализация построенного проекта. Первичное закрепление.

Формирование умения обучающихся распознавать единицы времени. Побуждение учащихся к самостоятельной деятельности.

Скажите, ребята, а какие условия нужны для существования лесного сообщества? Правильно, молодцы, но кроме того, важную роль в жизни леса играет почва. Почему? Верно. А ещё в почве живут крошечные микроорганизмы, которые можно увидеть только под микроскопом. Это бактерии. Бактерии способствуют перегниванию почвы для того чтобы в почве образовывался перегной и она была плодородной. В этом им помогают насекомые личинки, червяки. Слайд 6. А какие вы знаете леса? Одинаков ли животный и растительный мир разных лесов? От чего это зависит? Хорошо. Вот сейчас вы поможете мне заселить лес животными и птицами. Перед вами лежат карточки, разбейтесь на группы и выберите животных и птиц, живущих в нашем лесу. Слайд 7.8.Молодцы. Ребята, а зачем человеку нужен лес? Слайд 9.Что будет, если лес исчезнет? А что будет, если исчезнут животные и птицы, населяющие леса? Как мы должны вести себя, чтобы не навредить лесу? Слайд 10. А как вы думаете, существует ли какая - то взаимосвязь между животными и растениями леса?

Выполняют задания. Работают в группах. Проверка с помощью сигнальных карточек. Регулятивные: осуществлять анализ с выделением существенных признаков, делать самостоятельно простые выводы; Коммуникативные:

оформлять свои мысли в устной форме для решения коммуникативных задач; Познавательные:

строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи ;

Самостоятельная работа. Работа в парах.

Организация деятельности по применению новых знаний

Откройте тетради и составьте 2-3 цепи питания.

Выполняют задание. Проверка с помощью сигнальных карточек.

Рефлексия деятельности

Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения/ мотивации способов деятельности, общения. Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества

Ну что ж, ребята, наш урок подошёл к концу. Давайте вспомним тему урока. Какова была наша цель? Мы её достигли? Расскажите, чему вы научились по схеме.

Мне удалось …

Мне понравилось …

Я порадовался за …

Я могу похвалить себя за … Слайд 11.

Оцените свою работу.

Анализируют собственную деятельность и деятельность одноклассников. Самооценка учащимися своей деятельности на уроке.


Регулятивные: умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, делать самостоятельно выводы;
Познавательные: умение строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи; Личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности, самооценки.

Домашнее задание

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Подготовить сообщение о природном сообществе - лес по плану в учебнике на странице 165. Слайд 12

Записывают домашнее задание.



© 2010-2022