Рабочая программа по ИЗО 3 класс

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ростовская область, Мартыновский район, х. Арбузов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа № 16 х. Арбузов

«Утверждаю»

Директор МБОУ ООШ № 16

х. Арбузов


Приказ от 21 августа № 118


__________ Г. А. Краснова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по изобразительному искусству

(указать предмет, курс, модуль)


Уровень общего образования (класс) начальное общее , базовый 3 класс

(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)


Количество часов 32ч

Учитель Мельникова Наталья Денисовна_


Программа составлена на основе авторской программы по изобразительному искусству В. С. Кузина, «Изобразительное искусство. 1-4 классы», / М.: Дрофа, 2011./, соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г.)

РАЗДЕЛ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта НОО, примерной программы по учебным предметам Начальная школа. В 2 ч. 5-е изд., перераб. - М: Просвещение, 2011г. (Стандарты второго поколения). Руководители проекта: член-корреспондент РАО А.М.Кондаков, академик РАО Л.П. Кезина; авторской программы по изобразительному искусству В. С. Кузина, «Изобразительное искусство. 1-4 классы», / М.: Дрофа, 2011./, соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г.) Примерной программы по изобразительному искусству.

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы



№ п/п



Нормативные документы


1.

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Стандарт основного общего образования по изобразительному искусству и художественному труду. Приказ МО РФ № 1089 от 05.03.2004г.

2.

Федеральный базисный учебный план.


3.

Примерная программа по учебным предметам Начальная школа. В 2 ч. 5-е изд., перераб. - М: Просвещение, 2011г. (Стандарты второго поколения).

4



Преподавание изобразительного искусства в начальной школе направлено на развитие способностей и творческого потенциала ребенка, формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является важным условием становления растущей личности. В этот период складывается система эстетических знаний школьника, формируются его художественно-практические навыки.
Изучение изобразительного искусства в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству;
  • приобщение к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства;
  • реализация нравственного потенциала изобразительного искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов
личности;
  • развитие воображения, образного мышления, пространственных представлений, сенсорных навыков, способности к художественному творчеству;
  • освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно прикладных, архитектуре и дизайне - их роли в жизни человека и общества;
  • овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами.

Основные задачи:
  • учить детей элементарным основам реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, по памяти, по представлению, знакомить с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;
  • развивать у детей изобразительные способности, художественный вкус, творческое воображение, пространственное мышление, эстетические чувства и понимание прекрасного, воспитывать интерес и любовь к искусству.

РАЗДЕЛ 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА


Содержание программы реализует приоритетные направления художественного образования: приобщение к изобразительному искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка. В основу программы положены:

  • единство воспитания, обучения и творческой деятельности учащихся;
  • яркая выраженность познавательной сущности изобразительного искусства;
  • система межпредметных связей с уроками музыки, литературного чтения, окружающего мира, математики, технологии;
  • соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и дошкольников;
  • направленность содержания программы на активное развитие эстетического и нравственно-оценочного отношения действительности, эмоционального отклика на красоту окружающего мира.
Программой предусмотрены следующие виды занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование по памяти или представлению, рисование на темы и иллюстрирование (композиция), декоративная работа, лепка, художественное конструирование и дизайн, беседы об изобразительном искусстве. В программу также включены занятия, связанные сформированием компьютерной грамотности учащихся. На таких уроках школьники знакомятся с компьютером как средством создания изображения. Наряду с основной формой организации учебного процесса - уроком - возможно проведение занятий, экскурсий в музеях, в архитектурных заповедниках и картинных галереях. Рисование с натуры (рисунок и живопись) предполагает работу учащихся в классе. Они рассматривают предложенные учителем предметы и учатся их изображать карандашом, акварельными и гуашевыми красками, пером и кистью, углем, пастелью, восковыми мелками. Сюда также входит рисование по памяти и представлению. Рисование с натуры может предшествовать выполнению рисунков на темы и декоративным работам. Рисование на темы - это создание сюжетных композиций, иллюстраций к литературным произведениям. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения предметов, передачи пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета. В 1-4 классах тематическое рисование включает в себя рисование на темы окружающей жизни на основе наблюдений или по воображению, иллюстрирование различных литературных произведений. Рисуя на темы, учащиеся знакомятся с законами композиции, узнают о художественно-выразительных средствах живописи и графики: цвет, мазок, линия, пятно, цветовой и световой контрасты, об особенностях передачи состояния покоя или движения в рисунке, об эмоциональных возможностях цвета. Цвет является важнейшим средством выразительности в сюжетном рисунке. Учебные задания направлены на формирование у учащихся умения видеть гармоничные цветовые сочетания. Учитель знакомит детей с различными приемами использования живописных материалов, демонстрирует последовательность выполнения изображения в цвете, особое внимание обращает на цветотональные отношения. Дети учатся называть сложные цвета объектов, на практике овладевают основами цветоведения.
Школьники знакомятся с творчеством выдающихся русских и зарубежных художников, произведениями бытового, исторического, батального и других жанров, а также с творчеством ведущих художников-иллюстраторов. Обучение декоративной работе осуществляется в процессе выполнения творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ (возможно выполнение упражнений на основе образца). Учащиеся знакомятся с произведениями народного декоративно-прикладного искусства, изучают простейшие приемы народной росписи, выполняют работы на основе декоративной переработки формы и цвета реальных объектов (листьев, цветов, бабочек ит. д.), создают декоративные композиции карандашом, кистью (свободная кистевая роспись), в технике аппликации из разнообразных кусочков бумаги, ткани, засушенных листьев деревьев, соломки, фольги (приклеивание, пришивание на основу). Декоративно-прикладное и народное искусство являются мощным средством эстетического, патриотического и трудового воспитания. Знакомство с художественными изделиями народных мастеров помогает прививать детям любовь к родному краю,учит видеть красоту природы и вещей, ценить традиции народа, уважать труд взрослых. Лепка. Этот вид художественного творчества развивает наблюдательность, воображение, эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности. На занятиях лепкой у школьников формируется объемное видение предметов, осмысливаются пластические особенности формы, развивается чувство цельности композиции. Основным содержанием раздела является лепка фруктов, овощей, предметов быта, птиц и зверей с натуры, по памяти и по представлению, лепка фигурок человека по памяти и на темы сюжетов быта и труда человека, литературных произведений. Учащиеся знакомятся с элементарными приемами работы различными пластическими материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина -конструктивный и пластический способы лепки). Беседы об изобразительном искусстве направлены на воспитание у детей устойчивого интереса к искусству, формируют потребность в знакомстве с произведениями отечественных и зарубежных мастеров. На уроках изобразительного искусства учащиеся знакомятся с особенностями художественного творчества, учатся понимать содержание картин. Формированию представлений о богатстве и разнообразии художественной культуры способствует знакомство с ведущими художественными музеями России и мира.

Ценностные ориентиры содержания курса Ценностные ориентиры содержания курса отражены в личностных, метапредметных и предметных результатах освоения изобразительного искусства в начальной школе и имеют следующие целевые установки:

  • формирование основ гражданственности;
  • формирование психологических условий развития общения, сотрудничества;
  • развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма;
  • развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию;
  • развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации.

Реализация ценностных ориентиров на уроках изобразительного искусства в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщенных способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития детей. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Результаты изучения курса «Изобразительное искусство»


Личностные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе:

  • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  • формирование основ гражданственности, любви к семье, уважение к людям и своей стране; воспитание чувства гордости за свою Родину, уважения к традициям и культуре других народов;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие воображения, образного мышления, пространственных представлений, сенсорных способностей;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе:
  • овладение способностью принимать цели и задачи учебной деятельности;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • использование средств информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ) для решения художественных и познавательных задач;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей;
  • формирование умения слушать собеседника и вести диалог, осуществлять совместную деятельность.

Предметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе:
  • формирование первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека;
  • формирование основ художественной культуры, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
  • овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
  • овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ;
  • развитие способности к созданию на доступном уровне сложности выразительного художественного образа.



РАЗДЕЛ 3. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

Данная программа реализуется для учащихся 3 класса.

Количество часов в неделю-1 час. В соответствии с годовым календарным графиком, учебным планом МБОУ ООШ на 2014 - 2015 учебный год, расписанием занятий на 2014 - 2015 учебный год в рабочей программе запланировано - 32 часа (23 февраля и 8 марта - праздничные дни).

№п\п

Последовательность тем

Количество часов

1

Мой прекрасный сад.

1

2

Летние травы

1

3

Прощание с летом.

1

4

Дивный сад на подносах

1

5

Осенние фантазии.

1

6

Осенний букет

1

7

Линии и пространство.

1

8

Портрет красавицы осени.

1

9

Дорогие сердцу места.

1

10

Машины на службе человека.

1

11

Проект «Труд людей осенью».

1

12

Мы рисуем животных.

1

13

Лепка животных.

1

14

Животные на страницах книг.

1

15

Где живут сказочные герои.

1

16

Сказочные кони.

1

17

По дорогам сказки.

1

18

Сказочное перевоплощение. Проект «Новогодняя сказка»

1

19

Дорогая моя столица.

1

20

Звери и птицы в городе.

1

21

«Видим терем расписной»

1

22

Создаём декорации.

1

23

Великие полководцы

1

24

Красота в умелых руках.

1

25

Самая любимая.

1

26

«Подарок маме - открытка».

1

27

Забота человека о животных.

1

28

Полёт на другую планету.

1

29

Головной убор русской красавицы.

1

30

Рисуем сказки А. Пушкина.

1

31

Весенняя веточка.

1

32

Праздничный салют.

1


РАЗДЕЛ 4. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.


Виды художественной деятельности Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобрази-тельного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров национального, российского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повсед-невной жизни человека, в организации его материального окружения. Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приёмы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты. Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет -основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи. Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина - раскатывание, набор объёма, вытягивание формы). Объём - основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры. Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин - раскатывание, набор объёма, вытягивание формы; бумага и картон - сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека. Декоративно-прикладное искусство. Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий). Азбука искусства. Как говорит искусство? Композиция. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе - больше, дальше - меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия. Цвет. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния. Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, живот-ного. Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт. Объём. Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций. Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве. Значимые темы искусства. О чём говорит искусство? Земля - наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т. д. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу. Общность тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях авторов - представителей разных культур, народов, стран (например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан,И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.). Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства. Родина моя - Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Образ защитника Отечества. Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздра-жение, презрение. Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративно-прикладного искусства народов России). Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек. Опыт художественно-творческой деятельности Участие в различных видах изобразительной, декоративно- прикладной и художественно-конструкторской деятельности. Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно- прикладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения). Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объёмом, фактурой. Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объёма, фактуры материала. Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъёмки, бумажной пластики, гуаши, акварели, пас-тели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.

Распределение учебных часов по разделам:

№ п/п

Наименование раздела

Количество часов

1

Виды художественной деятельности.

8

2

Азбука искусства. Как говорит искусство?

15

3

Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?

9

Итого:

32



Региональный компонент: общее количество часов учебного предмета - 32; число часов регионального компонента - 14; % отведённых часов регионального компонента от общего - 42%. В рабочей программе часы регионального компонента отмечены знаком «*».


РАЗДЕЛ 5. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.


Тема

Содержание

Характеристика видов деятельности

Тема: «И снова осень к нам пришла».

Примерные темы уроков:

Мой прекрасный сад.

Летние травы.

В мире насекомых.

Иллюстрации к басне И. А. Крылова «Стрекоза и муравей», к сказке Х. К. Андерсена «Дюймовочка».

Прощание с летом.

Дивный сад на подносах.

Осенние фантазии.

Осеннее кружево листьев.

Портрет красавицы Осени.

Дорогие сердцу места.

Машины на службе человека.

Труд людей осенью.

Линия, штрих, пятно и художественный образ. Красота и разнообразие природы, выраженные графическими и живописными средствами. Изображение растений и насекомых. Использование изображений в тематических композициях, иллюстрациях.

Иллюстрация как произведение художника. Передача в рисунках общего пространственного расположения объектов, их смысловой связи в сюжете и эмоционального отношения к изображаемым событиям.

Природные формы в декоративно - прикладном искусстве.

Стилизация. Принципы построения орнамента.

Быт и труд народа. Произведения изоизобразительного искусства, изображающие сцены труда.

Овладеть приемами смешения основных красок для получения более холодных и теплых оттенков.

Овладеть элементарными приемами

перспективного построения изображения (дороги, реки), сознательн использовать приемы загораживания.

Изображать графическими и живописными средствами растения, реальных и фантастических насекомых. Уметь рисовать симметричные формы.

Иметь представление об известных центрах народных художественных промыслов (Жостово, Хохлома, Полхов - Майдан и т. д.).

Выполнять эскизы оформления предметов на основе декоративного обобщения форм растительного и животного мира.

Использовать стилизацию форм для создания орнамента.

Выражать свое отношение к труду и

быту русского народа в художественно - творческой деятельности.

Тема: «В мире сказок».

Примерные темы уроков:

Мы рисуем и лепим животных.

Животные на страницах книг.

Где живут сказочные герои.

Сказочные кони.

По дорогам сказки.

Сказочное перевоплощение

Анималистический жанр. Статика и динамика в графических и скульптурных изображениях животных.

Иллюстрирование литературных произведений о животных.

Архитектура. Образ здания.

Конструкция и декор. Дом (замок) для сказочного героя Сказочные образы народной

культуры и декоративно - прикладное искусство.

Русские народные сказки и сказки народов мира. Обложка, иллюстрация.

Художественное конструирование и оформление книг.

Персонажи сказок.

Маскарад и карнавал. Последовательность конструирования костюма и маски для карнавала.

Соблюдать последовательность выполнения рисунка животного, передавать движение.

Использовать пластическийе и конструктивный способы лепки, приемы трансформации объемных форм для создания выразительных образов

животных.

Создавать графическими и живописными средствами выразительные образы архитектуры.

Применять простейшие приемы народной кистевой росписи (Городецкая роспись и др.).

Изображать портреты персонажей

народных сказок, мифов, литературных произведений, передавать свое отношение к персонажу.

Использовать пропорциональные отношения лица, фигуры человека при создании иллюстрации к сказке.

Эмоционально откликаться на образы персонажей произведений искусства, пробуждающих чувства печали, сострадания, радости и т. д.

Конструировать маску, карнавальный костюм или костюм сказочного персонажа из подручных материалов.

Тема: «Красота в умелых руках».

Примерные темы уроков:

Дорогая моя столица!

Зимний город.

Животные и птицы в городе.

Терем расписной.

Декорации.

Набивные узоры.

Самая любимая.

Подарок маме - открытка

Архитектура столицы. Образ Москвы в произведениях русских художников. Городской

пейзаж. Выделение главного в композиции с помощью тона, цвета, размера.

Красота поз и движений зверей

и птиц, выраженных средствами рисунка.

Образы зверей и птиц в произведениях художников.

Народные промыслы России.

Произведения подмосковных художественных промыслов (Павловский Посад).

Композиция узора в квадрате.

Образ женщины в живописи.

Портрет мамы. Выбор и применение выразительных средств для реализации своего замысла. Необычная открытка - сюрприз.

Разработка дизайна открытки.

Правильно определять и изоизображать форму зданий, их пропорции, конструктивное строение, цвет. Соблюдать последовательное выполнение рисунка (построение, прорисовка,

уточнение общих очертаний и форм),

передавать красоту зимнего пейзажа,

состояние солнечного зимнего дня.

Чувствовать гармоничное сочетание цветов, силуэтов архитектуры, изящество их форм, очертаний.

Изображать зверей и птиц в движении, передавать их пропорции, строение.

Различать произведения ведущих народных художественных промыслов России и называть известные центры художественных ремесел России.

Создавать узор в квадрате для декоративного оформления платка, салфетки. Узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, посвященные

образу женщины, матери.

Создавать макет открытки, компоновать рисунок и текст.

Тема: «Пусть всегда будет солнце».

Примерные темы уроков:

Родная природа. Облака.

Полет на другую планету.

Красота моря.

Весенняя веточка.

Праздничный салют

Наша Родина - Россия. Родная природа. Небо и море в произведениях русских художников. Передача с помощью цвета настроения, эмоционального отношения к изображаемому.

Изображение весенней веточки. Разнообразие растительных форм в природе. Роль силуэта в изображении растений. Изображение праздничного салюта. Выбор средств художественной выразительности для

создания живописного (графического) образа салюта.

Эмоционально откликаться на красоту природы, отраженную в произведениях художников, выражать свои эстетические переживания, рассказывать о том, что изображено на картинахпейзажах.

Передавать цветовые отношения неба, земли, воды, деревьев и т. д.

Создавать живописную (графическую) композицию, правильно определяя величину ее отдельных элементов, чередуя светлые и темные

цвета.

Помнить о героях Великой Отечественной войны.

Осознавать героизм и нравственную

красоту подвига защитников Отечества.

Понимать собственную ответственность за свою Родину.


Планируемые результаты по предмету изобразительное искусство в 3 классе.

Личностные результаты.


Обучающиеся научатся:

· положительно относится к урокам изобразительного искусства.

Учащиеся получат возможность для формирования:

· познавательной мотивации к изобразительному искусству;

· чувства уважения к народным художественным традициям России;

· внимательного отношения к красоте окружающего мира, к произведениям искусства;

· эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и изображаемой действительности.

Метапредметные результаты. Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой. Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс. Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД.

Учащиеся научатся: · адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем; · выполнять работу по заданной инструкции; · использовать изученные приёмы работы красками; · осуществлять пошаговый контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью; · вносить коррективы в свою работу; · понимать цель выполняемых действий, · адекватно оценивать правильность выполнения задания; · анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;

· решать творческую задачу, используя известные средства;

· включаться в самостоятельную творческую деятельность

(изобразительную, декоративную и конструктивную).

Познавательные УУД.

Учащиеся научатся:

· «читать» условные знаки, данные в учебнике;

· находить нужную информацию в словарях учебника;

· вести поиск при составлении коллекций картинок, открыток;

· различать цвета и их оттенки,

· соотносить объекты дизайна с определённой геометрической формой.

Учащиеся получат возможность научиться:

· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;

· различать формы в объектах дизайна и архитектуры;

· сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;

· характеризовать персонажей произведения искусства;

· группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям;

· конструировать объекты дизайна.

Коммуникативные УУД.

Учащиеся научатся:

· отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;

· комментировать последовательность действий;

· выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;

· участвовать в коллективном обсуждении;

· выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при реализации творческой работы.

· выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;

· быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;

· договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

· строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).

Ожидаемые результаты к концу 3 года обучения

Предметные результаты

  • получат простейшие сведения о композиции, цвете, рисунке, приёмах декоративного изображения растительных форм и форм животного мира ;

Учащиеся научатся

  • различать понятия «набросок», «тёплый цвет», «холодный цвет»; «живопись», «живописец», «графика», «график», «архитектура», «архитектор»;
  • применять простейшие правила смешения основных красок для получения более холодного и тёплого оттенков: красно-оранжевого и жёлто-оранжевого, жёлто-зелёного и сине-зелёного, сине-фиолетового и красно-фиолетового;
  • добывать доступные сведения о культуре и быте людей на примерах произведений известнейших центров народных художественных промыслов России (Жостово, Хохлома, Полхов - Майдан и т.д.);
  • добывать начальные сведения о декоративной росписи матрёшек из Сергиева Посада, Семёнова и Полхов - Майдана.
  • различать основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;
  • узнавать известные центры народных художественных ремесел России;
  • узнавать ведущие художественные музеи России.

Учащиеся получат возможность научится:

  • выражать своё отношение к рассматриваемому произведению искусства (понравилась картина или нет, что конкретно понравилось, какие чувства вызывает картина);

  • чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящество их форм, очертаний;

  • сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом, использовать линию симметрии в рисунках с натуры и узорах;

  • правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет;

  • выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчёркивать размером, цветом главное в рисунке;

  • соблюдать последовательное выполнение рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм);

  • чувствовать и определять холодные и тёплые цвета;

  • выполнять эскизы оформления предметов на основе декоративного обобщения форм растительного и животного мира;

  • использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике, круге;

  • творчески применять простейшие приёмы народной росписи; цветные круги и овалы, обработанные тёмными и белыми штрихами, дужками, точками в изображении декоративных ягод, трав;

  • использовать силуэт и светлотный контраст для передачи «радостных» цветов в декоративной композиции;

  • расписывать готовые изделия согласно эскизу;

  • применять навыки декоративного оформления в аппликациях, плетении, вышивке, при изготовлении игрушек на уроках труда;

  • узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;

  • сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно - прикладного искусства);




РАЗДЕЛ 6. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ.


№ п/п

ДАТА


ТЕМА

УРОКА

ТИП УРО-

КА

Информационно - методическое обеспечение

Планируемые результаты

(в соответствии с ФГОС)

П

Ф

Предметные

результаты

(ученик должен знать)

Личностные УУД

Познаватель

ные УУД

Коммуника

тивные УУД

Регулятив

ные УУД

1 четверть (9 часов)

Азбука искусства. Как говорит искусство? ( 3 часа)

Цели: познакомить с материалами (акварель, гуашь, пастель, карандаш, кисть) и инструментами художника

1

01.09

Рисование на тему.

Мой прекрасный сад.

Откры

тие новых знаний

Демонстрационный стенд с возможными смешиваниями цветов и оттенков, репродукции картин К.Моне, О.Ренуара.

Пояснение темы урока. Знакомство с рабочими принадлежностями и правилами техники безопасности на уроке.

Знакомство с техникой «акварель и тушь пером»

Формирование картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека.

Формирование умения осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты.

Умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

2

08.09

Рисование по представлению.

Летние травы.

Откры

тие новых знаний

Краски, кисти, палитра, репродукции картины Леонардо да Винчиа «Зарисовки растений», «Лилия»; И.Шишкин «Травки»; О.ван Скрик «Репейник»

Формы листьев, композиционные особенности, специфика оформления. Выбор листьев для воспроизведения картины. Новые понятия - «эстамп»

Формирование умения оценивать жизненные ситуации с точки зрения своих ощущений.

Формирование умения осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебной задачи с использованием учебной литературы.

Умение формулировать собственное мнение и позицию.

Умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

3

15.09

Рисование с натуры.

Прощание с летом.

Откры

тие новых знаний

Акварельные краски, простой карандаш, палитра, вода, кисти, загадки, стихи.

Роль цвета в создании образа героя.

Этапы работы при создании иллюстрации.

Психологический настрой на занятия.

Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности, формирование чувства прекрасного и эстетических чувств.

Формирование умения осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения практических задач в зависимости от конкретных условий.

Формирование умения определять цели, функции участников и способов взаимодействия, работа в группах.

Планирование и контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

Виды художественной деятельности. ( 5 часов)

Цель: учить рисовать с натуры и по памяти объекты живой природы.

4/1

22.09

Дивный сад на подносах.

Декоративное рисование.

Откры

тие новых знаний

Палитра, кисти, краска, картинки с изображением подносов.

Искусство росписей подноса. Зависимость цветового узора от назначения подноса.

Варианты композиционного решения росписи. Создание эскиза с конкретным предназначением.

Формирование моральной самооценки.

Умение в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие, так и плохие.

Поиск и выделение нужной информации.

Умение слушать и вступать в диалог.

Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, участников группы.

5/2

29.09

Осенние фантазии. Художественное конструирование и дизайн. Лепка

Откры

тие новых знаний

Палитра, кисти, краска, картинки с изображением подносов.

Оформление кухонной утвари. Знакомство с многообразием сервизов. Оформительские виды сервизов. Новые понятия - «стилизация».

Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с культурой и традициями народов мира.

Умение самостоятельно составлять алгоритм деятельности на уроке при решении проблем творческого и практического характера.

Учёт разных мнений и умение обосновывать своё.

умение приводить примеры произведений искусства,

Умение вносить коррективы, необходимые дополнения в план и способ действия в случае расхождения с заданным эталоном, реального действия и его продукта.

6/3

06.10

Осенний букет.

Рисование с натуры.

Откры

тие новых знаний

Краски, карандаш, палитра, кисти, коллекция осенних листьев, карточки с изображением различных осенних листьев; репродукции картин А.Фонвизина «Маки», «Сирень»

Форма осенних листьев. Техника работы акварелью.

Новые понятия - « ось симметрии», «композиция».

Развитие эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития способности к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций.

Формирование умения самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Умение формулировать собственное мнение и позицию.

Умение с помощью учителя объяснять свой выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов.

7/4

13.10

Линии и пространство.

Художественное конструирование и дизайн.

Урок - игра

Краски, палитра, кисти, репродукции картин Ван Гога «Кипарисы на фоне звёздного неба», «Мосты в Аньере»; В.Серебряковой «Зелёная осень».

Оформление кухонной утвари. Знакомство с многообразием сервизов. Оформительские виды сервизов. Новые понятия - «стилизация».

Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с культурой и традициями народов мира.

Умение самостоятельно составлять алгоритм деятельности на уроке при решении проблем творческого и практического характера.

Учёт разных мнений и умение обосновывать своё.

умение приводить примеры произведений искусства,

Умение вносить коррективы, необходимые дополнения в план и способ действия в случае расхождения с заданным эталоном, реального действия и его продукта.

8/5

20.10

Портрет красавицы осени. Рисование по представлению.

Урок - игра

Акварельные краски, палитра, кисти, репродукции картин Ф.Малывина «Вихрь», «Пляшущая баба», «Смех».

Форма осенних листьев. Техника работы акварелью.

Новые понятия - « ось симметрии», «композиция».

Развитие эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития способности к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций.

Формирование умения самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Умение формулировать собственное мнение и позицию.

Умение с помощью учителя объяснять свой выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов.

Значимые темы искусства. О чём говорит искусство? ( 3часа)

Цель: учить различать тёплые и холодные тона; учить работать гуашевыми красками.

9/1

27.10

Дорогие сердцу места. Рисование по памяти.

Откры

тие новых знаний.

Краски, кисти, палитра, репродукции картин В.А.Серова «В Домотканове», «Октябрь»; И.И.Левитана «В Плёсе».

Пояснение темы урока. Понятие о малой родине. Художественные атрибуты современной жизни города. Эстетическая оценка современных и старинных построек. Бережное отношение к памятникам архитектуры.

Формирование умения называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства; объяснять своё

Формирование внутреннего плана на основе поэтапной отработки предметно-преобразующих действий.

Формирование умения самостоятельно составлять план действий и применять его при решении

Умение давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

10/2

10.11

Машины на службе человека. Рисование с натуры.

Откры

тие новых знаний.

Краски, кисти, палитра, картинки с изображением различных машин.

Назначение транспортных средств.

Варианты современной техники.

Формирование ценностные отношения к улицам своего села.

Формирование умения осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Умение использовать речь для регуляции своего действия.

Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу.

11/3

17.11

Проект «Труд людей осенью».

Откры

тие новых знаний.

Краски, кисти, палитра, репродукции картинТ. Яблонской «Хлеб», А.Пластова «Жатва», «Ужин трактористов»

Роль труда людей в жизни человека. Оценка картин с точки статичности и динамичности.

Новое понятие - «эскизы» , «этюды», «рисунки», «наброски».

Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.

Формирование умения осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения практических задач в зависимости от конкретных условий.

Умение доносить свою позицию до других; оформить свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях.

Предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия.

Азбука искусства. Как говорит искусство? (4 часа)

Цели: дать первичные представления о композиции, о народных промыслах; учить составлять орнаменты и узоры из геометрических фигур или стилизованных изображений.

12/1

24.12

Мы рисуем животных. Рисование по памяти.

Урок - соревно

вание.

Краски, кисти, палитра, карандаш, вода, салфетки. Учебник.

Образцы животных. Художественные материалы для выполнения рисунка

Новые понятия - «динамика».

Формирование адекватной и позитивной самооценки.

Формирова

ние познавательного мотива.

Формирование осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни.

Поиск и выделение нужной информации.

Умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничест

ве.

Формирование умения слушать и вступать в диалог, аргументировать своё мнение.

Умение выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника.

Прогнозирование результата.

13/2

01.12

Лепка животных. Лепка.

Откры

тие новых знаний.

Пластилин, дощечка для лепки, влажные салфетки, учебник. Муляжи животных

Художественно-выразительные средства при выполнении иллюстраций. Работа иллюстраторов

Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с иллюстрациями книг

Формирование умения осуществлять синтез как составление целого из частей.

Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета.

Волевая саморегуляция. Осознание оценки качества и уровня усвоения материала.

14/3

08.12

Животные на страницах книг. Иллюстрирование

Откры

тие новых знаний.

Интерактивная доска. Книги с изображением животных

Просмотр художественных образцов, которые оставили наибольшие положительные впечатления.

Формирование познавательного мотива.

Умение самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Ориентация на позицию других людей, отличную от собственной; уважение иной точки зрения.

Предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия.

15/4

15.12

Где живут сказочные герои. Рисование по памяти.

Откры

тие новых знаний.

Краски, кисти, палитра, карандаш, вода, салфетки. Учебник.

Пояснение темы урока. Особенности городецких мастеров. Роль художника в оформлении пано. Особая яркость, насыщенность городецкого цзора.

Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Формирование умения устанавливать аналогии.

Формирование умения использовать речь для регуляции своего действия.

Умение выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона.

Виды художественной деятельности (2 часа)

Цели: познакомить с видами изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, архитектура)

16/1

22. 12

Сказочные кони. Декоративное рисование..

Откры

тие новых знаний.

Краски, кисти, палитра, карандаш, вода, салфетки. Учебник.

Знакомство с работой художника-оформителя детских книжек. Рассматривание иллюстраций к книгам, их обсуждение.

Формирование познавательного мотива.

Формирование умения ориентироваться на разнообразие способов решения практических задач.

Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета.

Формирование умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

17/2

29.12

По дорогам сказки. Иллюстрирование.

Откры

тие новых знаний.

Краски, кисти, палитра, карандаш, вода, салфетки. Учебник. Интерактивная доска.

Знакомство с работой художника-оформителя детских книжек. Рассматривание иллюстраций к книгам, их обсуждение.

Формирование познавательного мотива.

Формирование умения ориентироваться на разнообразие способов решения практических задач.

Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета.

Формирование умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

3 ЧЕТВЕРТЬ (8 часов)

Азбука искусства. Как говорит искусство? ( 1 час)

Цель: познакомить с таким жанром живописи как портрет; учить рисовать портреты, работать карандашом.

18/1

12.01

Сказочное перевоплощение. Проект «Новогод-

няя сказка»

Открытие новых знаний.

Клей, ножницы, цветная бумага, учебник, простой карандаш, линейка, угольник.

Разнообразие крупномасштабных праздников. Места их проведения. Художественное оформление населённых пунктов для проведения больших уличных праздников. Разнообразие декоративных деталей оформления.

Повторение понятий - «контраст», «сочетание».

Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.

Формирование умения осуществлять синтез как составление целого из частей.

Формирование умения контролировать действия партнёра.

Формирование способности к целеполаганию.

Виды художественной деятельности. ( 1 час)

Цель: познакомить с такими жанрами живописи как пейзаж, натюрморт.

19/1

19.01

Дорогая моя столица. Рисование на тему.

Открытие новых знаний.

Краски, кисти, палитра, карандаш, вода, салфетки. Учебник. Репродукции картин А.Васнецова «Основание Москвы», «Расцвет Кремля», «На рассвете у Воскресенского моста».

Пояснение темы урока. Понятие о столицы нашей родине. Художественные атрибуты современной жизни города.

Формирование мотивации успеха и достижений младших школьников, творческой самореализ

ации.

Формирование умения устанавливать аналогии.

Формирование умения формулировать собственное мнение и позицию.

Формирование умения осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Азбука искусства. Как говорит искусство? (2 часа)

Цель: учить изображать зверей и птиц.

20/1

26.01

Звери и птицы в городе. Рисование на тему.

Открытие новых знаний.

Краски, кисти, палитра, карандаш, вода, салфетки. Учебник. Интерактивная доска.

Линейно-конструктивное построение птицы. Рисование птицы по представлению.

Формирование адекватной и позитивной самооценки.

Структурирование знаний.

Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с учителем.

Осознание оценки качества и уровня усвоения материала.

21/2

02.02

«Видим терем расписной» Художественное конструирование и дизайн. Лепка.

Открытие новых знаний.

Краски, кисти, палитра, карандаш, вода, салфетки, пластилин, дощечка для лепки. Учебник. Интерактивная доска.

Разнообразие крупномасштабных построек. Первый дом-терем М.Васнецова. Художественное оформление населённых пунктов. Разнообразие декоративных деталей оформления.

Формирование познавательно

го мотива.

Поиск и выделение нужной информации.

Умение слушать и вступать в диалог.

Волевая саморегуляция. Прогнозирование результата.

Значимые темы искусства. О чём говорит искусство? ( 6 часов)

Цели: познакомить с произведениями известных художников; прививать любовь к русской природе; учить выбирать горизонтальное или вертикальное положение листа бумаги в зависимости от изображаемого предмета.

22/1

09.02

Создаём декорации. Иллюстрирование.

Открытие новых знаний.

Краски, кисти, палитра, карандаш, вода, салфетки. Учебник. Интерактивная доска.

Знакомство с работой художника-оформителя театральных постановок. Рассматривание эскизов театральных постановок, их обсуждение.

Новые понятия - «декорация», «объёмно-пространственная композиция».

Формирование познавательного мотива.

Формирование умения ориентироваться на разнообразие способов решения практических задач.

Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета.

Формирование умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

23/2

16.02

Великие полководцы России. Рисование на тему.

Открытие новых знаний.

Краски, кисти, палитра, карандаш, вода, салфетки. Учебник. Интерактивная доска.

Пояснение темы урока. Великие полководцы России.

Формирование адекватной и позитивной самооценки.

Поиск и выделение нужной информации.

Формирование умения договариваться, находить общее решение, определять способы взаимодействия в группах.

Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу.

24/3

02.03

Красота в умелых руках. Декоративное рисование.

Открытие новых знаний.

Краски, кисти, палитра, карандаш, вода, салфетки. Учебник. Интерактивная доска.

Искусство росписей тканей. Зависимость цветового узора от назначения платка.

Разновидности платков.

Варианты композиционного решения росписи. Создание эскиза с конкретным предназначением.

Формирование моральной самооценки.

Умение в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие, так и плохие.

Поиск и выделение нужной информации.

Умение слушать и вступать в диалог.

Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, участников группы.

25/4

16.03

Самая любимая. Рисование по памяти.

Открытие новых знаний.

Краски, кисти, палитра, карандаш, вода, салфетки. Учебник. Интерактивная доска.

Получение представления о жанре портрета и автопортрета. Знакомство с известными русскими художниками-портретистами и их картинами. Выбор выразительных средств для рисунка. Создание телесного колорита. Повторение понятия «композиция».

Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.

умение характеризо

вать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы.

Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности

Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу.

4 ЧЕТВЕРТЬ (7 часов)

26/5

30.03

«Подарок маме - открытка». Художественное конструирование и дизайн.

Открытие новых знаний.

Краски, кисти, палитра, карандаш, вода, салфетки. Учебник.

Возникновение открытки, её назначение и тематика. Техника создания и оформления открытки.

Новые понятия - «лаконизм», «избирательность».

Умение самостоятельно составлять алгоритм деятельности на уроке при решении проблем творческого и практического характера.

Формирование умения самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Формирование умения контролировать действия партнёра.

Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

27/6

06.04

Забота человека о животных. Иллюстрирование.

Открытие новых знаний.

Краски, кисти, палитра, карандаш, вода, салфетки. Учебник. Интерактивная доска.

Принципы создания картин на бытовые темы. Наблюдения и рассуждения о сюжетах, композиции и деталях картин разных жанров.

Закрепление понятия о жанрах изобразительного искусства.

Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности

Поиск и выделение нужной информации.

Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности

Волевая саморегуляция. Прогнозирование результата.

Азбука искусства. Как говорит искусство? (5 часов)

Цель: познакомить с русским народным творчеством в декоративно - прикладном искусстве.

28/1

13.04

Полёт на другую планету. Рисование на тему.

Открытие новых знаний.

Цветные мелки, цветной картон, карандаш, салфетки. Учебник. Интерактивная доска.

Знакомство с известными скульптурными памятниками. Значение скульптуры в уличных ансамблях. Знакомство с материалом уличной скульптуры.

Повторение понятия «уличный дизайн» и «парковая скульптура».

Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.

Формирование умения осуществлять синтез как составление целого из частей,

Учёт разных мнений и умение обосновывать своё.

умение

Предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия.

29/2

20.04

Головной убор русской красавицы. Рисование по представлению.

Открытие новых знаний.

Краски, кисти, палитра, карандаш, вода, салфетки. Учебник. Интерактивная доска.

Разновидности головного убора.

Варианты композиционного решения украшения. Создание эскиза с конкретным предназначением

Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности

Формирование умения самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Формирование умения контролировать действия партнёра.

Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

30/3

27.04

Рисуем сказки А. Пушкина. Иллюстрирование.

Открытие новых знаний.

Краски, кисти, палитра, карандаш, вода, салфетки. Репродукции картин М.Врубеля «Князь Гвидон и Царевна - лебедь», В.Васнецова «Абрамцовская церковь»

Знакомство с музеем- усадьбой Абрамцево. Анализ иллюстраций к сказкам А.Пушкина.

Формирование познавательного мотива.

Поиск и выделение нужной информации.

Формирование умения слушать и вступать в диалог, аргументировать своё мнение.

Прогнозирование результата.

31/4

18.05

Весенняя веточка. Рисование с натуры.

Открытие новых знаний.

Краски, кисти, палитра, карандаш, вода, салфетки. Учебник. Интерактивная доска.

Пояснение темы урока. Облака в пейзажах художников. Приемы изображения облаков.

Формирование мотивации успеха и достижений младших школьников, творческой самореализации.

Формирование умения устанавливать аналогии.

Формирование умения формулировать собственное мнение и позицию.

Формирование умения осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

32/5

25.05

Праздничный салют. Рисование на темы.

Урок - игра

Краски, кисти, палитра, карандаш, вода, салфетки. Учебник. Репродукция картины В.Штраниха «Салют Победы»

Разнообразие крупномасштабных праздников. Места их проведения. Художественное оформление больших уличных праздников.

Формирование познавательного мотива.

Поиск и выделение нужной информации.

Умение слушать и вступать в диалог.

Волевая саморегуляция. Прогнозирование результата.



РАЗДЕЛ 7. УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.


Книгопечатная продукция

  • Федеральный государственный образовательный стандарт НОО: текст с изм. И доп.на 2011г. / министерство образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2011.

  • Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2ч. Ч. 1. - 5-е изд., перераб. - М. : Просвещение, 2011.

  • Изобразительное искусство. 3 класс: поурочные планы по учебнику В.С.Кузина, Э.И. Кубышкиной. Л.М. Садкова. - Волгоград: «Учитель», 2008 г.

Комплект учебников для учащихся

  1. Кузин. Изобразительное искусство. 3 класс. Учебник- Москва. Дрофа 2013 г.

  2. Изобразительное искусство. 3 класс: рабочая тетрадь / В.Я Богатырёва.- М.: Дрофа, 2013г.

Печатные пособия

  • Портреты русских и зарубежных художников.

  • Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента.

  • Схемы по правилам рисования предметов, растений , деревьев, животных, птиц, человека.

  • Таблицы. Государственная Третьяковская галерея. Выпуск 1.

Технические средства обучения (ТСО)

  • Экспозиционный экран

  • Персональный компьютер

  • Мультимедийный проектор

Экранно-звуковые пособия

Видеофильмы:

Третьяковская галерея.( обзорный), Исаак Левитан, Карл Брюллов, . Мир искусства.Виктор Васнецов

Эрмитаж.

Компакт-диски:

Народное искусство.

Архитектура. Россия 12-19 века.

Слайд-комплекты:

Сказка в произведениях Васнецова.

Учимся рассматривать картины.

Хохлома.

Учебно- практическое оборудование

  • Краски акварельные, гуашевые.

  • Бумага.

  • Бумага цветная.

  • Фломастеры.

  • Кисти.

  • Емкости для воды.

  • Стеки.

  • Пластилин.

  • Клей.

  • Ножницы.

Модели и натурный фонд

  • Муляжи фруктов и овощей( комплект).

  • Гербарии.

  • Гипсовые геометрические тела.


Интернет-ресурсы:

  1. Журнал «Начальная школа», газета «1 сентября».

  2. http:Nachalka.com.
  3. http:viku.rdf.ru.
  4. http:rusedu.ru.
  5. school-collection.edu.ru/
  6. center.fio.ru
  7. maro.newmail.ru
  8. skazochki.narod.ru/index_flash.html
  9. int-edu.ni


РАЗДЕЛ 8. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА И СИСТЕМА ИХ ОЦЕНКИ.


Результаты освоения. В процессе изучения изобразительного искусства обучающийся достигнет следующих личностных результатов: в ценностно-эстетической сфере - эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни; в познавательной (когнитивной) сфере - способность к художественному познанию мира, умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности; в трудовой сфере - навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование); стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения. Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе проявляются в:

  • умении видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
  • желании общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
  • активном использовании языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литературы, окружающего мира, родного языка и др.);
  • обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;
  • умении организовывать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
  • способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе проявляются в следующем: в познавательной сфере - понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона; в ценностно-эстетической сфере - умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и других народов; в коммуникативной сфере - способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности; в трудовой сфере - умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики). Предметными результатами изучения 3 года обучения является сформированность следующих умений: Учащиеся по курсу «Изобразительное искусство» к концу 3 года обучения должны узнать:
  • основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;
  • известные центры народных художественных ремесел России;
  • основные цвета спектра в пределах акварельных красок;
  • особенности работы акварельными и гуашевыми красками;
Получат возможность научиться:
  • высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства;
  • верно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;
  • правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски, ровно закрывая ими нужную часть рисунка;
  • определять величину и расположение изображения в зависимости от размеров листа бумаги;
  • передавать в рисунках на темы и иллюстрациях смысловую связь элементов композиции, отражать в иллюстрациях смысловую связь элементов композиции, отражать в иллюстрациях основное содержание литературного произведения;
  • передавать в тематических рисунках пространственные отношения;
  • выполнять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно-обобщённых форм растительного мира и геометрических форм;
  • лепить простейшие объекты действительности, животных с натуры, фигурки народных игрушек;
  • составлять простейшие аппликационные композиции;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • самостоятельной творческой деятельности;
  • обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
  • оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, на родного творчества и др.;
  • овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.
Система оценки. При разработке системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы учтены особенности и возможности УМК «Перспективная начальная школа». 1. В сборнике программ «Перспективная начальная школа» описаны требования к уровню подготовки к концу каждого года обучения: «Обучаемый научится» и «Обучаемый получит возможность научиться» в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы. 2. Содержание всех учебников «Перспективной начальной школы» сконструировано с учетом возможности оценки учебных достижений и включает в себя: задания на контроль и оценку процесса и результата деятельности; задания повышенной сложности (в учебниках и тетрадях для самостоятельной работы). 3. Оценивание оценки достижений по изобразительному искусству- Портфолио.

Критерии оценивания метапредметных универсальных учебных действий на разных этапах обучения в начальной школе (умения)

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место.

2. Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности.

3. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

5. Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.

6. Следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающем стандартные учебные действия.

7. Корректировать выполнение задания в дальнейшем.

8. Осуществлять само- и взаимопроверку работ.

9. Оценивать выполнение своего задания по следующим параметрам: легко или трудно выполнять, в чём сложность выполнения.

10. Использовать в работе простейшие инструменты и более сложные приборы (циркуль).

Познавательные УУД

1. Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).

2. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания.

3. Ориентироваться в рисунках, схемах, таблицах, представленных в учебниках.

4. Самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в справочниках, словарях,

таблицах, помещенных в учебниках.

5. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; составлять простой план .

6. Объяснять смысл названия произведения, связь его с содержанием.

7. Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.

8. Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу.

9. Определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания.

10. Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях в учебнике.

11. Наблюдать и самостоятельно делать простые выводы.

12. Выполнять задания по аналогии.

Коммуникативные УУД

1. Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.

2. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, реагировать на реплики, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения.

3.Читать вслух и про себя тексты учебников, художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное; понимать тему

высказывания (текста) по содержанию, по заголовку.

4.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

5. Выслушивать партнера, договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.

6. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы

(задачи).

НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
Оценка "5"

  • учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;

  • правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;

  • верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;

  • умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.

Оценка "4"

  • учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;

  • гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;

  • умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее
    характерное.

Оценка "3"

  • учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;

  • допускает неточность в изложении изученного материала.

Оценка "2"

  • учащийся допускает грубые ошибки в ответе;

  • не справляется с поставленной целью урока.




СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания Заместитель директора по УВР

Методического совета

МБОУ ООШ №16 ___________________ З. И. Нариманян

х. Арбузов

от 20 августа 2014 г. № 1 « 20 » августа 2014 год

_________________ Р. Д. Сухорукова



34


© 2010-2022