Конспект урока по литературному чтению на тему Ненецкая сказка Кукушка (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока Тема: Ненецкая сказка «Кукушка» Класс: 2 Предмет: Литературное чтение Тип урока: Изучение нового материала Цели: формировать у учащихся нравственные понятия, побуждать к размышлению об общности стремлений и чаяний всех народов; закрепить представление учащихся о сказке как о сокровищнице народной мудрости, о поучительности как жанровом признаке сказки. развитие умение рассказывать сказку от лица определенного персонажа Формирование УУД: Познавательные УУД: формировать умение анализировать, синтезировать. Оценивать прочитанное произведение с целью подготовки пересказа. Коммунитативные УУД: формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, строить монологическое доказательное высказывание. Личностные УУД: развитие внимания к собственным переживаниям, вызванным конкретным произведением, умение передавать их; воспитание любви к своей матери. Регулятивные УДД: формировать способность принимать учебную цель и задачу, планировать ее реализацию. Планируемые результаты: Учащиеся должны воспринимать на слух художественные произведения; пересказывать текст подробно; характеризовать героев рассказа на основе анализа их поступков. Оборудование: Учебник «Литературное чтение» А. Ф. Климанова, 2 класс; иллюстрация к произведению; физическая карта России, карточки с названиями народов, карточки с заданиями.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность детей

1.Орг. момент.

(1мин)

-Добрый день, начат день,

Первым делом гоним лень

На уроке не молчать

Всем работать отвечать

2.Проверка домашнего задания (5мин)

-Ребята, какое домашнее задание у вас было? (Пересказ сказки Айога»)

- Назовите героев сказки «Айога».(Девочка Айога,мама девочки, соседская девочка)

-Какой изображена Айога в начале в начале и в конце сказки?( в начале сказки она была красивой девочкой,а в конце- она превратилась в гуся)

-Кто хочет пересказать сказку «Айога»?

Дети отвечают

3.Актуализация знаний (5мин)

Работа в парах.

- Ребята, у вас на партах лежат листочки с заданиями. Соотнесите названия сказок с отрывками из них. (см. Приложение)

- Потом кто-то из вас выйдет к доске и мы проверим ,как вы справились с заданием.

На карточках соединяют названия сказок с отрывками

2 мин

Работа с картой.

-Сказки каких народов вы читали? (Белорусскую, русскую, хантыйскую ,нанайскую)

- Чему учат нас эти сказки?( Помогать старшим, учат добру)

- Ваши товарищи подготовили сообщения об этих народах. Найдём эти народы на карте России.

(краткие сообщения подготовленных детей о народах: нанайцы, хантыйцы, русские, белорусские)

«Пых» (белорусская), «У страха глаза велики» (русская), «Айога» (нанайская), «Идэ» (хантыйская)

4.Постановка учебной проблемы

( 2 мин)

- Ребята, давайте повторим сказки каких народов вы читали?( Русских, белорусских, нанайцев, хантыйцев)

- Верно. Сегодня мы познакомимся ,еще с одной сказкой. Узнать название сказки вы сможете, отгадав загадку.

Что за птица
На яйца не садится,
По чужим гнездам шныряет,
Своих детей не знает? (Кукушка)

- Сегодня на уроке познакомимся со сказкой ненецкого народа «Кукушка»

- Ребята, кто знает кто такие ненцы?

-Ненцы - народ, составляющий основное население северных районов России. Найдём место их проживания на карте.

- Ребята, что вы знаете о кукушке? ( это птица, которая подкладывает свои яйца в чужие гнёзда и никогда не выкармливает своих птенцов.)

Отгадывают загадку

Работа с картой

Ответы детей

6 мин

Работа с энциклопедической статьёй о кукушке.

Кукушка получила своё название за то, что она кукует, кричит: "Ку-ку! Ку-ку!". Во многих странах название этой птицы звучит очень похоже на наше кукушка. У чехов она -кукачка, у болгар - кукувица, у немцев - кукук, у французов - куку, .Но есть у неё и другая, не очень лестная особенность: кукушка не высиживает и не выкармливает птенцов, а, снеся яичко на землю, подхватывает его клювом и летит по всему лесу в поисках какого-нибудь гнезда мелкой птицы, в котором уже лежат яйца. Найдя такое, кукушка вынимает из него одно яйцо, съедает и подбрасывает в него свою ношу.

Эта птица очень осторожная. Она немного больше голубя. Оперение её серое с поперечными полосами, длинный хвост и короткие лапки. Кукушки прилетают к нам в середине весны и улетают в тёплые страны в конце лета.

Кукушки - одни из самых полезных наших птиц. Кукушка - птица насекомоядная и очень прожорливая. И главное - она поедает таких гусениц, которых кроме нее и иволги не едят другие птицы. Ведь среди гусениц есть и мохнатые. А кукушка ест всех подряд. Когда в лесу появляется много каких-нибудь гусениц, которых не едят птицы, кукушки становятся незаменимыми: они уничтожают этих гусениц. Бывают случаи, когда всего несколько кукушек спасают большие участки леса от опасных вредителей.

Чтение энциклопедической статьи.

Показ иллюстрации

3 мин

Словарная работа.

- В сказке вам встретятся такие слова: чум, малица, тундра. Где мы можем найти значение непонятных слов? ( в словарях)

-Ребята, у вас в конце учебника( стр. 154) тоже есть словарь, давайте найдем значение слова малица? (Малица - верхняя одежда из оленьих шкур с капюшоном и рукавицами.)

-Кто знает что такое чум?( Чум - палатка, крытая шкурами)

- Кто знает, что такое тундра?(Тундра - холодные северные безлесные пространства.)

- Найдём их в толковом словаре.

Показ иллюстрации

Физминутка

1 мин.

13 мин

-Ребята, сейчас мы немного отдохнем. Пожалуйста, встаньте все. Сначала я покажу ,а потом -все вместе повторите за мной.

На болоте две подружки,

Две зеленые лягушки

Утором рано умывались,

Полотенцем растирались.

Ножками топали, ручками хлопали,

Вправо ,влево наклонялись и обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет.

Всем друзьям физкультпривет!

Чтение сказки учащимися и работа по содержанию.

- Ребята , вот вы немного отдохнули, а теперь откройте страничку 82 , прочитайте сказку про себя.

- Теперь начнем читать по цепочке. Начитает первая парта.

-Давайте ответим на вопросы. Почему мать превратилась в кукушку?(потому что дети не слушали ее) .

- Что сделали дети, когда увидели, что мать стала кукушкой? ( побежали за ней, просили ее вернуться)

- Какими были дети: беззаботными, злыми, глупыми, жестокими, бесчувственными,
легкомысленными, безжалостными? ( Вывесить на доску)

- Посмотрите на иллюстрацию, какой момент изображен? ( Как мама улетает ,а дети бегут за ней)

-Какие слова из текста, подходят к этой иллюстрации?( -Братья, смотрите, смотрите, улетает наша мать птицей…)

- Как вы думаете, что чувствовали дети, когда бежали за кукушкой?( Им было стыдно за то ,что не помогали маме, не слушались ее)

- Какие чувства вызвала у тебя эта сказка?( Стало жалко детей )

Составление плана.

- Ребята, давайте составим план к нашей сказке.

- С чего начинается сказка?( что жила женщина и было у нее четверо детей)

- Как назовем первый пункт плана?( Жила женщина с детьми)

-Чем занимались персонажи? ( Мама работала, а дети играли, не помогали ей)

- Как назовем второй пункт нашего плана? ( Мама работала, а дети играли)

-Что случилось с мамой? ( Она заболела)

- Как назовем этот пункт? (Мама заболела)

- Какие превращения произошли с мамой?( она превратилась в птицу)

- Как назовем четвертый пункт нашего плана?( Превращение мамы в птицу)

- Чем закончилась сказка?( Мама улетела и дети остались одни)

-Как назовем этот пункт?( Навсегда бросила детей мать-кукушка)


Читают сказку, отвечают на вопросы.

8 мин

Просмотр мультфильма «Северная сказка»

- Понравилась сказка?(да)

- Чему учит эта сказка? ( Слушать маму, помогать маме)

- Что объединяет эту сказку, с той сказкой которой мы сегодня познакомились? (Они похожи сюжетом)

Просмотр мультфильма по сказке

Обобщение.

Оценивание

(3мин)

Домашнее задание.

- Ребята, послушайте пословицы и скажите, которые подходят к данной сказке. Объясните почему.

Старый друг лучше новых двух

Что имеем- не храним, потерявши -плачем.

Нет милее дружка, чем родная матушка.

- Какие мысли возникли у вас после сегодняшнего занятия? Посмотрите на карту - как много разных народов населяют нашу страну, а как похожи их сказки. Чему они нас учат?( делать добро, помогать старшим, заботиться о старших, не надо лениться)

- Ребята, вашим домашним заданием будет пересказ сказки «Кукушка», стр. 82-83

Ответы детей

Приложение.

Соотнесите названия сказок с отрывками из них.

«Захотелось дедушке однажды репки. Вот и пошел он в огород. Наклонился дедушка к репке, а под кустом кто-то : «Ппы-ых! Ппы-ых». Испугался дед - и бежать.

«Жили-были старик да старуха, у них была дочка Алёнушка да сынок Иванушка. Старик со старухой умерли. Остались Аленушка да Иванушка одни-одинёшеньки»

« Вырос Идэ, но всего боялся. Никуда от бабушки не отходит, за бабушкин подол держится.»

«- Здравствуй, Петя! идем с нами зимовье строить! Мы будем бревна носить, столбы тесать, щепу драть, глину месить, кирпичи делать, печку класть, мох таскать, стены конопатить, а ты- крышу крыть.»

«- Ах, какая я красивая! Го-го-го! Ах,какая я красивая»

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

«Пых»

«Зимовье»

«Айога»

« Идэ »


\

© 2010-2022