Рабочая программа краткосрочного курса внеурочной деятельности «Мир оригами»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное образовательное учреждение для детей

дошкольного и младшего школьного возраста прогимназия «Надежда»













Рабочая программа краткосрочного курса

внеурочной деятельности

по направлению «Художественно-эстетическое образование»

«Мир оригами»











Сапронова Жанна Ивановна

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории













г. Губаха

Пояснительная записка

Актуальность

С введением ФГОС НОО ставится вопрос об индивидуализации образования и успешной социализации обучающихся в современном обществе. Современное образование может способствовать этому через создание условий для творческой самореализации личности воспитанника посредством введения программы краткосрочного курса внеурочной деятельности по направлению «Художественно-эстетическое образование «Мир оригами».

Данный курс расширяет представление о технологии, используя метапредметную связь с предметами художественно - эстетического цикла, введению дополнительных методов и приёмов. Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. Предлагаемая система практических занятий позволит формировать, развивать, корректировать у обучающихся пространственные и зрительные представления, наличие которых является показателем школьной зрелости, а также помочь легко и радостно включиться в процесс обучения. Педагогическая целесообразность обусловлена важностью создания условий для формирования у воспитанников пространственных представлений логического мышления, геометрических понятий, развитие моторики и глазомера.

Всё это благотворно влияет на художественно-эстетическое образование детей и способствует реализации цели ФГОС НОО: оптимальному общему развитию каждого ребенка, а также дает им возможность совершенствоваться по технологии, литературе, изобразительному искусству.

Отличительные особенности данной программы Данная программа рассчитана и адаптирована для обучающихся начальных классов. В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала. Программа включает в себя не только обучение оригами, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами. Цель: создание условий для повышения уровня компетентности обучающихся посредством свободного выбора ими краткосрочного курса путём овладения искусством «оригами». Задачи:

  • развивать познавательный интерес обучающихся;

  • формировать компетентность воспитанников;

  • научить делать поделки - значить уметь моделировать;



1. Общие сведения 1. Направление работы, в рамках которого реализуется программа - развитие понимания и мышления, метапредметных умений, познавательного интереса и познавательной активности.

  1. Категория учащихся - 1-4 классы.
  2. Количество часов - 8, из них:
  • теоретическая часть - 1 час;
  • практическая работа - 4 часа;
  • самостоятельная работа - 2 часа.
  1. Наличие программы в УП школы/в плане внеурочной деятельности - программа реализуется в плане внеурочной деятельности.
  2. Организационные условия реализации программы:
  • время проведения - в течение триместра;
  • режим проведения - 1 час в неделю;

- место реализации программы - МАОУ прогимназия « Надежда».

2. Ожидаемые результаты реализации программы

Результат

УУД

Критерии и показатели результативности программы

Конструирование

Личностные:

  • положительное отношение к учению;

  • желание приобретать новые знания;

  • способность оценивать свои действия;

Метапредметные

познавательные:

  • соблюдать правила по технике безопасности и личной гигиены.

  • соблюдать правила организации рабочего места.

  • соблюдать правила бережного использования бумаги.

  • эстетически относиться к окружающему миру и самому себе.

  • анализировать информацию, полученную из разных источников.

  • научатся различным приемам работы с бумагой.

  • будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;

  • научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия оригами, пользуясь картами и схемами;

  • будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;

регулятивные

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • работать по плану;

  • адекватно оценивать свои достижения.

  • способность использовать приобретённые умения и навыки в других видах познавательной деятельности и оценивать свою деятельность

коммуникативные:

  • вести диалог с учителем и одноклассниками;

  • задавать вопросы;

  • слушать и отвечать на вопросы других;

  • высказывать свою точку зрения;

  • работать в парах и рабочих группах;


  • 100% учащихся научатся выполнять конструирование фигур по образцу;
  • 80% учащихся научатся конструировать фигуры среднего уровня сложности (конструирование фигур необычной формы);
  • 50% учащихся научатся находить три и более способа конструирования фигур;
  • 100% учащихся создадут индивидуальный или групповой образовательный продукт.


3.Оценка результатов Наиболее плодотворным фактором, в оценочной работе итогов обучения, являются выставки работ детей. Параметры оценивания представленных участниками работ могут изменяться в зависимости от уровня и целей проводимых выставок. Выставки позволяют обменяться опытом, технологией, оказывают неоценимое значение в эстетическом становлении личности ребенка. Большое значение в оценивании итогов обучения имеют разнообразные конкурсы, подарки, поделки, сувениры с элементами художественного конструирования. В процессе таких занятий более интенсивно развиваются творческие способности детей (воображение, образное и техническое мышление, художественный вкус). Продуктом деятельности станет творческая работа. Критериями оценки будут являться:

  • четкая линия сгиба
  • наличие узнаваемости
  • соответствие по образцу
Ожидаемый образовательный результат: конструирование (умение изготовить изделие в технике «Оригами» )






4. Механизмы достижения результатов Описание замысла программы Орига́ми (японского 折り紙 «сложенная бумага») - вид декоративно-прикладного искусства; древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Оригами не только интересное развлечение, но и полезное занятие, в процессе которого происходит естественный массаж кончиков пальцев рук, развивается подвижность и точность движений пальцев как правой, так и левой руки. Это уникальное средство для развития тонкой моторики и повышения чувствительности пальцев. Активная работа обеих рук влечет за собой повышение активности полушарий головного мозга и развивается не только левое, отвечающее за логику и речь, полушарие, но и правое, ответственное за творчество, интуицию, воображение. Занятия оригами способствуют развитию пространственного воображения, глазомера, внимания, памяти, фантазии и творческого мышления. Стимулирует развитие пространственной и моторной памяти, учит концентрации внимания, развивает творческие способности. Расширяет игровые и коммуникативные способности детей, их кругозор и воспитывает уважение к японской культурной традиции. Совместное изготовление бумажных фигурок приносит радость учителю и детям, способствует лучшему взаимопониманию и миру в семье. Чтобы научиться складывать и самому придумывать фигурки, нужно:

  • выучить международные условные знаки, принятые в оригами;
  • овладеть основными приемами складывания;
  • знать базовые формы и уметь их складывать на память;
  • цветная бумага, ножницы, клей.
Оригами похоже на фокус - из обычного листка бумаги за несколько минут рождается чудесная фигурка! Оригами не требует больших материальных затрат, занятия оригами абсолютно безопасны для детей. С помощью оригами легко и быстро создается целый мир, в который можно играть! Не требуется особых способностей и получается у всех! С помощью оригами легко делать необычные и оригинальные подарки и украшать помещения. Задания для учащихся усложняются при переходе от занятия к занятию. В конце любого занятия каждый ученик может определить результат своей деятельности по критериям, которые задает учитель, и получить накопительные жетоны определённого цвета (зелёный - высокий уровень, жёлтый - средний уровень, красный - низкий уровень).

5.Содержание программы

п/п

Название темы

Ча

сы

Способы деятельности педагога

Учащихся

Объект оценивания 1. Введение. Презентация «Японское искусство» 1 Знакомит учащихся с историей оригами, техникой складывания и системой оценки. Формулирует учебную задачу по шаговому конструированию поделок. Слушают, наблюдают, принимают учебную задачу
2. Инструктаж по ТБ с ножницами. Мир оригами «Голубь - мира» 1 Проводит инструктаж работы с ножницами. Рассказывает историю о голубе - мира. Показывает алгоритм складывания голубя. Комментирует все этапы складывания. Понимание необходимости соблюдения правил безопасности работы с ножницами. Складывают шаг за шагом, сверяя получившийся результат с рисунком модели. Четкая линия сгиба, наличие узнаваемости, соответствие по образцу.
3. «Журавлик» 1 Презентация японская девочка Садако Сасаки. Показ складывания журавлика Работа в паре. Складывают по шаговому образцу поделки
4. Семейка домашних животных «Кот» 1 Показывает несколько видов складывания кота. Самостоятельное планирование и организации собственной деятельности. Стремление к достижению положительного результата в практической деятельности.
5. «Цветы» 2 Знакомит с основными техниками складывания - это комбинации складывания. Учатся выравнивать стороны и углы между сгибами и находят изменения в зависимости от конкретной модели. Самостоятельная работа по образцу.
6. «Транспорт» 1 Показывает расширенные техники складывания. Выполняют комбинации приемов складывания, при этом используют ловкость пальцев.
7. Коллективная работа «Искусство оригами» 1 Направляет, контролирует. Работа в группах Планируют работу и выполняют тщательно и делают все точно и правильно.



  1. Материалы, необходимые для реализации программы:

Дидактические:
  • Образцы фигур для конструирования.
  • Дидактический материал с формулировкой задач для самостоятельной работы.
  • Презентация для проведения занятий.
Ресурсное обеспечение: Для учителя: Компьютер, проектор, экран. Для учащихся: Цветная и белая бумага, калька, ножницы, линейка, гладилка, клей.

7. Список литературы:

1. Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Всё об оригами [Текст] справочник/ Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб: Кристалл, 2005

2. Выгонов,В.В. Я иду на урок. Начальная школа. Трудовое обучение. Поделки и модели [Текст]: книга для учителя / В.В.Выгонов. - М.: Первое сентября, 2002.

3. Долженко, Г.И. 100 оригами [Текст]: книга, учителей начальной школы.

4. Сержантова, Т. Б. 100 праздничных моделей оригами [Текст]: книга для учителей начальной школы и родителей/ Т.Б.Сержантова. М.: Айрис-пресс, 2007

5. Соколова, С.В. Игрушки и забавы. Оригами [Текст]:

/ С.В.Соколова. - СПб.: Нева, 2007

6. Соколова, С.В. Игрушки - оригамушки [Текст]: / С.В.Соколова. - СПб: Химия, 2001

7.сайты: "Origami.ru



© 2010-2022