Активизация познавательной деятельности на уроках математики, в начальной школе

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

"Активизация познавательной деятельности на уроках математики, в начальной школе".

Хотелось мне, чтобы на уроках было интересно, материал запоминался лучше, способствовал развитию математических способностей у ребят в начальной школе. Главное, чтобы дети не боялись предмет.

Развивая математические способности, формируя интерес путем активных игр, играх путешествий, наглядных пособий, занимательных задач в рифмованной форме, загадывание загадок, используя шарады, мегаграммы, логогрифы все это помогает активизировать познавательную деятельность детей и улучшает качество знаний.

Формирование интереса к учению - важное средство повышения качества обучения. Это особенно важно в начальной школе, когда еще только формируются и определяются постоянные интересы к тому или иному предмету. Чтобы формировать умение самостоятельно пополнять свои знания,

необходимо воспитывать у них интерес к учению, потребность в знаниях.

Одно из важнейших факторов интереса к учению - понимание детьми необходимости того или иного изучаемого материала. Для развития познавательного интереса к изучаемому материалу большое значение имеет методика преподавания данного материала. Поэтому, перед тем, как приступить к изучению какой - либо темы, я много времени уделяю поискам активных форм и методов обучения, продумывая каждый урок, ибо урок, по словам В. А. Сухомлинского, первая искра, зажигающая факел любознательности.

Готовясь к урокам, на которых учащиеся получают новые знания, стараюсь пробудить в них активное восприятие. Лучшему усвоению материала способствуют средства наглядности, опорные схемы, таблицы, которые применяю на уроке.

Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету дидактическая игра. она вызывает у детей интерес к процессу познания, активизирует их деятельность и помогает легче понять учебный материал.

Игровые и занимательные задачи способствуют воспитанию интереса к математике, развитию внимания, мышления. В.А. Сухомлинский писал. «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности ». Создание игровой атмосферы на уроках развивает познавательный интерес и активность учащихся, снимает усталость, позволяет удержать внимание. Продолжительность игры 8-12 минут. Дети играют, а играя, непроизвольно закрепляют, совершенствуют навыки вычисления. Игра «Путешествие к Робинзону Крузо», игра «Борьба за цифру», игра «Найди лишний ряд», «Молчанка», «Назови соседей», «День ночь», «Кто быстрее», «Поднимись по лесенке», «Вперед в космос», «В цирке», «Прогулка по лесу».

Активизация деятельности учащихся на уроке - одно из направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе. Сознательное и прочное усвоение знаний учащихся проходит в процессе их активной умственной деятельности. Различные виды занимательности целесообразно использовать на всех этапах урока в зависимости от ее дидактической направленности: при проведении устного счета, при подготовке к изучению и при изучении нового материала, при закреплении и повторении ранее пройденного материала. Поэтому работу следует организовывать на каждом уроке так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика.

Приложение.

Для развития активности и внимания учащимся провожу устный счет с элементами игры «Веселый счет».(порядок цифр разным цветом)

12 14 15 17

13 20 18 15

18 11 19 20

17 16 13 16

12 19 11 14

1. Назови и покажи все числа от 11 до 20, написанные черным цветом, затем красным.

2. Назови и покажи все числа от 20 до 11, написанные черным цветом, а затем красным

3. Назови и покажи все числа от 11 до 20 одновременно, написанные черным и красным цветом.

4. Назови и покажи числа от 20 до 11 одновременно, написанные красным и черным цветом.

Число заданий на развитие внимания учащихся, построенных на математическом материале, очень велико. Приведу некоторые из них:

Задание 1

1. найди сумму всех чисел, записанных красным цветом

2. найди сумму всех чисел, записанных черным цветом.

запиши полученные суммы соответственно в красном и черном квадратах.

7 3 2

5 9 7 5 4

Задание 2

НАЙДИ:

1. Сумму чисел, которые встречаются два три раза. Запиши ее в первом квадрате

2. Сумму чисел, встречающихся в записи один раз. Запиши её во втором квадрате

3. Разность чисел запиши в третьем квадрате.

7

1 7 3 6

3

5 4 2 1 4

1

Задание 3

Из каких геометрических фигур составлены данные рисунки,? каких геометрических фигур больше в данном рисунке? на сколько?

( рисунки на свой взгляд)

При привитии детям интереса к урокам математики большую роль играют задачи занимательного характере в рифмованной форме, например:

У Аленки в гостях Я нашел в дупле у белки

Два цыпленка в лаптях, Пять лесных орехов мелких.

петушок в сапожках, Вот еще один лежит

Курочка в серёжках, Мхом заботливо укрыт.

Селезень в кафтане, Ну и белка, вот хозяйка!

Утка в сарафане, Все орешки сосчитай-ка!

А корова в юбке,

В теплом полушубке.

Сколько всего гостей?

На лужайке у реки

Рассердились мотыльки.

Два сидели на ромашке

Два сидели на ромашке.

Восемь - на душистых кашках.

Да один мотылек Сел на синий василек

Кто из вас сказать готов,

Сколько синих мотыльков?

Собрали дети осенний букет

В парке из листьев опавших

Каких только листьев в букете их нет,

Красками броско пылавших:

Десять кленовых

И двадцать осиновых,

Восемь дубовых

И десять рябиновых...

Сколько же листьев собрали дети

В этом нарядном осеннем букете?

Дарит бабушка - лиса

Трем внучатам рукавицы:

«Это вам на зиму, внуки,

Рукавичек по две штуки.

Берегите, не теряйте»

Сколько всех, пересчитайте.

Модница сороконожка

Стала примерять сапожки:

Черных восемь пар надела

И четыре пары белых.

Сколько остается ножек

Для коричневых сапожек?

Подарил утятам ежик

Восемь кожаных сапожек.

Сколько ж маленьких утят

Ежика благодарят?

В первом классе начинаем, знакомится с цифрами. На каждую цифру у меня есть стихотворение:

Поиграть решили дети,

Встали в круг все, кроме Пети,

Он один не захотел

И, надувшись, в угол сел.

Но прошла одна минутка. Разревелся не на шутку.

Отгадали, почему?

Стало скучно одному.

Саша с Колей - два дружка, Два веселых рыбака.

Два часа на речке были.

Много рыбы наловили.

Их добыча велика:

Два ерша, два окунька

Хороша была рыбалка!

Жаль, что кончилась считалка

Неразлучны три сестренки: Катя, Маша и Аленка.

На Аленке, Маше, Кате Одинаковые платья.

И сестренки так похожи - Отличить никто не может.

Раз, два, три, четыре!

В день рожденья подарили Мне четыре новых книжки,

Я читаю их братишке. Именинницей была

Я четвертого числа.

Раз, два, три, четыре, пять! Дети в лес пошли гулять,

И увидели ребята

Возле пня грибы- опята. Стали их они считать:

Раз, два, три, четыре, пять. Ребятишкам повезло:

Пять хорошее число.

Загадки

На уроках математики и во внеклассных мероприятиях использую загадки. Они расширяют кругозор, тренируют память, мышление, внимание, повышают интерес.

1. У него четыре лапки,

Лапки - цап - царапки,

Пара чутких ушей,

Он - гроза для мышей. (Кот)

3. Черненькая, хвостатенькая,

Не лает, не кусает,

А из класса в класс не пускает, (двойка)

3. Говорит она беззвучно.

А понятно и не скучно.

Ты беседуй чаще с ней -

Станешь в десять раз умней, (книга)

При знакомстве с новой цифрой загадка может служить исходным материалом для выделения изучаемого числа. Предлагаю детям отгадать загадку:

Вспушит она свои бока,

Свои четыре уголка.

А тебя, как ночь настанет.

Все равно к себе притянет, (подушка)

Загадки можно использовать для устного счета и активизации, учащихся на уроке.

1. Все мы знаем сказку «Репка»,

Все умеем мы считать.

Мы попробуем, ребята,

Всех героев вам назвать:

Внучка, Жучка, кошка, мышка. Дед и бабушка при нем,

Ну, попробуйте, ребята,

Всех назвать одним числом. (6)

2. Со двора шестнадцать веток.

Принесла коза для деток,

Положила на пол их.

Как делить на четверых? (по 4)

На уроках использую занимательные вопросы:

1. На столе стояло три стакана с ягодами. Вова съел один стакан ягод и

поставил его на стол. Сколько стаканов стоят на столе? (три)

2. В комнате зажгли три свечи. Потом одну из них потушили. Сколько

свечей осталось? (одна, две сгорели.)

3. Три человека ждали поезда три часа. Сколько времени ждали каждый из них? (три часа)

4. Назови три дня подряд, не пользуясь названиями дней недели, числами. (сегодня, завтра, послезавтра; вчера, сегодня, завтра)

5. У мальчика и девочки было одинаковое число орехов. Мальчик отдал

девочке три ореха. На сколько орехов стало больше у девочки, чем у

мальчика? (на три )

6. Сколько ушей у трех мышей? (шесть)

7. Сколько лап у двух медвежат? (восемь)

8. У семи братьев по одной сестре. Сколько всего сестер? (одна)

9. Когда цапля стоит на одной ноге, то она весит три килограмма. Сколько будет весить цапля, если встанет на обе ноги? (три килограмма)

Ю.Четверо играли в домино 20 минут. По сколько минут играл каждый? (по 20 минут)

Шарады

В шараде требуется отгадать определенное слово. Каждое слово отгадывается не сразу, а по частям. Впервой шараде, например, речь идет о слове «Волга», которое рассматривается по частям: Вол - га.

1. К названию животного приставь одну из мер. Получишь

полноводную реку в России. ( Вол -га)

2. Предлог и малое число,

За ними букву скажем.

А в целом - ты найдешь его

Почти под домом каждым, (по - два - л)

3. В танце первый слог найдете,

Цифра - это первый слог,

Ну а дальше вы возьмете

И приставите предлог. (Па - три - от)

4. Число и нота рядом с ним,

Да букву припиши согласную.

А в целом - мастер есть один,

Он мебель делает прекрасную. (Столяр)

5. Первая буква есть в слове «сурок»,

Но нет этой букве в слове «урок»,

А дальше подумай, и краткое слово

У умных ребят ты найдешь у любого.

Две буквы у «мамы» возьми без смущенья.

И в целом получишь итог от сложенья, (сумма.)

7. Возьмите наименьшее трехзначное число

И букву назовите рядом с ним одновременно,

И вы одно получите из слов,

Которым называют кучу сена, (стог)

Метаграммы

Я приношу с собою боль,

В лице больного искажение,

А «Ф» на «П» заменишь коль,

То превращаюсь в знак сложения, ( флюс - плюс.)

С буквой «Л» - в игре в футбол -

Часто слышим слово...

С «Д» уже в слове смысл не тот -

Мерой стало,

- Просто... (Год.)

С «Д» давно я мерой стало.

С «Т» уж нет и выше балла. ( пядь - пять.)

Он грызун не очень мелкий,

Ибо чуть побольше белки,

А заменишь «У» на «О» -

Будет круглое число. (Сурок - сорок.)

Логогрифы

1.Арифметический я знак.

В задачнике меня найдешь во многих строчках.,

Лишь «О» ты вставишь, зная как,

И я - географическая точка. (Плюс - полюс)

2.Я не любимая оценка в дневнике,

Из-за меня у школьника мрачнеет вся природа.

Но если внутрь меня поставить «Е»,

То женского я рода, (два - дева)

З.Сначало назови ты за городом дом.

В котором лишь летом семьею живем,

Две буквы к названью приставь заодно.

Получится то, что решать суждено, (дача - задача)

4.Я важная деталь судна,

И без меня оно по воле ветра мчится,

Но вставленная буква «Б» одна

Меняет слова смысл - я денежная единица, (руль - рубль)

© 2010-2022