Статья «Развитие логического мышления младших школьников»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Макарова Н.В.

КГУ СОШ № 59 г. Караганды

Развитие логического мышления младших школьников

Развитие логического мышления - важная составная часть педагогического процесса. Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал - одна из основных задач современной школы. Формирование логических приемов мышления у школьников способствует развитию у них познавательной деятельности и продуктивных мыслительных процессов. Изучением мышления, процесса мыслительного развития занимались такие видные ученые, как Г. Айзенк, Л.С. Выготский, В.В.Давыдов, Д.Б. Эльконин и другие. В современное время дети учатся по развивающим технологиям, где логическое мышление является основой. Уже в начальной школе дети должны овладеть элементами логических операций обобщения, классификации, анализа и синтеза, сравнения. Особое внимание уделяется переходу детей из начальной школы в среднее звено. В среднем звене школы коренным образом изменяются условия учения, более высокие требования предъявляются к интеллектуальному и личностному развитию. В учебной деятельности от школьника требуется не только осмыслить, усвоить отдельные научные термины, но и понять весь объём научных знаний в совокупности. Понимание - это сложный интеллектуальный процесс, который тесным образом переплетается с речевым развитием школьника. Логические приемы мышления результативно формируются и развиваются, если их процесс становления отвечает следующим методическим требованиям: - учет возрастных особенностей школьников; - последовательность формирования логических приемов мышления; - системность; - непрерывность и преемственность в методике формирования и развития логических приемов мышления на различных этапах обучения. Логика - наука, которая учит, как нужно рассуждать, чтобы мышление было определённым, последовательным, связанным, доказательным. Мышление - высшая форма отражения мозгом окружающего мира, наиболее сложный познавательный психический процесс, свойственный только человеку. Мышление - это процесс опосредованного и обобщенного познания окружающего мира. Сущность его в отражении: 1) общих и существенных свойств предметов и явлений, в том числе и таких свойств, которые не воспринимаются непосредственно; 2) существенных отношений и закономерных связей между предметами и явлениями. Логическое мышление не является врожденным, поэтому его нужно развивать. Для того чтобы способность к мышлению развивалась, мозгу надо постоянно подбрасывать новые оригинальные проблемы и задания. Решение логических задач на уроках в начальной школе представляет собой один из приемов развития мышления, дает возможность развить внимание, память и привить навыки правильного мышления. Мыслительная деятельность совершается при помощи мыслительных операций: сравнения, анализа и синтеза, абстракции, обобщения, конкретизации, классификации. Анализ - это расчленение целого на части, переход от общего к частному. Синтез - мысленное объединение частей в целое, то есть переход от частного к общему. Анализ и синтез - важнейшие мыслительные операции, в единстве они дают полное и всестороннее знание действительности. Анализ даёт знание отдельных элементов, а синтез, опираясь на результаты анализа, объединяя эти элементы, обеспечивает знание объекта в целом. Сравнение - это сопоставление предметов и явлений с целью найти сходство и различие между ними. В учебной деятельности школьника сравнение играет очень важную роль. Сравнивая прилагательное и глагол, операции умножения и деления, треугольник и прямоугольник, школьник глубже познаёт особенности данных предметов или явлений. Абстракция - это мысленное выделение существенных свойств и признаков предметов или явлений при одновременном отвлечении от существенных признаков и свойств. Выделенный в процессе абстрагирования признак предмета мыслится независимо от других признаков и становится самостоятельным объектом мышления. Аналогия - мысленное установление сходства между объектами в некотором отношении. Обобщение - мысленное объединение предметов и явлений в группы по тем общим и существенным признакам, которые выделяются в процессе абстрагирования. В учебной работе школьников обобщение обычно проявляется в выводах, определениях, правилах, классификации. Конкретизация - это мысленный подход от общего к единичному, которое соответствует этому общему. Классификация - это распределение предметов по группам путем выделения в данных предметах тех или иных признаков. Для правильного построения процесса обучения необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности организации мыслительного процесса, так как человеческое мышление изначально двустороннее: эмоционально-образная и логическая стороны существуют как равноправные части. Любая мыслительная деятельность начинается с вопроса, который ставит перед собой человек, не имея готового ответа на него. Иногда этот вопрос ставят другие люди, но всегда акт мышления начинается с формулировки вопроса, на который надо ответить, задачи, которую надо решить, с осознания чего-то неизвестного, что надо понять, уяснить. На стадии конкретных операций ученик обнаруживает способность к выполнению гибких и обратимых операций, совершаемых в соответствии с логическими правилами. Дети, достигшие этого уровня развития, уже могут давать логические объяснения выполняемым действиям, способны переходить с одной точки зрения на другую, становятся более объективными в своих оценках. Целенаправленное обучение приемам мыслительной деятельности нисколько не замедляет процесс усвоения программного материала. Наоборот, этот процесс ускоряется по мере развития логики мышления учащихся. В зависимости от того, в какой степени мыслительный процесс опирается на восприятие, представление или понятие, различают три основных вида мышления: 1. Предметно-действенное (наглядно-действенное). 2. Наглядно-образное. 3. Абстрактное (словесно-логическое). Предметно-действенное мышление - мышление, связанное с практическими, непосредственными действиями с предметом; наглядно-образное мышление - мышление, которое опирается на восприятие или представление (характерно для детей раннего возраста). Наглядно-образное мышление даёт возможность решать задачи в непосредственно данном, наглядном поле. Дальнейший путь развития мышления заключается в переходе к словесно-логическому мышлению - это мышление понятиями, лишёнными непосредственной наглядности, присущей восприятию и представлению. Переход к этой новой форме мышления связан с изменением содержания мышления: теперь это уже не конкретные представления, имеющие наглядную основу и отражающие внешние признаки предметов, а понятия, отражающие наиболее существенные свойства предметов и явлений и соотношения между ними. Это новое содержание мышления в младшем школьном возрасте задаётся содержанием ведущей деятельности учебной. Словесно-логическое, понятийное мышление формируется постепенно на протяжении младшего школьного возраста. В начале данного возрастного периода доминирующим является наглядно-образное мышление, поэтому, если в первые два года обучения дети много работают с наглядными образцами, то в следующих классах объём такого рода занятий сокращается. Школьник постепенно приобщается к системе научных понятий, его умственные операции становятся менее связанными с конкретной практической деятельностью или наглядной опорой. Словесно-логическое мышление позволяет ученику решать задачи и делать выводы, ориентируясь не на наглядные признаки объектов, а на внутренние, существенные свойства и отношения. В ходе обучения дети овладевают приёмами мыслительной деятельности, приобретают способность действовать «в уме» и анализировать процесс собственных рассуждений. У ребёнка появляются логически верные рассуждения: рассуждая, он использует операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения. В процессе решения учебных задач у детей формируются такие операции логического мышления как анализ, синтез, сравнение, обобщение и классификация. Приёмы логического анализа, синтеза, сравнения, обобщения и классификации необходимы учащимся уже в 1 классе, без овладения ими не происходит полноценного усвоения учебного материала. Именно в младшем школьном возрасте необходимо проводить целенаправленную работу по обучению детей основным приёмам мыслительной деятельности. Помощь в этом могут оказать разнообразные психолого-педагогические упражнения. Для определения уровня развития логического мышления ученику предлагается найти «лишнее» слово и объяснить, почему оно «лишнее».

Карточки с четырьмя словами, одно из которых лишнее:

- стол, кровать, пол, шкаф;

- молоко, сливки, сало, сметана;

- ботинки, сапоги, шнурки, валенки;

- молоток, топор, пила, гвоздь;

- трамвай, автобус, трактор, троллейбус;

- берёза, сосна, дерево, дуб;

- самолёт, телега, человек, корабль;

- Василий, Фёдор, Семён, Иванов;

- сантиметр, метр, килограмм, километр;

- токарь, учитель, врач, книга;

- дедушка, учитель, папа, мама. Анализ результатов. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл. 10-8 баллов - высокий уровень развития логического мышления; 7-5 баллов - средний уровень развития логического мышления; 4 и менее баллов - логическое мышление развито слабо. Упражнения, направленные на развитие логического мышления. 1. Соединение элементов в единое целое: Вырежь нужные фигуры и составь из них домик, кораблик, рыбку. 2. Поиск различных признаков предмета: Сколько углов, сторон и вершин у пятиугольника? 3. Узнавание или составление объекта по заданным признакам: 1) Какое число идёт при счёте перед числом 6? Какое число следует за числом 7? 2) Составь по краткой записи задачу и реши её. Было - 18 кг Продали - ? Осталось - 8 кг 2) В коробке было 10 карандашей. Когда из коробки взяли несколько карандашей, в ней осталось 6 карандашей. Сколько карандашей взяли? Рассмотри краткую запись и схематический чертёж к задаче. Объясни, как этот схематический чертёж составлен. Реши задачу. Задания, направленные на формирование умения классифицировать: 1. В мультфильме про динозавров 9 серий. Коля уже посмотрел 2 серии. Сколько серий ему осталось посмотреть? Задания, направленные на развитие умения сравнивать. У Тани было несколько значков. Она подарила 2 значка подруге, и у неё осталось 5 значков. Сколько значков было у Тани? Какой схематический чертёж подходит к этой задаче? 2. Установление сходства и различия между признаками предметов. Составь задачу по краткой записи и реши её. Купили - 20 шт. Купили - ? Израсходовали - 9 шт. Израсходовали - 9 шт. Осталось - ? Осталось - 11 шт. Задания, направленные на развитие умения обобщать. 1) Найди среди следующих записей уравнения, выпиши их и реши. 30 + х > 40 45 - 5 =40 60 + х = 90 80 - х 38 - 8 < 50 х - 8 = 10 Комплексные упражнения 1) Логические задачи. Вася выше Саши на 8 см, а Коля ниже Саши на 3 см. На сколько сантиметров самый высокий из мальчиков выше самого маленького? 2) «Магические квадраты». - расставьте числа 2; 4; 5; 9; 11; 15 так, чтобы по всем линиям в сумме получилось 24. Мышление представляет собой процессы познания человеком объектов и явлений окружающего мира и их связей, решения жизненно важных задач, поиска неизвестного, предвидения будущего.

Логическое мышление - основа школьного образования, залог успешного понимания технических и гуманитарных дисциплин. Развитие логического мышления как педагогический процесс необходимо осуществлять в соответствии с законами развития детского организма, в единстве и согласии с интеллектуальным развитием ребенка.


© 2010-2022