Реферат Храм

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Чернская начальная общеобразовательная школа «Росинка»





Модуль «Основы православной культуры»


Тема «Православный храм»
4 класс











Гнибида Т. И.

учитель начальных классов

МБОУ ЧНОШ « Росинка»

п. Чернь Тульской области.

2014 учебный год.


Тема: «Православный храм»

Целью урока ставилось: формирование начальных, общих представлений о храме, для дальнейшей подготовки школьников к получению систематического религиозно- подготовительного образования.

Для решения цели ставились следующие задачи:


-познакомить с понятием «храм - дом Божий»;

-познакомить с назначением, внешним видом и устройством православного храма;

-формировать представление о его ценности как общенародного дома для молитв, святыни для православных людей;

-развивать мотивацию к изучению православной культуры, обогащать историко - культурный словарь детей;
-воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому, культурному наследию.

Урок проводился после экскурсии в храм нашего поселка. Батюшка Сливка Андрей Иванович познакомил ребят с внутренним и внешним строением храма. Объяснил символическое значение элементов убранства храма, рассказал об истории строительства храма в поселке. Ребята с интересом слушали батюшку и задавали вопросы. Полученные знания были использованы на уроке по теме « Храм».

Реферат Храм

Андрей Иванович рассказывает о Свято-Покровском храме п. Чернь.

Реферат Храм

Дети у алтаря.

Цель урока: познакомить с понятием храм и его назначением; расширить и углубить знания детей по данной теме; пополнить словарный запас;

Основные термины и понятия : храм, икона, иконостас, Церковь, Царские врата, алтарь.

Виды деятельности: беседа, работа в группах, работа с иллюстрационным материалом, самостоятельная работа с источником информации, участие в учебном диалоге.



Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация слайдов.

Технологическая карта.

Дидактическая

структура

урока

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся,

выполнение которых

приведёт к достижению

запланированных

результатов

Планируемые результаты

Предметные

УДД Организационный момент. 1 мин.



Настраиваются на работу

Учитель читает текст под звуки музыкального произведения


Личностные: Развитие эмоционально- нравственной отзывчивости, доброжелательности.

Формулирование темы урока. Постановка цели.5 мин.

Вводная часть. 10 мин.

Прослушивание стихотворения. Обдумывание вопросов .Прогнозирование темы и цели урока.

Ассоциации (в виде слов) записывают на листе бумаги.

Отвечают на вопросы. Использование приема «Кластер» Предлагает вопрос: « С чем ассоциируется поэтическое произведение»
Рассказывает о храмах. Слайды 4,5,6,7.

После прослушивания произведения и записей детей, ассоциации зачитываются.

Акцентируется внимание на слове храм


Определять понятие Православном Храме. Отличать Храм от других зданий. Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации при первичном знакомстве с иллюстрациями

Коммуникативные УУД: развитие умения слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной и письменной форме; владение диалогической формой общения Регулятивные УУД: определение и формирование цели деятельности на уроке с помощью учителя; Изучение нового материала 20 минут

Ответ на вопрос учителя: «Знаете ли вы, как устроен Православный Храм?» Работа в группах. Прослушивание колокольного звона.
Знакомит с понятиями «амвон», «иконостас», «алтарь», «Царские врата». Сл.14,13,6,15,16,17,34,18. 1.Рассказ учителя об истории возникновения храмов. 2.Работа с новыми словами. Поиск значения слов. 3. Работа по учебнику в группах.( ответы на вопросы)
Знать устройство Православного Храма. Обогащать словарный запас учащихся, отвечать на вопросы. Регулятивные УУД: оценивание качества и уровня выполнения задания, высказывания Познавательные УУД: преобразовывать информацию из одной формы в другую, пересказывание небольшого текста; делать выводы. Коммуникативные УУД: высказывание своего предположения (версии) на основе работы с иллюстрацией учебника. Закрепление нового материала 5 минут.



Рефлексия 3 минуты


Домашнее задание. 1мин.

Формулировка правил поведения в храме. Творческая работа в парах. Организует работу с с учащимися.








Формулирует вопросы.

Учащиеся отвечают на вопросы викторины.

Эмоциональный настрой к духовной жизни

Давать ответы на вопросы викторины.








Описывать внешний образ храма.





Регулятивные УУД: развитие умения высказывать свое предположение на основе работы с учебным материалом; сличение результатов с эталоном Коммуникативные УУД: контроль своего поведение.



Обогащение словарного запаса учащихся. Владение диалогической формой общения.

Ход урока:


I. Организационный момент.

1. Приветствие.

Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на уроке «Основы православной культуры» здоровыми и жизнерадостными. Желаю нам успешной работы!

II. Актуализация знаний.

1.Беседа по актуализации знаний учащихся.

Мы живем в России и должны знать свою историю, традиции и культуру своей страны. Мир, окружающий нас, как мы уже знаем с вами, многообразен и бесконечен. Вещи ,предметы, средства и явления природы - это все материальный мир. Вы согласны? А какой еще есть мир? Другой?

-Верно. Духовный.

-А как вы понимаете, что такое духовный мир, объясните значение этого слова.

-А как иначе можно назвать этот мир?

(миром культур)

2. Подведение к теме урока.

Учитель-В духовном мире есть свои дороги. Они называются традициями. По ним шли наши предки . И мы должны знать свои культурные традиции. Для чего нам нужно знать? Вспомните рассказ нашего батюшки и используйте это в своих ответах.Обоснуйте свои ответы.

Целеполагание.

-А на чем основаны культурные традиции?

( на вечных ценностях, добре, милосердии)

-Подумайте, в чем истоки культурных традиций?

( в православной религии)

-Кто еще вам рассказывал о культурных традиций.

(дети рассказывают о своих семьях)

-Мы изучаем ОПК и уже не раз говорили о православии. Что значит православие? Расскажите.

( верность учению, прославление Бога)

-А где мы славим Бога?

( в храме)

-Верно. В храме, в Доме Божьем.

-Как вы думаете, о чем мы будем беседовать на уроке?

- А что бы вы хотели узнать новое по данной теме?

-Что для этого нужно нам?

Верно. Для этого нам нужно вспомнить ранее изученное, быть активными, рассудительными, любознательными и внимательными собеседниками.

-Давайте попробуем сформулировать цели нашего урока.

Слайд№1.

III. Сообщение темы занятия.
- Человека в жизни окружают много различных зданий. Каждое здание имеет свое назначение. Они разные по форме, строению, цвету. Я раздала иллюстрации разных зданий. Рассмотрите иллюстрации и объясните их назначение.

Учащиеся работают парами. Рассказ о своем здании и его назначении.

Слайд 2.

Реферат Храм

Реферат Храм

Реферат Храм

тРеферат Храм

Дети делятся своими мнениями. Ответы детей обобщаются и дополняются другими сведениями.

3.Прослушивание художественного произведения.

-Послушайте произведение и поделитесь своими эмоциями .

(стихотворение читается под музыкальное сопровождение)


Воды тихой речки отражают
Окруженный деревцами Храм.
Годы и столетья пролетают -
Каждый день молитвы слышны там.
Свечи здесь пылают и лампады,
Блики их на образах горят,
Девы Пресвятой святые взгляды
Прямо в душу ласково глядят.
Так отрадно плакать и молиться,
И так близко Небо там к земле,
Что потом печально возвратиться,
В грешный мир, лежащий весь во зле.
Но душа опять будет вновь стремиться ,
В чудный мир, обратно, к тишине,
В мир святой, где может возродиться ,
Та любовь, что спит еще во мне.

-Какую картину вы представили. Что чувства испытали?

( дети делятся своими впечатлениями)

-Почему человеку вновь и вновь хочется идти в храм?

-Почему вы любите ходить в наш храм?

-О какой любви идет речь?

- Испытывали ли вы такие чувства? Поделитесь.

Слайд №3.


- Сегодня на уроке вы подробнее узнаете, как устроен православный храм и что люди делают в храмах. Мы вместе совершим заочную экскурсию и найдем ответы на многие вопросы. Помогут нам в этом знания, которые мы получили в нашем храме .Наш батюшка Николай Иванович доступно рассказал о храме. Давайте вспомним и рассмотрим основные элементы храма и расскажем о них.


-Вспомните, где можно увидеть храм?

( дети рассказывают о том, что они знают)


Трудно представить себе современный русский город или крупное село без храма. Где бы не расселялся русский народ, на том месте сразу же возводился православный храм. Человек всегда стремится к прекрасному, надеется на лучшее и его душа находит покой только в Боге, поэтому люди всегда тянутся в храм. Храм - источник живительной благодати, где люди обращаются к Богу и получают просимое.

-Обращались ли вы с просьбой к Богу? Что просите у Бога?

(дети рассказывают о своих просьбах)

-Мне приятно, что ваши обращения к Богу связаны с пожеланиями о здравии ваших близких и родных.


IV. Выявление восприятия, мотивации учащихся.


-Попробуйте дать определение слову «храм». Иллюстрации помогут вам в этом.

(учащиеся дают определения слову «храм»)

Храм - это здание, в котором люди молятся Богу, ставят свечки.

Храм - это место, где проходят обряды крещения и отпевания.

Храм это здание, где много икон.

Зачем люди посещают храмы?

В храме люди приближаются к Богу, просят его о помощи и благодарят его.


4.Послушайте стихотворение и скажите, какой ответ дает нам автор.

Воскресенье-день великий.

В этот день Христос воскрес,

И на утреннюю службу

Приглашает благовест.

Благовест-звон колокола,

Слышен далеко вокруг.

Медленно и красиво

Раздается- бум-бум-бум.

Все свои дела оставив,

Папы, мамы в храм идут,

И с собою ребятишек

Дружно за руки ведут.

-Кто из вас с родителями ходит в храм в воскресенье?

-Почему вы туда идете? По желанию или по принуждению?

-Кто из вас посещает воскресную школу и зачем вы туда ходите?

(дети рассказывают об этом)


V. Изучение нового материала.

1. Беседа с учащимися.
На Руси всегда было много храмов и сейчас православные традиции возрождаются. В нашем Чернском районе восстановлены 4 церкви. Сейчас идут работы по восстановлению православной церкви в селе Тургенево. Восстанавливаются, реставрируются, строятся новые церкви, и вместе с тем врачуются души людей.

Слайд №4.


Издавна храмы строили в самых красивых местах, но перед строительством обычно молились, чтобы Господь указал необходимое место. Узнав волю Божию, строители приступали к работе.

Каким образом храм отличается от всех остальных зданий?

-У него есть купол, на котором находится крест.

-Чем еще отличается? Расскажите.

(дети рассказывают о храме)


Храм Божий по своему внешнему виду отличается от прочих зданий. Большей частью храм в своем основании устраивается в виде креста. Это означает, что храм посвящен распятому за нас на кресте Господу и что крестом Господь Иисус Христос избавил нас от власти Диавола.

Часто храм устраивается в виде продолговатого корабля, это означает, что Церковь, подобно кораблю, по образу Ноева ковчега, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царствие Небесном.

Иногда храм устраивается в виде круга, этим напоминается нам вечность Церкви Христовой.

Храм может быть устроен и в виде восьмиугольника, как бы звезды, означающей, что Церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире.


-Вспомните, подобно какому образу построен наш храм.

Слайд №6.


-Верно. Подобно кораблю, который плывет по океану человеческой любви.

Здание храма обыкновенно завершается сверху куполом, изображающим собой небо.

Как вы думаете, что по своей форме напоминает купол?

Купол напоминает пламя свечи, форму луковицы.

-Верно. Купол ( или глава)- символ устремленности к миру Горнему ,соединяющего земного и небесного. Форма купола различна. Первоначально купола были в виде воинского шлема, а храм похож на русского богатыря. Позже купола стали похожи на пламя. С 17 века купола стали делать в виде вазонов.


Купол заканчивается вверху главой, на которой ставится крест во славу Главы Церкви - Иисуса Христа. Часто на храме строят не одну, а несколько глав.

Знает ли кто из вас, что символизирует разное количество куполов?

(предположения детей)

Слайд №7

-две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе;
Слайд №8.
-три главы (три Лица Святой Троицы);
Слайд № 9.
-пять глав (Иисуса Христа и четырех евангелистов);
Слайд №10.
-семь глав (семь Таинств и семь Вселенских Соборов);
Слайд №11.
-девять глав (девять чинов Ангельских);
(слайд №12)
-тринадцать глав (Иисуса Христа и двенадцать апостолов). Иногда строят и большее количество глав.
Слайд №13


Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или звонница, т. е. башня, на которой висят колокола.


-Как вы думаете, зачем нужны колокола?

-Что об этом говорил наш батюшка?

Верно. Сейчас колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих на молитву, к богослужению, и чтобы возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы.
К колоколам на Руси относятся как к живым существам. Им давали имена или прозвища: Гавриил, Лебедь, Медведь - в зависимости от звучания.


  • Звон в один колокол называется «благовест» (благостная, радостная весть о богослужении).


  • Звон во все колокола, выражающий христианскую радость по поводу торжественного праздника и т.п., называется «трезвон».


  • Звон колоколов по поводу печального события называется «перезвон».


Колокольный звон напоминает нам о вышнем, небесном мире.

-Какие чувства вызвал у вас звон колоколов, которые были изданы вами во время экскурсии?

-Давайте еще раз вернемся в мир благодати и любви. (Прослушивание фрагментов колокольных звонов.)
Какие чувства вызывает у вас звон колоколов?


VI. Изучение устройства храма.

Давайте перенесёмся в храм на некоторое время.

Может быть, кто-то назовёт, из каких частей состоит храм?

(предположения детей)


Слайд№14.


Мы поднимаемся по ступенькам и останавливаемся на площадке, которая называется папертью.

Православный храм делится на три части: притвор, сам храм (средняя часть) и алтарь.

В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся, временно отлученные от причастия. Притворы в монастырских храмах часто использовались также в качестве трапезных. В настоящее время притвор сравнительно небольшой. Здесь продаются свечи, можно написать записки о здравии и об упокоении.

Вот мы в самом храме. Вторая самая большая часть - место для прихожан, собравшихся на церковное богослужение. В центре стоит аналой с иконой праздника. Здесь и у других икон мы можем поставить свечи о здравии наших близких и родных. С левой же стороны стоит панихидный столик - каннуник, здесь обычно ставятся свечи за упокой, служатся панихиды, т. е. заупокойные богослужения.

Главнейшая часть храма - это алтарь, место святое, поэтому в него не позволяется входить непосвященным. Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм - землю.

Самое важное место в алтаре - престол - особо освященный четырехугольный стол, украшенный двумя материями: нижней - белою из полотна и верхней - из парчи. Считается, что на престоле невидимо присутствует сам Христос и потому касаться его могут только священники.

1.Сейчас мы будем работать в группах. Вам дана конструкция храма и вы должны указать основные его части.

Дети выполняют работу и проверяют.

VII. Исследовательская работа. Работа в группах.


1.Учебник стр.с.48-51, УМК ОПК.

-Прочитайте вопрос № 5. Как вы думаете, зачем существуют правила поведения в разных общественных местах?

Сформулируйте правила поведения в храме.

( работа в парах)

-Для чего нужно знать эти правила?

- Только ли православному человеку надо знать правила?

-Почему? Докажите.

2.Составление памятки.

3.Выборочное чтение.

-Рассмотрите иллюстрации на стр. 51. Что изображено. Расскажите. Какие новые слова-понятия вам встретились в тексте?

(рассказы детей)

А сейчас мы послушаем рассказы ваших одноклассников. Они

приготовили небольшие сообщения о храмах города Тамбова.

Спасо-Преображенский собор.

В 1677 году главная, Спасо - Преображенская, церковь Тамбова была преобразована в соборную. Величественное здание собора торжественно поднимается над берегом ,привлекая внимание человека, подъезжающего к Тамбову со стороны Рассказовского шоссе. Строительство и перестройка этого крупнейшего в Тамбове храма продолжались более двухсот лет. Возведение собора было задумано и начато епископом Тамбовским и Козловским, святителем Питиримом.

Покровский собор.

Согласно исторической справке, в Покровской слободе, расположенной к югу от крепости, находились две церкви: первая - в честь Покрова Пресвятой Богородицы и вторая - во имя Великомученицы Параскевы Пятницы. Обе церкви располагались в одном деревянном здании. Во время сильного пожара в 60-х годах XVIII столетия деревянная постройка была полностью уничтожена. До наших дней сохранилось двухэтажное здание каменного Покровского собора, строительство которого началось в 1763 году.
.

Казанский Богородичный мужской монастырь.

Более трёх столетий назад за чертою Тамбова был основан Казанский Богородичный мужской монастырь. Его архитектурный облик многократно менялся из-за частых пожаров. Каменное строительство в Казанском монастыре началось в последние десятилетия ХVIII века. Исключением было только строительство колокольни. Её построил над святыми воротами

епископ Феодосий в последние годы своего служения в Тамбове.


VIII. Коллективная работа.

Игра-вопрос


О чём необходимо помнить мальчику, заходя в храм?

Как должны выглядеть девочки, приходящие на службу в церковь?

Как мы заходим в храм?

Как мы стоим во время богослужения?

Как оканчивается божественная литургия?



IX. Закрепление пройденного.

-Скажите, почему православные христиане с такой любовью и заботой относятся к храмам?

Давайте организуем группы по 4 человека и составим синквейн по теме.

Слайд№15.

Прочитаем, что у вас получилось.

X. Рефлексия.

Слайд№16

XI. Домашнее задание.

Общее:

- рассказать родителям о том, что запомнил на уроке;

- узнать, какие храмы есть в нашем районе;

- прочитать стр.48-51 учебника;

- ответить на вопросы стр.51;

Индивидуальное:

- нарисовать храм вашей мечты ;
- подобрать и выучить стихотворение о храме;
- составить и оформить памятку «Как вести себя в храме»;

© 2010-2022