- Преподавателю
- Начальные классы
- Разработка внеклассного мероприятия «От маленькой искры большой огонь бывает»
Разработка внеклассного мероприятия «От маленькой искры большой огонь бывает»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Моисеева Т.В. |
Дата | 13.02.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МОКУ «Покровская начальная общеобразовательная школа Октябрьского района»
Разработка внеклассного мероприятия
«От маленькой искры большой огонь бывает»
Учитель начальных классов
Моисеева Татьяна Викторовна
с. Покровка
Пояснительная записка.
В истории человечества немало событий, связанных с пожарами, память о которых хранится веками. По имеющимся данным только за последние годы в мире зарегистрировано около 150 самых разных опасных пожаров, превратившиеся в крупные катастрофы. Они уже унесли жизни десятков тысяч человек, нанесли громадный материальный ущерб. Пожары не знают ни границ государств, ни национальностей, не щадят ни молодых, ни старых. Это обязывает знать о них как можно больше, чтобы защитить себя. Поэтому в последние годы мы, педагоги и сотрудники пожарной охраны пытаемся наладить обучение ребят противопожарной грамоте. Ведь противопожарная безопасность, как и безопасность человека, вообще, во многом зависит от его просвещённости. Поэтому уже с первого класса на уроках окружающего мира, внеклассного чтение (приложение №1) и конечно во внеклассных мероприятиях. Хочется, наедятся, что разработки занятий, которые я вам хочу предложить, заинтересуют учителей начальных классов, родителей и помогут довести до сознания детей главную мысль - как важно изучать основы личной безопасности жизнедеятельности, насколько серьёзно надо относиться к проблеме пожарной безопасности.
От маленькой искры большой огонь бывает.
(внеклассное занятие для 2 класса)
Цель: научить детей правильно действовать в чрезвычайных ситуациях.
Оборудование: рисунки: пожарной каланчи, повозка с бочками и лошадьми, трубач, современные пожарные автомобили; плакаты по пожарной безопасности; предметы для наглядности: макет телевизора, дома, пламени; ведро, одеяло, песок; сковорода, кружка с водой, полотенце; игрушечный телефон.
Ход занятия.
1.Из истории пожарного дела.
Уч-ся. Говорим - огонь нам друг! Но врагом он станет вдруг, Если мы о нём забудем, Отомстит он сразу людям. Пожалеете о том Вы в сражении с огнём. Тут он страшен и суров - И от дома куча дров.
Уч. Ребята, вы догадались, о чём сегодня пойдёт речь на нашем занятии? Да, сегодня мы поговорим о том, как правильно вести себя и действовать при пожаре, рассмотрим, какие меры безопасности необходимо соблюдать, чтобы не стать жертвой огня. 200 лет назад пожары обнаруживали с каланчи - высокой башни (показ рисунка)
Уч-ся. На площади базарной, На каланче пожарной Круглые сутки Дозорный из будки Поглядывал На север и на юг, На запад, на восток. Не виден ли дымок? И если видел он пожар, Плывущий дым угарный, Он поднимал сигнальный шар Над каланчой пожарной. И два шара, и три шара Взвивалось, вверх бывало, И вот с пожарного двора Команда выезжала. С.Я. Маршак.
Уч. У пожарной части было два этажа. На втором этаже жили пожарные с семьями. На первом стояли повозки с бочками, с водой, баграми, лестницами. Но самое главное здесь - лошади - самые лучшие, самые резвые (рисунок - повозка с бочками и лошадьми). Пожарная часть, выезжавшая в те времена на пожар, представляла собой довольно солидную процессию. Впереди на лихом коне - трубач (показ рисунка), громкими звуками предупреждающий прохожих о том, что пожарные с большой скоростью едут на пожар. Отсюда и пошло выражение «лететь как на пожар». Но дом зачастую не удавалось спасти. На смену лошадям пришли мощные машины, а труба явилась родоначальницей сирен, которые устанавливаются на современных пожарных автомобилях (показ рисунка пожарной машины). 17 апреля 1918 года В.И. Ленин подписал декрет «Об организации государственных мер борьбы с огнём».Эту дату принято считать днём рождения пожарной охраны. Пожары причиняют огромный вред народному хозяйству, губят человеческие жизни. В Уральском городке Верхотурье огонь из-за шалости детей уничтожил более 100 жилых домов, 5000 человек осталось без крова, один человек погиб и несколько пострадали. Пожарные всегда спешат на пожар, но иногда они приезжают слишком поздно. Как говорится, «на пожарных надейся, а сам не плошай», то есть до того, как на пожар приедут пожарные, мы многое сумеем спасти. Пожар - это опасность для здоровья и жизни людей, значит это ЧС (чрезвычайная ситуация). А главное в ЧС не паниковать и правильно грамотно действовать. И я предлагаю провести конкурс знатоков правил пожарной безопасности, проверить вашу сноровку, быстроту, смекалку.
Конкурс знатоков пожарной безопасности (ребята делятся на две команды).
Уч. Сейчас мы проверим, закрепим наши знания по пожарной безопасности, инсценируя различные ситуации с огнём. В игре у нас принимает участие две команды. Ваши ответы будет оценивать наше уважаемое жюри (представление жюри). 1-я команда «Огонёк» Девиз: «Легче, чем пожар тушить, Нам его предупредить»
2-я команда «Огнетушители» Девиз: «Крепко помните друзья, Что с огнём шутить нельзя»
Игровые ситуации и задания для команд (после каждого задания жюри подводит итог)
- У вас загорелся телевизор. Какими должны быть ваши действия? (Предметы для наглядности: макет телевизора, макет пламени, ведро, одеяло, песок)
- Кашу решила Саша подогреть,
- На тебе горит одежда. Ваши действия?
- Увидели человека в горящей одежде. Какими должны быть ваши действия?
- От чего гибнут люди при пожарах?
- Как необходимо преодолевать задымлённое место?
- Продолжаем наше соревнование. И следующее испытание игра «Два сапога - пара».
На пожаре очень важно умение работать оперативно, дружно, сообща. Давайте проверим, у кого из команд это лучше получится. (Описание: играющим связывают ноги (левую ногу одного участника с правой ногой другого участника). Взявшись за руки, они должны допрыгать до финиша, вернуться обратно и передать эстафету следующим участникам).
- Вы, конечно, знаете, что вода на пожаре очень дорога, а пожарные машины
- Доврачебная помощь при ожогах. Ваши действия?
10.На пожаре очень важна сноровка и быстрота. Давайте проверим, чья команда быстрее, а для этого мы с вами проведём игру «Если возник пожар». (Описание: у учителя в руках воздушный шар. Команде, которой попадает шар, должна быстро сказать последние строки стихотворения и вернуть шар учителю. Если команда медлит с ответом или отвечает неверно, то соперники имеют право на ответ). Этот шар в руках недаром Раньше, если был пожар, Ввысь взмывал сигнальным шаром, Звал пожарных в бой с пожаром. Где с огнём беспечны люди, Там взовьётся в небе шар, Там всегда грозить нам будет… /злой пожар/ Раз, два, три, четыре - У кого пожар … /квартире/? Дым столбом поднялся вдруг, Кто не выключил … /утюг/? Стол и шкаф сгорели разом. Кто сушил бельё над … /газом/? Столб огня чердак объял. Кто там спички … /зажигал/? Побежал пожар во двор. Это кто там жёг … /костер/ Пламя прыгнуло в листву. Кто у дома жёг … /траву/ Кто бросал в огонь при этом Незнакомые … /предметы/ Помнит каждый гражданин Пожарный номер … /01/ Дым увидел - не зевай. И пожарных … /вызывай/ Это всем должно быть ясно, Что шутить с огнём … /опасно/ А сейчас вы попробуйте сочинить стихи своим соперникам. Время 5 минут.
11.У нас с вами остался ещё один очень главный вопрос. Что такое эвакуация? Ответ: выход из опасной зоны. Звучат три коротких, 1 длинный звонок. Что нужно делать, услышав этот сигнал? Ответ: Это сигнал о возникновении пожара. Необходимо эвакуироваться. Мы сейчас посмотрим, чья команда быстрее построится и покинет здание. Вам необходимо помнить: строиться нужно быстро, без суеты и паники, не толкать друг друга; запомните, кто стоит с вами рядом, кто впереди и позади вас. При эвакуации важно не потерять никого. Выходим на улицу по плану эвакуации через запасные выходы (после проведения эвакуации ребята возвращаются в класс).
Подведение итогов. Уч. Пока жюри подводит итоги, ребята пропоют вам частушки о пожарной безопасности.
- Он, она и я
- Ростом спичка невеличка.
- Чайник на плиту поставим.
- На каникулах всегда
- День рождения у Светы
- У Матрёны нашей дома
- Зина печку раз включила,
- Смастерил Сергей пугач,
- Уголёк наш аленький
- О пожаре пели мы,
Жюри. За мужество и героизм, находчивость в борьбе с огнём, за знание и умение выходить из трудных ситуаций наградить команду победительницу ... и объявить благодарность команде ...
Уч. Помните ребята, главный способ защиты от пожара - самому не стать его причиной.
Пожарным можешь ты не быть.
(внеклассное занятие (игра - соревнование) для 3класса)
Цель: закрепить знания правильного поведения при пожаре.
Оборудование: выставка рисунков на тему «Осторожно, огонь!»; стакан с водой, ложка; одежда пожарного; верёвочка, детская машинка; обручи, противогаз; сосновые шишки, ведро; открытки или плакаты с пожарной тематикой.
Ход занятия. Уч-ся. Мчится красная машина, Всё быстрей, быстреё, вперёд! Командир сидит в кабине И секундам счёт ведёт. - Поднажми ещё немножко, - Он шофёру говорит. - Видишь в пламени окошко? Это дом жилой горит. Может, там остались дети, Люди ждут с надеждой нас… - Ясно всё, шофёр ответил. Дав машине полный газ.
Уч. Все вы, вероятно, не раз видели, как по селу проносятся красные машины, перекрывая ровный шум улиц тревожными сигналами. Это значит, что где - то возник пожар и кому - то нужна немедленная помощь. А как часто по телевизору показывают пожары, происходящие в разных уголках страны. Обычно всё это вы слушаете и думаете, что лично вас это никогда не коснётся. Что со спичками вы не играете и друзьям своим не позволяете. Тем не менее, количество пожаров возрастает. Отчего же это происходит? Большая часть пожаров происходит по вине самих людей, из - за их беспечности. А примерно каждый девятый пожар происходит по вине детей. Сегодня мы собрались с вами, чтобы вспомнить и поговорить о правилах пожарной безопасности. И я вам предлагаю провести игру - соревнование «Пожарным можешь ты не быть».
Уч-ся. Собрались мы здесь сегодня, Чтобы ловкость показать. Научиться быть пожарным И пожар не создавать.
Уч. Не раз мы с вами убеждались, что «старинная пословица не даром молвится». По верному замечанию народа, пословицы и поговорки учат, предостерегают, ограждают, охраняют. Вот поэтому снова предлагаю вам обратиться к давней, через века пронесённой мудрости нашего народа об огне, его значении и опасности. Внимание, первый конкурс: «Лучший знаток пословиц и поговорок об огне». (Кто больше знает пословиц и поговорок об огне и со словами, связанными с этим явлением. За каждый правильный ответ - жетон).
И так начинаем:
- Правда в огне не горит и в воде не тонет.
- Искру туши до пожара, беду отводи от удара.
- Две головни и в поле дымятся, а одна и в печи гаснет.
- Дыма без огня не бывает.
- Там не загорится, где огня нет.
- И сырые дрова загораются.
- Упустишь огонь - не потушишь.
- «Лень, отвори дверь: сгоришь!» - «Хоть сгорю, да не отварю».
- Много дыму, да мало пылу.
- Солома с огнём не дружит.
- Огонь без дыму, человек, без ошибки не бывает.
- На воре и шапка горит.
- Ожёгшись на молоке, станешь дуть и на воду.
- Легко чужими руками жар загребать.
- Из огня да в полымя.
- Голова без ума, что фонарь без огня.
- Вертится - коробится как береста на огне.
- Словно в огне сгорел.
- Горе что дым: глаза ест.
- Правда, да кривда что огонь да вода.
- Кочерга, как чёрная гагара, в огонь помчала.
- Печь зимой как сундук с золотом.
- Огонь, точно красный кочет, в небо дыру точит.
- Из искры возгорится пламя.
Уч. Вот как народные пословицы отмечают связь явлений и зависимость следствий от причин. А в этом конкурсе победу одержал(а)… Огонь! Миллионы лет назад люди научились добывать его. Он играл исключительно важную роль - согревал в холод, помогал добывать и готовить пищу, защищал от диких зверей. Первобытный человек сначала научился сначала сохранять огонь, потом добывать его и управлять им. Без огня люди не только бы не выжили, но и не стали бы людьми в подлинном смысле слова. Однако огонь часто становился страшным врагом, разрушал буквально всё на своём пути, наносил огромный вред ущерб, уничтожал людей. Это происходило тогда, когда огонь вырывался из-под контроля и повиновения человека, превращался в пожар. Очень тяжело приходилось пожарным бороться с огнём. Поэтому они должны быть хорошо подготовлены. И мы сейчас проверим, кто из вас может стать хорошим пожарным. Эстафета: «Юный пожарный». Нам надо разделиться на три команды. Каждый участник команды проходит определённый этап, передавая друг другу эстафетную палочку. 1-й этап. Участник быстро подбегает к стулу, на котором сложена одежда пожарного, и быстро надевает её. 2-й этап. После передачи эстафеты, второй участник подбегает к стулу, на котором стоит стакан с водой. Задача: перенести воду ложкой из одного стакана в другой не расплетая ни капли. 3-й этап. После передачи эстафеты, третий участник подбегает к стулу, садится, берёт в руки катушку, и наматывая на неё верёвочку ведёт детскую машинку, на которой стоит стакан с водой. 4-й этап. После передачи эстафеты, четвёртый участник с завязанными глазами проходит по лабиринту из стульев и находит выход из «задымлённого помещения». Подведение итогов.
Уч. Причин возникновения пожаров множество. Часто ребята разжигают костры вблизи строений, поджигают баки с мусором, сухую траву, тополиный пух, играют со спичками. Пожар - это неконтролируемый процесс горения определённых материалов, сопровождаемый выделением тепла и дыма. В состав дыма входит углекислый газ, который понижает содержание кислорода в воздухе, без которого человек не может дышать. При горении выделяются также другие вещества, оказывающие отравляющие действие на организм человека. Поэтому многие люди во время пожара гибнут от отравления продуктами горения. При спасении пожарным приходится передвигаться по задымлённому коридору. Чтобы не получить отравление угарным газом они используют противогазы. Эстафета: «Спасение». Нам надо разделиться на три команды. По длине зала помощники держат обручи - это коридор, по которому надо пробежать. На противоположной стороне противогаз для каждой команды. У первых участников они есть тоже. По команде учителя надо одеть противогаз на себя и бежать за другим, чтобы принести его для следующего члена команды, когда второй участник одевает на себя противогаз, взявшись за руки, они проходят сквозь обручи. Первый снимает противогаз, чтобы остаться на безопасной стороне от дыма, и передаёт его второму, который должен передать третьему. Действие повторяется. Подведение итогов.
Уч. Очень часто, когда ребята, решив побаловаться, набирают номер пожарной службы и дают дежурному диспетчеру ложные сведения о пожаре. Такие «озорники» не задумываются над тем, что в это время по-настоящему нужна помощь пожарных в другом месте. А давайте вспомним историю возникновения пожарной охраны в России.
Уч-ся. Своеобразным началом организованной борьбы с пожарами были первые государственные указы. Они появились в XV веке во времена Василия Тёмного. Это были указы о том, как обращаться с огнём и при каких условиях им пользоваться: не топить летом изб, бань без крайней надобности; не держать в доме огня. Нарушение указов каралось смертной казнью. В 1493 году после пожара в Кремле началась каменная застройка Москвы, Иван III приказал в радиусе ста десяти саженей от кремлёвских стен снести все деревянные постройки. В 1560 году Иван Грозный повелел иметь во дворах на случай пожара бочки с водой. В 1803 году царь Александр I указ о формировании в Петербурге пожарной команды. На вооружении команды находились ручные пожарные насосы. Единственным видом пожарной связи между пожарными частями служили каланчи, с которых можно было обнаружить пожар по зареву.
Уч. А сейчас попробуем выявить самых быстрых, смелых, умелых. Эстафета: «Рекорды Гиннеса». Самый меткий. От линии на расстоянии десяти шагов ставится ведро. Участнику выдаётся 10-15 сосновых шишек, которые надо бросить в ведро. Побеждает тот, кто забросит наибольшее количество шишек в ведро. Самый зоркий. Открытки или плакаты с пожарной тематикой разрезаются на квадратики и в конверте выдаются играющим. Нужно собрать их на скорость. Самый смышленый. Участникам выдаются конверты, в которых содержатся карточки со словами: песок, вода, огнетушитель, одеяло. Задание: «Вы увидели тлеющие угли. У вас в конверте набор средств тушения. Ваши действия?» (Участник должен на слова тлеющие угли положить карточки со словами, обозначающие средства тушения. Например: тлеющие угли - вода, песок, огнетушитель). Подведение итогов.
Уч. Сила ловкость и сноровка, И физическая подготовка Для пожарного нужна, Для пожарного важна. Эстафета: «Полоса препятствий». Нам надо разделиться на три команды. Задание: по гимнастической скамейке ползком преодолеть 4 обруча; перепрыгнуть через планку, не задев её; взять в корзине мяч и вернуться в команду. Подведение итогов.
Уч. Наше занятие подходит к концу. Помните ребята, что пожар - явление крайне опасное, жестокое, враждебное всему живому.
Уч-ся. Если кто - то гладил брюки И не выключил утюг - Он немедля остаётся И без дома, и без брюк. Если кто -то, не подумав, У бензина закурил Он, конечно же, большую Неприятность сотворил. Не курите на работе, Прячьте спички от детей, И тогда на попадёте В список грустных новостей. Ведь пожар неуправляем. Очень много силы в нём. Мы вас просто умоляем - Осторожнее с огнём.
Уч. Лучшим пожарным у нас стал(а) … . Но вы ребята, всегда обязаны помнить, что в жизненных ситуациях должен оказаться победителем каждый из вас, потому что от этого зависит ваше здоровье, а порой и жизнь.