Уроки-тренинги в начальной школе

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Уроки - тренинги в начальной школе

Тренинг - урок активной мыслительной деятельности учащихся, формой

организации которой является работа в парах, четвёрках.

Данные уроки разрабатываются на основе социокультурного системного подхода в обучении.

Проводятся на этапе закрепления знаний и способствуют корректировке основных понятий учащихся.

Структура уроков - тренингов:

  1. Постановка цели (каждый урок имеет свой эпиграф, осмысление которого происходит с помощью пережитого урока)

Мотивация на работу подкрепляется в ресурсном кругу. Дети встают, берутся за руки. Каждый должен почувствовать поддержку, доброе отношение. Это помогает создать атмосферу доверия, взаимопонимания.

- Девизом нашего урока являются слова: «Мы - самые дружные ребята!»

- Прочитаем девиз хором

- Какое слово здесь самое главное?

- Прочитаем, выделяя это слово голосом

  1. Самостоятельная работа, принятие собственного решения.

Каждый получает карточку, которая содержит вопрос и 3 варианта ответов. На этом этапе ученик должен рассмотреть все 3 варианта ответов, сравнив их, сделать выбор и подготовиться к объяснению своему товарищу, почему он так считает.

  1. Работа в парах (четверках).

При работе в группе каждый должен объяснить, какой вариант ответа он выбрал и почему.

  1. Выслушивание классом различных мнений.

Предоставляется слово для высказывания разным группам. Учитель имеет прекрасную возможность отследить, насколько верно сформулировано понятие.

5.Экспертная оценка (после обсуждения учитель или ученик озвучивает

верный вариант)

6.Самооценка.

  • внимательно ли ты слушал товарища

  • смог ли объяснить товарищу свой выбор

  • верно ли сделал выбор

  • что получилось, что нет

  • что нужно сделать, чтобы работа была успешной

7.Итог: (раскрытие тайны слов эпиграфа)

Методика - тренинг грамотного письма

Восемь занятий с надельными интервалами, во время которых надо ежедневно по 15 минут выполнять несложные домашние задания. Грамотность, приобретенная таким путем, - особенная.

В процессе занятий в корне меняется восприятие печатной продукции. Скорость чтения увеличивается в 3 роза, при этом информация не забывается, появляется наблюдательность, внимание к деталям бытия, способность автоматического запоминания увиденного и прочитанного.

Ухо обманет, но глаз не подведёт.

Принцип грамотного письма - визуальный. Ухо может обмануть, глаз же «фотографирует» точно. Надо уметь «фотографировать». Ведь нас как учат читать? Хором, повторяя вслух за учительницей текст. Слуховой канал восприятия преобладает над зрительным. Мы «глотаем» книжки не глазами, а ушами! Такой некорректный метод образования малоэффективен. Вроде сидишь безмолвно над печатным листом, но внутренний голос постоянно проговаривает фразу за фразой, неотвязно звучит в голове бормотаньем поселившегося внутри надоеды. Изгнать наушника, а вместо него поселить фотографа - вот цель уроков.

ЗАНЯТИЕ 1

КОШКА С СОБАЧЬЕЙ ГОЛОВОЙ

Сядьте напротив ученика и задайте ему вопросы, требующие зрительных воспоминаний:

- сколько столов в среднем ряду?

- сколько шкафов в классе?

- сколько на шкафу цветов?

Важно, чтобы он не мог выдать готовый ответ, а вынужден был представить, вспомнить картину реальности. Учителю следует внимательно наблюдать за движением глаз учащихся. (Ребенок поднимет глаза в верхний левый или правый угол) ЗАПОМНИТЕ!

  1. здесь его «место зрительных воспоминаний»

  2. теперь определите, где у него «место зрительного конструирования»

- представь себе кошку с головой собаки

- как пишется слово (любое сложное) - у людей с проблемами правописания

(Глаза будут бегать по горизонтали)

Это значит, он «пробует» слово на слух, если зрачки поднимаются в «угол зрительного конструирования», ученик тоже легко может допустить ошибку. У отличников с развитой визуальной памятью обычно глаза рефлекторно поднимаются в «угол зрительных воспоминаний». Именно там нужно искать точно написанное слово (если, хоть раз он его видел в книге)

- постарайся увидеть внутренним взором это слово, поднимай глаза в верхний угол.

ЗАНЯТИЕ 2.

Заготовить карточки с иероглифами или рисунками, не имеющими смысла. Дайте ребенку рассмотреть карточку, «сфотографировать» ее. Теперь пусть воспроизведет фото. Рисунки постепенно усложнять.

Написать на листе 6-8 согласных букв. Их набор не должен вызывать звуковых ассоциаций. Дать рассмотреть их. Пока он вглядывается в лист, попросить его вслух произносить алфавит, считать или петь - важно, чтобы были заняты его органы речи, тогда он не сможет запоминать, по привычке проговаривая увиденное. Через 2-3 минуты пусть напишет буквы, опять же представив их в «зрительном углу».

ЗАНЯТИЕ 3

ДРЕССИРОВАННАЯ МУХА

Начертить поле из 9 клеток, как для игры в «крестики-нолики». В одной из клеток нарисуйте муху. «Муха» может перемещаться по приказу «дрессировщика» на одну клетку вверх, вниз, вправо, влево. Если «муху» послали вправо, ее нельзя тут же посылать влево, если вверх - , нельзя сразу - вниз. Она не умеет ползти обратно - только вперед. Нельзя, чтобы «муха» выбралась за пределы поля. Уберите листок. Ученик должен удерживать его в воображении. Теперь «поочередно» гоняйте «муху». К игре можно подключить еще людей, кто-то будет арбитром, не отрывающим взора от клеточного поля. Понятно, что в конце игры положение «мухи» должно совпасть у всех игроков.

ЗАНЯТИЕ 4.

Вернемся к упражнению с карточками. Нарисуем на них разноцветными фломастерами ряд согласных букв. Попросите запомнить буквы вместе со цветом. При запоминании опять исключите проговор. Проверьте, как впечаталась в память ребенка пестрая вереница литер. Попросите представить слово «снег» в том «углу», где у него находится зрительное восприятие. Спросите:

- каким цветом написано слово, какой фон

- прочитай слово наоборот, справа налево.

То же пусть проделает с 5-6-7-8 буквенными словами. Пусть придумывает сам, а затем переворачивает - перелицовывает любые слова, говоря, какого они цвета, каков размер букв, шрифт, фон.

ЗАНЯТИЕ 5.

Напишите на карточках длинные сложные слова и трудно произносимые слова так, чтобы 2-3 буквы подряд были окрашены в одинаковые цвета. На каждой карточке должно стоять одно слово, но показываются одновременно ребенку 3 карточки подряд. Затем слова воспроизводятся им по памяти, извлекаются из соответствующего «зрительного угла». Заготовьте карточки с анаграммами, т.е. словами, где все буквы поменялись местами, перепутались:

Ребтатука - табуретка

Слова в анаграммах подберите по темам: города, животные, деревья, мебель.

Название собирательной группы не подсказывайте, но каждую группу слов выделите своим цветом. Это упражнение учит узнавать образ слова в тексте.

ЗАНЯТИЕ 6.

РАЗНОЦВЕТНЫЕ ДИКТАНТЫ

Придумайте небольшие диктанты из цветных малознакомых слов. Предложите ребенку запомнить слова вместе с соответствующим цветом. Потом продиктуйте упражнение, но ребенок, прежде чем написать, пусть представит слово в «зрительном углу».

ЗАНЯТИЕ 7.

Придумайте связный текст диктанта с сюжетом примерно на страничку. Дайте его прочитать ребенку, отведя минимальное время. Читая, он должен произносить алфавит. Проверьте, насколько хорошо усвоен текст. Так выявляется навык зрительного чтения. Школьникам, даже старшеклассникам, упражнение дается с трудом. Тем не менее, задание надо усложнять: пусть желающий стать грамотеем пробежит текст глазами, вслух проговаривают талицу умножения, считалки, стихи, поёт.

ЗАНЯТИЕ 8.

К этому времени навык грамотного письма в целом уже сформирован. Остается его закрепить, «привязать» к работе с текстом и к свободному письму, повторяя упражнения. О том, что такая «привязка» возникла, сигнализирует тест: дайте обучаемому знакомый, но с подвохом диктант - преднамеренными ошибками в прежних разноцветных, а теперь однотонных словах. Если ляпы «режут» ему глаз, значит внутренний редактор заработал.

Отныне, все просматриваемые им книжки - газеты будут пополнять новой грамотной лексикой его личный биокомпьютер, записывать на корочку даже самые сложные слова.


© 2010-2022