Методическая разработка по русскому языку Антонимы (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Методическая разработка урока

русского языка





Класс: 2

Тема: Антонимы.

Программа: «Школа России».

Автор учебника: В. П. Канакина



Содержание:

  1. Основная часть.

Методические рекомендации по проведению урока.

План урока ( с технологической картой).

Дидактический материал к уроку.

Список литературы для обучающихся.

Список литературы для педагогов.

II. Конспект урока.

Основная часть

Методические рекомендации по проведению урока

Урок-главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и обучающегося в значительной мере сосредотачивается на уроке.

Рекомендации к уроку:

1.Первое, с чего надо начать подготовку к уроку:

· четко определить и сформулировать для себя его тему;

· определить место темы в учебном курсе;

· определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно;

2.Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока. Надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие цели урока.

3.Спланировать учебный материал

Для этого надо:

Подобрать литературу по теме.

Подобрать учебные задания, целью которых является:

· узнавание нового материала;

· воспроизведение;

· применение знаний в новой ситуации;

· применение знаний в незнакомой ситуации;

· творческий подход к знаниям.

4.Сгруппировать отобранный учебный материал.

5.Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке:

· что контролировать;

· как контролировать;

· как использовать результаты контроля.

6.Подготовить оборудование для урока.

7.Продумать задания на дом: его содержательную часть, а так же рекомендации для его выполнения.

8.Написать конспект урока.

План урока (с технологической картой)

Рекомендуемый план урока: 1. Тема программы: Лексика. Состав слова. 2. Тема урока: Антонимы. 3. Тип урока: Комбинированный. 4. Вид урока: Смешанный.

6. Цель методическая: Создание условий для формирования знаний, умений и навыков; развития способностей; воспитания качеств личности.

7. Цели образования:

ознакомление со словами - антонимами; формирование жизненно необходимых качеств: усидчивости,аккуратности,самостоятельности, работоспособности, внимательности, честности, воли, уважения к другим, способности к сотрудничеству; развитие творческой инициативы; формирование и развитие положительной мотивации к учебной деятельности; развитие мышления, памяти, воображения; развитие речи; совершенствование санитарно - гигиенических навыков, каллиграфии. 8. Материально-дидактическое обеспечение урока: УМК:

  1. Программа «Школа России», Москва, « Просвещение» 2009 г.
  2. Учебник « Русский язык» 2 класс 1 часть, автор В. П. Канакина, Москва, «Просвещение», 2011 г.
  3. Рабочая тетрадь по русскому языку 2 класс, 1 часть, Москва, «Просвещение», 2011 г.
  4. Поурочные разработки по русскому языку, Москва, «ВАКО», 2011 г.
Авторы: Т. Н. Ситникова, И. Ф. Яценко,Н. Ю. Васильева

Оборудование и материалы:

Мультимедиа система, презентация.

Учебник «Русский язык» 2 класс, часть I, В. П. Канакина.

Рабочие тетради, сигнальные карты красного и зелёного цветов.

Словарное слово на плакате, картинка на слайде:

Методическая разработка по русскому языку Антонимы (2 класс)

ОСИНА

Индивидуальные карточки для проверки словаря:

Л…сной, к…рова, гр…бы, л…тать, м…дведь, пр…щай, гр…за, б…рёза, скор…,гр…чи.

Л…сной, к…рова, гр…бы, л…тать, м…дведь, пр…щай, гр…за, б…рёза, скор…,гр…чи.

Род( е, и)на, п( и, е)нал, м( а, о)л(о, а)ко, быстр(а, о), пр(о, а)щай,

здра(в, ф)ствуйте, Р(о, а)ссия, с(о, а)рока.

Скор(а, о), за(е, я)ц, ябл(о, а)ко, ябл(о,а)ня,

к(а, о)рова, м(и, е)дведь, в(а, о)р(о, а)бей, д(е, и)ревня.

Технологическая карта урока

Дидактическая структура занятия

Методическая подструктура урока

Методы обучения

Форма деятельности

Методические приемы и их содержание

Средства обучения

Способы организации деятельности

Организация класса

беседа

фронтальная

наблюдение

стихотворение

Коллективная

Проверка домашнего задания

беседа

фронт

наблюдение

Проектор, ПК, экран

коллективная

Подготовка к изучению нового материала

беседа

фронт

Наблюдение, раб. с текстом

Проектор, ПК, экран

коллективная

Мин.каллиграфии

беседа

фронт

наблюдение

-

коллективная

Словарная работа

беседа

фронт

Наблюдение, проблемная ситуация

Проектор, ПК, экран, индив.карточки, карточка со слов.словом, рисунок

Коллективная индивидуальная

Закрепление нового

беседа

фронт

Практическая работа

ПК, проектор, экран

Коллективная

Работа с учебником

-

фронт

Сам. раб.

учебник

индивидуальная

Самостоятельная работа

объяснение

Сам. раб

Практическая работа

Карточки, учебник, презентация

индивидуальная

Д/ з

беседа

фронт

Сам .раб.

дневник

индивидуальная

Работа обучающихся на уроке: обучающиеся работали активно, все были включены в работу.

Дифференциация и индивидуализация обучения (подчеркнуть): присутствовала/отсутствовала.

Характер самостоятельной работы учащихся (подчеркнуть): репродуктивный, продуктивный.

Оценка достижения целей урока: урок достиг поставленных целей.

Ход урока:

  1. Организация класса.

Учитель: - Здравствуйте! Начинаем наш урок. Повторим хором правило, которое помогает нам в учёбе:

Дети: Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно!

Учитель: - Молодцы! Садитесь на свои места.



  1. Проверка домашнего задания.

Учитель: - Сначала мы проверим домашнее задание.

Поменяйтесь тетрадями друг с другом и проверьте задание. Сверьте работы с доской - экраном:

(читаю пары слов, дети сверяют записи)

1 слайд:

Ребята - дети, бежать - мчаться, красный - алый, азбука - алфавит, чудесный - волшебный, дорога - путь, грустить - печалиться, вьюга - метель.

Итог. Учитель: - Ребята, поднимите красные сигналы, пожалуйста, у кого домашнее задание выполнено не так? Поднимите зелёные сигналы, если в домашнем задании нет ошибок!

Учитель: О каких словах мы с вами говорили на прошлом уроке?

О словах-синонимах.

Учитель: Какие слова называются синонимами? Приведи примеры.

- Слова, близкие по значению, например: папа-отец.

Учитель: Что значит определить лексическое значение слова?

- Сказать, что обозначает это слово.

Учитель: -Ребята, в домашнем задании нам встретились несколько пар синонимов. Где ещё можно узнать о словах - синонимах?

-Есть словари синонимов.

.

1)Подготовка к формулированию новой темы.

Учитель: Посмотрите на экран, послушайте стихотворение.

2 слайд:

Добрый - злой,
Трусливый - смелый,
Толстый - тонкий,
Чёрный - белый,
Вверх - вниз,
Внутри - снаружи,
Над - под,
Жара - стужа,
Чистить - пачкать,
День - ночь,
Все сюда! - ступайте прочь!
Труд - безделье,
Смех - рыданья…
Здравствуйте… и до свиданья!

Учитель: - Вам понравилось стихотворение? Чем?

- Оно весёлое, читается легко.

Учитель: - Хорошо. Назовите слова - синонимы из стихотворения?

Почему вы не можете выполнить моё задание?

- Здесь их нет.

Учитель: - Правильно.

Учитель: - Как называются эти слова? Мы изучали такие слова?

- Нет.

Учитель: - Эти слова называются антонимами.

2)Сообщение темы.

Учитель: - Какая тема урока будет сегодня?

Вика: - Антонимы.

Учитель: - Когда мы изучаем новые слова, на какие вопросы отвечаем?

- Мы отвечаем на вопросы, какие это слова, похожи они по смыслу или нет.

( учитель пишет тему на доске)

Учитель: - Ответим на первый вопрос: какая особенность в значении этих слов?

- Разные

- Они не похожи друг друга.

Учитель: -Похожи они по смыслу или нет?

- Они не похожи по смыслу.

Учитель: - Правильно, молодцы. Что обозначает, например, чёрный - белый?

- Это цвета.

Учитель: А вот эти слова: жара - стужа?

- Жара - это когда тепло, а стужа, когда холодно.

Учитель: Значит, какие это слова?

Таня: - Слова наоборот.

3 слайд

Антонимы - это слова, противоположные по смыслу.



  1. Минутка каллиграфии

Учитель: Прежде, чем начнём писать, давайте помассажируем пальчики:

(Самомассаж рук.)

1.Большим пальцем поглаживаем пальцы от кончиков до основания сначала одной рукой, потом другой.

2.При помощи карандаша трём ладони с внутренней стороны, затем - с тыльной.

3.Заканчиваем массаж поглаживанием обеих рук.

4.Дотрагиваемся ладонями до щёк, ощущаем тепло своих рук.)

Учитель: - Ребята, сядьте правильно, выпрямите спины, положите тетради с наклоном, запишите в своих тетрадях число, классная работа. На следующей строке пропишите заглавную и строчную буквы Оо до конца строки. Посмотрите, как правильно надо их писать.

( показываю, напоминаю правило письма букв : каждая буква имеет свою высоту, ширину и наклон).

(Дети прописывают буквы).

Учитель: - Ребята, подчеркните карандашом самые красивые буквы, которые у вас получились. Покажите друг другу.

  1. Словарная работа.

Учитель: - Четверо детей получают индивидуальное задание на карточках.

Карточка№1

Л…сной, к…рова, гр…бы, л…тать, м…дведь, пр…щай, гр…за, б…рёза, скор…,гр…чи.

Карточка№2



Л…сной, к…рова, гр…бы, л…тать, м…дведь, пр…щай, гр…за, б…рёза, скор…,гр…чи.

Карточка№3

Род( е, и)на, п( и, е)нал, м( а, о)л(о, а)ко, быстр(а, о), пр(о, а)щай,

здра(в, ф)ствуйте, Р(о, а)ссия, с(о, а)рока.

Карточка№4



Скор(а, о), за(е, я)ц, ябл(о, а)ко, ябл(о,а)ня,

к(а, о)рова, м(и, е)дведь, в(а, о)р(о, а)бей, д(е, и)ревня.

Учитель: - Ребята, а мы сейчас «Поиграем в словарик»( Дети по очереди называете лексическое значение словарного слова, ученик пишет это слово на с обратной стороны доски, остальные - в тетрадях).

- Коробка для школьных принадлежностей.( пенал)

- Дерево с белой корой. ( берёза)

- Столица нашей родины.( Москва)

- Страна, в которой мы живём. ( Россия)

- Место, где мы родились и живём).(родина)

- Это плод яблони. ( яблоко)

- Инструмент для копания земли.(лопата)

- Это садовое дерево, плод у него яблоко.(яблоня)

( Во время проверки карточек, обучающиеся ставят ударение и подчёркивают букву, обозначающую непроверяемый безударный гласный. Проверяю индивидуальные карточки).

Проверка. Итог.

Учитель: - Ребята, поменяйтесь тетрадями друг с другом, проверьте работы своих соседей по парте. Проверяем, как написаны слова у вас и на доске. ( Оценить работавшего у доски). Кто работал без ошибок, поднимите зелёные сигналы! Поставьте на полях восклицательный знак! Поднимите красные сигналы, у кого ошибки.

Физкультминутка

Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо,

Ветерок всё тише, тише, деревцо всё выше, выше.

1)Знакомство с новым словарным словом

Учитель: - Ребята, послушайте загадку, назовите отгадку:

«Что за дерево стоит, ветра нет, а вся дрожит».

Дети (хором): [асина]

Учитель: - Какой звук слышим вначале слова?

Дети (хором):[А]

Учитель: - А пишется это слово так:

ОСИНА(Вывешиваю слово на доску:)

Учитель:- Запишите слово «осина», поставьте ударение, подчеркните букву, которая обозначает безударный гласный в этом слове, разделите слово на слоги. Попробуйте подобрать проверочное слово.

Учитель: - Какой вывод можно сделать ?

Надо запомнить, как пишется это слово.

2) Определение лексического значения этого слова.

Учитель: - Какое лексическое значение имеет слово «осина»?

- Это лиственное дерево с дрожащими листьями, потому что в загадке так говорится.

Учитель: - А в когда говорят: «дрожит, как осиновый лист»?

- Когда человек замёрз или чего- нибудь боится.

3) Этимология.(1мин.)

Учитель: - Ребята, посмотрите, как выглядит это дерево. А лексическое значение этого слова в русском языке такое:

4 слайд:

Слово «осина»: лиственное дерево из семейства ивовых.

Методическая разработка по русскому языку Антонимы (2 класс)

4) Составление и запись предложения с этим словом.

Учитель: - Ребята, составьте свои предложения с новым словарным словом.

- Осина растёт у дороги.

- Осина дрожит на ветру.

- На осине дрожат листочки.

- Осина - высокое лиственное дерево.

Давайте запишем предложение: ОСИНА ДРОЖИТ НА ВЕТРУ. (Ученик выполняет задание у доски : пишет предложение, подчеркивает в нём главные члены предложении). Комментирует разбор.

( Осина дрожит на ветру. Что?- осина- это подлежащее, подчеркну одной чертой. Что делает?- дрожит- это сказуемое, подчеркну двумя чертами.)

Учитель: Назови слово с проверяемым безударным гласным.

Дрожит: проверочное слово - дрожь.

Физкультминутка.

А сейчас все дружно встали,

Отдохнём, как на привале.

Вправо, влево повернись,

Наклонись и поклонись!

Руки вверх, руки вбок

И на месте прыг да скок!

А теперь бежим вприпрыжку.

Молодцы вы, ребятишки!

Встали, сели, встали, сели

И друг друга не задели!


  1. Закрепление нового материала.

Учитель: - Повторите тему сегодняшнего урока.

- Антонимы.

Учитель: - Посмотрите, пожалуйста, на следующий слайд, назовите слова - антонимы к картинкам:

5 слайд:

Методическая разработка по русскому языку Антонимы (2 класс)

( чистый - грязный)

6 слайд:

Методическая разработка по русскому языку Антонимы (2 класс)

(плачет - смеётся)

7 слайд:

Методическая разработка по русскому языку Антонимы (2 класс)

(толстый - тонкий)

8 слайд:

Методическая разработка по русскому языку Антонимы (2 класс)

(маленький - большой)

9 слайд:

Методическая разработка по русскому языку Антонимы (2 класс)

( грустный - весёлый)

Учитель: - Посмотрите ещё раз на слова, которые вы называли. Сравните их.

10 слайд:

чистый - грязный,

плачет - смеётся,

толстый - тонкий,

маленький - большой,

грустный - весёлый.

Учитель: - Какие это слова?

- Это антонимы.

Учитель: - Какие слова называются антонимами?

- Слова, противоположные по значению.

Учитель: Слово «антоним» в русском языке обозначает «против».

  1. Работа с учебником

  2. Учитель: - Ребята, откройте страницу в учебнике 45. Прочитайте ещё раз, что такое антонимы. Где можно найти слова - антонимы ?

- В словаре антонимов.

Учитель: - Правильно, словарь антонимов есть и у нас в конце учебника. (находят) Вы можете им пользоваться при выполнении домашнего задания.

( Устная работа. Дети хором отвечают отгадки).1

11 слайд :

Я- антоним к слову «зной»

Я в реке, в тени густой,

И в бутылке лимонада,

А зовут меня……(прохлада)

12 слайд:

Я -антоним к слову «лето»,

В шубу снежную одета.

Хоть люблю мороз сама,

Потому что я …..(зима)

13 слайд:

Я - антоним шума, стука,

Без меня вам ночью мука,

Я для отдыха, для сна,

Называюсь ……..(тишина)

Учитель: - Молодцы, вы все правильно отвечали! А теперь задание посложней! Ребята, прочитайте пословицы, добавьте в них антонимы.

14 слайд:

Ученье - свет,

А неученье -……(тьма)

(Хором - тьма)

Учитель: - Объясните значение этой пословицы.

- Будешь хорошо учиться, будешь много знать, многого добьёшься в жизни.

15 слайд:

Знай больше,

А говори ……..(меньше)

( Хором - меньше)

Учитель: -Как понимаешь значение этой пословицы?

- Хоть ты будешь много знать, а говорить надо меньше, а больше слушать.

  1. Самостоятельная работа. Итог.

  2. Учитель: - А сейчас небольшая самостоятельная работа. Сядьте правильно.

Задания выполняются в группах.

1) Из учебника упр.№ 71(самопроверка).

2) Из словаря в конце учебника выписать в тетрадь 3 пары слов - синонимов (повторить правило). Самопроверка.

3) Из каждого четверостишия надо выписать только пары слов - антонимов. Каждую пару напишите на новой строк (повторение правила).

(читаю четверостишия)

16 слайд:

Очень толстый червячок

Яблоку прогрыз бочок,

С тонким он теперь соседом

О скворцах ведёт беседу.

17 слайд:

Сегодня пасмурный день был,

Глеб зонт взял, а лев забыл.

Дождь пролился неплохой

Лев весь мокрый, Глеб сухой.

18 слайд:

Любопытный карапуз

Изучал продуктов вкус,

Но из всех запомнил только

Сладкий торт и перец горький.

19 слайд:

Полный чемодан гордится,

Что поедет за границу,

Ну, а старый и пустой

В шкаф отправят на постой.

Проверка

Учитель: - Ребята, поменяйтесь тетрадями и проверьте задание друг у друга. У вас должно быть так же, как на экране. Ошибки исправьте карандашом.

20 слайд:

Толстый - тонкий

Взял - забыл

Мокрый - сухой

Сладкий - горький

Полный - пустой

Длинный - короткий

Итог. Учитель: - Ребята, поднимите красные сигналы, у кого есть ошибки.

Учитель: - Ребята, на какие вопросы отвечают слова? Слова -антонимы могут отвечать не только на вопросы: кто? что?, но и на вопросы: что делал? какие?

Поднимите зелёные сигналы, у кого всё правильно!

Какие вы записывали слова?

- Антонимы!

  1. Итог урока.

Учитель: - Скажите, пожалуйста, что нового вы сегодня узнали на уроке?

( Какие слова называются антонимами.)

Учитель: - Какие это слова?

- Слова, противоположные по значению.

Учитель: - Что ещё интересного вы узнали на уроке и чем занимались?

- Отгадывали загадки.

- Учились подбирать антонимы к картинкам и к пословицам.

Учитель: - Расскажите дома, чему мы учились сегодня на уроке. Пользуйтесь словами - антонимами в своей речи.

!

  1. Домашнее задание.

21 слайд:

- Запишите в дневниках: с. 45, учить правило, упр. 74 - подобрать и записать антонимы к словам, можно пользоваться словарём антонимов.




27



© 2010-2022