- Преподавателю
- Начальные классы
- Статья на тему Развитие коммуникативной компетенции детей на пороге школьной жизни
Статья на тему Развитие коммуникативной компетенции детей на пороге школьной жизни
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Коровина В.В. |
Дата | 28.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Развитие коммуникативной компетенции детей на пороге школьной жизни
Автор: Коровина Валентина Васильевна
учитель начальных классов
высшая квалификационная категория
В возрасте 5 - 7 лет в условиях специфических для дошкольных видов деятельности и прежде всего в игре, осуществляется формирование компонента готовности детей к школьному обучению: интеллектуальная, эмоционально-волевая, мотивационная готовность, элементов учебной деятельности и социально-коммуникативная готовность . Дошкольнику и младшему школьнику необходимо общаться со сверстниками, взрослыми, играть в развивающие игры, слушать чтение книг, рисовать, лепить, фантазировать. Именно этот возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу особой чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению. Следовательно, развитие коммуникативной компетентности ученика- актуальная задача воспитательно-образовательного процесса школы.
Социально-коммуникативная готовность к школе складывается из умений ребенка строить взаимоотношения в коллективе сверстников: занимать лидирующую позицию, уметь работать в команде и поддерживать лидера - а также уметь общаться со взрослым собеседником;
подчинять свое поведение законам детских групп, способность принимать роль ученика, умение слушать и выполнять инструкции учителя, а также навыки коммуникативной инициативы и самопрезентации. Сюда можно отнести и такие личностные качества, как умение преодолевать трудности и относиться к ошибкам как к определенному результату своего труда, умение усваивать информацию в ситуации группового обучения и менять социальные роли в коллективе класса.
Каково значение коммуникативной компетентности ученика в образовательном процессе?
Во-первых, она влияет на учебную успешность.
Во-вторых, от коммуникативной компетентности во многом зависит процесс адаптации ребенка к школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Как известно, школьная адаптация подразделяется на учебную и социально-психологическую. Ребенок должен привыкнуть не только к новому виду деятельности (учению), но и к окружающим людям. Если он легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает большой психологический комфорт и удовлетворенность ситуацией. И напротив, неумение контактировать с ровесниками сужает круг друзей, вызывает ощущения непринятости, одиночества в классе.
В-третьих, коммуникативная компетентность учащихся может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ученика, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей жизни.
По данным исследований отечественных психологов Кравцовой Е.Е. и Смирновой О.Е. показателем коммуникативной готовности является сформированность определенного уровня внеситуативно-личностного общения ребенка со взрослым. Отсюда актуальность данной проблемы.
В своей практической деятельности, по подготовке детей к обучению в школе в условиях кратковременного пребывания детей в НШ-ДС внимание акцентировала на решении следующих задач:
приобщение детей к ценностям здорового образа жизни ;
обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;
развитие инициативности, любознательности, способности к творческому самовыражению;
формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной , познавательной, игровой и другой активности детей в различных видах деятельности
развитие компетентности в сфере отношений к миру, людям, себе;
Этапы работы за год:
занятия, требующие познавательной активности;
двигательно-активные, театрализованные, сюжетно-ролевые игры;
продуктивная художественно-эстетическая деятельность;
экспериментирование и опытническая деятельность, конструирование и моделирование.
В данной статье представляю конспект мастер-класса, который провела в контексте семинара-практикума для учителей начальных классов, занимающихся предшкольной подготовкой.