Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме: И. А. Крылов. Басня Ворона и Лисица

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по литературному чтению

3 класс Тема: И.А.Крылов. Басня «Ворона и Лисица». Цель: учить видеть и чувствовать за строками художественного произведения глубокий смысл басни. Задачи: 1. Познакомиться с басней «Ворона и Лисица», учить выражать свои мысли посредством выразительного чтения. Учить находить мораль басни. 2. Развивать навыки правильного чтения, работать над умением выразительно читать художественное произведение, расширять кругозор. 3. Воспитывать интерес к чтению басен Крылова, желание быть непохожими на персонажей басни, воспитывать стремление быть лучше.

Ход урока

I. Организационный момент.

Отдых наш кончается,
Работа начинается.
Усердно будем мы трудиться,
Чтобы чему-то научиться. II. Речевая разминка

Читай считалку медленно, потом чуть быстрее,

затем - быстро.

У Иванушки жар-птица

Поклевала всю пшеницу.

Он её ловил, ловил

И царевне подарил.

Нет жар-птицы, нет пера,

А тебе водить пора!

III. Повторение ранее изученного материала.

  • Ребята, посмотрите на портрет. Как вы думаете, над чем будем сегодня работать? Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением и узнаем новое и важное о себе и людях. Что вы знаете о писателе?

IV. Постановка темы и цели урока

  • В каком жанре писал И.А. Крылов?

  • Что такое басня?

  • Мы сегодня поработаем ещё с одной басней этого писателя «Ворона и Лисица»

V. Работа по теме урока
1) Работа с иллюстрацией.
  • Кого видите на иллюстрации? (Ворону и Лисицу)
  • Что в клюве у Вороны? (Кусочек сыра)
  • Как вы думаете, почему автор рядом с деревом, на котором сидит Ворона с сыром, изобразил Лису? (Лиса хочет отобрать сыр у Вороны).
  • Удастся ли ей это, ведь Лиса не умеет лазать по деревьям, а сыр у Вороны? (Варианты ответов детей)
  • Кто же герои этой иллюстрации? (Лиса и Ворона)
  • Давайте озаглавим произведение, к которому сейчас рассмотрели иллюстрацию (Ворона и Лиса).
  • Как вы думаете, чем всё закончится? Отберёт ли Лиса сыр у Вороны? (Варианты ответов детей).
  • На этот вопрос мы сможем получить ответ, прослушав чтение самого произведения.
(Чтение произведения учителем) 2) Восприятие прослушанной басни Что больше понравилось и запомнилось при моём чтении басни? О чём эта басня? (Лиса хотела отнять кусок сыра у Вороны) Ей это удалось? Почему Лисе удалось выманить сыр у Вороны? 3) Чтение басни детьми. Какие слова в басне были непонятны? (объяснение учителем слов, непонятных для детей) 4) Подготовительная работа перед чтением детьми басни вслух. Какова Лиса в изображении Крылова? (Хитрая, умная, лукавая, плутовка ). Как она действует? (На цыпочках подходит, осторожно, чтобы не спугнуть Ворону) Как будем читать эти строки? (Медленно, вкрадчиво). Как надо читать разговор Лисы и Вороны? В каком порядке Лиса перечисляет достоинства Вороны? Для чего Лиса это делает? (Войти в доверие, вскружить голову Вороне).

5) Чтение басни детьми вслух.

  • Что послал Бог Вороне?

  • Какой по размеру был сыр?( небольшой)

  • Этот сыр дорог для вороны? Почему?(Вороне не часто приходится лакомится сыром).

  • Какой можем сделать вывод? (Сыр для вороны очень дорог).

  • Как ворона залезла на дерево? ( «На ель Ворона взгромоздясь, Позавтракать было совсем уж, собралась»

  • Как вы понимаете слово «взгромоздясь»? (Уселась, приземлилась, примостилась. Ворона большая и неуклюжая).

  • В какое время суток происходило действие? (Утро)

  • Почему? («Позавтракать совсем уж было собралась»)

  • Что произошло, когда она взгромоздилась? («Призадумалась»).

  • Может Ворона о чём-то думать? (Нет. Мыслить и думать может только человек)

  • Как вы понимаете слова «на ту беду» ( Лиса - хитрый зверь. Автор как бы предупреждает).

  • Как понять слово «Близёхонько»? (Очень рядом).

  • Что заставило Лису остановиться? (Сырный дух).

  • Как понять «Сырный дух»? (Запах сыра).

  • Как понимаете слово «пленил»? (Взял в «плен», т. е. притянул к себе).

  • В начале автор рассказывает о том, что Лиса просто бежала по лесу, но вот она почувствовала запах сыра, как изменились её действия? Прочитайте.

( «На цыпочках подходит,

Вертит хвостом, …глаз не сводит,

…говорит сладко, чуть дыша»)

  • Как понимаете «на цыпочках»? (Тихо, чтобы не спугнуть Ворону).

  • «Вертит»? (Виляет хвостом: рада находке).

  • «Глаз не сводит»? (Внимательно следит)

  • «Говорит сладко, чуть дыша»? (Медленно, ласково, нежно).

  • «Голубушка». Кого так называют? (Близкого, любимого).

  • Для чего всё она это делает? ( Лисе нужен сыр, поэтому она восхваляет Ворону).

  • На самом ли деле Ворона так хороша? (нет)

  • Для чего Лиса говорит неправду? (Хочет, чтобы Ворона поверила ей, а после заполучить сыр).

  • Как Лиса располагает к себе Ворону, какими словами она льстит ей?

(« Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!

Какие пёрышки! Какой носок!»)

  • В какой форме употреблены существительные? (в ласкательной форме)
  • Как можно было бы сказать о Вороне? (Шея, глаза, перья, нос).
  • Может Ворона быть «царь - птицей»? (Нет).

Что Лиса говорит о голосе Вороны? ( « И, верно, ангельский быть должен голосок! Спой, светик, не стыдись!»)

  • Голос «ангельский»? (Приятный)
  • На самом деле это всё так? (Нет. У Вороны голос громкий, хриплый. неприятный).

  • «Вещуньина»? (Та, кому все эти слова).

  • «Вскружилась»? (Перестала понимать, что происходит вследствие сильного увлечения).

  • «Спёрло»? (Перехватило дыхание).

  • Какой цели добивалась Лиса? (Задобрить и отвлечь Ворону от сыра).

  • Добилась Лиса своей цели? (Да).

  • Каким образом она этого добилась? (Лестью, обманом, используя всё своё мастерство).

  • Кого высмеивает автор? (Ворону. За её доверие и глупость).

  • А почему не Лису? Ведь она обманом и лестью добилась своей цели. (Лиса добилась, чего хотела. Она ничего противозаконного не сделала. А в жизни, кто как может, так и выживает. А Ворона никакой цели не добивалась, а из-за глупости своей потеряла то, что имела).

  • Чему учит эта басня? (Не верит льстивым речам). Чтение морали.

  • Как понимаете смысл этой фразы? (Хоть басня и написана много лет назад, а льстецы и по сей день лестью могут добиться желаемого).

VI. Физкультминутка

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

6) Работа над выразительным чтением басни.

  • Каким голосом говорить за Лису? За автора? Разница? (Лиса - с хитростью, ласково. Автор ведёт рассказ).

7) Выразительное чтение басни детьми

1) про себя

2) чтение всей басни вслух

VII. Итог урока

  • Над чем работали на уроке?

  • Какова тема этого произведения?

  • Чему учит эта басня?

VIII. Рефлексия

Оцените свою работу на уроке.

Домашнее задание

Выучить басню



© 2010-2022