- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме: И. А. Крылов. Басня Ворона и Лисица
Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме: И. А. Крылов. Басня Ворона и Лисица
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Штергель Д.А. |
Дата | 19.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Конспект урока по литературному чтению
3 класс Тема: И.А.Крылов. Басня «Ворона и Лисица». Цель: учить видеть и чувствовать за строками художественного произведения глубокий смысл басни. Задачи: 1. Познакомиться с басней «Ворона и Лисица», учить выражать свои мысли посредством выразительного чтения. Учить находить мораль басни. 2. Развивать навыки правильного чтения, работать над умением выразительно читать художественное произведение, расширять кругозор. 3. Воспитывать интерес к чтению басен Крылова, желание быть непохожими на персонажей басни, воспитывать стремление быть лучше.
Ход урока
I. Организационный момент.
Отдых наш кончается,
Работа начинается.
Усердно будем мы трудиться,
Чтобы чему-то научиться. II. Речевая разминка
Читай считалку медленно, потом чуть быстрее,
затем - быстро.
У Иванушки жар-птица
Поклевала всю пшеницу.
Он её ловил, ловил
И царевне подарил.
Нет жар-птицы, нет пера,
А тебе водить пора!
III. Повторение ранее изученного материала.
-
Ребята, посмотрите на портрет. Как вы думаете, над чем будем сегодня работать? Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением и узнаем новое и важное о себе и людях. Что вы знаете о писателе?
IV. Постановка темы и цели урока
-
В каком жанре писал И.А. Крылов?
-
Что такое басня?
-
Мы сегодня поработаем ещё с одной басней этого писателя «Ворона и Лисица»
1) Работа с иллюстрацией.
- Кого видите на иллюстрации? (Ворону и Лисицу)
- Что в клюве у Вороны? (Кусочек сыра)
- Как вы думаете, почему автор рядом с деревом, на котором сидит Ворона с сыром, изобразил Лису? (Лиса хочет отобрать сыр у Вороны).
- Удастся ли ей это, ведь Лиса не умеет лазать по деревьям, а сыр у Вороны? (Варианты ответов детей)
- Кто же герои этой иллюстрации? (Лиса и Ворона)
- Давайте озаглавим произведение, к которому сейчас рассмотрели иллюстрацию (Ворона и Лиса).
- Как вы думаете, чем всё закончится? Отберёт ли Лиса сыр у Вороны? (Варианты ответов детей).
- На этот вопрос мы сможем получить ответ, прослушав чтение самого произведения.
5) Чтение басни детьми вслух.
-
Что послал Бог Вороне?
-
Какой по размеру был сыр?( небольшой)
-
Этот сыр дорог для вороны? Почему?(Вороне не часто приходится лакомится сыром).
-
Какой можем сделать вывод? (Сыр для вороны очень дорог).
-
Как ворона залезла на дерево? ( «На ель Ворона взгромоздясь, Позавтракать было совсем уж, собралась»
-
Как вы понимаете слово «взгромоздясь»? (Уселась, приземлилась, примостилась. Ворона большая и неуклюжая).
-
В какое время суток происходило действие? (Утро)
-
Почему? («Позавтракать совсем уж было собралась»)
-
Что произошло, когда она взгромоздилась? («Призадумалась»).
-
Может Ворона о чём-то думать? (Нет. Мыслить и думать может только человек)
-
Как вы понимаете слова «на ту беду» ( Лиса - хитрый зверь. Автор как бы предупреждает).
-
Как понять слово «Близёхонько»? (Очень рядом).
-
Что заставило Лису остановиться? (Сырный дух).
-
Как понять «Сырный дух»? (Запах сыра).
-
Как понимаете слово «пленил»? (Взял в «плен», т. е. притянул к себе).
-
В начале автор рассказывает о том, что Лиса просто бежала по лесу, но вот она почувствовала запах сыра, как изменились её действия? Прочитайте.
( «На цыпочках подходит,
Вертит хвостом, …глаз не сводит,
…говорит сладко, чуть дыша»)
-
Как понимаете «на цыпочках»? (Тихо, чтобы не спугнуть Ворону).
-
«Вертит»? (Виляет хвостом: рада находке).
-
«Глаз не сводит»? (Внимательно следит)
-
«Говорит сладко, чуть дыша»? (Медленно, ласково, нежно).
-
«Голубушка». Кого так называют? (Близкого, любимого).
-
Для чего всё она это делает? ( Лисе нужен сыр, поэтому она восхваляет Ворону).
-
На самом ли деле Ворона так хороша? (нет)
-
Для чего Лиса говорит неправду? (Хочет, чтобы Ворона поверила ей, а после заполучить сыр).
-
Как Лиса располагает к себе Ворону, какими словами она льстит ей?
(« Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие пёрышки! Какой носок!»)
- В какой форме употреблены существительные? (в ласкательной форме)
- Как можно было бы сказать о Вороне? (Шея, глаза, перья, нос).
- Может Ворона быть «царь - птицей»? (Нет).
Что Лиса говорит о голосе Вороны? ( « И, верно, ангельский быть должен голосок! Спой, светик, не стыдись!»)
- Голос «ангельский»? (Приятный)
-
На самом деле это всё так? (Нет. У Вороны голос громкий, хриплый. неприятный).
-
«Вещуньина»? (Та, кому все эти слова).
-
«Вскружилась»? (Перестала понимать, что происходит вследствие сильного увлечения).
-
«Спёрло»? (Перехватило дыхание).
-
Какой цели добивалась Лиса? (Задобрить и отвлечь Ворону от сыра).
-
Добилась Лиса своей цели? (Да).
-
Каким образом она этого добилась? (Лестью, обманом, используя всё своё мастерство).
-
Кого высмеивает автор? (Ворону. За её доверие и глупость).
-
А почему не Лису? Ведь она обманом и лестью добилась своей цели. (Лиса добилась, чего хотела. Она ничего противозаконного не сделала. А в жизни, кто как может, так и выживает. А Ворона никакой цели не добивалась, а из-за глупости своей потеряла то, что имела).
-
Чему учит эта басня? (Не верит льстивым речам). Чтение морали.
-
Как понимаете смысл этой фразы? (Хоть басня и написана много лет назад, а льстецы и по сей день лестью могут добиться желаемого).
VI. Физкультминутка
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
6) Работа над выразительным чтением басни.
-
Каким голосом говорить за Лису? За автора? Разница? (Лиса - с хитростью, ласково. Автор ведёт рассказ).
7) Выразительное чтение басни детьми
1) про себя
2) чтение всей басни вслух
VII. Итог урока
-
Над чем работали на уроке?
-
Какова тема этого произведения?
-
Чему учит эта басня?
VIII. Рефлексия
Оцените свою работу на уроке.
Домашнее задание
Выучить басню