Конспект урока по русскому языку Существительное ( 2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Дата: 10.02.15.
Тема: «Одушевленные и неодушевленные имена существительные»
Цель: формирование знаний об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных
Задачи:
  • образовательная - закрепить знания об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных;
  • развивающая - продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, развитие внимания, памяти, мышления, речи; расширять кругозор и словарный запас учащихся.
  • воспитательная - связана с формированием личности: норм поведения, черт характера; воспитывать любовь к родному языку, интерес к учению, дружбу.

Оборудование урока:
  • Учебник В.П.Канакиной «Русский язык» 2 класс, часть2.
  • Рабочие материалы.
  • Компьютер, презентация.
  • Экран, мультимедиааппаратура.

Хронометраж по этапам урока.

этапа урока


Название этапа урока

Время выполнения

(минуты)

1 Организационный момент.

2

2 Мотивация к учебной деятельности

1

3 Запись числа. Чистописание. Задание собери пословицу

3

4 Актуализация знаний. Письмо о существительном.

2

5 Постановка проблемы. Сообщение темы и цели урока.

2

6 Проверка домашнего задания. (Устно)

3

7 Открытие нового знания( Добавляем слова в письме)

1


8
Работа по теме урока. А). Прослушивание правила Б)Чтение правила В) Проверка знаний (интерактивная доска). Г) Постановка Кем быть? В.Маяковский. Д)Работа в парах (стр 49 упр. 82), запись в тетради. В). Емеля- физкультминутка . Г).Работа по картине (карточки с вопросами) Д) Работа с учебником (дополнительно)

19


3

1

3


5

2

3

5

9 Итог урока.

1

10 Релаксация.

2

11 Домашнее задание.

1


Итого по времени

40

Ход урока


Слайд 1. «Урок русского языка»
I. Организация класса. - Здравствуйте, ребята! Давайте поздороваемся с нашими гостями. Здравствуйте, уважаемые гости!

Долгожданный дан звонок!

Начинается урок!

Он пойдет ребятам впрок,

Постарайтесь всё понять

Ответы полные давать. Все ль на месте? Все ль в порядке? Книжка, ручка и тетрадка? Проверили? Садитесь! С усердием трудитесь!

-Ребята, давайте улыбнемся друг другу, я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Пусть вам помогут ваши сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели.

Слайд 2. «Орусском языке»

  1. Мотивация к учебной деятельности.
Конспект урока по русскому языку Существительное ( 2 класс)Константин Георгиевич Паустовский. У народа нет большего сокровища, чем его язык. Сколько языков в мире? Считается, что более пяти тысяч. Одним из самых распространенных, самых выразительных языков мира является русский язык. Поэтому нужно воспитывать в себе бережное отношение к своему языку, беречь его чистоту.

Слайд 3. «Существительное»


Конспект урока по русскому языку Существительное ( 2 класс) Включить звук.
Сегодня мы продолжим наше увлекательное путешествие в мир знаний на красивом паруснике. По нашем маршруту будут встречаться острова Знаний. Наша задача выполнить задания которые нам приготовили жители этих островов. Путеводителем у нас будет смайлик. Сейчас перед вами наш смайлик-вопросик. Ваша задача помочь ему и назвать тему сегодняшнего урока. -Какая тема урока? ( имя существительное) - Как разделили слово? (слово разделили для переноса) 2 Чистописание. На пути нашего путешествия остров чистописания. Слайд 4. «чистописание правила» Конспект урока по русскому языку Существительное ( 2 класс)
Открыли свои тетрадки. Мы сейчас будем работать в тетрадях, какие правила мы должны вспомнить при письменной работе? Слайд 5. «чистописание правила» Конспект урока по русскому языку Существительное ( 2 класс) Правила посадки.

Я тетрадочку открою

И как надо положу

Я, друзья мои, не скрою,

Сяду прямо не согнусь

За работу я возьмусь. Давайте сделаем зарядку для наших пальчиков.
Пальцы делают зарядку, Чтобы меньше уставать. А потом они в тетрадке Будут буковки писать.
Открыли тетради и записали сегодняшнее число. Слайд 6. «чистописание» Конспект урока по русскому языку Существительное ( 2 класс)
10 февраля. Классная работа. - Назовите орфограммы которые встречаются в записи. -Когда мы определяли тему урока, какая буква была лишняя? (буква Л)

3.Звуко-буквенный анализ.

-Кто охарактеризует ее как звук (звук л- согласный, может быть твердым и мягким, непарный, звонкий).

Обратите внимание на последовательность записи букв!
Запись буквы Лл ( заглавная и строчная)
4. Развитие речи. Слайд7. «остров пословиц» Конспект урока по русскому языку Существительное ( 2 класс)
Следующий остров- пословиц.

Пословица - произведение устного народного творчества.
Пословицами называют краткие изречения, которые живут в разговорной речи и применяются к разным случаям жизни.
Смайлик вопросник ставит перед вами задачу « собери пословицу» ( ребята собирают пословицу)
Знайка дорожкой бежит, Незнайка на печи лежит.
-Как вы понимаете пословицу? (нужно не лениться, заниматься самообразованием, учиться, познавать мир, узнавать много нового. А лежа на печи не чего не узнаешь. -О ком говориться в пословице? ( о знайке и незнайке.) - К какой части речи относятся эти слова? ( к имени существительному)
II. Актуализация знаний.
1.Подготовительная работа, введение в тему. Слайд 8. «Письмо» Конспект урока по русскому языку Существительное ( 2 класс)Работа у доски.
Ребята, смайлик вопросик доставил нам на наше судно письмо, но пока он догонял нас, его письмо рассыпалось. Ставим перед собой задачу. Помочь смайлику собрать письмо.
На доске.

Здравствуйте!

Я - ________________.

Я отвечаю на вопросы______ и ______,

Я могу обозначать ______, __________, __________, __________,___________.

Я могу быть _____________ и ____________.

Сколько слов потерялось?

Сегодня на уроке мы с вами постараемся дополнить письмо нужными словами. Слайд 9 «Задачи урока»

Для этого поставим перед собой задачи:

Конспект урока по русскому языку Существительное ( 2 класс)

1 Узнать больше об имени ……(существительном)

2. Учиться различать,,,,, (имя существительное)

3. Работать….( активно и дружно) Слайд 10 «Я знаю, я умею, хочу знать»

Конспект урока по русскому языку Существительное ( 2 класс)

2. Проверим полученные знания домашняя работа

Мы причалили к новому острову, но у него нет названия. Нам предстоит открыть этот остров. Смайлик подсказывает нам, что название этого острова спрятано как раз из недостающих слов из письма.

Чтобы что-то новое узнать, надо повторить. Слайд 11 «Домашняя работа»

Домашнее задание было найти в словаре существительные на тему «Зима»

Ветер, декабрь, иней, коньки, метель, мороз, , снегирь, февраль, январь.

Конспект урока по русскому языку Существительное ( 2 класс)+

Какая орфограмма в этих словах? ( Безударная гласная, которую надо запомнить. Словарные слова).

-Докажите, что все эти слова относятся к имени существительному. (Они отвечают на вопрос кто? что?)

Посмотрите еще раз на слова, какой вопрос поставим? какое слово лишнее? Почему?
- На какой вопрос отвечают слова первой строки (что?) -Что они обозначают? (не живые предметы)
- На какой вопрос отвечают имена существительные второй строки? (кто?) -Что они обозначают?. (Живые существа) Душа значит живой. -Можем мы добавить слова в письме …..

Я могу быть ОДУШЕВЛЕННОЕ и НЕОДУШЕВЛЕННОЕ.


III. Сообщение темы урока.

Мы сделали новое открытие в имени существительном. Открыли остров, где живут одушевленные имена существительные, которые отвечают на вопрос кто? И неодушевленные имена существительные, которые отвечают на вопрос что?
Давайте проверим наше открытие и послушаем ученого смайлика.
1.Слушаем мудрого смайлика. ( с третей позиции).

ИНТЕР ДОСКА ( лоси).


Слайд 12 «Новое знание» Дети читают правило.

Конспект урока по русскому языку Существительное ( 2 класс)

2.Проверка знаний.

IV. Закрепление знаний.

1. Работа с классом.

Слайд 13«Ожегов»

Остров новых знаний приготовил нам еще одно задание.

Что такое профессия?

Сейчас ученики нашего класса разыграют сценку по стихотворению замечательного поэта и писателя Владимира Маяковского Кем быть?

Слайд 14«Ожегов»

А ваша задача поставить вопрос к профессиям, которые вы услышите.

Работа с карточками. Кто? Что?

Стихотворение В. Маяковского Кем быть?

У меня растут года,

будет и семнадцать.

Где работать мне тогда,

чем заниматься?

Нужные работники -

столяры и плотники!

…….

Столяру хорошо,

а инженеру -

лучше,

я бы строить дом пошел,

пусть меня научат.

Инженеру хорошо,

а доктору -

лучше,

я б детей лечить пошел,

пусть меня научат.

Докторам хорошо,

а рабочим -

лучше,

я б в рабочие пошел,

пусть меня научат.

На заводе хорошо,

а в трамвае -

лучше,

я б кондуктором пошел,

пусть меня научат….

Книгу переворошив,

намотай себе на ус -

все работы хороши,

выбирай

на вкус!

-Кого так называют? ( людей).

-Какой вопрос мы поставим к имени существительному?

3.Физминутка

( 2 мин)

4. Работа по картинке физминутки.

2.Работа с учебником (стр 49 упр 82) Работа в парах.

Слайд 15«Работа в парах» Конспект урока по русскому языку Существительное ( 2 класс) +

-Читаем первое задание

-Что значит подобрать синонимы? (слова близкие по смыслу).

-Каждая группа подбирает слова синонимы.

Невежда-неуч, малообразованный человек. Невежа - невоспитанный человек.

-Проверка групп

-Оценка работы.

-Запишите тот ряд слов, где все имена существительные- одушевленные.

Слайд 16«Работа по картине»


Конспект урока по русскому языку Существительное ( 2 класс)

У детей карточки с вопросами Кто? Что? (устно)

2.Работа с учебником (стр 49 упр 81) Самостоятельная работа. (Дополнительно)

Конспект урока по русскому языку Существительное ( 2 класс)

Слайд 17«Подведение итогов»


V. Итог урока. - Давайте сделаем вывод: - Что обозначают имена существительные? - На какие вопросы отвечают одушевленные, неодушевленные существительные? VI. Релаксация.

Слайд 17«Оценка» - Продолжите любое предложение:

  1. Узнали больше…
  2. Умеем различать….
  3. Работали ….


VII. Домашнее задание.

Слайд 18 Стр. 49 упр 83

САМОАНАЛИЗ УРОКА


В классе человек.
Тема урока: «Одушевленные и неодушевленные имена существительные»
Цель: формирование знаний об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных
Задачи:

  • образовательная - познакомить детей об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных;
  • развивающая - продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять узловые положения, изученные на предыдущих уроках; развивать внимание, память, мышление, речь; формировать понятия, систематизировать знания; расширять кругозор и словарный запас учащихся.
  • воспитательная - связана с формированием личности: норм поведения, черт характера; воспитывать любовь к родному языку, интерес к учению, дружбу.

Оборудование урока:
  • Учебник В.П.Канакиной «Русский язык» 2 класс, часть2.
  • Компьютер, презентация.
  • Экран, мультимедиааппаратура.

Тип урока: урок нового знания. Структура этого урока: а) организация начала, постановки целей и задач; б) непосредственное повторение учебного материала. Для этого используются разные виды опроса: устный в виде изложения темы, фронтальный, выводы, обобщение знаний. в) подведение итогов работы с анализом осмысленности глубины знаний, указание способов самостоятельной работы.
1. Организационный момент. 2. Актуализация знаний. Подготовительная работа, введение в тему. 3. Чистописание. 4. Звуко-буквенный разбор. 5. Развитие речи . Работа с пословицей 6. Словарно - орфографическая работа. 7. Группировка слов по признакам. Устная работа. 8. Сообщение темы и цели урока. 9. Работа по теме урока. 10. Связь с предметами (окружающий мир и литературное чтение). 11. Емеля - физкультминутка - игра. 12. Работа в парах 13. Итог урока. 10. Релаксация. 11. Домашнее задание.
Место урока в теме. Это четвертый урок по данной теме часть речи имя существительное. Все упражнения подбирались с учетом постоянного повторения учебного материала. Дети показали, что они умеют выделять в речи имена существительные. Прослеживалась межпредметная связь с окружающим миром и литературным чтением. Отбор материала и методов обучения осуществлялся с учетом особенностей учащихся. Главный акцент всего урока был направлен на изучения имени существительного. На открытие нового знания по теме одушевленные имена существительные. Старалась, чтобы все задания были взаимосвязаны, были интересны и разнообразны. Устная работа чередовалась с письменной. Использовались различные виды работ: индивидуальная, групповая, самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой. Напряжение урока снималось через разнообразные задания и физкультминутку. А так же применился игровой прием - небольшое путешествие в гости к сказочному герою. Использовались методы работы:
Словесные методы:
  • звуко-буквенный анализ,
  • комментированное письмо (объяснение орфограмм во время словарной работы)
  • диалог учителя с учеником.
  • рассказ стихотворения подготовленных учеников.

Наглядные методы: иллюстрация и демонстрация, цель которых была: научить концентрировать внимание на главном, выделять особые признаки. Иллюстрировать рассказ учителя и учеников, зрительно подкрепляя его слова, сообщать учащимся фактические сведения, формировать понятия и представления, служить средством для обобщения и систематизации знаний учащихся, нести огромный положительный эмоциональный заряд, воспитывать чувства и эстетический вкус.


На уроке были использованы Универсальные учебные действия.

Регулятивные универсальные учебные действия Умение принимать и сохранять учебную задачу, цель урока. Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Умение работать по плану. Умение давать оценку своей работе на уроке (самооценка). Умение адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей. Умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения. Умение отличать верно выполненное задание от выполненного неверно. Самостоятельность в работе.

Коммуникативные универсальные учебные действия Умение слушать и понимать речь других. Умение вступать в беседу на уроке и в жизни (диалоговая форма коммуникации). Умение задавать вопросы. Умение выполнять различные роли в группе (сотрудничество.)

Умение договориться по возникшим противоречиям.

Личностные универсальные учебные действия Положительное отношение к школе. Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
Средства: учебник, презентация к уроку.
Вывод: Все поставленные цели и задачи урока выполнены в полном объеме. Дети показали, что учебный материал ими усваивается успешно. Обстановка на уроке была доброжелательной, спокойной.

© 2010-2022