Падежные окончания имён существительных в родительном и дательном падежах

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект открытого урока русского языка в 4 классе (2014 - 2015 уч. год)


Тема урока: Падежные окончания имён существительных в родительном и дательном падежах.
Цель урока: совершенствовать умение правописания безударных окончаний имен существительных в родительном и дательном падежах. Задачи урока: закрепление знаний о существенных признаках, по которым распознаются данные падежи; развитие навыков правописания безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе, орфографической зоркости; воспитание умения работать в коллективе, радоваться успехам товарищей.
Формируемые УУД: - познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели урока; структурирование знаний; построение логической цепи рассуждений, доказательств; - коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; - регулятивные: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала;

- личностные: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).
Оборудование: мультимедийное оборудование, физминутка (презентация), почтовые конверт и открытка, модель конверта (раздаточный материал), вспомогательные таблички для этапов постановки цели урока и рефлексии, слайды презентации к уроку.

ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный этап

- Нам сегодня улыбается солнышко. В классе нашем тепло и уютно, и мы с вами улыбнёмся друг другу и отбросим в сторону лень.

Приветствуют учителя, гостей и друг друга.

  1. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний. Актуализация знаний.

1) Упр. 214: - Прочитайте получившиеся пословицы. Какой темой их можно объединить? - Какого склонения вам встретились имена существительные в пословицах? В форме каких падежей они стоят? - Чем различаются родительный и дательный падежи имён существительных 1-го склонения?
  • Ленивому Микитке всё не до книжки.
  • У лодыря Егорки всегда отговорки.
  • У ленивой пряхи и для себя нет рубахи.
  • Лежебоке и солнце всходит не в пору.


2) Упр. 145 из «Р.т.»: - Вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор. - Укажите имена существительные 3-го склонения в Д.п. - Поставьте данные имена существительные в форму Р.п. Работают устно, объясняют и вставляют буквы.



- Сделайте вывод о правописании окончаний имён существительных 1-го и 3-го склонения в родительном и дательном падежах. Формулируют вывод: окончания имён сущ-х 1-го скл. в Р.п. и Д.п. разные (-и, -ы / -е); у имён сущ-х 3-го скл. в Р.п. и Д.п. одинаковые (-и).
  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Как вы считаете, достаточно ли сформированы ваши умения в правописании безударных падежных окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах? - Тогда какую цель мы поставим для работы на уроке? (СЛАЙД 2)




- Какие учебные задачи мы будем для этого решать?




- Какие из пословиц, встретившихся нам сегодня в упражнении вы бы взяли девизом нашего урока? Какие ещё вы знаете пословицы, которые можно использовать в учебной ситуации? (СЛАЙД 3)




- Совершенствовать умение правописания безударных окончаний имен существительных в родительном и дательном падежах.

- Упражняться в определении склонения и падежей имён существительных и в выборе правильных безударных окончаний.


Азбука - к мудрости ступенька. Птице даны крылья, а человеку - разум. Без труда не вынешь и рыбки из пруда.

  1. Первичное закрепление:

- Я сегодня для вас приготовила ряд испытаний, а вы должны помнить, что: Без труда не вынешь и рыбки из пруда.
а) в знакомой ситуации (типовые) Упр. 215: комментированная запись предложений 1, 2, 5 с последующим заполнением таблицы в Упр. 147 из «Р.т.»: (СЛАЙД 4) Выполняют задание с комментированием.

1-е скл. 2-е скл. 3-е скл. Р.п. -и(-ы) -а(-я) -и Д.п. -е -у(-ю) -и
б) в изменённой ситу-ации (конструктивные) Изменение по падежам имён существительных, постановка их в родительный и дательный падежи, использование для этого предлогов. Выполняют Упр. 149 из «Р.т.» самостоятельно. Проверка по эталону (на слух - читает один ученик)
  1. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

1. Разминка - Наступило прекрасное время года, какое? - 1 ноября оставался ещё целый месяц до начала чего? - А вот 1 декабря выпал первый снежок, и мы радовались чему? - Но вот через три месяца наступит март, и мы будем провожать что? - А пока мы любуемся ею, чем? - Когда наступит летняя жара, мы будем вспоминать о чём?
2. Словарная работа Демонстрация учителем почтовой открытки и конверта. - Для чего люди придумали открытки и конверты? (Есть ещё посылки, бандероли.) - Что нужно обязательно указывать на почтовых отправлениях, чтобы они дошли до своего адресата? Что обозначает слово адрес? ***Работа с диском по теме «Дательный падеж» (раздел 21). - Запишите слово адрес и сделайте его орфографический разбор.

Ф И З К У Л Ь Т М И Н У Т К А 3. Проблемное задание - А кто из вас уже когда-нибудь подписывал конверты? - Рассмотрим модель конверта и найдём на нём такой элемент, который имеет связь с темой нашего урока. Что на это указывает? Упр. 216: - Запишите на модели конверта свой домашний адрес, свою фамилию, своё имя. Посмотрите образец в упражнении 216. (СЛАЙДЫ 5 и 6) 4. Запись словосочетаний под диктовку: От ромашки к гвоздике, по дороге к пристани, от акации к сирени, к макушке ели, от деревни до площади. (СЛАЙД 7) Записывают слово «зима», изменяя его по падежам:
Зима. Зимы. Зиме. Зиму. Зимой. О зиме.










Адрес. Рассуждают, исходя из собственного опыта.









Слова «От кого» и «Кому».








Самостоятельно работают в тетрадях, затем меняются в парах, проверяют, сверяют по образцу.

  1. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

- Дома вы ещё раз закрепите свои умения в правописании безударных падежных окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах, для этого поработаете со скороговоркой Е. Благининой. Записывают в дневники: стр. 117 - упр. 218
  1. Рефлексия (подведение итогов занятия)

- Что нужно знать о правописании окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах? - Кто такой адресат? Адресант? - Как вы считаете, сможете ли вы теперь всегда грамотно писать безударные падежные окончания имён существительных в родительном и дательном падежах? А что вам для этого следует сделать?
- А теперь оцените свои достижения на уроке при помощи рефлексивной таблички, которая лежит перед вами на столе.

1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался

4. За урок я

5. Мое настроение

6. Материал урока мне был

7. Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

интересным / неинтересным


Выбирают и подчёркивают слова, оценивающие состояние, успешность, удовлетворённость, передают учителю.

© 2010-2022