• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Урок по литературному чтению на тему “Кто хранитель красоты” С. Козлов “ Как Ёжик с Медвежонком протирали звёзды” (3 класс)

Урок по литературному чтению на тему “Кто хранитель красоты” С. Козлов “ Как Ёжик с Медвежонком протирали звёзды” (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока по литературному чтению в 3 классе

Составитель: Овсянникова Л.Л.

УМК: развивающая система Л.В, Занкова; Н.А. Чуракова. Литературное чтение, 3 класс

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Тема урока: Глава 12 " Красота спасёт мир". Кто хранитель красоты? С. Козлов " Как Ёжик с Медвежонком протирали звёзды"

Место и роль урока в изучаемой теме: данный урок является в 3 классе первым в главе XII "Красота спасёт мир", но вторым по изучению творчества С. Козлова: ранее изучали рассказ " Лисичка" в предыдущей главе (глава XI"Такой хрупкий и такой прочный мир чувств"). В курсе литературного чтения дети начали знакомство с мудрыми и многогранными сказками С. Козлова со 2 класса " Красота", "Чёрный омут", "Ёжик в тумане", " В небе туча хмурится" . Этот урок связан с предыдущими, он построен с опорой знание детьми отличий авторской сказки от народной, других произведений писателя, его биографии. На этом уроке особое внимание было уделено идее необходимости бережного отношения к окружающему миру и окружающим людям, поиску ответа на главный контекстуальный вопрос: "В чём заключается иносказательный смысл сказки?" Этот урок работает на заключительный урок в 3 классе "Разрешите с вами посумерничать", где дети снова соприкоснутся с идеей красоты мира, и с важнейшей в жизни ценностью - общение друг с другом, а также на уроки в 4 классе, посвященные продолжению знакомства с вечными человеческими ценностями в таких сказках С. Козлова, как " Если меня совсем нет" (размышления о недолговечности жизни, об одиночестве), " Тёплым тихим утром посреди зимы" (размышления о дружбе). Специфика урока заключается в том, что сказки С. Козлова содержат философский подтекст, их восприятие не может быть однозначным. Кроме того, у текстов Козлова очень сложная природа: это такие поэтические притчи, а не сказки или рассказы, поэтому работа по определению жанра в этих текстах не предусмотрена.

Цель: создание условий для формирования эстетического сознания и художественного вкуса учащихся, для формирования способности чувствовать красоту окружающего мира и понимать смысл и красоту литературного произведения; способствовать совершенствованию навыков осознанного, правильного, выразительного чтения через анализ произведения.

Планируемые результаты:

Предметные:

формирование умения понимать авторский замысел, раскрывать и формулировать тему и идею художественного произведения;

Личностные:

формирование умения видеть красоту вокруг себя, осознание необходимости бережного отношения к окружающему миру и окружающим людям.

самоопределение ребёнка, как путешествие в мир его души, поиска себя, своего места в жизни.

формирование действий нравственно-этического оценивания через выявление морального содержания и нравственного значения поступков персонажей.

Метапредметные:

Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

Познавательные УУД:

ориентироваться в учебнике и в тексте учебника;

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной форме

слушать и понимать речь других;

выразительно читать текст;

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Этап урока

Форма организации этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

I.Мотивация к учебной деятельности.

Фронтальная работа Проверяет готовность детей к уроку. Выбирает эффективный способ, приём концентрации внимания. Даёт общую установку на урок.

Приветствуют учителя, настраиваются на урок.

1 мин

II.Актуализация знаний. 1.Появление темы, проблемы урока. 2.Антиципация чтения (прогнозирование содержания текста).

Фронтальная работа


Организация подготовки учащихся к чтению текста, прогнозирование его содержания и тематической, эмоциональной направленности в соответствии с их возрастом.


По названию, имени автора, предшествующей тексту иллюстрации, с опорой на читательский опыт определяют смысловую, тематическую, эмоциональную направленность текста, выделяют его героев.

Формулируют тему урока.

Высказывают свое мнение.

5 мин

III.Открытие новых знаний.

Первоначальное восприятие произведения.

Фронтальная работа Выбирает вид первичного восприятия с учётом специфики текста, возможностей учащихся, целей и задач урока, общей художественной задачи текста (показывает видеоролик фрагмента мультфильма). Регулирует адекватность реакции детей на текст.

Выбирает способ выявления первичного восприятия (беседа) с учётом особенностей текста, возрастных и индивидуальных возможностей учащихся.

Соотносит качество первичного восприятия с содержанием последующей работы, вносит необходимые коррективы.

Слушают и смотрят фрагмент мультфильма. Выражают свою первичную эмоциональную реакцию на текст. Выражают свои чувства, мысли.

4 мин

Подвижная физминутк.а

Фронтальная работа

Организует активное выполнение учащимися физминутки.

Двигательная активность под музыку.

Применяют правила охраны своего здоровья.

2 мин

Самостоятельное чтение.

Индивидуальная работа Целевое обоснование этапа, связь с результатами выявления первичного восприятия. Организует медленное "вдумчивое" чтение, диалог с автором через текст, вычитывание подтекста.

Осуществляет постановку к тексту вопросов разной смысловой направленности.

Организует самостоятельную работу. Отвечают на вопросы учителя с опорой на текст, аргументируют свою точку зрения. Проявляют внимание к суждениям товарищей, стремятся найти и "разгадать" авторские подсказки в тексте.

Осуществляют самоконтроль и самооценку.

4 мин

Беседа по содержанию в целом.

Словарная работа.

Выборочное чтение.

Фронтальная работа Проводит необходимую словарную работу по ходу перечитывания и комментирования текста. Обобщает прочитанное. Выявляет совпадение первоначальных предположений учащихся с окончательными выводами по тексту. Ставит к тексту обобщающих вопросов.

Обращается в случае необходимости к отдельным фрагментам текста, отрабатывает его выразительное чтение. Соотносят текст с иллюстрациями, сопоставляют свой взгляд на прочитанное со взглядом писателя.

Отвечают на вопросы и выполняют задания учителя.

2 мин

Мозговая атака.

Работа в группах

Ставит концептуальный вопрос к тексту (как проблемный). Организует коллективную дискуссию (в том числе, и проблемную). Подводит учащихся к коллективному решению, соотносящемуся с авторской позицией. Формулирует основную идею текста (совокупности главных смыслов).

В чём заключается смысл сказки?

Проблемные вопросы:

Задание 1. С какой целью Сергей Григорьевич Козлов написал эту сказку: чтобы развеселить, снабдить информацией или заставить над чем - то задуматься? Обоснуйте своё мнение.

Задание 2. Зачем героям надо протирать звёзды?

Как это делает Ёжик? Зачитать. А как - Медвежонок? Почему по - разному?

Задание 3.Что подразумевал автор, задавая вопрос: "А вы, хотя бы изредка, протираете звёзды?" Каким образом вы это можете сделать?

Задание 4. Какую проблему хотел решить Сергей Григорьевич Козлов через сказку" Как ёжик с медвежонком протирали звёзды"?

Задание 5. Перечитайте сказку. Определите основную мысль произведения. Обоснуйте своё мнение.

Презентация ответов. Организует выполнение учащимися учебного действия. Организует работу в группах, осуществляет контроль деятельности Организует подводящий к теме диалог.

Распределяют обязанности в группе.

Обговаривают правила совместной деятельности:

а) работать дружно; быть внимательными друг к другу, вежливыми, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старших;
б) своевременно выполнять задания, доводить начатое до конца, следить за временем;
в) качественно выполнять работу;

г) каждый из группы должен уметь защитить общее дело и своё в частности.

Обсуждают в группах. Участвуют в коллективной дискуссии. Выдвигают гипотезы, формулируют аргументы, контраргументы. Учатся корректировать, изменять свою точку зрения. (Самостоятельно) выделяют основную идею текста.

Высказывают свое мнение, формулируют «открытия».

Отвечают развёрнуто, используя элементы пересказа, выразительного чтения.

Участвуют в диалоге с учителем.

Презентуют свою работу.

Демонстрация главного итога: ответ на проблемный вопрос.

10 - 15 мин

Музыкальная физкультминутка

Фронтальная работа Организует выполнение учащимися комплекса гимнастики.

Выполняют комплекс гимнастики музыку.

Осуществляют умение применять правила охраны своего здоровья.

2 мин

IV.Рефлексия.

Творческое задание.

Индивидуальная работа Выбирает (творческое) задание, направленное на развитие одной из сфер читательской деятельности учащихся: сферы осмысления содержания. Обоснованность выбора общей художественной задачей текста, особенностями литературного развития учащихся. Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на обобщение. Проверяет работы в парах. Обсуждает вместе с учащимися получившиеся варианты. Выбирается самый интересный. Организует рефлексию. Выполняют творческое задание самостоятельно.

4 мин

V.Итог урока.

Фронтальная работа Аргументированно оценивает качество состоявшегося чтения, деятельности учащихся в целом и по отдельности.

Организует подведения итогов урока учащимися.

Организует самооценку.

Осуществляют оценку и рефлексию собственной и коллективной деятельности.

Высказывают свое мнение, формулируют «открытия».

Анализируют, осмысливают, проговаривают (фиксируют) свои достижения.

Перечисляют свои действия: читали рассказ (ФИО автора) " … (название произведения)" и т.д. Демонстрируют главный итог: выразительное чтение, интерпретация текста, ответ на проблемный вопрос и пр.

3 мин

VI.Домашнее задание.

Фронтальная работа

Какое домашнее задание вам хотелось бы выполнить? Предлагаю на выбор:

  1. подготовить выразительное чтение текста и ответить на последний вопрос;

  2. нарисовать иллюстрацию;

  3. написать сочинение - продолжение сказки Сергея Козлова " Как ёжик с медвежонком протирали звёзды"

Комментирует домашнее задание.

Дифференцированный и индивидуальный характер домашнего задания, учёт деятельности учащихся на уроке, их способностей и возможностей. Организует запись задания на дом в дневник. Восприятие и осмысление информации и запись домашнего задания.

2 мин

VII.Оценка деятельности.

Фронтальная работа

Кто работал в полную силу и считает, что заслуживает оценку?

Организует самооценку и оценку учебной деятельности группы и класса.

Оценивают свою работу на уроке, работу группы и класса.

1 мин



© 2010-2022