- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока русской грамоты для 1 класса Звуки и буквы Нн
Конспект урока русской грамоты для 1 класса Звуки и буквы Нн
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Молдабаева К.Б. |
Дата | 04.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
« Қостанай қаласының білім бөлімінің № 7 орта мектебі» ММ
ГУ « Средняя школа № 7 отдела образования акимата города Костаная»
Урок русской грамоты в 1 «В» классе
Тема: Звуки [нн,] и буквы Нн.
Учитель начальных классов: Молдабаева К.Б.
Қостанай қ., 2015 ж.
г.Костанай, 2015 г.
Информационная карта урока
Дата: 14.10.2015 Урок: грамота
Учитель: Молдабаева К.Б.
Тема урока: Звуки [нн,] и буквы Нн.
Тип урока: Урок формирования новых знаний.
Вид урока: Урок - путешествие.
Цель урока: Познакомить учащихся с буквой Н, н и звуками, которые она обозначает.
Задачи урока: 1) Формировать знания учащихся о твёрдом и мягком согласном звуках [ н ], [ н'] и обозначении их буквой «н».
2) Развивать умение учащихся читать слоги, слова и предложения с буквой «н».
3) Воспитывать культуру речевого общения, работу в паре, взаимовыручку, бережное отношение к природе.
Оборудование: цветовые схемы гласных звуков, твёрдых и мягких согласных звуков; плакат с изображением букв «Н, н»; наглядный материал - носорог, олень, пруд, лягушка, заяц, Буратино, ёжик, сова, лесная школа; карточки для сравнения букв «Н» и «И»; учебник «Букварь», пропись № 1.
Ход урока.
I. Организационный момент. Проверка готовности учащихся к уроку.
-Эмоциональный настрой учащихся.
Вот и прозвенел звонок,
Начинается урок.
Пора за дело браться,
Придется постараться.
Чтоб в жизни стать умелым,
Мы скорей займемся делом.
Вступительное слово, постановка проблемного вопроса.
- Сегодня мы совершим путешествие в лесную школу, поэтому весь урок нас будут сопровождать лесные жители и их друзья - ученики этой школы.
- А вот что нового вы узнаете, и какова тема сегодняшнего урока - попробуйте догадаться сами. Об этом вы мне скажете совсем скоро.
II. Выделение звуков [н], [н'].
Сообщение темы, целей урока.
- По дороге в лесную школу нас будут сопровождать двое животных. Какие это животные вы сейчас отгадаете.
Загадка.
Возле речек и болот
Этот тучный зверь живет
На носу имеет рог
Африканский ……………. (Носорог)
- Какой звук вы слышите в начале слова « носорог»? Он гласный или согласный? Твёрдый или мягкий? Каким цветом будем обозначать его на схемах?
Загадка. - Словно царскую корону
Носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зелёный
Любит снежные луга…….. (Олень)
- Какой звук вы слышите на конце слова «олень»?
-Он гласный или согласный? Твёрдый или мягкий? Каким цветом будем его обозначать на схемах?
- С какими звуками познакомимся сегодня на уроке? Какой буквой обозначаются эти звуки?
- Сегодня на уроке мы познакомимся с новой жительницей страны букв и звуков, с буквой «эн» и звуками, которые она обозначает, научимся различать твердые и мягкие согласные звуки. Будем учиться читать слоги, слова и предложения с новой буквой.
-Ребята как мы произносим эти звуки? Выдыхаемый воздух встречает преграду.
- Что нам мешает? (Звук Н встречает преграду в виде языка, который располагается за верхними зубами.)
III. Работа над новым материалом
-
Составление звуковой схемы слов «нос» и «нитки».
- Носорог и олень не пропустят нас в лес, если мы не справимся с их заданиями.
Итак, первое задание: «Повторить!» Значить, мы должны повторить все, что мы прошли на уроках грамоты и все что мы уже знаем. - Из чего состоит наша речь? - Что такое предложение? - Какие виды предложений вы знаете? - Из чего состоят слова?
- На какие 2группы делятся все звуки?
- Что мы знаем о гласных звуках?
- О согласных?
- Чем отличаются гласные звуки от согласных?
-Чем отличается звук от буквы? - С каким звуком познакомились на предыдущем уроке? (со звуком Тт)
2.Второе задание, которое приготовили для нас носорог и олень «Составь звуковые схемы».
Они приготовили вам 2 слова, а вы должны составить их звуковые схемы. Первое слово «спряталось» как раз внутри слова «носорог». (Нос).
-Второе слово начинается со звука, которым заканчивается слово «олень». (Нитки)
(Учащиеся делают звуковой анализ слов с использованием карточек-схем трёх цветов, учитель дублирует работу учащихся на доске).
Фразеологизмы со словом «нос».
- Слово «нос» мы иногда используем в «переносном» значении. Например:
Зарубить на носу - запомнить
Вешать нос - унывать
Задирать нос - зазнаваться
Водить за нос - обманывать
Комар носа не подточит - очень точно
3.Упражнение в определении на слух звуков [н], [н'].
- На нашем пути встретился небольшой пруд. А кто же в нём обитает попробуем отгадать.
Загадка. - Скачет в траве, глаза на голове,
Скользкая и мокрая, зелёная квакушка,
А зовут её - ….. (Лягушка).
- Лягушка любит и зелёную травку, и ледяную воду, поэтому она предлагает вам сыграть в игру «Лёд и трава». Я буду называть слова со звуками [н], [н'], а вы должны услышать твёрдый это звук или мягкий и показать мне синюю или зелёную карточку. Если в слове вообще нет этих звуков, значит, вы показываете красную карточку.
а) Слова: танк, день, команда, кони, комар, батон, пеньки, мошка, насос, лень, орден.
- Как вы думаете, почему лягушка предложила нам 2 слова - «комар» и «мошка», в которых нет звуков [н], [н']? (Она питается комарами и мошками, поэтому не могла пропустить такие «важные» для неё слова).
б) - Вспомните и назовите имена, которые начинаются со звуков [н], [н']. ( Наташа, Никита, Надежда, Николай, Нюра, Настя, Нина, Никодим, Никифор, Наиль).
- Лягушке понравилось, как вы отвечали, и она с удовольствием покажет нам дорогу в лесную школу.
-
Первичное закрепление. Ознакомление с буквами «Н, н».
1. Чтение слогов с буквой «н».
- Наше путешествие в лесную школу продолжается. И на пути нас встречает…
Загадка. -Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая - для лета,
Для зимы - другого цвета. (Заяц)
- Зайчик учится в лесной школе и с буквой «н» уже знаком. Он предлагает вам поработать с букварем.
- Объясните, почему окошко у буквы «н» двух цветов?
а) в Букваре прочитать слоги с буквой «н».
- Какие слоги капают из тучки? (чтение слогов)
б) Чтение слогов «по цепочке» в учебнике (стр. 22).
- Назовите те слоги, в которых слышится твёрдый согласный звук [н]?
- Назовите те слоги, в которых слышится мягкий согласный звук [н']?
-
Физминутка.
- Смотрите, кто идёт к нам навстречу? (Буратино). Он сегодня тоже ходил учиться в школу, очень устал и приглашает вас немного отдохнуть.
Буратино потянулся; раз нагнулся, два нагнулся, Три - в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре - руки шире. Пять - руками помахать. Шесть - за парту тихо сесть.
-
Чтение слов и предложений.
- Буратино понравилось ваше бодрое настроение. Он уверен, что вы также хорошо прочитаете слова и предложения с буквой «н». Попробуем? (Чтение слов и предложений на с.22).
4. Соотнесение слов с картинками.
- Вы отлично справились с этим заданием. А кто это выкатился на дорогу?
Загадка. Под соснами, под ёлками
Лежит мешок с иголками. (Ёжик)
- Ёж поможет нам найти дорогу к лесной школе, если мы разгадаем ребус.
- Детей зовут Антон и Анна. (работа по схемам)
- Каким, словом ОН или ОНА можно заменить имена Антон и Анна?
Антон - ОН, Анна - ОНА.
- А как можно сказать, если они вместе?
Итак, согласные звуки [н] и [н'] - это звуки звонкие или глухие?
([н'], [н] - звонкие.)
- На письме обозначаются печатной буквой н.
- Посмотрите на букву. Схема-«человечек»: дети изображают букву н в парах.
5. Работа в прописи.
- Вот мы и добрались до лесной школы. А вы знаете, кто самый мудрый учитель в этой школе? (Сова). Она предлагает вам немного побыть учениками лесной школы и поработать в прописях на с.11
а)
- Ребята! Твёрдый согласный звук [н] и мягкий согласный звук [н'] обозначаются на письме одной буквой. А зовут эту букву «эн». (Показ буквы).
- Посмотрите на экран. Из каких элементов состоит строчная буква Нн?
- На какую букву похожа буква «н»? (На букву «и»).
- Что у них общего и в чём различие?
- Об этой букве нам расскажет небольшое стихотворение Абай (для читающих учащихся).
- В написании, каких букв есть такие же элементы? Образец учителя на доске с комментированием:
- Пишу наклонную линию сверху вниз, возвращаюсь по написанному до середины линии, выполняю маленький поворот и веду ручку вверх наискосок вправо, пишу линию с закруглением внизу вправо. Соединительный элемент слегка провисает, как верёвочка.
-Письмо в воздухе
-Письмо элементов на строке.
- Обведите на следующей строке все элементы строчной буквы н.
- Все наклонные линии с закруглением внизу вправо обведите.
- Какую букву осталась дописать? (заглавную букву Н)
- Итак, что же узнали про эту букву?
V. Итог урока.
- Молодцы! Вы справились со всеми заданиями. Давайте подведём итог нашего урока.
- Какова тема урока?
- С какими звуками познакомились на уроке? Какой буквой обозначаются эти звуки?
- Охарактеризуйте эту букву.
- Что вы узнали нового?
- Какие задания вы сегодня выполнили?
VI. Самооценка работы учащихся.
- Как вы считаете, вы хорошо работали на этом уроке?
Лесные жители очень довольны вашей работой и в качестве подарков на память оставили для Вас веселые смайлики.
Список использованной литературы:
-
Рамзаева Т.Г.. Русский язык: 1 класс. - М.: «Дрофа», 2010. - 33-34с.
2. Гараева Я.Ш. Поурочные разработки по русской грамоте к учебнику Т.Г. Рамзаевой: 1 класс. - М.: «ВАКО», 2004.
3. Волина В. Веселая грамматика. - М.: «Знание», 1995