Конспект урока

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Негосударственное образовательное учреждение

школа «Ксения»





Урок русского языка

2 класс





«Орфограммы корня слова»

(УРОК - СКАЗКА)



Учитель Шашкова Ольга Владиславовна,

высшая квалификационная категория















Г. Архангельск - 2012



Пояснительная записка

УРОК - СКАЗКА

Нестандартные уроки - одно из важных средств обучения, так как они формируют у обучающихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, скованность, которые свойственны многим детям, помогают формировать навыки учебной работы. Нестандартные уроки оказывают глубокое эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания.

Для того чтобы урок носил творческий и развивающий характер, воспитывал у детей трудолюбие, чувство сострадания, развивал логическое мышление, пригласите детей в сказку. Сказочный сюжет вводит учащихся в волшебный мир, где они вместе с героями преодолевают препятствия, побеждают зло, помогают обиженным.

Урок-сказка позволяет создать атмосферу доброжелательности, зажечь огонек пытливости и любознательности, что, в конечном счете, облегчает процесс усвоения знаний и делает обучение более эффективным.

Такая нестандартная форма урока как урок - сказка обычно завершает изучение темы либо начинают новую.

















Тема: Орфограммы корня слова.

Цель:

Повторение и обобщение знаний о правописании безударных гласных, парных согласных, непроизносимых согласных в корне слова через нетрадиционную форму урока русского языка.

Задачи:

1) закрепление знаний правил проверки безударных гласных, парных согласных, непроизносимых согласных в корне слова; формирование умения находить и проверять орфограмму через процессы словоизменения и словообразования.

2) сохранение физического и эмоционального здоровья обучающихся во время урока;

3) воспитание чувства коллективизма и взаимопомощи;

4) развитие познавательных и творческих способностей;

5) развитие коммуникативных качеств личности (умения работать в паре, вести учебный диалог, проводить самооценку);

6) развитие навыка быстрого письма, связной речи обучающихся, логического мышления;

7) воспитание интереса к урокам русского языка.




Тема: Орфограммы корня слова.

Тип урока: Закрепление изученного материала.

Вид урока: урок-сказка.

Подготовка урока:

  • урок проводится накануне премьеры спектакля, который готовят второклассники, «Незнайка и его друзья»;

  • приглашённые на урок гости исполняют «роли» «мэров» городов - орфограмм. На определённом этапе урока они вручают учителю конверт с заданием.

Материал и оборудование:

Фонограмма песни В.Меладзе «Незнайка», макет «воздушного шара», конверты с заданиями, короны для «мэров» - БГ, ПС, НС, карточки с именами коротышек (для доски), карточка «сонорные - й, н, р, м, л», карточки «парные согласные», карточки «Пиктограмма», магниты.

План урока

Орг. момент:

На нашем уроке много гостей. Они тоже будут участниками сегодняшнего урока. Улыбнитесь им. А я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость. Вдохните в себя свежесть весеннего утра, тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения и успехов на уроке.

Для урока нам потребуется тетрадь - откройте её.

А девиз у нас такой - всё, что нужно - под рукой.

(число и классная работа уже подписаны заранее).

  1. Сегодня мы проведём необычный урок - сказку.

Любят сказки все на свете, Чудеса в них происходят,

Любят взрослые и дети, Люди к счастью путь находят,

Любят слушать и смотреть И, конечно же, добро

Сказки могут душу греть. Побеждает ложь и зло.

- А вы любите сказки? Какие?

Наш урок я назвала «Путешествие Незнайки и его друзей».

Почему? Скоро у нас премьера - спектакль по сказке Н. Носова «Незнайка и его друзья».

И сегодня вы не просто ученики, а персонажи этой сказки. Представьтесь нашим гостям. Дети называют имя своего героя:

Незнайка, Знайка, Тюбик, Пончик, Сиропчик, Винтик, Шпунтик, Ворчун, Пилюлькин, Синеглазка, Ромашка, Снежинка, Кареглазка, Медуница, Нянечка, Гунька (учитель открывает карточки с именами коротышек).

2. В каждом имени спряталась орфограмма. Какая?

- Запишите своё имя героя.

- Запишите имя героя, с кем ваш персонаж дружит.

- Запишите имя героя одноклассника, с кем вы дружите или хотели бы стать хорошими друзьями.

3. Итак, герои сказки отправляются в путешествие в города под названием «Безударная гласная», «Парная согласная», «Непроизносимая согласная».

Летим на воздушном шаре (шар - в руках учителя).

Прощай, цветочный город, вернёмся мы нескоро,

В небесные просторы летим.

Взовьётся шар летучий над лесом и над кручей,

Пробиться через тучи хотим.

Пролетаем над городом Безударных гласных.

Нас приветствует мэр города - БГ. Поздоровайтесь. Он приготовил нам задание (конверт).

Так, а что там внизу?

Запись на доске:

Дуб з..лёный над х..лмом,

А под дубом ст..ит дом.

В доме буквы ж..вут.

Нас к себе ..ни з..вут. :

И ст..ят ..ни р..дком,

П…м..хали нам пл..тком.

Задание: Найти все БГ, которые спрятались в этих словах.

Но - условие - называя проверяемое слово, назвать проверочное.

Словоизменение и словообразование!!!

(Обратить внимание на приставку ПО, предлог ПОД).

Словарное слово платок.

- Ребята, что интересного вы заметили после разбора этого текста?

(ЗДЕСЬ встретились все гласные, которые могут стоять в слабой позиции

О, А, Е, И, Я).

Сделаем вывод: Как проверить БГ в корне слова? (обращаемся к мэру)

Дети повторяют правило.

Запись под диктовку:

Цветочный город, воздушный шар, малыши, пилить грибы, удар по голове.

(Самопроверка: учитель показывает на гласные, которые надо вставить в слова текста).

У кого всё правильно - поставьте «плюс».

Летим дальше. Но сначала отдохнём.

Физкультминутка. (Перед ребятами встаёт «Незнайка»).

Вот Незнайкина зарядка.

Выполняйте по порядку.

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись.

Сели - встали, сели - встали.

Вы, надеюсь, не устали?

Надо вам свободней встать

И спокойнее дышать.

4. Город Парных согласных.

Приветствуем мэра ПС. Задание - в конверте.

  1. Запись на доске:

Ска..ка - ло..ь, да в ней - намё..,

Добрым моло..цам - уро... .

Как вы понимаете это выражение? А какой урок вы получили из сказки Носова «Незнайка и его друзья»? Что заметили в этой присказке?

А чьи это слова? (А.С. Пушкин). В фамилии поэта тоже - орфограмма «Парная согласная».

Задание: Работа в парах. Показать карточку с парной согласной, какую вы поставите в слове. Назовите проверочное слово. Что помогла словоизменение или словообразование?

Парные согласные - самые опасные.

В корне ты их проверяй - рядом гласный подставляй.

2) Сделаем вывод: Как проверить ПС в корне слова? (обращаемся у мэру).

Дети повторяют правило.

В следующем году вы узнаете, что после глухого парного можно поставить звонкий сонорный звук (л, м, н, р, й) - ложный(карточка).

3)Запись под диктовку:

Как называли жителей Цветочного города - Коротышки,

Персонаж, которого нет в нашем спектакле,

вечно куда-то спешил - Торопыжка,

Знаменитый астроном - Стекляшкин,

У Незнайки он был зелёный - галстук,

Любимый напиток Сиропчика - газировка.

- В какой части слова находится орфограмма парная согласная? Значит, не только в корне, но и в суффиксе парная согласная может стоять в слабой позиции.

(Проверка - в парах. Поставьте «плюс» своему однокласснику, если у него нет ошибок).

Летим дальше (Исполняем песню «Незнайка»).

5. В конце нашего путешествия - город Непроизносимых согласных.

Помашите с воздушного шара мэру НС (конверт).

Иногда согласные играют с нами в прятки,

Они не произносятся, но пишутся в тетрадке.

1) Об этом знает и Незнайка. Он написал предложение на доске:

Мне ужастно интестно всё то, что неизвестно.

Что можете Незнайке сказать? Находят ошибки.

  1. Задание: Для нас жители города приготовили такое задание. Я читаю слово - вы определите, пишется ли согласная в корне.

Задание не из лёгких, предлагаю сразу вспомнить правило проверки непроизносимых согласных.

Как проверить НС в корне слова? (обращаемся к мэру).

Дети повторяют правило.

Итак, если НС пишется - хлопок в ладоши. ВЕСНА, МЕСТНЫЙ, ЧУДЕСНЫЙ, ПРЕКРАСНЫЙ, ОКРЕСТНОСТЬ, ОПАСНЫЙ, СКОРОСТНОЙ, ГРУСТНЫЙ, СОГЛАСНЫЙ.

Молодцы!

  1. И напоследок - письменное задание от Знайки. Коротышки получили зашифрованную телеграмму с НС.

ПИКТОГРАММА (подсказка - ищите рифму).

На доске:

Рисунки на карточках:

«солнце», «восклицательный знак», «новогодняя ёлка»,

«сердце» и «рогатка»,

«лестница» и «звёзды - ный»,

«рукопожатие» и «часы»

Запись в тетради:

Солнце, чувство, праздник,
Сердце и проказник,
Лестница и звёздный,
Здравствуйте и поздний.

Проверьте (Учитель переворачивает карточки. На другой стороне - напечатанные слова). У кого всё правильно? Похвалите этих ребят.

6. Итог урока.

Наше путешествие на воздушном шаре подходит к концу. Оно заканчивается хорошо - знания победили невежество, как в сказке добро побеждает зло.
Мы с жителями и мэрами городов надеемся, что вы хорошо, запомнили основные орфограммы корня слова.
А ещё вы показали, что умеете поддержать одноклассника, тактично проверить его работу, порадоваться за него.

Вот уроку - конец,

Кто работал - молодец.

Чтоб получить 4 или 5,

Тетради срочно нужно сдать!

© 2010-2022