- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока
Конспект урока
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Шашкова О.В. |
Дата | 23.08.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Негосударственное образовательное учреждение
школа «Ксения»
Урок русского языка
2 класс
«Орфограммы корня слова»
(УРОК - СКАЗКА)
Учитель Шашкова Ольга Владиславовна,
высшая квалификационная категория
Г. Архангельск - 2012
Пояснительная записка
УРОК - СКАЗКА
Нестандартные уроки - одно из важных средств обучения, так как они формируют у обучающихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, скованность, которые свойственны многим детям, помогают формировать навыки учебной работы. Нестандартные уроки оказывают глубокое эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания.
Для того чтобы урок носил творческий и развивающий характер, воспитывал у детей трудолюбие, чувство сострадания, развивал логическое мышление, пригласите детей в сказку. Сказочный сюжет вводит учащихся в волшебный мир, где они вместе с героями преодолевают препятствия, побеждают зло, помогают обиженным.
Урок-сказка позволяет создать атмосферу доброжелательности, зажечь огонек пытливости и любознательности, что, в конечном счете, облегчает процесс усвоения знаний и делает обучение более эффективным.
Такая нестандартная форма урока как урок - сказка обычно завершает изучение темы либо начинают новую.
Тема: Орфограммы корня слова.
Цель:
Повторение и обобщение знаний о правописании безударных гласных, парных согласных, непроизносимых согласных в корне слова через нетрадиционную форму урока русского языка.
Задачи:
1) закрепление знаний правил проверки безударных гласных, парных согласных, непроизносимых согласных в корне слова; формирование умения находить и проверять орфограмму через процессы словоизменения и словообразования.
2) сохранение физического и эмоционального здоровья обучающихся во время урока;
3) воспитание чувства коллективизма и взаимопомощи;
4) развитие познавательных и творческих способностей;
5) развитие коммуникативных качеств личности (умения работать в паре, вести учебный диалог, проводить самооценку);
6) развитие навыка быстрого письма, связной речи обучающихся, логического мышления;
7) воспитание интереса к урокам русского языка.
Тема: Орфограммы корня слова.
Тип урока: Закрепление изученного материала.
Вид урока: урок-сказка.
Подготовка урока:
-
урок проводится накануне премьеры спектакля, который готовят второклассники, «Незнайка и его друзья»;
-
приглашённые на урок гости исполняют «роли» «мэров» городов - орфограмм. На определённом этапе урока они вручают учителю конверт с заданием.
Материал и оборудование:
Фонограмма песни В.Меладзе «Незнайка», макет «воздушного шара», конверты с заданиями, короны для «мэров» - БГ, ПС, НС, карточки с именами коротышек (для доски), карточка «сонорные - й, н, р, м, л», карточки «парные согласные», карточки «Пиктограмма», магниты.
План урока
Орг. момент:
На нашем уроке много гостей. Они тоже будут участниками сегодняшнего урока. Улыбнитесь им. А я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость. Вдохните в себя свежесть весеннего утра, тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения и успехов на уроке.
Для урока нам потребуется тетрадь - откройте её.
А девиз у нас такой - всё, что нужно - под рукой.
(число и классная работа уже подписаны заранее).
-
Сегодня мы проведём необычный урок - сказку.
Любят сказки все на свете, Чудеса в них происходят,
Любят взрослые и дети, Люди к счастью путь находят,
Любят слушать и смотреть И, конечно же, добро
Сказки могут душу греть. Побеждает ложь и зло.
- А вы любите сказки? Какие?
Наш урок я назвала «Путешествие Незнайки и его друзей».
Почему? Скоро у нас премьера - спектакль по сказке Н. Носова «Незнайка и его друзья».
И сегодня вы не просто ученики, а персонажи этой сказки. Представьтесь нашим гостям. Дети называют имя своего героя:
Незнайка, Знайка, Тюбик, Пончик, Сиропчик, Винтик, Шпунтик, Ворчун, Пилюлькин, Синеглазка, Ромашка, Снежинка, Кареглазка, Медуница, Нянечка, Гунька (учитель открывает карточки с именами коротышек).
2. В каждом имени спряталась орфограмма. Какая?
- Запишите своё имя героя.
- Запишите имя героя, с кем ваш персонаж дружит.
- Запишите имя героя одноклассника, с кем вы дружите или хотели бы стать хорошими друзьями.
3. Итак, герои сказки отправляются в путешествие в города под названием «Безударная гласная», «Парная согласная», «Непроизносимая согласная».
Летим на воздушном шаре (шар - в руках учителя).
Прощай, цветочный город, вернёмся мы нескоро,
В небесные просторы летим.
Взовьётся шар летучий над лесом и над кручей,
Пробиться через тучи хотим.
Пролетаем над городом Безударных гласных.
Нас приветствует мэр города - БГ. Поздоровайтесь. Он приготовил нам задание (конверт).
Так, а что там внизу?
Запись на доске:
Дуб з..лёный над х..лмом,
А под дубом ст..ит дом.
В доме буквы ж..вут.
Нас к себе ..ни з..вут. :
И ст..ят ..ни р..дком,
П…м..хали нам пл..тком.
Задание: Найти все БГ, которые спрятались в этих словах.
Но - условие - называя проверяемое слово, назвать проверочное.
Словоизменение и словообразование!!!
(Обратить внимание на приставку ПО, предлог ПОД).
Словарное слово платок.
- Ребята, что интересного вы заметили после разбора этого текста?
(ЗДЕСЬ встретились все гласные, которые могут стоять в слабой позиции
О, А, Е, И, Я).
Сделаем вывод: Как проверить БГ в корне слова? (обращаемся к мэру)
Дети повторяют правило.
Запись под диктовку:
Цветочный город, воздушный шар, малыши, пилить грибы, удар по голове.
(Самопроверка: учитель показывает на гласные, которые надо вставить в слова текста).
У кого всё правильно - поставьте «плюс».
Летим дальше. Но сначала отдохнём.
Физкультминутка. (Перед ребятами встаёт «Незнайка»).
Вот Незнайкина зарядка.
Выполняйте по порядку.
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели - встали, сели - встали.
Вы, надеюсь, не устали?
Надо вам свободней встать
И спокойнее дышать.
4. Город Парных согласных.
Приветствуем мэра ПС. Задание - в конверте.
-
Запись на доске:
Ска..ка - ло..ь, да в ней - намё..,
Добрым моло..цам - уро... .
Как вы понимаете это выражение? А какой урок вы получили из сказки Носова «Незнайка и его друзья»? Что заметили в этой присказке?
А чьи это слова? (А.С. Пушкин). В фамилии поэта тоже - орфограмма «Парная согласная».
Задание: Работа в парах. Показать карточку с парной согласной, какую вы поставите в слове. Назовите проверочное слово. Что помогла словоизменение или словообразование?
Парные согласные - самые опасные.
В корне ты их проверяй - рядом гласный подставляй.
2) Сделаем вывод: Как проверить ПС в корне слова? (обращаемся у мэру).
Дети повторяют правило.
В следующем году вы узнаете, что после глухого парного можно поставить звонкий сонорный звук (л, м, н, р, й) - ложный(карточка).
3)Запись под диктовку:
Как называли жителей Цветочного города - Коротышки,
Персонаж, которого нет в нашем спектакле,
вечно куда-то спешил - Торопыжка,
Знаменитый астроном - Стекляшкин,
У Незнайки он был зелёный - галстук,
Любимый напиток Сиропчика - газировка.
- В какой части слова находится орфограмма парная согласная? Значит, не только в корне, но и в суффиксе парная согласная может стоять в слабой позиции.
(Проверка - в парах. Поставьте «плюс» своему однокласснику, если у него нет ошибок).
Летим дальше (Исполняем песню «Незнайка»).
5. В конце нашего путешествия - город Непроизносимых согласных.
Помашите с воздушного шара мэру НС (конверт).
Иногда согласные играют с нами в прятки,
Они не произносятся, но пишутся в тетрадке.
1) Об этом знает и Незнайка. Он написал предложение на доске:
Мне ужастно интестно всё то, что неизвестно.
Что можете Незнайке сказать? Находят ошибки.
-
Задание: Для нас жители города приготовили такое задание. Я читаю слово - вы определите, пишется ли согласная в корне.
Задание не из лёгких, предлагаю сразу вспомнить правило проверки непроизносимых согласных.
Как проверить НС в корне слова? (обращаемся к мэру).
Дети повторяют правило.
Итак, если НС пишется - хлопок в ладоши. ВЕСНА, МЕСТНЫЙ, ЧУДЕСНЫЙ, ПРЕКРАСНЫЙ, ОКРЕСТНОСТЬ, ОПАСНЫЙ, СКОРОСТНОЙ, ГРУСТНЫЙ, СОГЛАСНЫЙ.
Молодцы!
-
И напоследок - письменное задание от Знайки. Коротышки получили зашифрованную телеграмму с НС.
ПИКТОГРАММА (подсказка - ищите рифму).
На доске:
Рисунки на карточках:
«солнце», «восклицательный знак», «новогодняя ёлка»,
«сердце» и «рогатка»,
«лестница» и «звёзды - ный»,
«рукопожатие» и «часы»
Запись в тетради:
Солнце, чувство, праздник,
Сердце и проказник,
Лестница и звёздный,
Здравствуйте и поздний.
Проверьте (Учитель переворачивает карточки. На другой стороне - напечатанные слова). У кого всё правильно? Похвалите этих ребят.
6. Итог урока.
Наше путешествие на воздушном шаре подходит к концу. Оно заканчивается хорошо - знания победили невежество, как в сказке добро побеждает зло.
Мы с жителями и мэрами городов надеемся, что вы хорошо, запомнили основные орфограммы корня слова.
А ещё вы показали, что умеете поддержать одноклассника, тактично проверить его работу, порадоваться за него.
Вот уроку - конец,
Кто работал - молодец.
Чтоб получить 4 или 5,
Тетради срочно нужно сдать!