Конспект урока Дикие животные. Медведь

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МАС(к)ОУ «Ялуторовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 5 для умственно-отсталых детей»









Интегрированный урок развития речи и трудового обучения



«Дикие животные. Медведь.»


Учитель начальных классов:

Муравьева Татьяна Вадимовна

2013 г.

Задачи:

Общеобразовательные: углубить знания учащихся о медведях, отрабатывать навыки работы по аппликации из мелко нарезанных ниток; совершен­ствовать умение изготовлять аппликацию из ниток;

Развивающие: способствовать развитию памяти на основе упражнений в развитии непроизвольного запоминания, совершен­ствовать навыки правильной подготовки рабочего места к работе;

Воспитательные: воспитывать интерес к жизни животных, вос­питывать аккуратность, бережливость, тру­долюбие.

Оборудование: 1. Детям: клей ПВА, кисточка, бумага, шаблоны медведя и нерки, подкладная доска, картон, мелко нарезанные нитки коричневого, красного, голубого, зеленого и черного цвета, салфетки для рук.

2. Компьютер для показа презентациии, мультимедийный проектор, образец аппликации.

Ход урока.

I часть по развитию речи.

1.Организационный момент. Ну-ка проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Всё ль на месте, Всё ль в порядке?.. Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь оценку «пять»!

2. Упражнения по развитию памяти.

Отгадайте загадки:

Хитрая плутовка, рыжая головка,

Хвост пушистый - краса!

А зовут ее... (Лиса) (Слайд 2)

Дружбу водит лишь с лисой,

Этот зверь сердитый, злой.

Он зубами щёлк да щёлк,

Очень страшный серый ... (Волк) (Слайд 2)

С ветки прыгает на ветку,

Но на землю сходит редко.

Тельце маленькое хрупко,

Постоянно носит шубку.

Коготки на лапках Остры:

По стволу взбежать не просто!

По ветвям летит, как стрелка,

Эта рыженькая…. (Белка) (Слайд 2)

Прыгун-трусишка:

Хвост-коротышка,

Глазки с косинкой,

Ушки вдоль спинки,

Одежка в два цвета -

На зиму, на лето. (Заяц) (Слайд 2)

Запомните 4 картинки с изображением животных (лиса, волк, белка, заяц.) (Слайд 2)

-Что изменилось? (заяц, лиса, волк, белка) (Слайд 3 )

- Каким словом можно назвать картинки? (дикие животные)

3. Игра «Кто лишний».

Лось, ёж, корова, заяц. (Слайд 4,5 )

Курица, снегирь, гусь, утка. (Слайд 6,7 )

Овца, коза, волк, свинья. (Слайд 8,9)

4. Объявление темы урока.

Я прочитаю вам загадку, вы её отгадайте и скажите о чём пойдет речь на уроке?

Спит зимою великан

В тепленькой берлоге.

Ждет весеннего тепла

И расцвет природы.

Косолапый очень ловкий,

Любит рыбку половить.

Чтобы мед отведать сладкий

Может улей разорить.

Что за зверь? Скорей ответь.

Этот великан... медведь. -Тема нашего урока - «Дикие животные. Медведь». Вы познакомитесь с особенностями этого зверя, с его повадками, образом жизни. Узнаете о том, какие бывают медведи. (Слайд 10 )

5. Рассматривание картинки с изображением медведя, анализ. - Посмотрите на картинку, изображающую медведя. - Какой медведь? - Назовите части тела медведя. - Чем покрыто тело медведя? - Какое тело у медведя? - Какие лапы? Сколько их? - Что есть на лапах у медведя? - Какой хвост? - Какая голова? - Что расположено на голове у медведя? - Какие еще бывают медведи? - Что вы знаете о медведе?


6. Рассказ учителя. Медведя знают все. Это «хозяин» леса. Громадный, одетый в тёплую бурую шубу, неповоротливый на вид, он ходит так тихо, что ни один сучок не хрустнет под ногами. Лапы медведь ставит пальцами внутрь, а пятками наружу, оттого и прозвали его косолапым. Ещё в народе называют медведя «босоногий мужик». Ступни у мишки голые, ими он чувствует любой камешек, любой бугорок и подкрадываться может неслышно и незаметно. Хоть и кажется медведь неуклюжим, но он быстро бегает, может делать большие прыжки, ловко лазает по деревьям, хорошо плавает. Голова у медведя большая, шея мохнатая, короткая, глазки маленькие, подслеповатые, видит он плохо, зато обоняние и слух у него прекрасные. Мишка - герой многих русских народных сказок, песен, стихов и прибауток. Обращаются к нему люди всегда ласково и уважительно: «Дедушка-медведушка, Топтыгин или Михаил Потапович». Сказочный медведь - зверь могучий, но добрый и незлобный, а порой доверчивый и простодушный. - Героем каких сказок является медведь? ( «Маша и медведь», «Вершки и корешки», «Три медведя» и т. д.) (Слайд 11 ) Народ верно приметил спокойный и миролюбивый мишкин нрав. Ведь в самом деле медведи очень редко нападают на домашний скот и тем более на людей. Опасен только медведь-шатун, которого что-то разбудило среди зимы. Не вовремя вылезший из берлоги, злой и голодный, шатается он по лесу в поисках пищи. (Слайд 12 ) Хорошо живётся медведю щедрой летней порой. В сосняке собирает мишка грибы, на болотных кочках - чернику, бруснику, голубику, а в малиннике лакомится спелой малиной. Ловит он молодых, неопытных птенцов, мелких зверюшек, разоряет птичьи гнёзда. Если набредёт на муравейник, то разворошит, раскопает его, а потом всунет туда свой длинный язык, который тотчас и облепят муравьи. Медведь - раз-два и проглотит их всех разом. Но самое любимое Мишкино лакомство - сладкий пчелиный мёд. Найдёт он в дупле старого дерева пчелиное гнездо, запустит в него лапу, вытащит душистые соты и съест весь мёд, а укусы пчел косолапому нипочём! От их острых жал спасает мишку толстая шуба. К осени медведь усиленно ищет корм и ест, ест, ест, чтобы накопить жирку на долгую зиму. То заберётся в спелый овёс и обсасывает сладкие метёлки, то найдёт калиновый куст с сочными ягодами, то лакомится золотистыми опятами, облепившими старый пень. Любит медведь и алые гроздья рябины, спелые орехи и жёлуди. (Слайд 13) Медведь ещё и заядлый рыболов. Часами может сидеть на берегу лесной реки или ручья с поднятой лапой и поджидать, когда подплывёт к берегу большая рыба. Как заметит мишка рыбину, сильной лапой ловко и метко бьёт её, вытаскивает из воды и пирует. (Слайд 14) - Сейчас мы посмотрим фрагмент документального фильма «Русские медведи», который расскажет о настоящей медвежьей рыбалке.

Просмотр 2 части документального фильма «Русские медведи» , 2011 г.
Когда закружится в лесу листопад, медведь подыскивает место для берлоги. Чаще на берегу лесных рек и ручьёв, под откосами заросших бузиной оврагов или под корнями вывернутой буреломом старой сосны. Свою берлогу мишка старательно и умело готовит: устилает опавшими листьями, мягкой душистой хвоей, сухим мхом, корой молодых ёлочек. Поздней осенью, когда с неба полетят первые снежинки, мишка укладывается в свою мягкую постель. Снежное одеяло прикроет сверху берлогу, в жилище станет тепло и тихо, и мишка сладко заснёт, посасывая лапу. Сон его будет длиться до звонких ручейков, до весеннего солнышка. В народе говорят: «Медведь одну лапу сосёт, а всю зиму живет». - Как вы понимаете это выражение? - Чем сильнее морозы, тем слаще спит косолапый. А у медведицы поздней зимой в берлоге появляются медвежата - маленькие тёплые комочки. Чмокают, сосут молоко, ползают вокруг матери, залезают ей на спину. Хорошо, тепло и уютно им в берлоге рядом с большой мохнатой мамой - медведицей. Весной она выйдет из берлоги и выведет чуть подросших малышей, будет учить их лесным обычаям.

7.Закрепление:

- К какой группе животных относится медведь? Почему?

- Медведь- хищник? Почему?

- Чем любит питаться медведь? - Что нового узнали из моего рассказа?

8.Физкультминутка.

Медведь по лесу бродит,

От дуба к дубу ходит. (Идти вразвалочку)

Находит в дуплах мёд

И в рот к себе кладёт. («Доставать» мёд рукой)

Облизывает лапу

Сластёна косолапый, (Имитация движения)

А пчёлы налетают,

Медведя прогоняют. ( «Отмахиваться» от пчёл)

А пчёлы жалят мишку:

«Не ешь наш мёд, воришка». (Слегка пощипать себя за нос и щёки)

Бредёт лесной дорогой

Медведь к себе в берлогу. (Идти вразвалочку)

Ложится, засыпает

И пчёлок вспоминает. (Руки под щеку, наклонить голову)

II часть выполнение аппликации

- Мы с вами говорили о медведе, узнали много интересного. А сейчас мы с вами попробуем выполнить своими руками аппликацию медведя.

Техника выполнения аппликации из ниток: Нарезают мелко разные по фактуре и толщине нитки. Переносят рисунок на основу, смазывают небольшие участки клеем и присыпают нарезанными нитками. Дают высохнуть, остатки ниток стряхивают.

1. Вводная беседа . - Сегодня мы будем выполнять аппликацию из ниток.

- Кто знает, что такое аппликация? Вы с этим словом встречались уже при ра­боте с бумагой.
Аппликация - художественная техника создания изображений из наклеенных или нашитых на основе кусков ткани, растительного материала, кожи, опилок, ниток и т.д.
2. Подготовка рабочего места.
- Посмотрите на образец и скажите, что потребуется для выполнения нашей работы? (дети отвечают)
- Давайте проверим, все ли вы назвали. А проверить это мы можем, разгадав загадки.

Чтобы два листа скрепить,

Ты его не пожалей,

Нужно на листок налить

Липкий канцелярский... (Клей)


Свою косичку без опаски

Она обмакивает в краски.

Потом окрашенной косичкой

В альбоме водит по страничке. (Кисточка)

Я пушистый, мягкий, круглый,

Есть и хвост, но я не кот

Часто прыгаю упруго,

Покачусь - и под камод. (Клубок ниток)

- Все загадки отгадали.

3. Правила работы: - Прежде, чем приступить к работе, нужно вспомнить технику безопасности и правила работы с инструментами.
ПРАВИЛА РАБОТЫ КИСТЬЮ И КЛЕЕМ:

  1. Держи кисть вертикально к намазываемой поверхности.

  2. Размашистыми движениями от середины к краям нанеси клей тонким слоем на всю поверхность детали.

  3. Наложи детали на смазанную клеем поверхность.

  4. Прижми через салфетку, убрав лишний клей.

- Мы повторили правила работы с инструментами. Теперь можно приступать к выполнению практической работы.

Пальчиковая гимнастика.

Он в лесу глухом живет - Неуклюжий косолапый. Летом ест малину, мёд, А зимой сосет он лапу.

4. Практическая работа. «Медвежья рыбалка» (Слайд 15)
- Рабочее место подготовили, правила безопасности повторили, размялись. Наступило время для практической работы.
В зависимости от того, как подготовлены учащиеся, некоторые из них обводят шаблоны самостоятельно, а некоторым дается работа с нанесенным эскизом. При оформлении деталей работы, кому-то достаточно оформить только медведя и рыбку, а некоторые учащиеся дополнят свою работу.


Этапы работы:

- обвести по шаблону контур медведя;

- обвести по шаблону контур рыбки;

- намазать клеем контур медведя;

- взять мелко нарезанные нитки коричневого цвета и присыплем;

- придавливаем к основе через салфетку;

- намазать клеем контур рыбки;

- взять мелко нарезанные нитки красного цвета (цвет нерки во время нереста) и присыплем;

- придавливаем к основе через салфетку;

- остатки ниток стряхиваем;

- творческое оформление работы: вода (мелко нарезанными нитками голубого или синего цвета; кустарники вдоль берега реки и т.д.)

Приступаем к выполнению работы.

Выполняем задание быстро, дружно, аккуратно.

5. Выставка работ учащихся. Уборка рабочего места.


6.Итог урока.

- Что вы теперь знаете о медведе?

- Какой материал мы использовали для изготовления поделки? (нитки)

Дополнительный материал.

Медведя знают все. Он - «хозяин леса». Это очень крупное, сильное, мощное и хищное (особенно весной) животное. В высоту он может достигать 2-3 метров. Бывают белые медведи, которые живут в снегах и бурые, которые живут в лесах. Зимой медведь спит; у него в это время появляется потомство. Как называют детей медведя? (медвежата) Они появляются в берлоге и за весну подрастают, питаясь молоком медведицы. Весной они выходят из берлоги. Это опасный хищник, пожирающий всё- от маленьких мышей до лосей, овец, коз. Однако любит он и растительную пищу: травы, корешки, ягоды, фрукты. Медведь - большой лакомка. В малиннике он может просидеть весь день. А мёд любит так, что даже имя получил из-за мёда: мед- ведь(ведает, где мёд). Примечание. Дополнительный материал можно использовать при рассказе либо попросить детей прочитать самостоятельно на этапе изучения нового. Тот материал, который включён в рассказ учителя, может сократиться (в зависимости от особенностей класса).

Песня о медведе.

Раз морозною зимой

Вдоль опушки лесной

Шёл медведь к себе домой

В тёплой шубе меховой.

Шёл он, шёл к своей берлоге

По просёлочной дороге

И, шагая через мост,

Наступил лисе на хвост.

Подняла лисица крик -

Зашумел тёмный лес.

И медведь с испугу вмиг

На сосну большую влез.

На сосне весёлый дятел

Белке домик конопатил

И промолвил: "Ты, медведь,

Должен под ноги смотреть!"

С той поры медведь решил,

Что зимой надо спать,

По тропинкам не гулять,

На хвосты не наступать.

Он зимою безмятежно

Спит теперь под крышей снежной,

И доволен неспроста,

Что родился без хвоста.










© 2010-2022