- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока Дикие животные. Медведь
Конспект урока Дикие животные. Медведь
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Муравьева Т.В. |
Дата | 09.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МАС(к)ОУ «Ялуторовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 5 для умственно-отсталых детей»
Интегрированный урок развития речи и трудового обучения
«Дикие животные. Медведь.»
Учитель начальных классов:
Муравьева Татьяна Вадимовна
2013 г.
Задачи:
Общеобразовательные: углубить знания учащихся о медведях, отрабатывать навыки работы по аппликации из мелко нарезанных ниток; совершенствовать умение изготовлять аппликацию из ниток;
Развивающие: способствовать развитию памяти на основе упражнений в развитии непроизвольного запоминания, совершенствовать навыки правильной подготовки рабочего места к работе;
Воспитательные: воспитывать интерес к жизни животных, воспитывать аккуратность, бережливость, трудолюбие.
Оборудование: 1. Детям: клей ПВА, кисточка, бумага, шаблоны медведя и нерки, подкладная доска, картон, мелко нарезанные нитки коричневого, красного, голубого, зеленого и черного цвета, салфетки для рук.
2. Компьютер для показа презентациии, мультимедийный проектор, образец аппликации.
Ход урока.
I часть по развитию речи.
1.Организационный момент. Ну-ка проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Всё ль на месте, Всё ль в порядке?.. Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь оценку «пять»!
2. Упражнения по развитию памяти.
Отгадайте загадки:
Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый - краса!
А зовут ее... (Лиса) (Слайд 2)
Дружбу водит лишь с лисой,
Этот зверь сердитый, злой.
Он зубами щёлк да щёлк,
Очень страшный серый ... (Волк) (Слайд 2)
С ветки прыгает на ветку,
Но на землю сходит редко.
Тельце маленькое хрупко,
Постоянно носит шубку.
Коготки на лапках Остры:
По стволу взбежать не просто!
По ветвям летит, как стрелка,
Эта рыженькая…. (Белка) (Слайд 2)
Прыгун-трусишка:
Хвост-коротышка,
Глазки с косинкой,
Ушки вдоль спинки,
Одежка в два цвета -
На зиму, на лето. (Заяц) (Слайд 2)
Запомните 4 картинки с изображением животных (лиса, волк, белка, заяц.) (Слайд 2)
-Что изменилось? (заяц, лиса, волк, белка) (Слайд 3 )
- Каким словом можно назвать картинки? (дикие животные)
3. Игра «Кто лишний».
Лось, ёж, корова, заяц. (Слайд 4,5 )
Курица, снегирь, гусь, утка. (Слайд 6,7 )
Овца, коза, волк, свинья. (Слайд 8,9)
4. Объявление темы урока.
Я прочитаю вам загадку, вы её отгадайте и скажите о чём пойдет речь на уроке?
Спит зимою великан
В тепленькой берлоге.
Ждет весеннего тепла
И расцвет природы.
Косолапый очень ловкий,
Любит рыбку половить.
Чтобы мед отведать сладкий
Может улей разорить.
Что за зверь? Скорей ответь.
Этот великан... медведь. -Тема нашего урока - «Дикие животные. Медведь». Вы познакомитесь с особенностями этого зверя, с его повадками, образом жизни. Узнаете о том, какие бывают медведи. (Слайд 10 )
5. Рассматривание картинки с изображением медведя, анализ. - Посмотрите на картинку, изображающую медведя. - Какой медведь? - Назовите части тела медведя. - Чем покрыто тело медведя? - Какое тело у медведя? - Какие лапы? Сколько их? - Что есть на лапах у медведя? - Какой хвост? - Какая голова? - Что расположено на голове у медведя? - Какие еще бывают медведи? - Что вы знаете о медведе?
6. Рассказ учителя. Медведя знают все. Это «хозяин» леса. Громадный, одетый в тёплую бурую шубу, неповоротливый на вид, он ходит так тихо, что ни один сучок не хрустнет под ногами. Лапы медведь ставит пальцами внутрь, а пятками наружу, оттого и прозвали его косолапым. Ещё в народе называют медведя «босоногий мужик». Ступни у мишки голые, ими он чувствует любой камешек, любой бугорок и подкрадываться может неслышно и незаметно. Хоть и кажется медведь неуклюжим, но он быстро бегает, может делать большие прыжки, ловко лазает по деревьям, хорошо плавает. Голова у медведя большая, шея мохнатая, короткая, глазки маленькие, подслеповатые, видит он плохо, зато обоняние и слух у него прекрасные. Мишка - герой многих русских народных сказок, песен, стихов и прибауток. Обращаются к нему люди всегда ласково и уважительно: «Дедушка-медведушка, Топтыгин или Михаил Потапович». Сказочный медведь - зверь могучий, но добрый и незлобный, а порой доверчивый и простодушный. - Героем каких сказок является медведь? ( «Маша и медведь», «Вершки и корешки», «Три медведя» и т. д.) (Слайд 11 ) Народ верно приметил спокойный и миролюбивый мишкин нрав. Ведь в самом деле медведи очень редко нападают на домашний скот и тем более на людей. Опасен только медведь-шатун, которого что-то разбудило среди зимы. Не вовремя вылезший из берлоги, злой и голодный, шатается он по лесу в поисках пищи. (Слайд 12 ) Хорошо живётся медведю щедрой летней порой. В сосняке собирает мишка грибы, на болотных кочках - чернику, бруснику, голубику, а в малиннике лакомится спелой малиной. Ловит он молодых, неопытных птенцов, мелких зверюшек, разоряет птичьи гнёзда. Если набредёт на муравейник, то разворошит, раскопает его, а потом всунет туда свой длинный язык, который тотчас и облепят муравьи. Медведь - раз-два и проглотит их всех разом. Но самое любимое Мишкино лакомство - сладкий пчелиный мёд. Найдёт он в дупле старого дерева пчелиное гнездо, запустит в него лапу, вытащит душистые соты и съест весь мёд, а укусы пчел косолапому нипочём! От их острых жал спасает мишку толстая шуба. К осени медведь усиленно ищет корм и ест, ест, ест, чтобы накопить жирку на долгую зиму. То заберётся в спелый овёс и обсасывает сладкие метёлки, то найдёт калиновый куст с сочными ягодами, то лакомится золотистыми опятами, облепившими старый пень. Любит медведь и алые гроздья рябины, спелые орехи и жёлуди. (Слайд 13) Медведь ещё и заядлый рыболов. Часами может сидеть на берегу лесной реки или ручья с поднятой лапой и поджидать, когда подплывёт к берегу большая рыба. Как заметит мишка рыбину, сильной лапой ловко и метко бьёт её, вытаскивает из воды и пирует. (Слайд 14) - Сейчас мы посмотрим фрагмент документального фильма «Русские медведи», который расскажет о настоящей медвежьей рыбалке.
Просмотр 2 части документального фильма «Русские медведи» , 2011 г.
Когда закружится в лесу листопад, медведь подыскивает место для берлоги. Чаще на берегу лесных рек и ручьёв, под откосами заросших бузиной оврагов или под корнями вывернутой буреломом старой сосны. Свою берлогу мишка старательно и умело готовит: устилает опавшими листьями, мягкой душистой хвоей, сухим мхом, корой молодых ёлочек. Поздней осенью, когда с неба полетят первые снежинки, мишка укладывается в свою мягкую постель. Снежное одеяло прикроет сверху берлогу, в жилище станет тепло и тихо, и мишка сладко заснёт, посасывая лапу. Сон его будет длиться до звонких ручейков, до весеннего солнышка. В народе говорят: «Медведь одну лапу сосёт, а всю зиму живет». - Как вы понимаете это выражение? - Чем сильнее морозы, тем слаще спит косолапый. А у медведицы поздней зимой в берлоге появляются медвежата - маленькие тёплые комочки. Чмокают, сосут молоко, ползают вокруг матери, залезают ей на спину. Хорошо, тепло и уютно им в берлоге рядом с большой мохнатой мамой - медведицей. Весной она выйдет из берлоги и выведет чуть подросших малышей, будет учить их лесным обычаям.
7.Закрепление:
- К какой группе животных относится медведь? Почему?
- Медведь- хищник? Почему?
- Чем любит питаться медведь? - Что нового узнали из моего рассказа?
8.Физкультминутка.
Медведь по лесу бродит,
От дуба к дубу ходит. (Идти вразвалочку)
Находит в дуплах мёд
И в рот к себе кладёт. («Доставать» мёд рукой)
Облизывает лапу
Сластёна косолапый, (Имитация движения)
А пчёлы налетают,
Медведя прогоняют. ( «Отмахиваться» от пчёл)
А пчёлы жалят мишку:
«Не ешь наш мёд, воришка». (Слегка пощипать себя за нос и щёки)
Бредёт лесной дорогой
Медведь к себе в берлогу. (Идти вразвалочку)
Ложится, засыпает
И пчёлок вспоминает. (Руки под щеку, наклонить голову)
II часть выполнение аппликации
- Мы с вами говорили о медведе, узнали много интересного. А сейчас мы с вами попробуем выполнить своими руками аппликацию медведя.
Техника выполнения аппликации из ниток: Нарезают мелко разные по фактуре и толщине нитки. Переносят рисунок на основу, смазывают небольшие участки клеем и присыпают нарезанными нитками. Дают высохнуть, остатки ниток стряхивают.
1. Вводная беседа . - Сегодня мы будем выполнять аппликацию из ниток.
- Кто знает, что такое аппликация? Вы с этим словом встречались уже при работе с бумагой.
Аппликация - художественная техника создания изображений из наклеенных или нашитых на основе кусков ткани, растительного материала, кожи, опилок, ниток и т.д.
2. Подготовка рабочего места.
- Посмотрите на образец и скажите, что потребуется для выполнения нашей работы? (дети отвечают)
- Давайте проверим, все ли вы назвали. А проверить это мы можем, разгадав загадки.
Чтобы два листа скрепить,
Ты его не пожалей,
Нужно на листок налить
Липкий канцелярский... (Клей)
Свою косичку без опаски
Она обмакивает в краски.
Потом окрашенной косичкой
В альбоме водит по страничке. (Кисточка)
Я пушистый, мягкий, круглый,
Есть и хвост, но я не кот
Часто прыгаю упруго,
Покачусь - и под камод. (Клубок ниток)
- Все загадки отгадали.
3. Правила работы: - Прежде, чем приступить к работе, нужно вспомнить технику безопасности и правила работы с инструментами.
ПРАВИЛА РАБОТЫ КИСТЬЮ И КЛЕЕМ:
-
Держи кисть вертикально к намазываемой поверхности.
-
Размашистыми движениями от середины к краям нанеси клей тонким слоем на всю поверхность детали.
-
Наложи детали на смазанную клеем поверхность.
-
Прижми через салфетку, убрав лишний клей.
- Мы повторили правила работы с инструментами. Теперь можно приступать к выполнению практической работы.
Пальчиковая гимнастика.
Он в лесу глухом живет - Неуклюжий косолапый. Летом ест малину, мёд, А зимой сосет он лапу.
4. Практическая работа. «Медвежья рыбалка» (Слайд 15)
- Рабочее место подготовили, правила безопасности повторили, размялись. Наступило время для практической работы.
В зависимости от того, как подготовлены учащиеся, некоторые из них обводят шаблоны самостоятельно, а некоторым дается работа с нанесенным эскизом. При оформлении деталей работы, кому-то достаточно оформить только медведя и рыбку, а некоторые учащиеся дополнят свою работу.
Этапы работы:
- обвести по шаблону контур медведя;
- обвести по шаблону контур рыбки;
- намазать клеем контур медведя;
- взять мелко нарезанные нитки коричневого цвета и присыплем;
- придавливаем к основе через салфетку;
- намазать клеем контур рыбки;
- взять мелко нарезанные нитки красного цвета (цвет нерки во время нереста) и присыплем;
- придавливаем к основе через салфетку;
- остатки ниток стряхиваем;
- творческое оформление работы: вода (мелко нарезанными нитками голубого или синего цвета; кустарники вдоль берега реки и т.д.)
Приступаем к выполнению работы.
Выполняем задание быстро, дружно, аккуратно.
5. Выставка работ учащихся. Уборка рабочего места.
6.Итог урока.
- Что вы теперь знаете о медведе?
- Какой материал мы использовали для изготовления поделки? (нитки)
Дополнительный материал.
Медведя знают все. Он - «хозяин леса». Это очень крупное, сильное, мощное и хищное (особенно весной) животное. В высоту он может достигать 2-3 метров. Бывают белые медведи, которые живут в снегах и бурые, которые живут в лесах. Зимой медведь спит; у него в это время появляется потомство. Как называют детей медведя? (медвежата) Они появляются в берлоге и за весну подрастают, питаясь молоком медведицы. Весной они выходят из берлоги. Это опасный хищник, пожирающий всё- от маленьких мышей до лосей, овец, коз. Однако любит он и растительную пищу: травы, корешки, ягоды, фрукты. Медведь - большой лакомка. В малиннике он может просидеть весь день. А мёд любит так, что даже имя получил из-за мёда: мед- ведь(ведает, где мёд). Примечание. Дополнительный материал можно использовать при рассказе либо попросить детей прочитать самостоятельно на этапе изучения нового. Тот материал, который включён в рассказ учителя, может сократиться (в зависимости от особенностей класса).
Песня о медведе.
Раз морозною зимой
Вдоль опушки лесной
Шёл медведь к себе домой
В тёплой шубе меховой.
Шёл он, шёл к своей берлоге
По просёлочной дороге
И, шагая через мост,
Наступил лисе на хвост.
Подняла лисица крик -
Зашумел тёмный лес.
И медведь с испугу вмиг
На сосну большую влез.
На сосне весёлый дятел
Белке домик конопатил
И промолвил: "Ты, медведь,
Должен под ноги смотреть!"
С той поры медведь решил,
Что зимой надо спать,
По тропинкам не гулять,
На хвосты не наступать.
Он зимою безмятежно
Спит теперь под крышей снежной,
И доволен неспроста,
Что родился без хвоста.