- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по чтению и развитию речи индивидуальное обучение по программе коррекционных образовательных учреждений VIII вида 3 класс
Рабочая программа по чтению и развитию речи индивидуальное обучение по программе коррекционных образовательных учреждений VIII вида 3 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Степанова Н.А. |
Дата | 22.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Рабочая программа
по чтению и развитию речи
индивидуальное обучение по программе
коррекционных образовательных учреждений VIII вида
3 класс
Составила: учитель начальных классов Степанова Наталья Александровна
ЧТЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
3 класс
Рабочая программа по предмету «Чтение и развитие речи» - составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой. По этой программе предусмотрено 5 часов в неделю, но так как ребенок обучается индивидуально на дому количество часов в учебном плане по данному предмету - 2 часа в неделю.
Основными задачами обучения чтению в 2-4 классах являются: научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать прочитанное.
У учащихся формируется навык сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения.
Для чтения подбираются произведения народного творчества, классиков русской и зарубежной литературы, доступные пониманию статьи из газет и журналов. В процессе обучения чтению у учащихся последовательно формируется умение с помощью учителя разбираться в содержании прочитанного.
В программе на каждый год обучения дается примерная тематика произведений, определяется уровень требований к технике чтения, анализу текстов, совершенствованию навыков устной речи и объему внеклассного чтения.
Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств.
На всех годах обучения читаются произведения о нашей Родине, ее прошлом и настоящем, о мудрости и героизме русского народа.
Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно на каждом году обучения. Постоянное внимание следует уделять формированию навыка правильного чтения, которым умственно отсталые учащиеся в силу особенностей психического развития овладевают с большим трудом, что затрудняет понимание содержания прочитанного.
Беглое чтение, т. е. плавное, в темпе разговорной речи чтение вслух, формируется постепенно. Во 2 классе учащиеся читают по слогам, постепенно переходя к чтению целыми словами. В дальнейшем навык беглого чтения совершенствуется.
Одновременно с овладением чтением вслух школьники учатся читать про себя. Систематическая работа по обучению чтению про себя начинается с 3 класса.
С выразительностью речи умственно отсталые учащиеся знакомятся в 1 и 2 классах. Однако систематическое формирование выразительного чтения начинается примерно в 3 классе с перехода на чтение целыми словами.
Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом очень важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, так как этот вид деятельности имеет огромное коррекционное значение.
Учитель в процессе обучения чтению должен уделить особое внимание работе с иллюстративным материалом как одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности учащихся и коррекции недостатков их развития.
Развитие устной речи. Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Учащиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного. С этой целью в младших классах в зависимости от сложности текста используются вопросы, готовый или коллективно составленный план, картинный план.
Внеклассное чтение ставит задачу начала формирования читательской самостоятельности у учащихся: развития у них интереса к чтению, знакомства с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирования навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещения библиотеки; умения выбирать книгу по интересу.
Содержание программы 3 класс
ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ
Осознанное, правильное чтение текста вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя. Слоговое чтение трудных по смыслу и слоговой структуре слов.
Соблюдение при чтении знаков препинания и нужной интонации.
Чтение про себя простых по содержанию текстов.
ПОНИМАНИЕ ЧИТАЕМОГО
Ответы на вопросы, о ком или о чем говорится в прочитанном тексте. Понимание и объяснение слов и выражений, употребляемых в тексте. Установление связи отдельных мест текста, слов и выражений с иллюстрацией.
Подведение учащихся к выводам из прочитанного, сравнение прочитанного с опытом детей и с содержанием другого знакомого текста.
Деление текста на части с помощью учителя и коллективное придумывание заголовков к выделенным частям; составление картинного плана; рисование словарных картин.
РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ
Подробный пересказ содержания прочитанного рассказа или сказки.
Чтение диалогов. Драматизация простейших оценок из рассказов и сказок.
Самостоятельная работа по заданиям и вопросам, помещенным в книге для чтения.
Разучивание в течение года небольших по объему стихотворений, чтение их перед классом.
ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ
Подготовка учеников к формированию читательской самостоятельности: стимуляция интереса к детским книгам, навыка работы с классной библиотечкой и постепенный переход к пользованию школьной библиотекой.
Чтение доступных детских книжек. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного и объяснение иллюстраций.
Примерная тематика
Произведения о Родине, о Москве; о рабочих профессиях; об отношении людей к труду, природе, друг к другу; об общественно полезных делах. Произведения о сезонных изменениях в природе, жизни животных, занятиях людей.
Рассказы, сказки, статьи, стихотворения, пословицы на морально-этические темы, на темы мира и дружбы.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя;
трудные по смыслу и по слоговой структуре слова читать по слогам;
отвечать на вопросы по прочитанному;
высказывать свое отношение к поступку героя, событию;
пересказывать содержание прочитанного;
устно рассказывать на темы, близкие интересам учащихся.
Учащиеся должны знать:
наизусть 5-8 стихотворений.
Календарно-тематическое планирование
3 класс (2 часа - в неделю , 68 часов - в год)
№ п\п
Кол-во часов
Тема урока
Дата
примечание По плану: фактически:
Н.Носов.Живая шляпа.
Б.Заходер. Хрюк на ёлке.
Н.Носов.Как Незнайка катался на газированном автомобиле.
Ф,Тютчев.Зима недаром злиться…
К.Паустовский.Стальное колечко.
А.Плещеев.Весна. Я.Колас.Песня о весне.
С.Михалков. А что у вас?
Б.Емельянов.Мамины руки.
Н.Артюхова.Большая берёза.
В.Бианки.Последняя льдина.
А.Барков.Голубой апрель.
В.Драгунский. И мы.
Е.Олейник. Полюшко-поле.
С.Михалков.Спать легли однажды дети.
Л.Толстой. Гроза в лесу.
В.Бианки. Купание медвежат.
Л.Толстой. Акула.
С.Полетаев. Секретное слово.
М.Ивенсен. Вот и лето подоспело.
Учебно-тематическое планирование (Технологическая карта уроков)
№ п\п
Кол-во часов
Тема урока
Тип урока
Предполагаемый результат
Формы
контроля
Уметь:
комбинированный осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя; Индивидуальный опрос
комбинированный трудные по смыслу и по слоговой структуре слова читать по слогам; Индивидуальный опрос
комбинированный отвечать на вопросы по прочитанному;
Индивидуальный опрос
комбинированный высказывать свое отношение к поступку героя, событию;
Индивидуальный опрос
комбинированный пересказывать содержание прочитанного; Индивидуальный опрос
комбинированный устно рассказывать на темы, близкие интересам учащихся. Индивидуальный опрос
комбинированный Определять смысл прочитанного. Индивидуальный опрос
комбинированный Выразительно читать. Индивидуальный опрос
комбинированный осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя; Индивидуальный опрос
комбинированный Некоторые слова читать слитно. Индивидуальный опрос
комбинированный Соотносить текст с картинкой. Индивидуальный опрос
комбинированный Оказывать помощь старшим. Индивидуальный опрос
комбинированный высказывать свое отношение к поступку героя, событию;
Индивидуальный опрос
комбинированный Выражать своё отношение к прочитанному. Индивидуальный опрос
комбинированный Описать настроение дождя. Индивидуальный опрос
комбинированный Соотносить текст с картинкой. Индивидуальный опрос
комбинированный Объяснять смысл прочитанного. Читать по ролям. Индивидуальный опрос
комбинированный устно рассказывать на темы, близкие интересам учащихся. Индивидуальный опрос
комбинированный Выражать своё отношение к прочитанному. Индивидуальный опрос
комбинированный Читать по ролям. Индивидуальный опрос
комбинированный Выразительно читать. Индивидуальный опрос
комбинированный устно рассказывать на темы, близкие интересам учащихся. Индивидуальный опрос
комбинированный Изменять слова по образцу. Индивидуальный опрос
комбинированный Читать с интонацией вопросительные предложения. Индивидуальный опрос
комбинированный Рассказывать про маму по данным вопросам. Индивидуальный опрос
комбинированный Выучить наизусть. Индивидуальный опрос
комбинированный осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя; Индивидуальный опрос
комбинированный трудные по смыслу и по слоговой структуре слова читать по слогам; Индивидуальный опрос
комбинированный отвечать на вопросы по прочитанному;
Индивидуальный опрос
комбинированный высказывать свое отношение к поступку героя, событию;
Индивидуальный опрос
комбинированный пересказывать содержание прочитанного; Индивидуальный опрос
комбинированный устно рассказывать на темы, близкие интересам учащихся. Индивидуальный опрос
комбинированный осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя; Индивидуальный опрос
комбинированный трудные по смыслу и по слоговой структуре слова читать по слогам; Индивидуальный опрос
комбинированный отвечать на вопросы по прочитанному;
Индивидуальный опрос
комбинированный высказывать свое отношение к поступку героя, событию;
Индивидуальный опрос
комбинированный пересказывать содержание прочитанного; Индивидуальный опрос
комбинированный устно рассказывать на темы, близкие интересам учащихся. Индивидуальный опрос
комбинированный Находить ответы в тексте. Индивидуальный опрос
комбинированный Использовать по назначению вежливые слова. Индивидуальный опрос
комбинированный осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя; Индивидуальный опрос
комбинированный трудные по смыслу и по слоговой структуре слова читать по слогам; Индивидуальный опрос
комбинированный отвечать на вопросы по прочитанному;
Индивидуальный опрос
комбинированный высказывать свое отношение к поступку героя, событию;
Индивидуальный опрос
комбинированный пересказывать содержание прочитанного; Индивидуальный опрос
комбинированный устно рассказывать на темы, близкие интересам учащихся. Индивидуальный опрос
комбинированный Отвечать на вопросы к тексту. Составлять рассказ по картинке. Индивидуальный опрос
комбинированный Находить признаки весны на картинке. Индивидуальный опрос
комбинированный Читать по слогам и целыми словами. Индивидуальный опрос
комбинированный Объяснять значения слов. Индивидуальный опрос
комбинированный Подбирать прилагательные к данному существительному. Индивидуальный опрос
комбинированный Описывать животное. Индивидуальный опрос
комбинированный Отвечать словами текста. Индивидуальный опрос
комбинированный Читать по ролям. Индивидуальный опрос
комбинированный Соотносить существительные и прилагательные. Индивидуальный опрос
комбинированный Отвечать на вопросы по содержанию. Понимать смысл подтекста. Индивидуальный опрос
комбинированный Объяснять главную мысль рассказа. Индивидуальный опрос
комбинированный Объяснять, что изображено на картинке. Индивидуальный опрос
комбинированный осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя; Индивидуальный опрос
комбинированный трудные по смыслу и по слоговой структуре слова читать по слогам; Индивидуальный опрос
комбинированный отвечать на вопросы по прочитанному;
Индивидуальный опрос
комбинированный высказывать свое отношение к поступку героя, событию;
Индивидуальный опрос
комбинированный пересказывать содержание прочитанного; Индивидуальный опрос
комбинированный устно рассказывать на темы, близкие интересам учащихся. Индивидуальный опрос
комбинированный высказывать свое отношение к поступку героя, событию;
Индивидуальный опрос
комбинированный Отвечать на вопросы по содержанию. Индивидуальный опрос
комбинированный высказывать свое отношение к поступку героя, событию;
Индивидуальный опрос
комбинированный Передавать смысл своими словами. Индивидуальный опрос