Урок русского языка по теме Развитие умения подбирать слова-названия признаков

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Урок русского языка во 2 классе. Тема: Развитие умения подбирать слова - названия признаков. Цель: Научить находить слова - названия признаков в тексте. Задачи:

Образовательные:

  • развивать умения подбирать слова - названия признаков в тексте, чувствовать их значимость и необходимость для полноценного и содержательного текста;
  • обогащать словарный запас на основе работы со словарными названиями признаков.

Развивающие:

  • активизация самостоятельной деятельности;

  • развитие познавательной активности.

Воспитательные:

  • воспитывать чувства прекрасного, красоты, выразительности речи;

  • воспитывать стремления к совершенствованию собственной речи.

  • воспитание интереса к предмету.

Ресурсы:
  • учебник (ОС «Школа 2100»), Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В. Русский язык. Учебник, 2 кл. - М.: Баласс, 2012.
  • раздаточный материал: карточки к игре «Напутали»,
  • набор кружочков для рефлексии у каждого ребёнка,
  • компьютер;

  • мультимедийный проектор;

  • электронная презентация


Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

I.Актуализация знаний

1. Организационный момент. Психологический настрой. Слово учителя: - «Доброе утро!» - птицы запели. Умные дети за парты все сели. Мы за наукой сегодня пойдем, Смекалку, фантазию нашу возьмем. И чтоб нам легче было идти, Лучики солнца нам будут светить. Ребята, покажите, пожалуйста, с помощью карточек, с каким настроением вы начинаете этот урок. Я думаю, что такое же настроение будет у вас и в конце урока.

Формируем умение слушать и понимать других

Готовность к обучению, отношение к учению 2. Актуализация на основе проверки домашнего задания.

  1. Минутка чистописания.
- Откройте тетради, положите их перед собой под наклоном, запишите число, классная работа. Давайте вспомним написание заглавной и строчной букв Ж и Ш (первая строчка - строчные буквы, 2-я - заглавные, 3-я - слова еловая, жаркий, шум, жук) - Что обозначают первые два слова в третьей строчке? (признак). Поставьте вопрос к этим словам. (Какой?) что обозначают следующие два слова? (предмет). Поставьте к словам вопрос. (Что?, кто?) составьте словосочетания из этих слов. А, теперь перейдём к домашнему заданию. Дома вам нужно было составить из слов предложения. Давайте выполним похожее задание. Перед вами на доске набор слов, попробуйте составить предложения и запишите их в тетрадь. 1)солнышко пригрело ласковое 2)побежали весело ручейки шумные 3)проталинки появились чёрные Ответ учащихся:
  1. Пригрело ласковое солнышко.
  2. Весело побежали шумные ручейки.
  3. Появились чёрные проталинки.
Учитель. - Прочитайте предложения. Можно ли назвать их текстом? Почему? Учащиеся. 1-я группа: да, это можно назвать текстом, т.к. здесь говорится о весне. 2-я группа: нет, это не текст т.к. не раскрыт полный смысл.

Формируем умение слушать и понимать других.


Формируем умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Формируем умение договариваться, находить общее решение.


3. Мотивирующее введение в урок. Учитель.

  1. Игра «Напутали».
Старший брат на отдельных листах написал слова-названия предметов и слова - названия признаков. Подошёл к столу маленький Игорь и спутал все слова. Вы видите эти слова на своих листочках. (Работа в парах). Соедините слова в пары: русский, ученик, правило, грамотный, грамматическое, язык. Учитель.
-Запишите пары слов в тетрадь. Покажите связь графически. Учащиеся. Русский язык, грамотный ученик, грамматическое правило. Учитель. Игра «Кто внимательнее» Учитель. - Я читаю слова-названия. Вы должны подобрать слова-признаки,с помощью которых можно рассказать, какие это предметы. (котенок - маленький, …, …, , …, бабочки - легкие, …, …, …, белка - рыжая, …, …, …, варенье - сладкое, …, …. …) .Объясните, почему вы выбрали именно эти слова? Учащиеся. Они подходят по смыслу, связаны с ним по смыслу. Учитель - Сформулируйте цель урока. Учащиеся. Будем учиться подбирать подходящие по смыслу слова-названия признаков и задавать вопросы.

Формирование умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника


Формирование умения определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

4. Физкультминутка.


Учитель. -Давайте отдохнём и немного поиграем (все встали). Если я называю слово, которое обозначает предмет - вы приседаете. Если слово, которое обозначает признак предмета - вы хлопаете. (слон, пирог, сладкий, розовый, тетрадь, высокий, пенал, солёный, т.д.) Молодцы, садитесь за парты.

Формируем умение слушать и понимать других.


5.Речевая разминка Учитель. «Мозговой штурм". (Работа в группах) На листочках у вас записаны слова. Дополните каждое слово словом предметом и словом признаком так, чтобы получилось предложение. (Работай по образцу: слово: «мурлычет». Предложение: Пушистый кот мурлычет. Чирикает (серый воробей чирикает) Блестит (яркая звезда блестит) Прыгает (рыжая белка прыгает)


Формирование умения осознавать качество и уровень усвоения,

проговаривать последовательность действий на уроке.


6. Развитие речевых и правописных умений. Работа с учебником. Упражнение 77. Задания к тексту. Учитель. - Прочитайте текст в учебнике. Понравился ли вам текст? - Как « раскрасить» текст? - Рассмотрите рисунок. Вместо точек вставьте подходящие слова. ( На доске: маленький, мягкий, серенькая, пушистая, смешной, забавный). - Как можно озаглавить текст? Учащиеся. - Мой любимый щенок Учитель. - Смогли ли мы с помощью слов - признаков показать своё отношение к щенку? Как?



- Запишите текст полностью.

Формировать умения ориентироваться в учебнике.

Формирование умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника

Формируем умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме. 7.Аутогенная тренировка. Учитель. - Ну, а теперь ляжем на зелёную травку и отдохнём. Закройте глаза и представьте то, о чём я буду рассказывать. «Я лежу на поляне, в лесу, смотрю в голубое небо. Плывут красивые облака, поют птицы, свежий ветерок приятно дует в лицо. Лобик прохладный, я как будто растаял в состоянии невесомости. Мне так хорошо и спокойно, никаких забот, мысли лениво уходят, по телу струится приятное тепло… Луч бодрости вдруг пронизывает меня всего, зарываю руки в густую зелёную травку , им тепло… Так хочется работать, что-нибудь писать, голова ясная, я совсем не устал». - Открываем глазки. Как хорошо, что я на уроке, я сейчас буду писать!

Формирование умения эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции.


8. Система контроля и мониторинга качества знаний PRO CLASS.Тест

Самопроверка. Ну, а сейчас проверим ваши знания о словах признаках. Внимание на экран: перед вами будут появляться вопросы, а вы выбирайте правильный ответ. Затем мы посмотрим результаты. Тест: 1.Мама купила мне футбольный мяч. Вопрос какой? Можно задать от слова А) мама Б) купила В) футбольный Г) мяч 2. У кролика, как у белки, острые зубы. Вопрос какие? Можно задать к слову А) зубы Б) острые В) кролика Г) белки 3. К схеме (какие?) (кто?) подходит сочетание А) весёлые картинки Б) забавный Карлсон В) верные друзья Г) смешные истории 4. Найди «лишнее» слово: А) злая Б) доброе В) белое Г) красное 5. Неправильным является сочетание слов А) сладкий арбуз Б) вкусный яблоко В) дорогой друг Г) интересный фильм Проверка результатов. - у кого нет ошибок - «5» - 1 ошибка - «4» - 2-3 ошибки - «3» - больше 3 ошибок - «2»

Формировать умения находить ответы на вопросы в тексте или задании.







Формирование умения осознавать качество и уровень усвоения,

проговаривать последовательность действий на уроке.


9. Самопроверка. Домашнее задание. Учитель. -Ребята, какова была задача нашего урока? ( Развивать умения подбирать слова - названия признаков в тексте).

-А сейчас попробуем оценить свою работу на уроке. Р3. У вас на столе лежат по 3 кружочка разного цвета. Вспомним, что они обозначают: зелёный - «У меня всё получилось!», красный - «Я не смог», жёлтый - «Ещё немного нужно постараться». Прикрепите один кружочек на своё «дерево успеха». Кто научился подбирать слова - названия в тексте? (Поднимите зелёный кружок ). - Кто испытывал трудности? (Жёлтый) - Кто не смог научиться этому? (Красный) Для закрепления подбирать слова - признаки в тексте домашнее задание для вас будет следующим. Дифференцированное домашнее задание. 1 группа детей (Ребята, которые не научились находить слова в тексте). Повтори правило. По алгоритму выполни задание. Прочитай текст, найди слова предметы, а затем слова признаки. Подчеркни слова одной чертой.
2 группа детей (Ребята, которые при выполнении заданий испытывали трудности). Прочитай внимательно задание и выполни его. Подбери к словам предметам слова признаки, так, чтобы получилось словосочетание. Составь предложения с этими словосочетаниями.
3 группа детей. (Ребята, которые справились с заданием). Вы, ребята, получаете задание творческого характера. Используя словосочетания (предмет + признак) составь предложения, а затем связный текст.


ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)


10. Рефлексия Учитель. - Что больше всего понравилось сегодня на уроке? Что узнали нового?

Я прошу похлопать в ладоши тех ребят, кто сегодня на уроке был очень активен.
… был очень внимателен.
… испытывал затруднения.



.



© 2010-2022