Создание здоровьесберегающей среды на уроках в начальной школе

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




Создание здоровьесберегающей среды на уроках

в начальной школе

Создание здоровьесберегающей среды на уроках в начальной школе

слайд № 1

«Здоровье человека - самое драгоценное произведение природы»

Томас Карлейль (британский писатель, историк и философ).

слайд № 2

"В вашем распоряжении девять врачей, данных природой, всегда готовых помочь в создании стопроцентного здоровья. Это солнечный свет, свежий воздух, чистая вода, естественное питание, голодание, физические упражнения, отдых, хорошая осанка, разум". (П. С. Брегг).

Образование несет ответственность не только за духовное, но и физическое развитие детей, за укрепление здоровья обучающихся, приобщение их к ценностям здорового образа жизни. По данным медицинских карт, в последние годы возникла устойчивая тенденция к ухудшению здоровья учащихся на всех ступенях образования. По оценкам специалистов до 90% детей имеют отклонения в физическом и психическом здоровье, 30-35% учащихся, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания.

Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что педагог в состоянии что-то сделать для здоровья современного ученика. Учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников.

слайд № 3 Проблемы и задачи здоровьесбережения школьников Здоровье ребёнка можно считать нормой, если он:

  • умеет преодолевать усталость (физический аспект здоровья);

  • проявляет высокие умственные способности, обладает любознательностью, воображением, самообучаемостью (интеллектуальный аспект здоровья);

  • честен, самокритичен (нравственное здоровье);

  • коммуникабелен (социальное здоровье);

  • уравновешен (эмоциональное здоровье).

К сожалению, анализ школьной практики показывает, что на здоровье отрицательно влияют факторы самой системы образования: ограниченность двигательной активности учащихся, плохая организация питания в школе, возрастание учебных нагрузок, недостаточная компетентность участников педагогического процесса и др.

слайд № 4 По данным академика РАМН Ю.П. Лисицина, среди факторов, обусловливающих здоровье человека, на долю экологических приходится примерно 20 - 25 % всех воздействий; 20% составляют биологические факторы (наследственность); 10% - развитие медицины и организация системы здравоохранения. Основным же фактором, влияние которого на здоровье оценивается в 50 - 55%, является образ жизни.

По мнению специалистов-медиков, 75% всех потенциальных болезней человека закладывается в детские годы. Вот почему необходимо серьёзно заниматься вопросами формирования культуры здоровья именно в детстве.

Педагогический коллектив нашей школы видит одной из главных целей работы начальной школы - формирование здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении посредством использования современных технологий и создания условий для полноценного их внедрения.

слайд № 5
В работе по формированию, сохранению и укреплению физического здоровья учащихся педагогический коллектив ставит такие задачи:

  • мотивировать потребность учащихся в здоровом образе жизни;
  • совершенствовать физкультурно-оздоровительные технологии;
  • вести систематический мониторинг состояния здоровья учащихся начальных классов;
Сфера психического здоровья учащихся укрепляется за счёт:
  • создания комфортных условий для психического развития учащихся
  • совершенствование психолого-педагогических технологий.
Задачи в сфере социального здоровья следующие:
  • создать комфортные условия для успешного социального развития учащихся;
  • совершенствовать социально-адаптирующие технологии и технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности;
  • соорганизовать деятельность школы, родителей учащихся и социума.

Ведущие составляющие здоровьесберегающей среды начальной школы.

Кратко охарактеризую ведущие составляющие здоровьесберегающей среды работы нашей школы.

слайд № 6

Здание начальной школы и прилегающая территория.

Школа расположена в здании, которое размещено на экологически благоприятной территории.

Прилегающая к школе территория имеет хорошую степень озеленения.

Все кабинеты снабжены новыми партами, эстетично оформлены, оснащены согласно санитарно-гигиеническим нормам.

Школа и родители считают, что для сохранения здоровья младших школьников нет ничего важнее, чем соблюдение норм гигиены, поэтому в школе оборудованы тёплые туалеты.

слайд № 7


Организация питания

В начальной школе обучается-200 человек. В школе организовано горячее питание для всех учеников. Ученики льготной категории питаются бесплатно (30 чел.).

слайд № 8


Режим работы начальной школы.

Начальная школа работает в две смены. В число основных гигиенических требований входит оптимальное составление расписания, учитывающего предельно допустимую нагрузку на учащихся.

Среди родителей проводится тестирование по оценки нагрузки учащихся при выполнении домашних заданий.

В школе уделяется внимание использованию различных зон класса, функциональной расстановке мебели, позволяющей легко проводить физминутки.

Учебно - воспитательный процесс строится с учётом индивидуальных потребностей младших школьников в движении. Во время уроков это физминутки, по ходу занятий используются методики снятия статического напряжения, психической нагрузки и профилактики переутомления.

В классах имеются плакаты для гимнастики зрения, снятия зрительного напряжения. Учителя в поурочные планы включают методику построения занятий в режиме подвижных объектов.

Присутствуют на уроках элементы эмоциональной разрядки (шутки, музыка) также способствуют снятию напряжения, созданию психологического комфорта для обучающихся.

слайд № 9

Возможности дополнительного образования.

Учащиеся начальных классов имеют возможность заниматься в ЦДЮТ,в танцевальных кружках, в музыкальной школе, в школе искусств, в спортивных секциях.

Таким образом, дополнительное образование во взаимодействии с общим обязательным включает не только мощную интеллектуальную составляющую, которая создаёт основу для формирования положительной мотивации к познанию и творчеству, но и помогает сохранять и укреплять здоровье учащихся.

слайд № 10


Обучение учащихся основам безопасности жизнедеятельности

Одним из направлений обновления содержания общего образования является введение в содержание обучения школьников такой образовательной области, как основы безопасности жизнедеятельности.

В начальной школе минимальное содержание ОБЖ включено в программу курса «Окружающий мир». Основная цель курса ОБЖ - формирование умений рационально организовать свою жизнь и деятельность: дети учатся адекватному и безопасному поведению в окружающем их мире; узнают причины возникновения опасных ситуаций и способы их предупреждения.

В рамках внеурочной работы классные руководители также ежемесячно на классных часах проводят: занятия по правилам дорожного движения.

В дневник каждого ученика вложен маршрутный лист «Мой безопасный путь от школы до дома».

Программа профилактики детского травматизма предусматривает занятия с младшими школьниками по следующим темам: «Правила безопасности на уроках труда», «Будь осторожен с газом», «Будьте бдительны с незнакомыми людьми», «Чтобы праздник был безопасным», «Осторожно -ядовитые растения».

Особое внимание коллектив уделяет предупреждению вредных привычек у учащихся. Только осознание личной ценности здоровья и его значимости позволяет ребёнку понять, почему для него опасно знакомство с одурманивающими веществами: табак, алкоголь, наркотики.

Формы и методы профилактики вредных привычек носят игровой характер, что позволяет школьникам ненавязчиво осваивать, развивать полезные навыки, усваивать в процессе игровой деятельности сложные понятия.

На уроках по разным предметам школьники усваивают правила безопасного труда. В каждом классе ведётся журнал по технике безопасности; есть план эвакуации при пожаре.

слайд № 11

Физкультурно - оздоровительная деятельность начальной школы.

В учебный план школы включён еще час физической культуры, динамическая пауза после третьего урока. Для проведения динамической паузы создана папка с различными подвижными играми.

Традиционными стали Дни здоровья, спортивно - массовые праздники «Весёлые старты».

слайд № 12

Актуальным является и вопрос о состоянии здоровья педагога и об его отношении к своему здоровью. Педагог должен обладать важными профессиональными качествами, позволяющими генерировать плодотворные педагогические идеи и обеспечивающими положительные педагогические результаты. Среди этих качеств можно выделить высокий уровень профессионально-этической, коммуникативной, рефлексивной культуры; знания формирования и функционирования психических процессов, состояний и свойств личности, процессов обучения и воспитания, познания других людей и самопознания, творческого совершенствования человека; основ здоровья, здорового образа жизни; владение знаниями основ проектирования и моделирования здоровьесберегающих технологий в учебных программах и мероприятиях; умение прогнозировать результаты собственной деятельности, а также способность к выработке индивидуального стиля педагогической деятельности. Учитель должен уметь: анализировать педагогическую ситуацию в условиях педагогики оздоровления; владеть основами здорового образа жизни; устанавливать контакт с коллективом учащихся; наблюдать и интерпретировать вербальное поведение; прогнозировать развитие своих учащихся; моделировать систему взаимоотношений в условиях педагогики оздоровления; личным примером учить учащихся заботится о своем здоровье и здоровье окружающих людей.

Педагог должен быть примером для своих воспитанников в вопросах здоровьесбережения. Здоровый образ жизни - это норма жизни педагога, только тогда ученики поверят и будут принимать педагогику здоровьесбережения должным образом.

слайд № 13

Поводится педагогический лекторий для родителей, на заседаниях которого обсуждаются вопросы:

  • «Адаптация ребёнка к школе»;

  • «Роль семьи в воспитании здорового школьника»;

  • «Культура приготовления домашних заданий»;

  • «Оптимальный двигательный режим младшего школьника».

Сотрудничество педагогов, родителей и детей направлено:

  • На создание для учащихся комфортных условий в школе и дома;

  • Формирование культуры здоровья как одной из главных жизненных ценностей;

  • Рост физической подготовленности детей;

  • Повышение их мотивации к двигательной активности, здоровому образу жизни.

Таким образом, здоровьесберегающее пространство в начальной школе включает следующее составляющее:

1)медицинскую службу (медицинское обследование, профилактическая работа по ЗОЖ);

2)психолого-логопедическую службу.

3)профилактику гиподинамии (динамические паузы, спортивные часы, перемены подвижных игр);

4)внеклассную физкультурно - оздоровительную работу, общешкольные и классные мероприятия по формированию понимания ценности здоровья, ЗОЖ;

5)отслеживание экологического состояния территории школы;

6)организацию питания детей;

7)выполнение СанПиНов;

8)работу с родителями;

9) контроль за перегрузками.

Для эффективного внедрения в педагогическую практику идей здорового образа жизни необходимо решение трех проблем:

  • изменение мировоззрения учителя, его отношения к себе, своему жизненному опыту в сторону осознания собственных чувств, переживаний с позиций проблем здоровьесбережения;

  • изменение отношение учителя к учащимся. Педагог должен полностью принимать ученика таким, каков он есть, и на этой основе стараться понять, каковы его особенности, склонности, умения и способности, каков возможный путь развития;

  • изменение отношения учителя к задачам учебного процесса педагогики оздоровления, которое предполагает не только достижение дидактических целей, но и развитие учащихся с максимально сохраненным здоровьем.

Проблема сохранения здоровья детей занимает значительное место в жизни общества, становится приоритетной национальной проблемой. Результаты социологических исследований показывают, что в системе ценностей российских школьников здоровье не поднимается выше девятого места. Таким образом, одной из приоритетных задач образовательных учреждений становится задача воспитания у детей здорового образа жизни.

Задача педагогов - обучить ребенка сохранению своего здоровья, используя в своей педагогической деятельности правдивую, научную и полезную информацию. Сегодняшние дети имеют худшие показатели, чем их сверстники 10-15 лет назад в росте, динамометрии. Идет заметная физическая деградация юного поколения. Сейчас почти не встретишь абсолютно здорового ребенка. Здоровье детей отнесено к приоритетным направлениям социальной политики в области образования, что находится в соответствии со ст. 51 Федерального закона "Об образовании". Основными целями общеобразовательной школы является сохранение здоровья обучающихся и восстановление адаптационных возможностей организма ребенка, полноценное физическое и психологическое развитие учащихся в соответствии с возрастом, обучение основам здорового образа жизни, формирование здоровьесберегающей среды.

слайд № 14

Формирование правильных представлений о здоровом образе жизни должно начинаться именно с режима дня, который наиболее благоприятствует сохранению здоровья с раннего возраста и культуре самоорганизации. В школе дети не только учатся, но и питаются, выезжают на экскурсии, гуляют. Взаимоотношения с учителем строятся примерно по такому же принципу, что и с родителями, но с большим уважением, на более деловой основе. Поэтому учитель ставит при проведении уроков и воспитательные задачи - формирование коллектива, толерантность, создание психоэмоциональной среды в классе. Любое мероприятие, проведенное в классе, носит положительный эмоциональный характер, в результате дети получают положительный заряд, который благоприятно сказывается не только на дальнейшей воспитательной работе, но и на состоянии ребенка в целом.

Творчески организована спортивная работа с учащимися: очень много и часто проводятся спортивные соревнования, игры. В школе проводятся дни здоровья, а во время каникул проводятся спортивные мероприятия и с участием родителей. Отдельное внимание в школе отводится гигиене. С первого класса дети знают, что необходимо иметь сменную обувь, мыть руки не только перед едой.

У учащихся начальных классов особенно чувствительной является нервная система, поэтому особенно важной во время урока является смена учебной деятельности. Здоровьесберегающая деятельность школы включает и психологическое здоровье учащихся. Психолог школы проводит индивидуальные беседы и консультации с детьми, испытывающими трудности в учебе и в общении, с родителями и с педагогами. Коррекция проблем некоторых ребят решается путем психологических тренингов, которые проводятся на занятиях. Дети с удовольствием посещают такие занятия. Школа для них становится интересной и полезной.

Совершенствование образования связано с самообразованием педагогов, потребностью в освоении информации, поиске нового в обучении и воспитании, а так же их собственным здоровьем и умением сохранить его. Новые подходы к обучению требуют систематизации накопленного материала, в том числе методических пособий по укреплению здоровья подрастающего поколения.

Надо отметить, что сохранение здоровья - тема наиболее благодарная и благодатная в создавшейся обстановке повышенной учебной нагрузки, отмечаемой во многих школах. В создавшихся социально-экономических условиях, родители не всегда могут проследить за правильным питанием детей, количеством времени, проведенным на свежем воздухе и другими аспектами жизнедеятельности ребенка, важными для его роста и развития. И в этом случае школа и педагогический коллектив должны взять на себя заботу о подрастающем поколении, чтобы вырастить здоровых и сильных членов общества.

слайд № 15

Правила лечебной педагогики:

  • Не навреди здоровью ребёнка.

  • Учащийся личность, относись к ней с глубоким уважением.

  • Научись и умей видеть душу в глазах ребёнка.

  • Будь терпелив, требователен, вежлив и снисходителен в обращении с учащимися.

  • Будь всегда в хорошем настроении, владей чувством юмора.

  • Постоянно повышай самооценку учащихся, будь всегда правдив.

  • Добивайся доверия учащихся и береги его.

  • Умей беречь здоровье учащихся и своё.

  • Твоё личное здоровье -пример для учащихся.

  • Будь умерен на похвалы и откажись от наказаний.

  • Не жалуйся родителям учащихся.

слайд № 16-18

ЛИТЕРАТУРА

  1. Вайнбаум Я. С. Гигиена физического воспитания. -М.: Просвещение, 1986.

  2. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. - М., 1960.

  3. Гигиенические проблемы охраны здоровья населения/ Материалы научно-практической конференции. - Самара, 2000.

  4. Педагогика и психология здоровья. / под редакцией Н. К. Смирнова. - М., 2003.

  5. Педагогическая валеограмотность./ под редакцией Т. А. Солдатовой. - Ростов-на-Дону, 1997.

© 2010-2022