Проектная деятельность учащихся начальных классов

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Единственный путь, ведущий к

знанию, - это деятельность.

Б. Шоу Для достижения современных целей образования необходимо создавать условия для развития индивидуальных способностей обучающихся. Поэтому важно вооружить ребёнка таким умением, как умение учиться. Это и есть главная задача федерального государственного образовательного стандарта. Ученик становится субъектом учебной деятельности. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности, что достигается за счёт развития проектной деятельности учащихся, суть которой стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предлагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность показать практическое применение полученных знаний. Сегодня проектная деятельность учащихся всех классов - неотъемлемый атрибут их школьной жизни. Американский педагог и философ Джон Дьюи утверждал: "Если сегодня мы будем учить так, как мы учили вчера, мы украдём у детей завтра". Как же сегодня должен работать педагог, чтобы не украсть у своих учеников завтра? Сегодня актуальны такие качества личности, как владение коммуникативными навыками, навыками коллективного труда, способность к самообразованию, воспитанность. Если ученик будет обладать указанными свойствами, то ему легче будет реализоваться в современном обществе. Сегодня мы наблюдаем за стремительными изменениями во всём обществе, а значит и общество предъявляет человеку новые требования. В объявлениях о найме на работу говорится: «Организации (предприятию) требуются креативные, творчески мыслящие, способные самостоятельно принимать решения, инициативные молодые люди». Школа не может научить всему раз и навсегда, поэтому школа должна научить человека учиться всю жизнь, чтобы он мог самостоятельно решать проблемы и принимать решения, заниматься самообразованием, работать с документами, отстаивать свою точку зрения, работать в коллективе и чувствовать свою ответственность за работу, быть мобильным, гибким в различных ситуациях. Так как перед школой поставлена цель - подготовка учащихся к самостоятельной взрослой жизни, то и задачи по формированию вышеназванных качеств возлагаются, в первую очередь, на педагогический коллектив школы. Значит, учитель должен ориентироваться на требования учащихся, которые обусловлены временем. Исследовательская и проектная деятельность на уроке и во внеурочное время - это та деятельность, которая призвана решить проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития, готовности приобретать знания и умения на протяжении всей жизни; развивает у детей навык работы с большим объёмом информации (работа с книгой, газетой, Интернетом) выделением главного. Работа это сложная для учеников начальных классов, поэтому без помощи родителей обойтись трудно. В.Гузеев подчёркивал, что «…Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия».
Учитывая безусловные достоинства проектного метода и возрастные возможности младших школьников, реально и целесообразно его применение уже в начальном звене школьного образования. Я начала использовать этот метод с 2012года.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Метод проектов - способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую выполняют в течение определенного отрезка времени.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, ставит определённые цели:

1)Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проекта.

- Позволить каждому увидеть себя как человека способного и компетентного.

- Развить у каждого позитивный образ себя и других.

- Развить у учащихся умение истинно оценивать себя.

2)Развить у учащихся "командный дух" и "чувство локтя"; вдохновлять на развитие коммуникабельности и умение сотрудничать.

3)Обеспечить механизм развития критического мышления ребёнка, умение искать путь решения проблемы.

4)Развивать у учащихся исследовательские умения (выявление проблем, сбор информации), наблюдение, умение строить гипотезы, обобщать, развивать аналитическое мышление. Для использования метода проектов предъявляются следующие требования:

  • Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы, требующей интегрирования знаний, исследовательского поиска для её решения.
  • Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
  • Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
  • Структурирование содержательной части проекта.
  • Использование исследовательских методов.
Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. Тему проекта может предложить учитель с учётом учебной ситуации по предмету; сам учащийся выбирает тему, если проект касается внеурочной деятельности; тематика проектов может касаться какой-то темы с целью углубления знаний отдельных учеников. Проекты школьников могут быть разнообразными по виду, типу, продолжительности, условиям, результатам и т. д. Однако при всём их разнообразии в основе любого проекта лежит идея развития ребёнка как субъекта деятельности при обеспечении максимальной её самостоятельности и продуктивности. Перед учителем стоит важная и ответственная задача - сделать родителей партнёрами и единомышленниками, соучастниками в проектно-исследовательской деятельности. Участие в проектной деятельности - сложный труд и для ученика, и для родителя. Проект подразумевает самостоятельную деятельность ученика, однако задача родителя- знать суть этой проектной деятельности, её этапов, требований к процессу и результату выполнения, чтобы быть готовым к содействию своему ребёнку, если он обратится к вам за помощью. Родители помогают в работе над проектом на всех этапах: выдвинуть идею и сформулировать тему, составить план по реализации проекта или исследовательской работы, помочь в поиске информации, определении методов выполнения проекта, подготовке к защите проекта или исследовательской работы. Неоценимую помощь оказывают родители при организации групповых работ, коллективных проектов. Помогая мне, родители открывают в своих детях что-то новое: его организаторские способности, умение быстро сориентироваться при решении поставленной задачи, коммуникативные способности, видят проблемы, с которыми сталкивается ребёнок и это даёт им возможность своевременно оказывать ребёнку помощь. Привлекая к этой работе родителей важно, чтобы они не брали на себя выполнение части работы детей над проектами, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей - важный фактор поддержки мотивации и обеспечение самостоятельности школьников при выполнении ими исследовательской и проектной деятельности.

В ходе работы над проектом родители могут выступать одновременно в нескольких ролях. Они:

- консультируют;

- отслеживают выполнение плана;

- решают оперативные вопросы;

- помогают в предварительной оценке проекта;

- участвуют в подготовке презентации; - обеспечивают наиболее подходящий режим работы, отдыха и питания. На первом этапе на одном из родительских собраний объясняю родителям суть и значимость проектно - исследовательской деятельности для детей: человек, обладающий элементарными навыками исследовательской работы, разовьет их в ВУЗе, на производстве, в сфере услуг. Родители должны сами хорошо знать отличие проектно -исследовательской работы от реферата, понимать, что исследование должно быть связано с решением творческой задачи с неизвестным заранее результатом. Реферат - это умение работать с литературой, умение выражать свою точку зрения на имеющийся факт или событие в истории, умение аргументировать в пределах темы. Доклад - это четкий по времени рассказ учащегося о выдвинутой проблеме по алгоритму: тема, цель доклада, как и через какие задачи раскрывается. Какую использовали литературу и чьи идеи, по какому плану раскрывали тему (проблему), аргументы. Проектная деятельность учащихся - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая её и рефлексию результатов деятельности. Исследовательская деятельность учащихся - деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов: постановка проблемы, изучение теории, посвящённой данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Многие считают, что исследователем человек может стать только тогда, когда приобретёт жизненный опыт, будет иметь определённый запас знаний и умений. На самом деле для исследования не нужен запас знаний, тот, кто исследует, должен сам «узнать», «выяснить», «понять», «сделать вывод». Исследовательская деятельность является врождённой потребностью, нужно только её развивать. В дальнейшем не все ребята будут заниматься проектно -исследовательской работой, но те умения и навыки, которые ребята приобретают при написании таких работ, в жизни будут необходимы каждому (уметь проанализировать сложившуюся ситуацию, выстроить план дальнейших действий, аргументировать свою позицию в жизни и др.) Следующий этап моей работы - выявить родителей, которые готовы сблизиться со своими детьми, участвуя в проектно - исследовательской деятельности. Предлагаю родителям ответить на ряд вопросов, чтобы совместно выявить способности и интересы детей, область приложения их сил и знаний (для родителей и детей одна из проблем - выбрать тему проекта!). В дальнейшем уже более конкретно и подробно знакомлю родителей с последовательностью хода научного исследования, этапами работы в процессе исследования, как правильно оформить исследовательскую работу и с общими правилами оформления текста исследовательской работы. Считаю важным донести до родителей, что исследовательская деятельность требует много физических и моральных затрат, но имеет большое значение в учебно-воспитательном процессе. В ходе разработки той или иной темы учащийся значительно расширяет свой кругозор, совершенствует такие навыки как конспектирование материала, выделение главного и второстепенного, анализ отобранных фактов, подготовка самостоятельных аргументированных выводов. Эта работа существенным образом влияет на развитие речи, мышления, памяти ребят. Просто написать исследование - недостаточно, его нужно представить и защитить, ответив на вопросы слушателей и оппонентов. А для этого необходимо хорошее знание материала, свободное владение речью и достаточно высокая скорость мышления. Стало уже доброй традицией в нашей школе, что завершающим моментом каждой работы становится представление её на городских, республиканских, всероссийских конференциях. Уверенные в своих работах и возможностях дети, закалённые в предыдущих выступлениях с удовольствием рассказывают учащимся младших классов, одноклассникам, а некоторые и всей школе о своих работах, «заражая» их своим энтузиазмом. Выступление на различных конференциях даёт неоценимый опыт конкурентной борьбы, способности отстаивать свои идеи, доказывать важность и актуальность выбранной проблемы. Для выступления на конференции необходимо грамотно подготовить презентацию. Не все родители обязательно владеют программой пауэр пойнт. Поэтому мы провели несколько мастер-классов, где выступали родители, которые хорошо владеют этой программой и выяснили: презентация должна быть: компактной, яркой и выразительной, отражать суть работы, иметь название, цель и задачи, методику, выводы. Эта работа стала для многих родителей интересным и захватывающим делом. Они, вместе с детьми помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, помогают ребенку готовить защиту своей работы. Работы получаются очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей. Только при взаимном понимании и доверии, взаимном интересе и обмене мыслями и чувствами между учителем, учеником и родителями можно достигнуть хорошего результата в работе над проектом и развитии творческого потенциала ребёнка.

Рекомендации для родителей по созданию условий вовлечения детей в проектную деятельность


  • Покажите пример детям в своем стремлении к новому, неизвестному, к стремлению решать различные проблемы, задачи с радостью.

  • Привлекайте детей к совместному решению информационных проблем взрослых, а затем и проблем детей.

  • Присматривайтесь, прислушивайтесь к детям. Не оставляйте их вопросы без внимания.

  • Помогайте детям осваивать новые знания, но не старайтесь все сделать за них. Делайте "вместе с ним", а не "вместо него"

  • Не сдерживайте инициативу, поощряйте.

  • Не ленитесь и не бойтесь потратить время на работу с ребенком в библиотеке, дома с книгой.

  • Будьте сдержаны, не раздражайтесь.

  • Никаких отрицательных суждений, если что-то не получается.

  • Учите доводить дело до конца.

Чем больше информации, тем подчас труднее найти именно то, что тебе нужно. Навыки поиска информации и эффективного использования ее для решения проблем лучше осваиваются в ходе проектно-исследовательской деятельности, может эффективно применяться уже в начальной школе. При этом учебный процесс существенно отличается от традиционного обучения и требует правильной организации.

Учащиеся должны знать:
- Структуру проектно-исследовательской работы;

- Типы проектно-исследовательских работ.

Уметь:
- Обозначать цели и задачи проектно-исследовательской работы;

- Выдвигать гипотезу работы;

- Осуществлять поиск необходимой информации для написания работы;
- Формулировать результаты исследования;

- Оформлять проектно-исследовательскую работу

- Защищать результаты исследования посредством презентации.

Проектная деятельность в рамках школы учит детей:

- распознавать проблему и преобразовывать её в цель собственной деятельности;
- ставить цель (отдалённую по времени, но значимую) и разбивать её на тактические шаги;
- оценивать собственные силы и время, правильно распределять их;
- добывать информацию из различных источников, критически оценивать её, ранжировать по значимости и ограничивать по объёму;
- планировать свою работу;
- оценивать результат работы, сравнивать его с тем, что было заявлено в качестве цели работы;
- выявлять и анализировать допущенные ошибки.
При правильной организации проектная деятельность повышает познавательный интерес учащихся к учебной деятельности, способствует повышению их интеллектуального и творческого потенциала.



© 2010-2022