Урок литературного чтения по теме Сестрица Аленушка и братец Иванушка» Работа по картине В. Васнецова «Аленушка» ( 2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Смирнова И.Н.

учитель начальных классов

(Москва, Россия, АНО ЦО «Знак»)

Урок литературного чтения по теме:


Лирическая тональность волшебной сказки

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Работа по картине В. Васнецова «Аленушка»

Предметные результаты

Восприятие литературы как вида искусства наряду с живописью.

Сравнение настроения сказки с настроением живописного полотна.

Участие в обсуждении произведений искусства.

Анализ живописного произведения

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

- способность осознавать нравственные понятия и моральные нормы, такие как поддержка, понимание, взаимопомощь, милосердие, честность, трудолюбие, дружба, совесть;

-эмоциональное отношение к содержанию прочитанного (устное высказывание по поводу героев и обсуждаемых проблем);

- способность осознавать свою этническую идентичность.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи;

- ориентироваться в принятой системе учебных знаков;

- принимать алгоритм выполнения учебной задачи;

- выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане и оценивать их.

планировать и контролировать этапы своей работы;

- корректировать выполнение заданий на основе понимания его смысла;

- осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала каждого раздела программы;

- оценивать результаты работы, организовывать самопроверку;

- соотносить внешнюю оценку и самооценку;

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- читать тексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в нем основные части;

- находить в тексте ответ на заданный вопрос;

- ориентироваться в содержании учебника;

- обобщать и классифицировать учебный материал; формулировать несложные выводы.

- подбирать слова определения для характеристики героев;

- осознавать роль названия произведения;

- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;

- представлять целостную картину мира благодаря интеграции с другими предметами;

- сочинять небольшие тексты на заданную тему.

- выполнять первоначальный анализ художественного текста;

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- реализовывать потребность в общении со сверстниками;

- проявлять интерес к общению и групповой работе;

- участвовать в выразительном чтении по ролям, в инсценировках;

- эмоционально воспринимать содержание высказываний собеседника;

- уважать мнение собеседников;

- высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать свою позицию;

- следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой

деятельности;

- корректировать действия участников коллективной творческой деятельности;

- ориентироваться в нравственном содержании понятий: дружба, дружеские отношения, семейные отношения, близкие родственники;

Ход урока I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания. Выставка рисунков. - В сказке мы узнали, что произошло с Алёнушкой. А какой она вам представляется? (Добрая, спокойная, ласковая, красивая, внимательная, заботливая, скромная.) - Выберите из представленных рисунков те, которые соответствуют словесной характеристике героини. - Когда и в какой момент вы особенно переживали за героиню сказки? (Когда ее брат превратился в козленочка, когда Алёнушку утопила злая ведьма.) - А как вы себе представляете облик Алёнушки в тот момент, когда случилась беда? (Она была грустной и печальной.) III. Объявление темы урока. - Мы рассмотрели ваши иллюстрации к этой сказке. Сегодня на уроке мы познакомимся с репродукцией картины русского художника Виктора Михайловича Васнецова. Сюжет сказки вдохновил его на создание картины «Алёнушка», откроем таинственный мир, который запечатлел художник и выясним, есть ли общее у этих произведений. IV. Работа по теме урока.

Когда речь заходит о художниках, работавших над «оживлением» былин, сказок и легенд, одним из первых вспоминается именно Васнецов. Сообщение о художнике 1. Р а б о т а п о к а р т и н е. - Художник Виктор Васнецов написал свою картину по мотивам русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». - Рассмотрите внимательно картину. Отличается ли ваше представление об Алёнушке от представлений художника? (Нет, художник изобразил героиню, наверное, в тот момент, когда братец Иванушка превратился в козленочка. Алёнушка очень грустна и печальна.) - В сюжете сказки нет эпизода, изображенного на картине художника В. Васнецова. Что же роднит сказку и картину? - Какой же момент в сказке вдохновил художника на этот сюжет? Найдите его в сказке. («Залилась Алёнушка слезами, села под стожок - плачет».) - Как именно художник изобразил Алёнушку: почему мы решили все вместе, что она плачет? (Она сидит, пригорюнившись, опустив голову на поджатые колени, волосы у нее распущены, смотрит на темную воду речки или пруда.) Звучит задумчивая, грустная русская народная музыка, дети рассматривают картину. Что в картине усиливает эту грусть?( Начало осени,нет ярких красок,темная вода, темный лес, неяркие, блеклые одежды) - Это задание позволило нам глубже постигнуть художественный образ Аленушки. - Почему все-таки Виктор Васнецов изобразил Алёнушку у воды: кто самый догадливый? ( 1.Иванушка обернулся козленочком как раз потому, что очень хотел воды испить и не мог дождаться колодца. 2.В воду бросила ведьма Алёнушку. 3.С водой связан поэтический диалог козленочка Иванушки и лежащей на дне реки Алёнушки.) Найдите эти места в тексте В ы в о д: вода - главный источник несчастий в этой сказке: с ней связаны основные опасности. Вода - волшебный мир в этой сказке и волшебный предмет (вода из копытца определенного животного способна превратить человека именно в это животное; ключевая вода оживляет Алёнушку). - Почему художник выбрал осень? (Осенняя природа - грустная. На картине природа как бы тоже грустит вместе с Алёнушкой. Природа помогает нам понять состояние души девушки. Лес темный, и на душе у Алёнушки темно. В лесу нет ни единого лучика. И на душе девушки нет ничего светлого и радостного.) - На картине ярких красок мало, но они есть, назовите, где их использовал художник. (Светлая полоска гаснущей зари, яркая зелень осоки, розоватые цветы на сарафане Алёнушки.) - Как вы думаете, зачем? (Эти контрастные тона усиливают впечатление от картины.) - Так что же роднит сказку и картину? (Грустное настроение.) - Да, картину и сказку роднит грустное, поэтическое, лирическое настроение. Словом лирический характеризуют чувства и переживания человека. Часто говорят, что человек лирически настроен, имея в виду, что человек смотрит, например, на желтые осенние листья и печалится. Или читает стихотворение, слушает песню, смотрит кино и … печалится.
Как вы думаете, может ли нравиться грустное и печальное? (Печальное может нравиться. Картина В. Васнецова нравится, она печальная.) 2. С о с т а в л е н и е рассказа по картине В. Васнецова «Алёнушка». Учащимся предлагается составить несколько устных описаний: а) Описание Алёнушки. б) Описание леса. в) Описание озера. г) Описание приближающейся осени. д) Описание осенних звуков. 3. Р е д а к т и р о в а н и е р а с с к а з о в. Учащиеся зачитывают небольшие мини-описания, исправляют, редактируют их. V. Итог урока. - Вглядитесь пристальней. (Учитель обращает внимание учащихся на картину.) И вы поверите, что через миг из темной бездны омута может выплыть кикимора или добрая Царевна-лягушка. Вслушайтесь... И до ваших ушей долетят звуки летящей в ступе Бабы Яги. Таков колдовской мир васнецовской картины - реальный и высокопоэтичный, созданный художником, глубоко поверившим с малых лет в чудесную и волшебную жизнь русской сказки и с великим простодушием отдавшим эту веру людям.

Какую цель мы ставили перед собой на уроке?

Удалось ли нам ее достичь?

Что же роднит картину и сказку? (Грустное настроение, лирическое настроение)

Рефлексия

Что понравилось на уроке?

Что было трудно?

За что могли бы похвалить себя?

А одноклассников?

Чему научились?

Домашнее задание по выбору

1.Найти и принести в школу другие сказки, героями которых являются брат и сестра или дети.

2. Сочинить сказку, героями которой являются дети .



© 2010-2022