- Преподавателю
- Начальные классы
- Учебное занятие по окружающему миру на тему Права человека в обществе
Учебное занятие по окружающему миру на тему Права человека в обществе
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Медведко Н.Ф. |
Дата | 13.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Конспект урока по предмету «Окружающий мир»
4 класс «Школа 2100»
Тема урока: «Права человека в обществе»
Медведко Нина Фёдоровна,
учитель начальных классов МБоу «Школа №1 им.В.И.Муравленко»
Цель: формирование и развитие ценностного отношения учащихся к совместной учебно-познавательной деятельности,
обобщение знаний о личных правах человека; знакомство с основными правовыми документами: Всеобщей декларацией прав человека и Конвенцией о правах ребенка.
Тип урока: получение новых знаний.
Задачи:
Образовательные задачи:
-познакомить детей с международными правовыми документами «Всеобщей декларацией прав человека» и «Конвенцией о правах ребенка»;
- через проведение ситуационного тренинга научить детей узнавать свои права и права другого члена общества
Развивающие задачи:
- развивать познавательный интерес, кругозор, творческие способности, интерес к чтению
энциклопедической литературы;
- развивать умение работать с учебным и научным текстом;
- развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в группах;
- развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
Воспитательные задачи:
- содействовать формированию личности ученика, поддерживать потребности и мотивы узнавать «новое»;
- способствовать развитию коммуникативных способностей (слушать и слышать одноклассников, вступать в дискуссию, диалог, выражат ь и
отстаивать свое мнение);
- прививать уважительное отношение друг к другу, к народам, живущим на Земле;
- формировать эмоционально-положительное отношение к предмету, показывая связь изучаемых предметов с жизнью.
Метапредметные
Личностные
Предметные
Регулятивные УУД: -совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; -после предварительного обсуждения самостоятельно формулировать тему урока и цель урока; -прогнозировать предстоящую работу: определение цели учебной деятельности, выбор темы, составление плана; -оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; -выполнять самопроверку по эталону и корректировку своей деятельности. Познавательные УУД: -ориентироваться в своей системе знаний;
-извлекать и перерабатывать информацию для открытия новых знаний; -извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, карта, иллюстрация);
-перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, группы.
Коммуникативные УУД:
-доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться еѐ обосновать, приводя аргументы; -оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других; -слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; -совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им; -осознанно выбирать критерий качественной оценки работы группы. -формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве; -уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;
-формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; -воспринимать одноклассников как членов своей команды группы); -вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;
-быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению, проявлять готовность к их обсуждению. - расширить знания о правах детей в современном обществе -уметь объяснять значение терминов «общество», «права»; «человек», «декларация», «конвенция»; - работать с правовыми документами (Всеобщей декларацией прав человека и Конвенцией о правах ребенка); - применять на практике знание прав человека.
Технологии обучения: технология деятельностного метода, технология проблемно-диалогического обучения, здоровьесберегающая технология, проектная технология, технология оценки образовательных достижений.
Учебно-методическое обеспечение и ресурсы:
учебник: Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Кузнецова С.С., Сизова Е.В., Тырин С.В., Окружающий мир 4 класс. «Человек и человечество» часть 2. М.: Баласс, 2012; компьютер, нетбуки, проектор, мультимедийная презентация; инструкция для работы в группах; правовые документы «Всеобщая декларация прав человека» и «Конвенция о правах ребенка»; детский микрофон; оценочные листы, листы для проверочных тестов.
Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Технология
проведения
(этап урока, цель)
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Результат
Организационный
момент 1 мин
Цель: формирование
самооценки
готовности к урок Отдых наш кончается, Работа начинается. Усердно будем мы трудиться, Чтобы чему-то научиться.
Самоорганизация, оценивают свою
готовность и настрой на работу.
Самооценка
готовности к уроку.
Учебно-познавательный
интерес к данному
уроку.
Психологический
настрой 3 мин
с применением
мотивирующего
приѐма «Яркое
пятно»
Цель: создание
положительного
эмоционального фон
Сегодня замечательный день.
У вас хорошее настроение?
Улыбнитесь друг другу и подарите тепло ваших рук соседу по парте, для этого прикоснитесь ладошками с ним.
Я рада видеть ваши улыбки, и думаю,
что этот день принесет вам радость общения
друг с другом.
Позвольте начать наш урок с притчи. На уроке
«Основы православной культуры» мы знакомились с притчей. Напомните, пожалуйста, что такое «притча»?
Итак, восточная притча.
Давным-давно в старинном городе жил Мастер,
окружѐнный учениками. Самый способный из них
однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?»
Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно.
Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил: - Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или
мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
- Всё в твоих руках.
Ребята, вы поняли, к чему я это сказала?
На уроке вы получите новые знания, какими они будут: большими или маленькими, интересными или не очень, зависит от вас. У каждого из вас они будут свои, всё в ваших руках.
Улыбаются и прикасаются ладошками
друг с другом
Притча- короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение.
Включение детей в
активную
познавательную
деятельность,
создание ситуации
успеха и доверия.
Актуализация
Знаний 5 мин
(подводящий
диалог)
Цель:
актуализировать
знания обучающихся,
необходимые для
открытия новых
знаний
Давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке.
-Напомните, что такое общество?
-Да, общество состоит из людей. -Как определить, что такое человек? -А как даёт определение автор толкового словаря… Интересно, вопрос был один, а вы ответили на него по-разному. Почему? - Все мы разные, у нас разные вкусы, неодинаковая внешность, у каждого человека есть своё отличающее его от остальных людей. Все мы понимаем друг друга, у нас есть что-то общее, что нас объединяет. Что это?
-Что такое право?
-Творческая группа детей, которая выбрала домашнее задание в виде подготовки плаката на тему «Права человека в моей стране» готова продемонстрировать его нам.
Что такое общество
Общество - группа людей которую объединяют общие интересы.
Ответы детей…
Человек - это прямоходящее, общественное животное.
Ответы детей…
Мы живём в одной стране и пользуемся одинаковыми правами
Право- это часть правил поведения, которые государство записало в законах и защитило своей силой.
Презентация творческого домашнего задания в виде плаката и сообщения.
Актуализируются
знания,
необходимые для
понимания новой
темы.
Введение в тему
урока 3 мин
Цель: организация
коммуникативного
взаимодействия, в
ходе которого
происходит
определение темы
урока и
формулирование цели
урока
Давайте кратко подытожим, что мы уже знаем по данной теме. Зафиксируем в таблице.
-
Знаем
Не знаем Человек - личность с неповторимым сочетанием черт, богатым внутренним миром. Права и обязанности есть у граждан, они записаны в Конституции. В истории были времена, когда люди имели разные права и обязанности, например, в период крепостного права.
Какие права существуют у человека в любом современном обществе?
Какие международные правовые документы существуют?
-Наши знания по данной теме охватывают Россию.
-А знаем ли мы, какими правами обладает человек в любом современном обществе?
Зафиксируем в таблице, что мы не знаем.
-Кто уже определил тему нашего урока?
Нет.
«Права человека в современном обществе»
Самоопределение к
деятельности:
создаются условия
для возникновения
внутренней
потребности
включения в
деятельность
(«хочу»); выделяется
содержательная
область («могу»
Постановка учебной
проблемы 3 мин
Цель: организация
коммуникативного
взаимодействия, в
ходе которого
происходит
постановка проблемы
Представьте, что вы стали свидетелями такой сцены. Подумайте, какое противоречие есть в разговоре героев?
- Какое противоречие вы заметили?
- Какой возникает вопрос?
- Что для этого надо знать?
-Давайте сформулируем себе учебную задачу на урок.
Разыгрывается сценка
-
Если не согласишься с нами играть, мы тебя из комнаты не выпустим!
-
Не имеете права! Что я вам - крепостной, что ли?! Хочу - играю, хочу - нет.
-
Да, Илюша прав, вот если бы вы жили 200 лет назад и ты, Анюта была бы дворянкой - хозяйкой крестьян, то могла бы приказать своим крепостным играть с тобой тогда, когда тебе захочется. А в современном обществе всё не так.
-
Разве я не могу поиграть с Илюшей?
-
Можешь, но только если он сам тоже этого хочет. Он имеет право отказаться.
- А у меня что же, нет никаких прав?
- И мальчик, и девочка защищают свои права.
- Как рассудить кто из них прав?
- Какие права есть у каждого человека.
Познакомиться с правами каждого человека. Узнать какими документами подтверждены эти права.
Обозначается
проблема урока.
Обозначаются
учебные задачи урока.
Поиск решения
проблемы 12 мин
(открытие нового знания)
Цель:
-развитие умения
извлекать
информацию,
необходимую для
открытия новых
знаний;
- организация
диалога,
позволяющего
выявить связи между
изученными и
новыми знаниями,
открытие новых
граней в уже
известном.
-Сейчас вы будете самостоятельно работать с учебником. Ваша задача узнать как можно больше о правах человека в обществе и рассказать своим одноклассникам. А потом мы вернёмся к сценке и попробуем решить кто из детей прав. Капитаны распределите задания.
Но прежде напомним правила работы в группе.
На партах у каждой группы есть инструкция по изучению нового материала. Вам необходимо ознакомиться с ней.
Капитаны распределите задания. Готовьтесь представить свой материал другим группам, т.е. вы будете выступать в роли учителя.
Инструкция для группы №1
-
Прочитать текст учебника на с.40-42 «Ты имеешь право»
-
Рассказать о понятии личные права человека. Привести примеры. (Стр. 40)
-
Рассказать о главном праве человека - на жизнь. Его соблюдение и нарушение. Привести примеры. ( Стр.41)
-
Рассказать о праве на свободу и личную неприкосновенность. Его соблюдение и нарушение. Привести примеры. (Стр.41)
Инструкция для группы №2
-
Прочитать текст учебника на с.40-42 «Ты имеешь право»
-
Рассказать о праве на защиту чести и достоинства, на достойную жизнь, право на образование, право на медицинское обслуживание. Привести примеры. (Стр.41, 42)
Инструкция для группы №3
-
Прочитать текст учебника на с.42-43 «Права детей - особые»
-
Рассказать о правах детей. Их соблюдение и нарушение. Привести примеры.( Стр. 42, 43)
-
Какие обязанности есть у тебя перед обществом?
-
Какие обязанности есть у тебя перед семьёй?
Инструкция для группы №4
1.Прочитать текст учебника на с.42-43 «Права детей - особые»
2.Составить список своих прав и обязанностей.
(Учитель подходит к каждой группе, помогает ответить на возникшие вопросы, задаёт вопросы по содержанию материала, чтоб определить, как идёт усвоение.)
-Теперь каждый из вас выступает в роли учителя, постарайтесь ребятам из других групп объяснить ваш материал. Капитаны руководите работой группы.
Правила общения в группе
-
доброжелательность
-
помощь друг другу
-
один говорит - все молчат
-
использовать фразы: «Ты согласен? Не возражаешь?»
Работа идёт в 4 группах.
У группы на столе лежит задание для каждого члена группы.
Капитан распределяет задание, учитывая возможности и пожелания детей.
После распределения заданий идёт самостоятельная работа с книгой. Каждый ученик изучает свой вопрос. (5 мин.)
Капитаны организуют обсуждение материала в группах по плану, который находится у детей на столах.
Выступление групп согласно полученному заданию.
Умение выражать
свои мысли,
вступать в диалог,
слушать и слышать
других.
Осознание ценности
совместной
деятельности.
Формирование умения публичного выступления.
Физминутка для
глаз 2 мин
Цель:
предупреждение
утомляемости глаз,
профилактика
нарушений зрения
Повышение
активности,
внимания, интереса
к дальнейшему
усвоению знаний.
Расширение нового знания 5 мин
Цель: расширение знаний учащихся, знакомство с международными правовыми документами
Как вы думаете, эти права и обязанности о которых вы рассказали есть у граждан других государств? (
В современном мире около 200 государств. И в каждом государстве свои законы, у граждан свои права и обязанности. Но, кроме того, есть международные правовые документы, которые гарантируют всем жителям Земли права и свободы. «Всеобщая декларация прав человека»- это международный документ о правах человека. Приняли её в 10 декабря 1948 года в протест против ужасов Второй Мировой войны.
Чтобы предотвратить третью мировую войну, народы, нации объединились во всемирную организацию - ООН (Организацию Объединённых Наций), которая главной задачей поставила обеспечение прав человека во всём мире.
Декларация разделена на части, разделы которые называются - Статьи. Всего в декларации 30 статей.
В этом документе говорится о том, что все люди рождены свободными и равными в своих правах. Каждый обладает всеми правами и свободами независимо от национальности, языка, пола. Это значит, где бы человек ни жил, на каком языке ни говорил, был мужчиной или женщиной, он должен быть свободным и обладать всеми правами. - Как вы думаете, распространяются ли все перечисленные права на ребенка? Должны ли быть у ребенка особые права?
Именно дети нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых, так как они - будущее нашего общества. У детей свои интересы и потребности. Эти обстоятельства были учтены, и 20 ноября 1989 года ООН была принята Конвенция (договор, соглашение) о правах ребёнка. Она была разработана на основе Всеобщей декларации прав человека В ней говорится, что государства, подписавшие её, взяли на себя обязательства заботиться о вас, вашем здоровье, благополучии, образовании и всеобщем развитии. В Конвенции 54 статьи.
Однако детям не стоит забывать, что родители подарили им жизнь и дети должны слушаться и уважать родителей
Наверняка, именно родители первыми познакомили вас с любимыми сказками, мудрыми, поучительными.
Да
Да
Умение слушать, сравнивать,
делать выводы.
Получение новых знаний.
Самостоятельное
применение знаний
10 мин
(работа в группах).
Цель: подготовка аргументированного выступления;
развитие
умения работать в
группе по заданным
критериям
Познакомить с декларацией и узнать, какие права человека она защищает, нам поможет народная мудрость - сказки.
Мы рассмотрим сказки, в которых затрагивается проблема прав человека.
Герою сказки нужна помощь, совет, защита.
Фрагменты сказок вы найдёте на рабочем столе нетбуков в папке под названием «Сказочный калейдоскоп».
Группа должна ответить на вопросы:
1.Какие права нарушены?
2.Что вы можете посоветовать герою?
Аргументируйте свой выбор, опираясь на правовые документы. Они находятся в файлах на ваших партах.
Можете приступать к работе.
-Какая группа готова выступить в роли защитника прав человека?
- Молодцы! Вы познакомились с правовыми вопросами и теперь, наверное, сможете прокомментировать сценку, которая была в начале урока. Какой совет вы можете дать Ане и Илюше?
Правила работы в группе:
перед работой нужно договориться, кто и
что будет делать;
не говорить всем сразу;
учиться разговаривать вполголоса
не спорить зря, а доказывать, объяснять.
Умение работать в группе.
Слайдовое сопровождение.
Работа в группах
Выступление групп.
Комментарии детей
Извлекать и
перерабатывать
информацию,
договариваться о
правилах поведения
в группе и следовать
им
Успешное
применение новых
знаний
Возможность рассуждать, высказывать свое мнение по поводу цивилизованной защиты прав других
Рефлексия 7 мин
Цель: фиксирование
новых умений,
полученных на уроке;
организация
рефлексии и
самооценки учениками
собственной
деятельности
Самоанализ деятельности:
В моих руках «волшебный микрофон».
Каждый из вас имеет право сказать, что
- Я узнал…
Чему
- Я научился…
Что
- Мне захотелось…
- У вас на столах лежат листы для теста, на них написаны цифры. Я буду читать вам высказывания, а вы ставите «+», если высказывание верное, и «-» , если неверное.
1 - Декларация написана для того чтобы люди лучше знали свои права (+)
2 - В старину считали, что ребёнок без битья не выучится. И били - тем самым нарушали обязанности ребёнка (-)
3 - Ребёнок имеет право не учиться (-)
4 - «Конвенция о правах ребёнка» принята в дополнение к декларации прав человека (+)
5 - Конституция - не основной закон нашей страны (-)
6 - При возникновении конфликтов, все проблемы надо решать кулаками (-)
7 - Декларация называется всеобщей, т.к. написана для всех (+)
8 - Когда ты ходишь в школу, ты помогаешь своей стране выполнять конвенцию (+)
- Как вы считаете, справились мы с работой?
В зачётных листах оцените свою работу на уроке и получите оценку группы, после урока я выставлю свою оценку и выведу итоговую. Критерии, по которым вы будите оценивать себя и друг друга, на доске:
Критерии оценки работы на уроке для самооценки и оценки товарищей
-
Ясность и чёткость изложения вопроса
-
Умение привести примеры по данному вопросу
-
Активная работа в группе
Выслушиваются ответы детей
Ответы детей
Выполняют задание по предложенному
алгоритму, организовывая рефлексию
собственной деятельности.
№
ФИО ученика
Самооценка
Оценка
товарищей
Оценка
учителя
Итоговая
оценка
Осознание
учащимися
практической и
личностной
значимости
результатов каждого
этапа урока
Домашнее задание
1 мин
Цель: закрепление изученного материала, развитие творческих способностей
-
Перечитать текст учебника стр.40-43 и подготовить ответ на вопросы №3,№4
-
Выполнить творческое задание в рабочей тетради (с.25)
-
Написать синквейн по изученной теме( по желанию)
Работа с дневником
Фиксация домашнего задания
Итог урока
Психологический
настрой 1 мин
с
применением
мотивирующего
приѐма «Яркое
пятно»
Цель: создание
положительного
эмоционального настроя
Я хочу рассказать вам притчу из книги еврейской мудрости
Рабби Зуси решил изменить мир. Но мир - такой большой, а Зуси - такой маленький. Тогда Зуси решил изменить свой город, но город такой большой, а Зуси - такой маленький. Тогда Зуси решил изменить семью. Но семья у него большая, а он такой маленький. Тогда Зуси добрался до того единственного, что он в силах изменить, будучи таким маленьким, - самого себя!
Каждый из нас может изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой и окружающими. Но для этого нам всем нужно выполнять такие правила, чтобы всем нормально жилось и не случилось никакой беды. Поэтому хотя мы все очень разные, правила у всех должны быть одинаковые. Эти правила - это права. А если правила у всех одинаковые, то значит и права у всех одинаковые, значит равные.
Создание доброжелательной атмосферы для последующей работы