Учебное занятие по окружающему миру на тему Права человека в обществе

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по предмету «Окружающий мир»

4 класс «Школа 2100»

Тема урока: «Права человека в обществе»

Медведко Нина Фёдоровна,

учитель начальных классов МБоу «Школа №1 им.В.И.Муравленко»


Цель: формирование и развитие ценностного отношения учащихся к совместной учебно-познавательной деятельности,

обобщение знаний о личных правах человека; знакомство с основными правовыми документами: Всеобщей декларацией прав человека и Конвенцией о правах ребенка.

Тип урока: получение новых знаний.

Задачи:

Образовательные задачи:

-познакомить детей с международными правовыми документами «Всеобщей декларацией прав человека» и «Конвенцией о правах ребенка»;

- через проведение ситуационного тренинга научить детей узнавать свои права и права другого члена общества

Развивающие задачи:

- развивать познавательный интерес, кругозор, творческие способности, интерес к чтению

энциклопедической литературы;

- развивать умение работать с учебным и научным текстом;

- развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в группах;

- развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Воспитательные задачи:

- содействовать формированию личности ученика, поддерживать потребности и мотивы узнавать «новое»;

- способствовать развитию коммуникативных способностей (слушать и слышать одноклассников, вступать в дискуссию, диалог, выражат ь и

отстаивать свое мнение);

- прививать уважительное отношение друг к другу, к народам, живущим на Земле;

- формировать эмоционально-положительное отношение к предмету, показывая связь изучаемых предметов с жизнью.

Метапредметные

Личностные

Предметные


Регулятивные УУД: -совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; -после предварительного обсуждения самостоятельно формулировать тему урока и цель урока; -прогнозировать предстоящую работу: определение цели учебной деятельности, выбор темы, составление плана; -оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; -выполнять самопроверку по эталону и корректировку своей деятельности. Познавательные УУД: -ориентироваться в своей системе знаний;

-извлекать и перерабатывать информацию для открытия новых знаний; -извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, карта, иллюстрация);

-перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, группы.



Коммуникативные УУД:

-доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться еѐ обосновать, приводя аргументы; -оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других; -слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; -совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им; -осознанно выбирать критерий качественной оценки работы группы. -формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве; -уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;

-формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; -воспринимать одноклассников как членов своей команды группы); -вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;

-быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению, проявлять готовность к их обсуждению. - расширить знания о правах детей в современном обществе -уметь объяснять значение терминов «общество», «права»; «человек», «декларация», «конвенция»; - работать с правовыми документами (Всеобщей декларацией прав человека и Конвенцией о правах ребенка); - применять на практике знание прав человека.

Технологии обучения: технология деятельностного метода, технология проблемно-диалогического обучения, здоровьесберегающая технология, проектная технология, технология оценки образовательных достижений.

Учебно-методическое обеспечение и ресурсы:

учебник: Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Кузнецова С.С., Сизова Е.В., Тырин С.В., Окружающий мир 4 класс. «Человек и человечество» часть 2. М.: Баласс, 2012; компьютер, нетбуки, проектор, мультимедийная презентация; инструкция для работы в группах; правовые документы «Всеобщая декларация прав человека» и «Конвенция о правах ребенка»; детский микрофон; оценочные листы, листы для проверочных тестов.

Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, групповая.


Технология

проведения

(этап урока, цель)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат

Организационный

момент 1 мин

Цель: формирование

самооценки

готовности к урок Отдых наш кончается, Работа начинается. Усердно будем мы трудиться, Чтобы чему-то научиться.

Самоорганизация, оценивают свою

готовность и настрой на работу.

Самооценка

готовности к уроку.

Учебно-познавательный

интерес к данному

уроку.

Психологический

настрой 3 мин

с применением

мотивирующего

приѐма «Яркое

пятно»

Цель: создание

положительного

эмоционального фон

Сегодня замечательный день.

У вас хорошее настроение?

Улыбнитесь друг другу и подарите тепло ваших рук соседу по парте, для этого прикоснитесь ладошками с ним.

Я рада видеть ваши улыбки, и думаю,

что этот день принесет вам радость общения

друг с другом.

Позвольте начать наш урок с притчи. На уроке

«Основы православной культуры» мы знакомились с притчей. Напомните, пожалуйста, что такое «притча»?

Итак, восточная притча.

Давным-давно в старинном городе жил Мастер,

окружѐнный учениками. Самый способный из них

однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?»

Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно.

Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил: - Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или

мёртвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

- Всё в твоих руках.

Ребята, вы поняли, к чему я это сказала?

На уроке вы получите новые знания, какими они будут: большими или маленькими, интересными или не очень, зависит от вас. У каждого из вас они будут свои, всё в ваших руках.

Улыбаются и прикасаются ладошками

друг с другом

Притча- короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение.

Включение детей в

активную

познавательную

деятельность,

создание ситуации

успеха и доверия.

Актуализация

Знаний 5 мин

(подводящий

диалог)

Цель:

актуализировать

знания обучающихся,

необходимые для

открытия новых

знаний

Давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке.

-Напомните, что такое общество?

-Да, общество состоит из людей. -Как определить, что такое человек? -А как даёт определение автор толкового словаря… Интересно, вопрос был один, а вы ответили на него по-разному. Почему? - Все мы разные, у нас разные вкусы, неодинаковая внешность, у каждого человека есть своё отличающее его от остальных людей. Все мы понимаем друг друга, у нас есть что-то общее, что нас объединяет. Что это?

-Что такое право?

-Творческая группа детей, которая выбрала домашнее задание в виде подготовки плаката на тему «Права человека в моей стране» готова продемонстрировать его нам.

Что такое общество

Общество - группа людей которую объединяют общие интересы.

Ответы детей…

Человек - это прямоходящее, общественное животное.

Ответы детей…

Мы живём в одной стране и пользуемся одинаковыми правами

Право- это часть правил поведения, которые государство записало в законах и защитило своей силой.

Учебное занятие по окружающему миру на тему Права человека в обществе

Презентация творческого домашнего задания в виде плаката и сообщения.

Актуализируются

знания,

необходимые для

понимания новой

темы.

Введение в тему

урока 3 мин

Цель: организация

коммуникативного

взаимодействия, в

ходе которого

происходит

определение темы

урока и

формулирование цели

урока

Давайте кратко подытожим, что мы уже знаем по данной теме. Зафиксируем в таблице.

Знаем

Не знаем Человек - личность с неповторимым сочетанием черт, богатым внутренним миром. Права и обязанности есть у граждан, они записаны в Конституции. В истории были времена, когда люди имели разные права и обязанности, например, в период крепостного права.

Какие права существуют у человека в любом современном обществе?

Какие международные правовые документы существуют?

-Наши знания по данной теме охватывают Россию.

-А знаем ли мы, какими правами обладает человек в любом современном обществе?

Зафиксируем в таблице, что мы не знаем.

-Кто уже определил тему нашего урока?





Нет.

«Права человека в современном обществе»

Самоопределение к

деятельности:

создаются условия

для возникновения

внутренней

потребности

включения в

деятельность

(«хочу»); выделяется

содержательная

область («могу»

Постановка учебной

проблемы 3 мин

Цель: организация

коммуникативного

взаимодействия, в

ходе которого

происходит

постановка проблемы

Представьте, что вы стали свидетелями такой сцены. Подумайте, какое противоречие есть в разговоре героев?



- Какое противоречие вы заметили?

- Какой возникает вопрос?

- Что для этого надо знать?

-Давайте сформулируем себе учебную задачу на урок.

Разыгрывается сценка

  • Если не согласишься с нами играть, мы тебя из комнаты не выпустим!

  • Не имеете права! Что я вам - крепостной, что ли?! Хочу - играю, хочу - нет.

  • Да, Илюша прав, вот если бы вы жили 200 лет назад и ты, Анюта была бы дворянкой - хозяйкой крестьян, то могла бы приказать своим крепостным играть с тобой тогда, когда тебе захочется. А в современном обществе всё не так.

  • Разве я не могу поиграть с Илюшей?

  • Можешь, но только если он сам тоже этого хочет. Он имеет право отказаться.

- А у меня что же, нет никаких прав?

- И мальчик, и девочка защищают свои права.

- Как рассудить кто из них прав?

- Какие права есть у каждого человека.

Познакомиться с правами каждого человека. Узнать какими документами подтверждены эти права.

Обозначается

проблема урока.





Обозначаются

учебные задачи урока.

Поиск решения

проблемы 12 мин

(открытие нового знания)

Цель:

-развитие умения

извлекать

информацию,

необходимую для

открытия новых

знаний;

- организация

диалога,

позволяющего

выявить связи между

изученными и

новыми знаниями,

открытие новых

граней в уже

известном.

-Сейчас вы будете самостоятельно работать с учебником. Ваша задача узнать как можно больше о правах человека в обществе и рассказать своим одноклассникам. А потом мы вернёмся к сценке и попробуем решить кто из детей прав. Капитаны распределите задания.

Но прежде напомним правила работы в группе.

На партах у каждой группы есть инструкция по изучению нового материала. Вам необходимо ознакомиться с ней.

Капитаны распределите задания. Готовьтесь представить свой материал другим группам, т.е. вы будете выступать в роли учителя.

Инструкция для группы №1

  1. Прочитать текст учебника на с.40-42 «Ты имеешь право»

  2. Рассказать о понятии личные права человека. Привести примеры. (Стр. 40)

  3. Рассказать о главном праве человека - на жизнь. Его соблюдение и нарушение. Привести примеры. ( Стр.41)

  4. Рассказать о праве на свободу и личную неприкосновенность. Его соблюдение и нарушение. Привести примеры. (Стр.41)

Инструкция для группы №2

  1. Прочитать текст учебника на с.40-42 «Ты имеешь право»

  2. Рассказать о праве на защиту чести и достоинства, на достойную жизнь, право на образование, право на медицинское обслуживание. Привести примеры. (Стр.41, 42)

Инструкция для группы №3

  1. Прочитать текст учебника на с.42-43 «Права детей - особые»

  2. Рассказать о правах детей. Их соблюдение и нарушение. Привести примеры.( Стр. 42, 43)

  3. Какие обязанности есть у тебя перед обществом?

  4. Какие обязанности есть у тебя перед семьёй?

Инструкция для группы №4

1.Прочитать текст учебника на с.42-43 «Права детей - особые»

2.Составить список своих прав и обязанностей.

(Учитель подходит к каждой группе, помогает ответить на возникшие вопросы, задаёт вопросы по содержанию материала, чтоб определить, как идёт усвоение.)

-Теперь каждый из вас выступает в роли учителя, постарайтесь ребятам из других групп объяснить ваш материал. Капитаны руководите работой группы.

Правила общения в группе

  • доброжелательность

  • помощь друг другу

  • один говорит - все молчат

  • использовать фразы: «Ты согласен? Не возражаешь?»

Работа идёт в 4 группах.

У группы на столе лежит задание для каждого члена группы.

Капитан распределяет задание, учитывая возможности и пожелания детей.

После распределения заданий идёт самостоятельная работа с книгой. Каждый ученик изучает свой вопрос. (5 мин.)

Капитаны организуют обсуждение материала в группах по плану, который находится у детей на столах.









Выступление групп согласно полученному заданию.

Умение выражать

свои мысли,

вступать в диалог,

слушать и слышать

других.

Осознание ценности

совместной

деятельности.

















Формирование умения публичного выступления.

Физминутка для

глаз 2 мин

Цель:

предупреждение

утомляемости глаз,

профилактика

нарушений зрения

Повышение

активности,

внимания, интереса

к дальнейшему

усвоению знаний.

Расширение нового знания 5 мин

Цель: расширение знаний учащихся, знакомство с международными правовыми документами

Как вы думаете, эти права и обязанности о которых вы рассказали есть у граждан других государств? (

В современном мире около 200 государств. И в каждом государстве свои законы, у граждан свои права и обязанности. Но, кроме того, есть международные правовые документы, которые гарантируют всем жителям Земли права и свободы. «Всеобщая декларация прав человека»- это международный документ о правах человека. Приняли её в 10 декабря 1948 года в протест против ужасов Второй Мировой войны.

Чтобы предотвратить третью мировую войну, народы, нации объединились во всемирную организацию - ООН (Организацию Объединённых Наций), которая главной задачей поставила обеспечение прав человека во всём мире.

Декларация разделена на части, разделы которые называются - Статьи. Всего в декларации 30 статей.

В этом документе говорится о том, что все люди рождены свободными и равными в своих правах. Каждый обладает всеми правами и свободами независимо от национальности, языка, пола. Это значит, где бы человек ни жил, на каком языке ни говорил, был мужчиной или женщиной, он должен быть свободным и обладать всеми правами. - Как вы думаете, распространяются ли все перечисленные права на ребенка? Должны ли быть у ребенка особые права?

Именно дети нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых, так как они - будущее нашего общества. У детей свои интересы и потребности. Эти обстоятельства были учтены, и 20 ноября 1989 года ООН была принята Конвенция (договор, соглашение) о правах ребёнка. Она была разработана на основе Всеобщей декларации прав человека В ней говорится, что государства, подписавшие её, взяли на себя обязательства заботиться о вас, вашем здоровье, благополучии, образовании и всеобщем развитии. В Конвенции 54 статьи.

Однако детям не стоит забывать, что родители подарили им жизнь и дети должны слушаться и уважать родителей

Наверняка, именно родители первыми познакомили вас с любимыми сказками, мудрыми, поучительными.

Да







Да

Умение слушать, сравнивать,

делать выводы.

Получение новых знаний.

Самостоятельное

применение знаний

10 мин

(работа в группах).

Цель: подготовка аргументированного выступления;

развитие

умения работать в

группе по заданным

критериям

Познакомить с декларацией и узнать, какие права человека она защищает, нам поможет народная мудрость - сказки.

Мы рассмотрим сказки, в которых затрагивается проблема прав человека.

Герою сказки нужна помощь, совет, защита.

Фрагменты сказок вы найдёте на рабочем столе нетбуков в папке под названием «Сказочный калейдоскоп».

Группа должна ответить на вопросы:

1.Какие права нарушены?

2.Что вы можете посоветовать герою?

Аргументируйте свой выбор, опираясь на правовые документы. Они находятся в файлах на ваших партах.

Можете приступать к работе.

-Какая группа готова выступить в роли защитника прав человека?

- Молодцы! Вы познакомились с правовыми вопросами и теперь, наверное, сможете прокомментировать сценку, которая была в начале урока. Какой совет вы можете дать Ане и Илюше?

Правила работы в группе:

перед работой нужно договориться, кто и

что будет делать;

не говорить всем сразу;

учиться разговаривать вполголоса

не спорить зря, а доказывать, объяснять.

Умение работать в группе.

Слайдовое сопровождение.



Работа в группах

Выступление групп.

Комментарии детей

Извлекать и

перерабатывать

информацию,

договариваться о

правилах поведения

в группе и следовать

им

Успешное

применение новых

знаний

Возможность рассуждать, высказывать свое мнение по поводу цивилизованной защиты прав других

Рефлексия 7 мин

Цель: фиксирование

новых умений,

полученных на уроке;

организация

рефлексии и

самооценки учениками

собственной

деятельности

Самоанализ деятельности:

В моих руках «волшебный микрофон».

Каждый из вас имеет право сказать, что

- Я узнал…

Чему

- Я научился…

Что

- Мне захотелось…

- У вас на столах лежат листы для теста, на них написаны цифры. Я буду читать вам высказывания, а вы ставите «+», если высказывание верное, и «-» , если неверное.

1 - Декларация написана для того чтобы люди лучше знали свои права (+)

2 - В старину считали, что ребёнок без битья не выучится. И били - тем самым нарушали обязанности ребёнка (-)

3 - Ребёнок имеет право не учиться (-)

4 - «Конвенция о правах ребёнка» принята в дополнение к декларации прав человека (+)

5 - Конституция - не основной закон нашей страны (-)

6 - При возникновении конфликтов, все проблемы надо решать кулаками (-)

7 - Декларация называется всеобщей, т.к. написана для всех (+)

8 - Когда ты ходишь в школу, ты помогаешь своей стране выполнять конвенцию (+)

- Как вы считаете, справились мы с работой?

В зачётных листах оцените свою работу на уроке и получите оценку группы, после урока я выставлю свою оценку и выведу итоговую. Критерии, по которым вы будите оценивать себя и друг друга, на доске:

Критерии оценки работы на уроке для самооценки и оценки товарищей

  • Ясность и чёткость изложения вопроса

  • Умение привести примеры по данному вопросу

  • Активная работа в группе

Выслушиваются ответы детей

Ответы детей

Выполняют задание по предложенному

алгоритму, организовывая рефлексию

собственной деятельности.





ФИО ученика

Самооценка

Оценка

товарищей

Оценка

учителя

Итоговая

оценка






Осознание

учащимися

практической и

личностной

значимости

результатов каждого

этапа урока

Домашнее задание

1 мин

Цель: закрепление изученного материала, развитие творческих способностей

  • Перечитать текст учебника стр.40-43 и подготовить ответ на вопросы №3,№4

  • Выполнить творческое задание в рабочей тетради (с.25)

  • Написать синквейн по изученной теме( по желанию)

Работа с дневником

Фиксация домашнего задания

Итог урока

Психологический

настрой 1 мин

с

применением

мотивирующего

приѐма «Яркое

пятно»

Цель: создание

положительного

эмоционального настроя

Я хочу рассказать вам притчу из книги еврейской мудрости

Рабби Зуси решил изменить мир. Но мир - такой большой, а Зуси - такой маленький. Тогда Зуси решил изменить свой город, но город такой большой, а Зуси - такой маленький. Тогда Зуси решил изменить семью. Но семья у него большая, а он такой маленький. Тогда Зуси добрался до того единственного, что он в силах изменить, будучи таким маленьким, - самого себя!

Каждый из нас может изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой и окружающими. Но для этого нам всем нужно выполнять такие правила, чтобы всем нормально жилось и не случилось никакой беды. Поэтому хотя мы все очень разные, правила у всех должны быть одинаковые. Эти правила - это права. А если правила у всех одинаковые, то значит и права у всех одинаковые, значит равные.

Создание доброжелательной атмосферы для последующей работы




Учебное занятие по окружающему миру на тему Права человека в обществе

© 2010-2022