Конспект урока по русскому языку на тему Родственные слова (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по русскому языку «Что такое родственные слова?» 2 класс Цели: Уточнить представление о признаках родственных (однокоренных) слов. Развитие памяти, речи. Воспитание доброты. Ход урока:

  1. Организационный момент.
- На дворе осень. Сегодня вместо оценок вы будете получать осенние листочки. Но эти листочки не простые, они волшебные. А на обратной стороне написаны слова - оценки. Вы должны будете догадаться, какую оценку получили, найдя корень.
  1. Чистописание.
Д д Дд до доброта дети - Что такое доброта? (Добро - это все положительное, хорошее, полезное). 3. Развивающие упражнения. а) слуховая память Добрый человек тот, кто помнит свои грехи и забывает свое добро. - Назовите слова, имеющие общий корень. - Запишите слова с этим корнем. Выделите корень. - Чем похожи эти слова? - А значение этих слов? 4. Словарный диктант. - Ребенок, который учится в школе. (Ученик). - Человек, который учит детей. (Учитель, учительница). - Показать тетрадь. (Тетрадь). - Ответственный за порядок. (Дежурный). - Помещение в школе, где учатся дети. (Класс). 5. Новый материал. а) Сказка. Жил-был дядюшка - корень -уч-. Но ему было тоскливо жить одному на свете. Объединился он с другими частями слова и превратился в корень большого семейства. А начало его семейства вы найдете в словарной работе. (Ученик, учитель, учительница). - Давайте еще назовем членов семейства дядюшки корня -уч-. (Обучение, переучивать, заучивать). - А почему мы с вами объединили эти слова в одну семью? - Давайте раскроем значение этих слов. - Следовательно, родственные или однокоренные слова - это слова, имеющие один корень (общий) и близкие по значению. - А кто заметил, с какими еще однокоренными словами мы встретились? б) Физминутка. - Я читаю слова парами. Если это родственные (однокоренные) слова, вы хлопаете в ладоши. Если это неродственные слова, вы топаете. Постарайтесь сосчитать, сколько пар родственных слов было названо. Лес - лесник, река - плот, стена - гвоздь, кот - котик, сад - садовый, поле - полюшко, дом - домашний, дом - дым, гриб - грибной, обед - стол. в) Закрепление. Так же как и у кустов, Корень слова есть у слов. Отыщи в них корень сам: Лес, лесок, лесной, лесник. Цвет, цветок, цветной, цветник. Летчик, самолет, полет. - Как называются эти слова? Почему? г) Работа в группах. - Образуйте однокоренные слова. Кто рыбачит на реке Кто хлопочет с поварешкой, С тонкой удочкой в руке. Варит вкусный суп с картошкой. (рыбак) (повар) д) Осеннее дерево. - На дворе осень. Вот и у нас сегодня в классе есть осеннее дерево. Но это дерево непростое. Оно имеет корень -лет-, а на веточках расположились слова. Вам нужно выписать однокоренные слова с корнем -лет- и выделить корень. 6. Итог урока. - Переверните свои листочки. Посмотрите внимательно на слова и найдите корень. Кто догадался, какую оценку он получил? Почему? - Встаньте слова с корнем -мороз- -сосн- -лип- -холод- -осин- -город- -добр- -храбр- -лист- - Назовите однокоренные слова.
© 2010-2022