План-конспект урока по русскому языку

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Русский язык

Дата: «___»___________ 20___г Класс: 4- «___»


Тема урока: Местоимение как часть речи.

Цель урока: 1. Углубить знания учащихся о местоимении. Познакомить с особенностями местоимений, с ролью местоимений в нашей речи. 2. Расширение представления учащихся об окружающем мире, духовно-нравственных ценностях человека, культуры общения посредством русского языка. 3. Развитие основ самоанализа, самостоятельной и творческой работы по русскому языку.

Тип урока: урок закрепления знаний;

Этапы и структура урока.

1.

Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Приветствие учащихся. Психологический настрой (минутка тишины).

Оформление тетради (число, классная работа).

2.

Чистописание

На доске записаны три слова с пропущенными буквами.

Ш...ФЕР, В...ГОН, В...КЗАЛ

- Найдите в данных словах общее? (1. Имена существительные; 2. В каждом слове есть орфограмма «Непроверяемая безударная гласная»; 3. Двусложные слова с ударением на второй слог.)

- Если вы найдёте среди данных слов лишнее и назовёте признак, с помощью которого вы его нашли, то узнаете тему чистописания. («Лишнее» слово - ВАГОН. В словах ШОФЕР, ВОКЗАЛ непроверяемая безударная гласная О, а в слове ВАГОН непроверяемая безударная гласная А. Значит, мы будем писать на чистописании букву А.)

- Гласную букву А мы напишем с буквой, которая встречается в двух последних словах. Она обозначает парный звонкий (В).

ав ва а в А Ав Аа Ааа Аааа

5.

Сообщение темы и цели урока.

Я и МЫ, ТЫ и ВЫ,

ОН, ОНА, ОНО, ОНИ -

Все слова отличные,

Важные и личные.

Это, без сомнения,

Все местоимения.

- Итак, тема нашего урока «Местоимение».

Чему бы хотели научиться на уроке?

4.

Актуализация знаний.

а) На доске записан текст.

Живёт в лесу дятел. Спинка у дятла чёрная, крылья пёстрые, шапочка красная. Бежит дятел вверх, клювом по коре стучит. Нашёл дятел в лесу корявое дерево и стал туда шишки таскать. Засунет дятел шишку в трещину и семена выбирает. Не каждое семя дятел съест, иное уронит. Пройдут годы, и около столовой дятла вырастут молодые деревья.

- О какой птице вы сейчас прочитали? Всё ли вам в этом тексте понравилось? (Нет, в каждом предложении повторяется слово ДЯТЕЛ.)

- Как быть? (Заменить его другим словом, например ПТИЦА.)

- Прочитайте текст, заменив каждое слово ДЯТЕЛ словом ПТИЦА. (Живёт в лесу птица. Спинка у птицы чёрная, крылья пёстрые, шапочка красная. Бежит птица вверх, клювом по коре стучит. Нашла птица в лесу корявое дерево и стала туда шишки таскать. Засунет птица шишку в трещину и сачена выбирает. Не каждое семя птица съест, иное уронит. Пройдут годы, и около столовой птицы вырастут молодые деревья.)

- Нравится вам новый текст? (Нет, он непонятен.)

- Что же нам делать? Попробуйте заменить слово дятел другими словами: У НЕГО, ОН. (Живёт в лесу дятел. Спинка у него чёрная, крылья пёстрые, шапочка красная. Бежит он вверх, клювом по коре стучит. Нашёл дятел в лесу корявое дерево и стал туда шишки таскать. Засунет он шишку в трещину и семена выбирает. Не каждое семя птица съест, иное уронит. Пройдут годы, и около столовой дятла вырастут молодые деревья.)

б) Выявление сходства и различий между местоимением и именем существительным.

На доске запись:

ДЯТЕЛ - ОН

У ДЯТЛА - У НЕГО.

- Поставьте вопрос к каждому слову в паре. (Кто? - дятел; кто? - он; у кого? -у дятла; у кого? - у него.) (Вопросы одинаковые.)

- Что обозначает имя существительное? (Предмет.)

- Что обозначают слова ОН, У НЕГО? (Эти слова указывают на предмет.)

- Вспомните, как называются эти слова?

- Такие слова называются МЕСТОИМЕНИЯМИ.

- Вместо какой части речи мы употребили местоимения ОН, У НЕГО? (Вместо имени существительного.)

в) Работа по учебнику. Чтение вывода на стр. 92-93. Упр. 281 - устно.

- Прочитайте личные местоимения. (Я, ты, он, она, оно, мы, вы, они.)

- Назовите местоимение, которое говорит о себе. (Я.)

- Какое местоимение употребляем, говоря не только о себе, но и о других, включая себя в их число? (Мы.)

- Какие местоимения употребляем, обращаясь к другому лицу? (Ты.) К нескольким лицам? (Вы.)

- Какие местоимения употребляем вместо существительного, сообщая о чём-либо или о ком-либо? (Он, она, оно, они.)

Упражнение 280 стр. 49.

- Найдите в тексте местоимения. (Его, я, он.)

Упражнение 282, стр. 92.

- Найдите в тексте местоимения. (Он, ее, она, с ней, ему, они.)

- Можно ли разобраться о чем кино?

Упражнение 283, стр. 93 - устно.

6.

Физкультминутка

Раз, два, три, четыре, пять.

Надо нам присесть и встать.

Руки вытянуть пошире,

Наклониться - три, четыре.

И на месте поскакать.

На носок, потом на пятку.

Все мы делаем зарядку.

На зарядку, на зарядку,

На зарядку становись!

Начинаем бег на месте,

Финиш - метров через двести!

Раз! Раз-два, раз-два! Раз-два! Раз-два!

Хватит - хватит, прибежали,

Потянулись, подышали!

7.

Работа по теме урока.

Упр. 284 - устно.

Словарно-орфографическая работа

а) Упражнение «Какие это слова?»

- К данным согласным добавьте нужное количество букв так, чтобы получилось слово.

БГЖ (багаж) НЗД (назад) ЗВТР (завтра)

ТРМВЙ (трамвай) ЗВТРК (завтрак) РССКЗ (рассказ)

КРНДШ (карандаш) КЛСС (класс) МГЗН (магазин)

- Запишите полученные слова в алфавитном порядке. (Багаж, завтра, завтрак, карандаш, класс, магазин, назад, рассказ, трамвай.)

б) Диктант.

Саша нашёл птенца дятла и принёс его домой.

Птенчик ничего не ел и не пил. Он забился в угол под лавку. Дятел не мог выбрать места для ночлега. Мама дала ему старый валенок. Птенец принял его за дупло, забрался в валенок и уснул.

8.

Самостоятельная работа творческого х-ра.

Работа в парах - упр. 283 - составление диалога.

9.

Итог урока.

- На какие вопросы отвечают местоимения? (На те же вопросы, на которые отвечают имена существительные.)

- Назовите местоимения, которые вы запомнили. (Я, ты, он, она, оно, мы, вы, они.)

- Какие местоимения изменяются по родам?

- Сравните свой ответ с выводом на стр. 94.

10.

Домашнее задание.

Написать загадку, в которой есть местоимение м.р., ж.р. или ср.р.

11.

Рефлексия

Какие открытия вы сделали на уроке? Чему научились?



План-конспект урока по русскому языку

ДЯТЕЛ


© 2010-2022