- Преподавателю
- Начальные классы
- План-конспект урока по русскому языку
План-конспект урока по русскому языку
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Пономаренко-Стрижак С.Г. |
Дата | 21.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Русский язык
Дата: «___»___________ 20___г Класс: 4- «___»
Тема урока: Местоимение как часть речи.
Цель урока: 1. Углубить знания учащихся о местоимении. Познакомить с особенностями местоимений, с ролью местоимений в нашей речи. 2. Расширение представления учащихся об окружающем мире, духовно-нравственных ценностях человека, культуры общения посредством русского языка. 3. Развитие основ самоанализа, самостоятельной и творческой работы по русскому языку.
Тип урока: урок закрепления знаний;
Этапы и структура урока.
1.
Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Приветствие учащихся. Психологический настрой (минутка тишины).
Оформление тетради (число, классная работа).
2.
Чистописание
На доске записаны три слова с пропущенными буквами.
Ш...ФЕР, В...ГОН, В...КЗАЛ
- Найдите в данных словах общее? (1. Имена существительные; 2. В каждом слове есть орфограмма «Непроверяемая безударная гласная»; 3. Двусложные слова с ударением на второй слог.)
- Если вы найдёте среди данных слов лишнее и назовёте признак, с помощью которого вы его нашли, то узнаете тему чистописания. («Лишнее» слово - ВАГОН. В словах ШОФЕР, ВОКЗАЛ непроверяемая безударная гласная О, а в слове ВАГОН непроверяемая безударная гласная А. Значит, мы будем писать на чистописании букву А.)
- Гласную букву А мы напишем с буквой, которая встречается в двух последних словах. Она обозначает парный звонкий (В).
ав ва а в А Ав Аа Ааа Аааа
5.
Сообщение темы и цели урока.
Я и МЫ, ТЫ и ВЫ,
ОН, ОНА, ОНО, ОНИ -
Все слова отличные,
Важные и личные.
Это, без сомнения,
Все местоимения.
- Итак, тема нашего урока «Местоимение».
Чему бы хотели научиться на уроке?
4.
Актуализация знаний.
а) На доске записан текст.
Живёт в лесу дятел. Спинка у дятла чёрная, крылья пёстрые, шапочка красная. Бежит дятел вверх, клювом по коре стучит. Нашёл дятел в лесу корявое дерево и стал туда шишки таскать. Засунет дятел шишку в трещину и семена выбирает. Не каждое семя дятел съест, иное уронит. Пройдут годы, и около столовой дятла вырастут молодые деревья.
- О какой птице вы сейчас прочитали? Всё ли вам в этом тексте понравилось? (Нет, в каждом предложении повторяется слово ДЯТЕЛ.)
- Как быть? (Заменить его другим словом, например ПТИЦА.)
- Прочитайте текст, заменив каждое слово ДЯТЕЛ словом ПТИЦА. (Живёт в лесу птица. Спинка у птицы чёрная, крылья пёстрые, шапочка красная. Бежит птица вверх, клювом по коре стучит. Нашла птица в лесу корявое дерево и стала туда шишки таскать. Засунет птица шишку в трещину и сачена выбирает. Не каждое семя птица съест, иное уронит. Пройдут годы, и около столовой птицы вырастут молодые деревья.)
- Нравится вам новый текст? (Нет, он непонятен.)
- Что же нам делать? Попробуйте заменить слово дятел другими словами: У НЕГО, ОН. (Живёт в лесу дятел. Спинка у него чёрная, крылья пёстрые, шапочка красная. Бежит он вверх, клювом по коре стучит. Нашёл дятел в лесу корявое дерево и стал туда шишки таскать. Засунет он шишку в трещину и семена выбирает. Не каждое семя птица съест, иное уронит. Пройдут годы, и около столовой дятла вырастут молодые деревья.)
б) Выявление сходства и различий между местоимением и именем существительным.
На доске запись:
ДЯТЕЛ - ОН
У ДЯТЛА - У НЕГО.
- Поставьте вопрос к каждому слову в паре. (Кто? - дятел; кто? - он; у кого? -у дятла; у кого? - у него.) (Вопросы одинаковые.)
- Что обозначает имя существительное? (Предмет.)
- Что обозначают слова ОН, У НЕГО? (Эти слова указывают на предмет.)
- Вспомните, как называются эти слова?
- Такие слова называются МЕСТОИМЕНИЯМИ.
- Вместо какой части речи мы употребили местоимения ОН, У НЕГО? (Вместо имени существительного.)
в) Работа по учебнику. Чтение вывода на стр. 92-93. Упр. 281 - устно.
- Прочитайте личные местоимения. (Я, ты, он, она, оно, мы, вы, они.)
- Назовите местоимение, которое говорит о себе. (Я.)
- Какое местоимение употребляем, говоря не только о себе, но и о других, включая себя в их число? (Мы.)
- Какие местоимения употребляем, обращаясь к другому лицу? (Ты.) К нескольким лицам? (Вы.)
- Какие местоимения употребляем вместо существительного, сообщая о чём-либо или о ком-либо? (Он, она, оно, они.)
Упражнение 280 стр. 49.
- Найдите в тексте местоимения. (Его, я, он.)
Упражнение 282, стр. 92.
- Найдите в тексте местоимения. (Он, ее, она, с ней, ему, они.)
- Можно ли разобраться о чем кино?
Упражнение 283, стр. 93 - устно.
6.
Физкультминутка
Раз, два, три, четыре, пять.
Надо нам присесть и встать.
Руки вытянуть пошире,
Наклониться - три, четыре.
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку.
Все мы делаем зарядку.
На зарядку, на зарядку,
На зарядку становись!
Начинаем бег на месте,
Финиш - метров через двести!
Раз! Раз-два, раз-два! Раз-два! Раз-два!
Хватит - хватит, прибежали,
Потянулись, подышали!
7.
Работа по теме урока.
Упр. 284 - устно.
Словарно-орфографическая работа
а) Упражнение «Какие это слова?»
- К данным согласным добавьте нужное количество букв так, чтобы получилось слово.
БГЖ (багаж) НЗД (назад) ЗВТР (завтра)
ТРМВЙ (трамвай) ЗВТРК (завтрак) РССКЗ (рассказ)
КРНДШ (карандаш) КЛСС (класс) МГЗН (магазин)
- Запишите полученные слова в алфавитном порядке. (Багаж, завтра, завтрак, карандаш, класс, магазин, назад, рассказ, трамвай.)
б) Диктант.
Саша нашёл птенца дятла и принёс его домой.
Птенчик ничего не ел и не пил. Он забился в угол под лавку. Дятел не мог выбрать места для ночлега. Мама дала ему старый валенок. Птенец принял его за дупло, забрался в валенок и уснул.
8.
Самостоятельная работа творческого х-ра.
Работа в парах - упр. 283 - составление диалога.
9.
Итог урока.
- На какие вопросы отвечают местоимения? (На те же вопросы, на которые отвечают имена существительные.)
- Назовите местоимения, которые вы запомнили. (Я, ты, он, она, оно, мы, вы, они.)
- Какие местоимения изменяются по родам?
- Сравните свой ответ с выводом на стр. 94.
10.
Домашнее задание.
Написать загадку, в которой есть местоимение м.р., ж.р. или ср.р.
11.
Рефлексия
Какие открытия вы сделали на уроке? Чему научились?
ДЯТЕЛ