Конспект урока по развитию речи Человек и природа: помощь зимующим птицам

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Человек и природа: помощь зимующим птицам.

Цели:

-закрепление умения составлять повествовательный рассказ по серии картинок с использованием местоименной связи;

-коррекция мышления на основе упражнений в классификации; установление логических связей; коррекция внимания;

- воспитание мотивации к учению, любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: СНЕЖИНКИ, КАРТОЧКИ С ВОПРОСАМИ, УЧЕБНИК, СЕРИЯ КАРТИНОК «Спасенные птицы», мультим. устройство, словарь, мяч.

Ход урока:

  1. Орг. момент:

Наш урок - урок секретов.

Сто вопросов - сто ответов.

Отвечай по одному и научишься всему!

Парта-это не кровать,

И на ней нельзя лежать.

Ты сиди за партой стройно,

И веди себя достойно.

Если друг стал отвечать,

Не спеши перебивать,

А помочь захочешь другу-

Подними спокойно руку.

Дыхательная гимнастика

-Ребята, сегодня на уроке развития речи мы с вами будем много говорить. Давайте подготовимся к этому и выполним дыхательную гимнастику. У каждого из вас на партах лежат «снежинки». Возьмите каждый ее в руку, и попытайтесь сдуть эту снежинку. Старайтесь дуть так, чтобы струя воздуха попала прямо на неё (2-3 попытки).

-А теперь, давайте попробуем изобразить:

Пение птиц:

Воробей: чик-чирик, чик-чирик

Синичка: фью - фью - фью - фью - фью

Сова: У-у-у-у

Ворона: Кар-кар-кар-кар


  1. Введение в тему:

Вы знаете птиц, пение которых мы изображали? А где они живут? (в природе ).

Тема сегодняшнего урока -«Человек и природа: помощь зимующим птицам.» ( слайд)

Давайте подумаем и вспомним, что такое природа и какая она бывает?

Так что же такое природа?

Работа с учебником:

- Работа со словарём. Откройте учебник на стр. 81 и из словаря выберите слова, которые относятся к понятию «природа». (Слайд1)

(Экология- это наука об отношениях растений и животных к окружающей среде.)

(Защитой природы занимается организация - Гринпис).

Задание 2, стр.81

Подумайте и скажите «Какое выражение верно?» (читают сами, читаю я). потом (слайд 2)

- Давайте подумаем и скажем, какая бывает природа. (Слайд 3)

(слайд4,5) Что относится к неживой и к живой природе.

Природа- наш общий дом! Что же мы должны делать, чтобы её красота всегда нас окружала.

Обратитесь к словарю в учебнике, найдите слова- действия, что мы для этого должны делать и ответьте полным предложением.

-Мы должны любить природу, чтобы её беречь, охранять, защищать.

Задание 2, стр.81 (чит. сами, затем читаем по цепочке).

«Пора бы человечеству понять,

Богатство у Природы отбирая,

Что, Землю нужно тоже охранять

Она, как мы, такая же живая!»

ФИЗМИНУТКА (слайд природы)

Выпал беленький снежок

Соберёмся все в кружок.

Снег, снег, белый снег

Засыпает он нас всех

Не боимся мы пороши,

Ловим снег- хлопок в ладоши

Дети все на лыжи встали

И по снегу побежали.

Руки в стороны по швам

Снега хватит вам и нам.

3. Изучение нового материала.

Природа нужна для нас самих, без природы не было бы жизни на земле.

Мы живём в мире, который состоит из солнца, воздуха, света, тепла и воды. Этот мир находится вокруг нас и помогает нам жить. И этим пользуется не только человек, но и растения, животные. А когда воды, тепла, света не хватает, кто приходит им на помощь? Кто помогает животным, птицам зимой? ( Человек)

Сегодня мы с вами поговорим о птицах, которые не улетают в тёплые края. Они круглый год с нами. Если в тёплое время они больше живут в лесу, то с наступлением холодов прилетают поближе к людям, надеясь на их помощь.

-Как мы называем птиц, которые остаются зимовать с нами? (Зимующие)

-Давайте вспомним этих птиц. Я прочитаю вопросы и загадки, а вы их отгадайте.

(с показом слайдов)

Не страшны ему метели,

Гнёзда вьёт зимой на ели.

Крик его отрывист, прост.

Криворотый, красный….(клёст)

Грудка ярче, чем заря,

У кого? (у снегиря)

Вокруг ствола большой сосны

Шишки на снегу видны,

Здесь на кузнеце затратил

Много сил проворный…(дятел)

Какая птица имеет длинный хвост? (сорока)

Какие птицы ночуют в снегу? (тетерев и куропатка)

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата.

Черненькая шапочка

И полоска шарфика. (синица)

Чик- чирик!

К зёрнышкам прыг!

Клюй, не робей! Кто это? (воробей)

У неё глаза большие, хищный клюв- всегда крючком.

По ночам она летает,

Спит на дереве лишь днём. (сова)

Эту птицу увидишь у нас только зимой- прилетит к нам зимовать с Севера. Узнаешь её по красивому оперению, большому хохолку и резкому громкому голосу.

Посмотрите, к нам на ели

Прилетели и запели.

С хохолками прилетели

И запели как свирели.

(Свиристель)

Мы с вами назвали много зимующих птиц, хотя их у нас намного больше остаётся зимовать.

И чтобы они смогли пережить это холодное время года, им нужно помочь.

Но чтобы помочь им, надо знать, какие птицы что едят. Хуже всех приходится маленьким птицам, если есть пища, птицы переносят даже сильные морозы.

Как вы помогаете птицам? (делаем кормушки и следим , за тем , чтобы в них постоянно был корм)

(слайд- дети с кормушками)

Ребята, ваша помощь не останется без ответа и птицы обязательно отблагодарят вас за помощь.

Чем же можно подкармливать птиц? (ответы детей и потом слайд с кормом и кормушкой и виды кормушек)

ФИЗМИНУТКА (Слайд природы с птицами)

Прилетели птички, птички-невелички

Смотрят к нам в окошко,

Просят хлеба крошку.

Мы им крошки дали,

Птички весело клевали.

3.Закрепление.

1.Составление рассказа «Спасённые птицы» по серии картинок, с использованием местоимённой связи.

-Сейчас мы будем составлять рассказ по серии картинок «Спасённые птицы». Внимательно посмотрите на картинки и определите их последовательность.

- Подумайте, в какое время года происходят события, нарисованные на картинках? (зима)

Составьте предложение. (Наступила зима, пришла зима).

- Посмотрите внимательно на первую картинку и скажите, что мастерят ребята? (Ребята мастерят кормушку.)

- Как вы думаете, какая кормушка получится у ребят? (Она деревянная, большая, удобная для птиц.)

- Куда дети вешают кормушку? (Дети вешают кормушку на дерево).

- Кто помогает ребятам? (Им помогает учительница.)

- Какие птицы прилетели к кормушке? ( К кормушке прилетели синицы, воробьи, снегири, сорока.)

- Что делают птицы? (Они клюют корм.)

- Обратите внимание на поведение детей.( Они спрятались за ёлкой и наблюдают за птицами.)

- Какое у них настроение? ( Радостное, весёлое.)

- Чему они радуются? ( Они рады, что спасли птиц.)

- А спасая птиц, дети спасают что? (Природу)

А теперь давайте прочитаем, какой рассказ у нас получился. Но в рассказе есть задание, нужно вставить пропущенные слова. Чтобы слова не повторялись, мы их будем заменять другими словами.

КОРМУШКА - ОНА

РЕБЯТАМ - ИМ

ПТИЦЫ - ОНИ

ДЕТИ - ОНИ

(слайд с рассказом)

(последний слайд - прочитать).

2. Игра «Угадай, чей голосок».

Послушайте и скажите, какие птицы благодарят детей и вас за заботу о них.

(прослушивание голосов птиц)

3.Игра «Весёлый мячик»

Ты катись, весёлый мячик,

Быстро, быстро по рукам,

У кого весёлый мячик,

Называет птицу нам…

4. Игра «это я, это я, это все мои друзья»

- Кто помог замерзающей птице?....

- Кто взял птенчика домой?

- Кто любит разорять птичьи гнёзда?

- Кто друзей имеет много среди друзей и птиц?....

- Кто на уроке считает ворон?

- Кто птичкам помогает, правила не нарушает. Кто пример для всех ребят: школьников и дошколят?...

- Кто задорный и весёлый, верность правилам храня, бережёт природу от огня?...

Я вижу, что вы все любите птиц и помогаете им. Молодцы!

4. Итог.

- Сегодня перед нами стояла серьёзная проблема- узнать, что такое «природа» и как можно помочь зимующим птицам.

Отметить, кто как работал.


© 2010-2022