Рабочая программа по внеурочной деятельности Экологическая тропа исследований

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УТВЕРЖДЕНА

приказом директора

Муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения

«Лицей №25 города Димитровграда

Ульяновской области»

от «01» сентября 2015г. № 245

_____________ О.Г. Зотова







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ


«ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА ИССЛЕДОВАНИЙ»


ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОЕ

НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


ДЛЯ 2 КЛАССОВ


УЧИТЕЛЯ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ


ЯСТРЕБОВОЙ ЛАРИСЫ АНАТОЛЬЕВНЫ


НА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД

СОГЛАСОВАНА

Заместитель директора по ВР

МБОУ Лицей № 25

____________ Т.А. Галактионова

«31 » августа 2015г.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по внеурочной деятельности творческого объединения «Экологическая тропа исследований» духовно - нравственного направления деятельности для 2 классов разработана в соответствии с Законом Российской Федерации от 29.12.2012 №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373, Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ Лицей № 25 и на основе авторской программы В.А.Самковой "Моя первая экология " Сборник программ внеурочной деятельности : 1-4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. - М. : Вентана-Граф, 2011. - 168 с.
Цель курса - формирования ценностного отношения младших школьников к природе, воспитания основ экологической ответственности как важнейшего компонента экологической культуры.

Задачи:
1. Развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;

2. Формирование представлений о природе как универсальной ценности;

3. Изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе; развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;

4. Развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;

5. Развитие представлений о различных методах познания природы(искусство как метод познания, научные методы);

6. Формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;

Программа рассчитана на 32 часа в год с проведением занятий один раз в неделю.

УМК: В.А.Самкова "Моя первая экология " Сборник программ внеурочной деятельности : 1-4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. - М. : Вентана-Граф, 2011. - 168 с.


ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПЛАНИРУЕМЫЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КУРСА
Личностные результаты:
- развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук; - развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т. д.); - воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды; - формирование мотивации дальнейшего изучения природы.
Метапредметные результаты:
- овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений; - освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования; - формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме - в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т. д.; - развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.

Планируемые воспитательные результаты курса внеурочной деятельности:


-формирование представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества; - наличие углублённых представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде; - владение навыками ухода за растениями комнатными и на пришкольном участке, за обитателями живого уголка, за домашними питомцами; - умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства; - знание элементарных представлений о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояния от факторов окружающей среды.
Уровни результатов внеурочной деятельности:
1 уровень: - школьник знает и понимает общественную жизнь, - приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), - понимание социальной реальности и повседневной жизни; 2 уровень: - школьник ценит общественную жизнь, - формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знание, труд, культура); 3 уровень: - школьник самостоятельно действует в общественной жизни, - получение опыта самостоятельного социального действия.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2 класс. Экология в красках и формах Первые шаги по тропинке открытий Знакомство с оборудованием, необходимым для работы на природе: полевой дневник, компас, лупа, определители растений и животных, справочники, карта местности и др. Правила ведения полевого дневника: запись наблюдений и зарисовка наблюдаемых явлений. Четыре основных качества, необходимые каждому во время проведения исследований в лесу: терпение, внимательность, точность, сотрудничество. Наблюдение - основной метод работы на природе. Его цель, планирование. Значение систематичности в проведении наблюдений. Четыре основных вопроса, на которые необходимо ответить, прежде чем приступать к наблюдению: зачем? что? где? и как наблюдать? Десять заповедей друзей леса, составленные учёным-экологом Ф. Тасси. Упражнения для развития наблюдательности: «В гармонии с природой», «Ходим, подняв голову вверх», «Смотрим под ноги», «Ходим задом наперёд», «Прогулка вслепую» и др. простейшего исследования (под руководством учителя). Природа в наших ощущениях Каждый человек связан с окружающей средой посредством органов чувств. Сенсорное восприятие - один из путей существования в гармонии с окружающим миром. Восприятие цвета и формы различных природных объектов. Цвета леса. Цветовая гамма растений: листьев, цветков, коры деревьев и кустарников. Составление палитры красок одного растения. Составление гаммы оттенков зелёного цвета - основного цвета леса, коричневого - цвета коры и почвы или голубого - цвета неба. Выразительность линий и форм живых организмов. Гармония в природе как «связь», «стройность», «соразмерность». Гармоничное сочетание в организме растений и животных отдельных частей, пропорциональность форм. Знакомство с различными техниками рисования, позволяющими выразить своё впечатление от посещения леса: монотипия, акватипия, рисунок пером, использование трафаретов и пр. Упражнения для тренировки зрительного восприятия. Нахождение объектов по заданным признакам. Использование оптических приборов - биноклей, ручных и бинокулярных луп, микроскопов - для изучения различных микро- и макрообъектов. Изготовление простейшего «микроскопа» из пластмассового стаканчика, прозрачной плёнки и резинового колечка. Упражнения на расширение опыта сенсорного взаимодействия с использованием слуха, обоняния, осязания, вкуса. Игра «Давайте познакомимся» (выступление от имени какого-нибудь животного или растения, направленное на преодоление негативного отношения к нему). Необходимое оборудование: полевой дневник, простой карандаш, ластик, бумага для акварели, акварельные и гуашевые краски, тушь, кисточки и перья, аудиозаписи звуков природы, повязки на глаза, карточки-задания, пластмассовые или картонные стаканчики из-под пищевых продуктов, тонкая полиэтиленовая плёнка, цветные резиновые колечки. Геометрия живой природы Живые организмы и симметрия. Двусторонняя и лучевая симметрия в строении различных органов животных и растений. Спираль в движении, росте и развитии растений и животных - способ достижения дополнительной жёсткости и устойчивости в пространстве. Описывая спираль, растут побеги; двигаясь по спирали, раскрываются лепестки цветков, развёртываются побеги папоротника; спиральное расположение почек и листьев на побеге. Разнообразие форм листьев и крон деревьев и кустарников. Различная степень густоты кроны: густая, средняя, сквозистая. Зависимость особенностей внешнего строения растений и животных от условий среды обитания и образа жизни. Необходимое оборудование: полевой дневник, простой карандаш, ластик, карманное зеркальце прямоугольной формы, разноцветные нити длиной 25-30 см, карточки-задания, листы плотной бумаги, широкий прозрачный скотч, цветные карандаши, фломастеры, аудиокассеты с записью звуков природы. Природа и её обитатели Наблюдения за растениями и животными (по выбору). Изучение условий обитания, особенностей произрастания (для растений) - одиночные или образуют заросли, угнетён ли рост и т. д. Выявление взаимоотношений между различными видами живых организмов (сотрудничество, конкуренция, хищничество, паразитизм и др.). Особенности поведения. Изучение типов повреждений растений насекомыми и микроорганизмами. Изучение зависимости состояния растений от условий произрастания. Подвижные игры: «Белки, сойки и орехи», «Найди свой дом». Необходимое оборудование: полевой дневник, простой карандаш, ластик, повязки на глаза, карточки-задания, листы плотной бумаги, широкий прозрачный скотч. Лесные ремёсла Традиционные народные промыслы, связанные с лесом: резьба по дереву, бересте; плетение из луба, лыка, ивового прута, берестоплетение. Лесные мотивы в работах вышивальщиц, ткачих, кружевниц, в росписи павловопосадских платков. Игрушки пришли из леса: богородская игрушка, сергиевопосадские матрёшки. Элементарные представления об антропоморфизме в народном творчестве. Животные и растения, наделяемые различными положительными и отрицательными человеческими качествами. Преодоление стереотипов, выражающихся в негативном отношении к некоторым животным (отношение неприязни, брезгливости, отвращения, безразличия и т. п.). Лесная палитра: растения-красители. Красильная мастерская в работе - окрашиваем ткани. Рисуем природными красками. Лес - кормилец и врачеватель. Лесное «меню». Лекарственные растения леса. Экскурсии: посещение местных памятников архитектуры, садово-паркового искусства или иных интересных с точки зрения изучаемой темы объектов; посещение мастерских народного промысла, студий художников. Примерные объекты экскурсий 1. Ближайший лес, лесопарк или иные зелёные насаждения, в значительной степени соответствующие естественным лесным сообществам, характерным для данной местности. 2. Памятники садово-паркового искусства. 3. Памятники природы. 4. Мастерские народного промысла, студии художников. 5. Краеведческий, этнографический, минералогический, зоологический и иные музеи, соответствующие изучаемой тематике. 6. Выставки пейзажной и анималистической живописи; фотовыставки, посвящённые природе. 7. Зоопарк, зоовыставка, террариум, зоологический уголок и т. п. 8. Ботанический сад, дендрарий, зимний сад и т. п. 9. Лаборатория экологического мониторинга, станция защиты растений. 10. Ближайший заказник, национальный парк, заповедник.

Содержание курса внеурочной деятельности

Разделы

Кол -во часов

1.

Первые шаги по тропинке открытий

5ч.

2.

Природа в наших ощущениях

9ч.

3.

Геометрия живой природы

7ч.

4.

Природа и её обитатели

7ч.

5.

Лесные ремёсла

5 ч.

Итого

33 ч.

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВО 2 КЛАССЕ

занятия

Тема занятия

Кол - во часов

Дата план

Дата

факт

Планируемые результаты

Виды деятельности






Метапредметные

Личностные


Первые шаги по тропинке открытий - 5 ч.

1 Готовимся наблюдать и изучать.

1

14.09. - 2я, 18.09. - 2К,Н


Сохранять учебную задачу, работать по плану, предложенному учителем. Уметь оценивать трудность предлагаемого задания

развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера

Знакомство с оборудованием, необходимым для работы на природе: полевой дневник, компас, лупа, определители растений и животных,

справочники, карта местности и др. Правила ведения полевого дневника:

запись наблюдений и зарисовка наблюдаемых явлений.

2 Какие качества необходимы юному исследователю.

1

21.09. - 2Я, 25.09. - 2К,Н


Проявлять познавательную инициативу, чувствовать ответственность за выполнение работы.


развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности - качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;


Знакомство с четырьмя основными качествами, необходимыми каждому во время проведения исследований в лесу: терпение, внимательность, точность, сотрудничество.

3 Учимся наблюдать.

1

28.09. - 2Я, 02.10. - 2К,Н


Задавать вопросы, находить нежную информацию.

Планировать маршрут, выбирать оптимальное решение.


воспитание чувства справедливости, ответственности;


Наблюдение - основной метод работы на природе. Его цель, планирование. Значение систематичности в проведении наблюдений. Четыре основных вопроса, на которые необходимо ответить, прежде чем приступать к наблюдению: зачем? что? где? и как наблюдать?

4 Тренируем наблюдательность

1

05.10. - 2Я, 16.10. - 2К,Н


Задавать вопросы, находить нежную информацию.

развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления

Упражнения для развития наблюдательности: «В гармонии с природой», «Ходим, подняв голову вверх», «Смотрим под ноги», «Ходим задом наперёд», «Прогулка вслепую» и др.


5 Десять заповедей друзей леса.

1

12.10. - 2Я, 23.10. - 2К,Н


Проявлять познавательную инициативу, выбирать наиболее эффективные способы деятельности.

развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера

Знакомство с правилами поведения на природе на основе анализа заповедей, составленных учёным-экологом Ф. Тасси.

Природа в наших ощущениях - 9 ч.

6 Как мы воспринимаем окружающий мир.

1

19.10. - 2Я, 30.10. - 2К,Н


Выбирать оптимальные варианты решения задач, сотрудничать в парах.

Обсуждать совместное решение, объединять полученные результаты.


развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности - качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;


Каждый человек связан с окружающей средой посредством органов чувств. Сенсорное восприятие - один из путей существования в гармонии с окружающим миром.

7 Тренируем органы чувств.

1

26.10. - 2Я, 06.11. - 2К,Н


Проявлять устойчивую учебно-познавательная мотивацию.


воспитание чувства справедливости, ответственности;


Упражнения для тренировки зрительного восприятия. Нахождение объектов по заданным признакам. Упражнения на расширение опыта сенсорного взаимодействия с использованием слуха, обоняния, осязания, вкуса.

8 Какого цвета лес?

1

02.11. - 2Я, 13.11. - 2К,Н


Проявлять познавательную инициативу, обосновывать свое решение.

развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления

Восприятие цвета и формы различных природных объектов. Цвета леса. Цветовая гамма растений: листьев, цветков, коры деревьев и кустарников. Составление палитры красок одного растения. Составление гаммы оттенков зелёного цвета основного цвета леса, коричневого - цвета коры и почвы, голубого - цвета неба

9 Что такое гармония?

1

09.11. -2Я, 27.11. - 2К,Н


Решать познавательные задачи разными способами, адекватно воспринимать критику ошибок.

развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера

Выразительность линий и форм живых организмов. Гармония в природе как «связь», «стройность», «соразмерность».

Гармоничное сочетание в организме растений и животных отдельных частей, пропорциональность форм.

10 Рисуем впечатления.

1

23.11. - 2Я, 04.12. - 2К,Н


Сопоставлять и обобщать информацию, проявлять познавательную инициативу.


развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности - качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;


Знакомство с различными техниками рисования, позволяющими выразить своё впечатление от посещения леса: монотипия, акватипия, рисунок пером, использование трафаретов и пр.

11 - 12 Учимся пользоваться приборами.

2

30.11., 07.12. - 2Я, 11.12., 18.12. - 2К,Н


Сотрудничать с товарищами, обсуждать совместное решение, объединять полученные результаты. воспитание чувства справедливости, ответственности;


Использование различных оптических приборов - биноклей, ручных и бинокулярных луп, микроскопов - для изучения различных микро- и макрообъектов.

13 Микроскоп из пластикового стаканчика.

1

14.12. - 2Я,

25.12. - 2К,Н


Использовать универсальные способы вычислений, прогнозирование результатов.

развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления

Изготовление модели, позволяющей понять принцип действия увеличивающих линз микроскопа. Изготовление простейшего «микроскопа»

из пластмассового стаканчика, прозрачной плёнки и резинового колечка.


14 Игра "Давайте познакомимся!"

1

21.12. - 2Я,

15.01. - 2К,Н


Учитывать ошибки, сотрудничать с товарищами, обсуждать совместное решение.

развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера

Игра проводится с использованием «чёрного ящика» - «волшебного

мешочка», в котором находятся пластиковые игрушки небольшого раз-

мера из различных наборов (дикие и домашние животные, морские обитатели, насекомые и т. п.). Дети садятся в круг и по очереди «вслепую»

достают одну игрушку и на ощупь определяют название животного. Если

возникают затруднения, учитель задаёт наводящие вопросы. Затем каждый участник игры готовит небольшое (три-четыре предложения) выступление от имени этого животного, представляя его наиболее

интересным образом.

Геометрия живой природы - 7 ч

15 - 16
Что такое симметрия? Лучевая симметрия.

2

28.12., 11.01. - 2Я,

22.01., 29.01. - 2К,Н


Сохранять учебную задачу, работать по плану, предложенному учителем. Уметь оценивать трудность предлагаемого задания

развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера

Элементарные представления о симметрии. Ось симметрии. Основные типы симметрии: двусторонняя и лучевая. Симметрия в природе.

Двусторонняя симметрия в различных органах животных и строении растений. Использование прямоугольного карманного зеркальца для определения типа симметрии у различных природных объектов (листья,

цветки, насекомые и др.). Лучевая симметрия в строении растений и органов животных.

Цветки растений, имеющие различное количество лучей симметрии (остролист - три луча, пастушья сумка - четыре, яблоня, шиповник - пять

и т. д.). Животные, имеющие лучевую симметрию: гидры, актинии, медузы. Связь образа жизни и типа симметрии живых организмов

17 Живая спираль.

1

18.01. - 2Я, 05.02. - 2К,Н


Проявлять познавательную инициативу, чувствовать ответственность за выполнение работы..


развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности - качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;


Примеры спирали в живой и неживой природе (рога винторогого козла, барана, раковины моллюсков; сворачивающиеся спиралью змеи, хвост хамелеона и т. п.). Примеры спирального расположения отдельных органов растений и животных: расположение листьев на побеге, почек на клубне картофеля. Спираль в движении, росте и развитии растений (усики растений, бутоны цветков, листья в растительной почке, вайи папоротника и др.). Спираль как способ достижения дополнительной жёсткости и устойчивости в пространстве (ножки грибов, побеги растений).

18 Такие разные листья.

1

25.01. - 2Я,

12.02. - 2К,Н


Задавать вопросы, находить нежную информацию.

Планировать маршрут, выбирать оптимальное решение.


воспитание чувства справедливости, ответственности;


Строение листьев растений: листовая пластинка и черешок. Разнообразие форм листьев деревьев и кустарников. Сопоставление формы листьев с геометрическими фигурами (овальные, треугольные, круглые и т. д.) и другими объектами окружающего мира.

19 - 20 Различаем деревья по кроне. О кронах густых и ажурных.

2

01.02, 08.02. - 2Я,

19.02., 04.03. - 2К,Н


Задавать вопросы, находить нежную информацию.

развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления

Описание разнообразия форм кроны деревьев и кустарников. Используются наиболее широко распространённые виды: берёза, липа, тополь, клён, яблоня, сосна, ель, можжевельник. Обращается внимание на то, что в условиях города или на дачном участке человек часто изменяет форму кроны в декоративных или иных целях, используя для этого обрезку.

Определение различной степени густоты кроны деревьев и кустарников с использованием простейшей трёхбалльной шкалы (густая, средняя, сквозистая).


21 Организм и среда обитания.

1

15.02. - 2Я,

11.03. - 2К,Н


Проявлять познавательную инициативу, выбирать наиболее эффективные способы деятельности.

развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера

Выявление на доступных примерах зависимости особенностей внешнего строения растений и животных от условий среды обитания и образа

жизни.

Природа и её обитатели - 7 ч.

22 Учимся планировать наблюдение.

1

22.02. - 2Я,

18.03. - 2К,Н


Сохранять учебную задачу, работать по плану, предложенному учителем. Уметь оценивать трудность предлагаемого задания

развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера

Поэтапное обсуждение с учителем плана наблюдений. Планирование

конкретных наблюдений за растениями в соответствии с целью, поставленной учителем или предложенной учениками.

23 Наблюдаем за животными

1

29.02. - 2Я, 25.03. - 2К,Н


Проявлять познавательную инициативу, чувствовать ответственность за выполнение работы. развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности - качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;


Наблюдения за животными (насекомыми, птицами, домашними питомцами) по согласованному с учителем плану.

24 Изучаем условия обитания растений.

1

07.03. - 2Я,

01.04. - 2К,Н


Задавать вопросы, находить нежную информацию.

Планировать маршрут, выбирать оптимальное решение.


воспитание чувства справедливости, ответственности;


Изучение условий обитания, особенностей произрастания (для растений - одиночные или образуют заросли, угнетён ли рост и т. д.).

25 Всё связано со всем.

1

14.03. - 2Я,

08.04. - 2К,Н


Задавать вопросы, находить нежную информацию.

развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления

Выявление взаимоотношений между различными видами живых организмов

(сотрудничество, конкуренция, хищничество, паразитизм и др.).


26 Изучаем поведение животных и растений.

1

21.03. - 2Я,

22.04. - 2К,Н


Проявлять познавательную инициативу, выбирать наиболее эффективные способы деятельности.

развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера

Выявление в ходе наблюдений особенностей поведения живых организмов. Обращается особое внимание на то, что и у растений также

можно изучать поведение: это разнообразные формы движения побегов

и листьев, открывание и закрывание цветков и т. п

27 "Чья столовая?"

1

28.03. - 2Я,

29.04. - 2К,Н


Выбирать оптимальные варианты решения познавательных задач, сотрудничать в парах.

Обсуждать совместное решение, объединять полученные результаты.


развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности - качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;


Изучение типов повреждений растений насекомыми, грибами и микроорганизмами.

28 Что и кто влияет на живой организм?

1

04.04. - 2Я,

06.05. - 2К,Н



Использовать изученные свойства арифметических действий. Проявлять устойчивую учебно-познавательная мотивацию.


воспитание чувства справедливости, ответственности;


Изучение зависимости состояния растений от условий произрастания, от видов растений и животных, существующих в ближайшем окружении. Выявление примеров, подтверждающих взаимосвязь растений и животных
Лесные ремёсла - 5 ч.

29 Лес в работе народных умельцев.

1

11.04. , 18.04.- 2Я,

13.05. - 2К,Н


Проявлять познавательную инициативу, обосновывать свое решение.

развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления

Традиционные народные промыслы, связанные с лесом: резьба по де-

реву, бересте; плетение из луба, лыка, ивового прута, берестоплетение.


30 Лесные мотивы.

1

25.04.,

02.05. - 2Я,

13.05. - 2К,Н


Решать познавательные задачи разными способами, адекватно воспринимать критику ошибок.

развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера

Лесные мотивы в работах вышивальщиц, ткачих, кружевниц, в роспи си павловопосадских платков. Игрушки пришли из леса: богородская

игрушка, сергиевопосадские матрёшки.

31 Животные и растения в народном творчестве.

1

16.05.- 2Я,

20.05. - 2К,Н



Сопоставлять и обобщать информацию, проявлять познавательную инициативу.


развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности - качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;


Элементарные представления об антропоморфизме в народном творчестве. Животные и растения, наделяемые различными положительными и отрицательными человеческими качествами. Преодоление стереотипов, выражающихся в негативном отношении к некоторым животным (отношения неприязни, брезгливости, отвращения, безразличия и т. п.)

32 Лесная палитра.

1

23.05. - 2Я,

20.-5. - 2К,Н


Сотрудничать с товарищами, обсуждать совместное решение, объединять полученные результаты. воспитание чувства справедливости, ответственности;


Растения-красители. Красильная мастерская в работе - окрашиваем ткани. Рисуем природными красками.

33 Лес - кормилец и врачеватель.

1

30.05. - 2Я,

28.05. - 2К,Н


Сотрудничать с товарищами, обсуждать совместное решение, объединять полученные результаты. воспитание чувства справедливости, ответственности;


Лесное «меню». Лекарственные растения леса.















УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ, МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Литература (основная и дополнительная)

  1. Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2011.

  2. Алексеев С.В., Симонова Л.В. Идея целостности в системе экологического образования младших школьников. //Начальная школа. - 2009. - № 1.

  3. Ахромеев А.М. Формирование экологического мышления в курсах физической географии. //География в школе. - 2007. - № 6.

  4. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. Сто кроссвордов о растениях и животных. - Ярославль: Академия развития, 2010.

  5. Захлебный А.М., Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеурочной работе. М., 2009.

  6. Зверев И.Д. Организация экологического образования в школе. - М., 2008.

  7. Исаева Н.Н. Научить понимать и любить природу. //Начальная школа плюс и минус. - 2008. - № 8.

  8. Квасцова Л.С., Фролова Н.А. О некоторых аспектах экологического образования школьников. //Биология в школе. - 2010. - № 3.

  9. Клепинина З.А., Мельчаков Л.Ф. Природоведение. - М.: Просвещение, 2005.

  10. Климцова Т.А. Экология в начальной школе.//Начальная школа. - 2008. - № 6.

  11. Колесникова Г.И. Экологические экскурсии с младшими школьниками. //Начальная школа. - 2009. - № 6.

  12. Красная книга Ульяновской области.

  13. Кузнецов В.Н. Программы: Экология. М.: Просвещение, 2008.

  14. Мойснер Г.П. Всё начиналось с экологической тропы. //Начальная школа. - 2009. - № 3.

  15. Павленко Е.С. Экологическое образование и воспитание младших школьников. //Начальная школа,. - 2005. - № 5.

2. Демонстрационный счётный материал

Глобус, компас, микроскоп.

Модели форм поверхности Земли.

Модели систем органов организма человека.

Гербарии, муляжи (овощи, фрукты, ягоды, грибы). Оборудование для опытов и экспериментов (типовой вариант

3. Информационно - компьютерная поддержка:
  • Медиа-презентации.
  • umk-garmoniya.ru/matemat
  • Видеофильмы и звукозаписи естественно-научного, обществоведческого содержания

4. Оборудование и приборы: Оборудования для опытов. Медиапроектор Компьютер Интерактивная доска




15


© 2010-2022