Рабочая программа по родному языку

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка Рабочая программа по родному (татарскому) языку и литературе для 1 класса составлена на основе примерной программы, авторской программы

Гайнетдиновой,Л.Ш., Гафуровой Ф.А. - Уфа: Китап, 2011г. и на основе МОБУ СОШ с. Большие Каркалы Миякинского района РБ.

Программа обеспечена следующим учебно- методическим комплектом:

1. Ф.А.Гафурова. Алифба. учебник для учащихся 1 класса татарских школ Республики Башкортостан - «Китап», 2012г.

2. Ф.А.Гафурова Татарский язык, учебник для учащихся 1 класса татарских школ Республики Башкортостан - «Китап»,2011г.

3. С.Г.Вагизов. Родная речь. учебник для 1 класса четырехлетней начальной школы.

Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения татарского языка как родного. Изучение татарского языка в школе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование умений сознательно и грамотно пользоваться богатыми ресурсами татарского языка в речевой практике, развитие интуиции и "чувства" языка;
  • воспитание уважения к языку, чувства сопричастности к сохранению его самобытности и чистоты, стремления познавать свойства родного слова и совершенствовать свою речь.

Достижение указанных целей возможно через решение следующих задач:

  • дать представление о роли языка в жизни человека, о богатстве и выразительности средств татарского языка, свойствах родного слова;
  • обеспечить первоначальные знания о системе татарского языка, в частности из области лексики, фонетики и графики, грамматики татарского языка, а также формирование умений применять эти знания на практике;
  • сформировать орфографические и пунктуационные умения и навыки (в рамках программы);
  • развивать речь учащихся: обогащать их словарный запас, грамматический строй речи, способствовать усвоению орфоэпических норм литературного языка, формировать речевые умения, позволяющие адекватно воспринимать, воспроизводить чужую речь и создавать собственную в устной и письменной форме;
  • способствовать развитию интереса к родному языку, познавательных и творческих способностей детей;
  • Воспитывать у учеников позитивного эмоционально-ценностного отношения к татарскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты.

Предполагаемые результаты: требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни. В результате обучения в начальной школе учащиеся научатся:

  • принимать и решать учебную задачу.
  • Анализировать, сравнивать, классифицировать
  • Контролировать и оценивать, в том числе, и свою работу
  • Работать с моделями
  • Осознавать учебную задачу, характеризовать последовательность выполнения учебных действий
  • Выделять общее и частное, общее и различное, устанавливать простейшие связи и закономерности
  • Выявлять известное и неизвестное, устанавливать связь между ними, находить собственные нестандартные

Общая характеристика учебного предмета

В системе общего среднего образования в школе с родным (нерусским) языком обучения татарский язык занимает особое место. Он является родным языком, средством общения, приобщения к духовным богатствам татарской культуры и литературы. Татарский язык - важнейшее средство познания , средство развития мышления и воспитания учащихся. Язык играет в жизни общества и каждого человека уникальную роль:

  • он является основным средством общения между людьми;
  • с его помощью сохраняется информация, накопленная человечеством в различных областях науки и культуры;
  • язык является основным средством познания окружающего мира;
  • владение родным и государственным языком - это один из критериев самоидентификации человека как представителя национальности, народности, государства;
  • использование языка в различных ситуациях общения свидетельствует о культурном уровне человека.

Важную роль в обучении татарскому языку играет целенаправленная работа по развитию у младших школьников общеучебных умений, навыков и способов деятельности: интеллектуальных (обобщать, классифицировать, сравнивать и др.); познавательных (учебно-познавательных мотивов, учебной самостоятельности и потребности в творческом самовыражении, а также умений принимать принимать, сохранять и ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением); организационных (организовывать сотрудничество и планировать собственную деятельность).

При изучении курса «Татарский язык и литературное чтение» осуществляется формирование таких общеучебных интеллектуальных умений, как переход от внешнего контроля к самоконтролю, от контроля по результату к контролю по способу действия, от констатирующего к опережающему.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования представляет собой один из инструментов реализации Требований Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и направлена на обеспечение качества образования, что предполагает вовлечённость в оценочную деятельность как педагогов, так и обучающихся. Для отслеживания усвоения знаний и умений используются: стартовая и итоговая проверочные работы; текущие проверочные работы; тестовые диагностические работы; устный опрос; проверка сформированности навыков чтения (после курса «Обучения грамоте»)

Стартовая диагностика основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению. Текущее оценивание использует субъективные методы (наблюдение, самооценку и самоанализ) и методы, основанные на анализе устных ответов, работ учащихся, деятельности учащихся, результатов тестирования. Итоговое оценивание знаний и умений обучающихся проводится с помощью итогового теста, который включает вопросы (задания) по основным проблемам курса. Для оценки умений работать с текстом в конце года проводится контрольное списывание, письмо под диктовку

Место учебного предмета в учебном плане

Согласно базисному плану образовательных учреждений РФ на изучение предмета «Родной (татарский) язык и литературное чтение » в начальной школе выделяется по 3 часа в неделю.

1 класс.

Обучение грамоте: 54 часа (17 недель * 3 часа):

«Татарский язык» - 32 часа (16 недель*2 часа);

«Литературное чтение» - 16 часа (16 недель*1 ч.)

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета Изучение родного( татарского языка) и литературного чтения для учащихся 1 класса национальных школ с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения направлено на практическое овладение языком как средством общения в устной и письменной форме. В основе построения курса лежат следующие принципы:

  • личностно-ориентированное (знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного отношения к миру);

  • культурно-ориентированные (человек должен научиться понимать окружающий мир и понимать цену и смысл своим поступкам и поступкам окружающих людей);

  • деятельностно-ориентированные (решение проблемных и творческих задач);

Обучение татарскому языку включает повторение и систематизацию пропедевтического курса татарского языка, знакомство с которым происходит в ходе обучения грамоте.

Одним из результатов обучения татарскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей: 1. Язык является средством общения людей, важнейшим средством коммуникации, поэтому знакомство с системой языка должно предполагать обучение младших школьников овладению этим средством для осуществления эффективного, результативного общения. Вот почему данному курсу придана коммуникативная направленность. 2. Татарский язык является для детей татарской национальности родным языком, средством межнационального общения, явлением национальной культуры. Поэтому освоение детьми языка, осознание его богатых возможностей, красоты, признание его значения в жизни человека и общества важно для духовно-нравственного становления личности. Воспитание у школьника уважительного отношения к русскому языку и к себе как его носителю, обучение ответственному, бережному обращению с языком, умелому его использованию в процессе общения следует рассматривать как компонент личностного развития ребёнка, компонент становления его гражданственности. 3. Язык - это явление культуры, поэтому качество владения языком, грамотность устной и письменной речи являются показателями общей культуры человека. Помощь младшим школьникам в осознании этого факта и на его основе формирование стремления полноценно владеть языком в устной и письменной форме - второй компонент личностного развития ребёнка, компонент становления его культурного облика.

4. Язык в системе школьного образования является не только предметом изучения, но и средством обучения. Поэтому освоение языка и всех видов речевой деятельности на нём является основой успешного изучения всех других учебных предметов, в том числе основой умения получать, преобразовывать, фиксировать и передавать информацию.

Результаты изучения учебного предмета

Личностные

  • осознание языка как основного средства мышления и общения людей;
  • восприятие татарского языка как явления национальной культуры, понимание связи развития языка с развитием культуры татарского народа;
  • понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств;
  • внимание к мелодичности народной звучащей речи;
  • положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса татарского языка;

Метапредметные

  • осознавать цели и задачи изучения курса в целом, раздела, темы;

  • планировать свои действия для реализации задач урока и заданий к упражнениям;

  • осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении языковых задач;

  • следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия (памятки в справочнике учебника).

  • осуществлять само- и взаимопроверку, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

  • ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;
  • дополнять готовые информационные объекты (таблицы, схемы, тексты);
  • с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

Предметные

  • различать основные языковые средства: слова, словосочетания, предложения, текста
  • практически использовать знания алфавита при работе со словарём;

  • выявлять слова, значение которых требует уточнения;

  • ориентироваться в заголовке, оглавлении, ключевых словах с целью извлечения информации (уметь читать);

  • осознанно передавать содержание прочитанного текста, строить высказывание в устной и письменной формах;

  • соблюдать нормы татарского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);

  • подбирать синонимы для устранения повторов в тексте и более точного и успешного решения коммуникативной задачи;

  • оценивать уместность и точность использования слов в тексте;

  • при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах;
  • составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование
  • корректировать тексты с нарушениями логики изложения, речевыми недочётами;
  • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обмена мыслями, чувствами в устной и письменной речи (уметь слушать, читать и создавать небольшие тексты/высказывания) в учебных и бытовых ситуациях.

Содержание

по учебному предмету

Курс родного( татарского) языка и литературного чтения начинается с обучения грамоте, которое направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного). Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения, навыков письма. Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Послебукварный (заключительный) - повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. После обучения грамоте начинается раздельное изучение татарского языка и литературного чтения. Виды речевой деятельности Слушание (аудирование). Осознание целей и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух основной и второстепенной информации предъявляемого текста, определение его основной мысли, передача его содержания по вопросам. Говорение. Использование языковых средств в устной речи в соответствии с целями и условиями общения. Практическое овладение диалогической формой речи. Формирование умений начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями разных типов (описание, повествование, рассуждение) на доступные детям темы. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации. Чтение. Знакомство с буквами, чтение слогов, слов. Чтение и понимание учебного текста (орфографических правил, грамматических понятий, формулировок вопросов и заданий), перечитывание текста по заданию, выборочное чтение с целью нахождения необходимого учебного материала. Письмо. Обучение первоначальному письму и формирование каллиграфического навыка. Знакомство с гигиеническими требованиями при письме . Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Последующее закрепление гигиенических навыков письма. Развитие мелких мышц пальцев и свободы движения руки. Правильное начертание букв и их соединений. Постепенный переход на скорописное письмо. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Изложение текста- повествования, повествования с элементами описания. Создание письменных высказывании разных стилей, жанров и типов речи (письмо, записка, поздравление, отзыв, инструкция). Создание небольших текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т.д.) Обучение грамоте Фонетика

Звуки речи. Гласные и согласные звуки. Гласные звуки: ударные и безударные.

Согласные звуки: твердые и мягкие, звонкие и глухие. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Графика

Звуки и буквы. Позиционный способ обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твердости-мягкости согласных звуков. Функции букв е, е, ю, я Буквы, обозначающие согласные звуки. Буквы ь,ъ Татарский алфавит

Чтение

Слоговое чтение. Чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов.

Осознанность и выразительность чтения небольших текстов и стихотворений. Орфоэпическое чтение. Орфографическое чтение.

Письмо

Гигиенические требования при письме. Развитие мелкой моторики. Ориентация в пространстве листа тетради и пространстве классной доски. Письменные прописные и строчные буквы. Функция небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

Орфография

Правила правописания и их применение.

Развитие речи

Рассказы повествовательного и описательного характера.

Слово и предложение.

Слово и предмет. Модели слова. Предложение. Связь слов в предложении. Место слова в предложении. Составление предложений по заданным моделям.









Календарно- тематическое планирование

Тема урока

Дата проведения.

Характеристика деятельности

учащихся

Примечание

План.

Факт.



1

1 Что такое предмет?

Составление рассказов по сюжетным картинкам. Обозначение каждого предложения полоской. Выработка ориентации на точку начала движения, на стрелку, указывающую направление движения. Коллективная работа над алгоритмом действия. Проведение линий в заданном направлении.

2

2 Слова, обозначающие предмет.

Чтение отрывка стихотворения. Составление рассказа с опорой на картинки и обозначение каждого предложения полоской. Сравнение животных . Наблюдение: слова, отвечающие на вопрос «что». Обсуждение правила, работа с таблицей.

3

3 Слова, обозначающие действие предмета.

Составление рассказа по сюжетной картинке. Установление пространственных отношений между объектами (за, перед, между и т.д.).

4

4 Слова, обозначающие признак предмета.

Проблемная ситуация в рубрике «Давай подумаем». Наблюдение: слова, не отвечающие на вопрос «кто-что».

5

5 Речь. Слово и предложение.

Сравнение: «звук-слово-предложение. Обсуждение правила. Наблюдение: цель высказывания.

6

6 Предложение.


7

7 Слова- помощники. Связная речь.



8

8 Слово. Звук.

Работа со схемой (задание «Заполни схему»). Наблюдения: звуки в слове; замена одного звука другим.

9

9 Гласные и согласные звуки. Слог.

Сравнение звуков в словах. Артикуляционные приёмы распознавания гласных звуков. Упражнения в обозначении мягкости - твёрдости звуков.

10

10 Звуковой модель слова.Ударение. Звонкие и глухие согласные. Мягкие и твёрдые слова.

Работа со схемой (задание «Заполни схему»). Артикуляционные приёмы распознавания гласных звуков. Упражнения в обозначении мягкости - твёрдости звуков.

Букварный период

11

1 Звук [а]. БуквыА,а. Письмо строчной и заглавной буквы Аа

Выбор слов со звуком [а] в начале, середине и в конце слова. Разгадывание кроссворда.

Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы «А, а». Тренировка в написании букв.

12

2 Звук [ә]. Буквы Ә, ә. Письмо строчной и заглавной буквы Ә, ә

Выбор слов со звуком [ә ] в начале, середине и в конце слова. Разгадывание кроссворда.

Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы «Ә, ә». Тренировка в написании букв.

13

3 Звук[и]. Буквы И,и. Письмо строчной и заглавной буквы Ии

Звуковой анализ слов . Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Определение положения звука [и] в слове. Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы «И, и».Тренировка в написании букв.

14

4 Звук [ы]. Буквы Ы,ы. Письмо строчной и заглавной буквы Ыы

Звуковой анализ слов . Преобразования слов. Поэлементный анализ строчной и заглавной буквы «ы».Тренировка в написании буквы. Установление соответствия печатных и письменных начертаний изученных букв.

15

5 Звук [у]. Буквы У,у.. Письмо строчной и заглавной буквы Уу

Звуковой анализ слова «стул». Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Сравнение слов. Соотнесение схем со словами. Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы «У, у». Тренировка в написании букв.

16

6 Звук[ ү]. Буквы Ү,ү. Письмо строчной и заглавной буквы Ү,ү

Сравнение слов «утка», «утята». Соотнесение схем со словами. Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы «Ү,ү». Тренировка в написании букв.

17

7 Согласный звук [л].Буквы Л,л. Письмо строчной и заглавной буквы Лл

Звуковой анализ слов. Чтение слогов с буквой «л» с использованием пособия «окошечки». Чтение слогов, слов и предложений. Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы «Л, л». Тренировка в написании букв.

18

8 Согласный звук [н]. Буквы Н,н. Письмо строчной и заглавной буквы Нн

Звуковой анализ слов. Чтение слогов с буквой «н». Показ способа чтения прямого слога с помощью «окошечек». Отработка способа чтения прямого слога. Чтение слогов, слов.Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы «Н, н». Тренировка в написании букв.

19

9 Согласный звук [т]. Буквы Т,т. Письмо строчной и заглавной буквы Тт

Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы «Т, т». Тренировка в написании букв. Письмо слов, предложений. Восстановление деформированных предложений. Составление и запись слов. Преобразование печатного шрифта в письменный.


10 Согласный звук [с]. Буквы С,с. Письмо строчной и заглавной буквы Сс

Звуковой анализ слов «полотенце», «сумка». Чтение слогов, слов и предложений. Расшифровка «зашифрованных» слов . Тренировка в написании изученной буквы. Запись слов на нужной строчке в соответствии с наличием определенной буквы. Вписывание нужной буквы. Письмо слогов, слов, предложений. Преобразование печатного шрифта в письменный. Выбор и запись слов, соответствующих звуковым моделям.

21

11 Согласный звук [б]. Буквы Б,б. Письмо строчной и заглавной буквы Б,б

Звуковой анализ слов «бал», «банан». Сравнение звуков по твердости-мягкости. Чтение слогов, слов и предложений. Сравнение слов по твёрдости-мягкости. Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы «Б, б». Тренировка в написании букв. Письмо слов, предложений. Преобразование печатного шрифта в письменный. Выбор и запись слов, соответствующих заданной модели.

22

12 Согласный звук [к].Буквы К,к. Письмо строчной и заглавной буквы К,к.

Звуковой анализ слов «кукушка», «голубь». Деление слов на слоги. Чтение слогов с использованием пособия «окошечки». Чтение слогов, слов. Разгадывание «зашифрованных» слов. Тренировка в написании изученных букв. Запись слов на нужной строчке в соответствии с наличием определенной буквы. Письмо слогов, слов, предложений. Преобразование печатного шрифта в письменный. Запись слов в порядке следования звуковых моделей. Работа с деформированными предложениями.

23

13 Согласный звук [д].Буквы Д,д. Письмо строчной и заглавной буквы Дд.

Звуковой анализ слов «верблюд», «море». Чтение слогов, слов, предложений, стихотворения (дифференцированная работа). Расшифровка «зашифрованного» слова. Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы «Д, д». Тренировка в написании букв. Сравнение строчных букв «д» - «у». Письмо слов, предложений. Запись слов в порядке следования звуковых моделей. Преобразование печатного шрифта в письменный. Составление и запись слов. Изменение и запись слов по образцу. Восстановление деформированных предложений.

24

14 Согласный звук [р]. Буквы Р,р. Письмо строчной и заглавной буквы Р,р.

Звуковой анализ слов «роза», «снег». Чтение слогов, слов, предложений (дифференцированная работа). Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы «Р, р». Тренировка в написании букв. Письмо слогов, слов, предложений. Сопоставление слов, написанных печатным и письменным шрифтом. Составление и запись слов. Запись слов в соответствии с заданными моделями.

25

15 Звук [йы], [йэ]. Гласный Е,е. Письмо строчной и заглавной буквы Е,е

Звуковой анализ слов «иголка», «белка». Соотнесение схем с гласными буквами со словами. Соотнесение звуковых моделей со словами-названиями картинок (для сильных учеников). Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы «Е, е».Тренировка в написании букв.

26

16 Звук [э]. Буквы Э,э. Письмо букв Э,э.

Звуковой анализ слов «этаж», «экскаватор». Построение звуковых цепочек: последний звук предыдущего слова должен быть первым звуком последующего слова. Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы «Э, э».Отработка написания изученных букв.

27

17 Согласный звук [м].Буквы М,м. Письмо строчной и заглавной буквы М,м.

Звуковой анализ слов «рябина», «мак». Показ способа чтения прямого слога с помощью «окошечек». Отработка способа чтения прямого слога. Чтение слогов, слов. Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы «М, м». Тренировка в написании букв. Письмо слогов и слов. Вписывание изученных букв с опорой на звуковые модели слов. Запись слов в соответствии с последовательностью моделей.

28

18 Согласный звук [г].Буквы Г,г. Письмо строчной и заглавной буквы Г,г.

Звуковой анализ слов «гриб», «гармонь». Чтение слогов с использованием пособия «окошечки». Чтение слогов, слов, считалок. Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы «Г, г». Тренировка в написании букв.

29

19 Согласный звук [ч]. Буквы Ч,ч. Письмо строчной и заглавной буквы Чч.

Звуковой анализ слов «чайник», сорока».

Выяснение особенностей звука [ч'] (звук [ч'] всегда мягкий согласный, у него нет твёрдой пары).Чтение слогов, слов, предложений, стихотворения . Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы «Ч, ч». Тренировка в написании букв. Сравнение букв «Ч» - «У». Письмо слов, предложений.

30

20 Согласный звук [ш]. Буквы Ш,ш. Письмо строчной и заглавной буквы Шш

Звуковой анализ слов «свеча», «родник». Чтение слогов, слов, рассказа. Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы «Ш, ш». Тренировка в написании букв. Сравнение букв «Ш, ш» - «И, и». Письмо слов, предложений.

31

21 Согласный звук [й]. Буквы Й,й. Письмо строчной и заглавной буквы Й,й.

Звуковой анализ слов «месяц», «курай». Определение лексических значений слов-омонимов «рой», «мой». Чтение слов, предложений. Придумывание предложений к иллюстрации. Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы «Й, й». Тренировка в написании букв. Сравнение заглавных и строчных букв «Й, й» и «И, и». Письмо слогов, слов, предложений. Запись слов в соответствии с заданными моделями.

32

23 Звук [о].Буквы О,о. Письмо строчной и заглавной буквы О,о.

Звуковой анализ слова «жук». Составление (по схеме) различных имен с изученными буквами. Без проведения звукового анализа определение звуковых схем слов . Тренировка в написании букв «О,о». Сопоставление строчных букв «а -о». Выбор и запись недостающей буквы.

33

24 Согласный звук [п].Буквы П,п. Письмо строчной и заглавной буквы Пп.

Звуковой анализ слов «снегирь», «воробей». Чтение слогов, слов, рассказа. Чтение слов по таблице. Составление слова по выделенным звукам . Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы «П, п». Тренировка в написании букв. Сравнение букв «П» - «Т», «П» - «Г», «п»-«т», «п»-«г».. Письмо слов, предложений. Дифференциация букв «Б, б» - «П, п». Вписывание нужной буквы. Запись слов на нужной строчке. Составление и запись слов. Преобразование печатного шрифта в письменный.

34

25 Согласный звук [з]. Буквы З,з. Письмо строчной и заглавной буквы З,з.

Звуковой анализ слов «зебра», «гусь». Чтение слогов с использованием пособия «окошечки». Чтение слогов, слов, считалок. Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы «З, з». Тренировка в написании букв. Письмо слов, предложений. Преобразование печатного шрифта в письменный. Выбор и запись слов, соответствующих заданной модели. Составление и запись слов. Изменение и запись слов по образцу.

35

26 Звук [ө] . Буквы Ө,ө . Письмо строчной и заглавной буквы Ө,ө..

Звуковой анализ слова «лиса». Составление (по схеме) различных имен с изученными буквами. Без проведения звукового анализа определение звуковых схем слов . Тренировка в написании букв «Ө,ө». Сопоставление строчных букв «а -о». Выбор и запись недостающей буквы.

36

27 Сочетание [йө].

Отработка способа чтения прямого слога. Чтение слогов, слов. Звуковой анализ слов «кольцо», «изюм». Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

37

28 Согласный звук [ң] . Буква ң. Письмо буквы ң.

Звуковой анализ слов. Чтение слогов с буквой «ң». Показ способа чтения прямого слога с помощью «окошечек». Отработка способа чтения прямого слога. Чтение слогов, слов.Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Поэлементный анализ строчной буквы «ң ». Тренировка в написании букв.

38

29 Звуки [йа], [йә]. Буквы Я,я. Письмо строчной и заглавной буквы Я,я

Звуковой анализ слов «сова», «маяк», «заяц». Выбор слов со звуком [я] в начале, середине и в конце слова. Разгадывание кроссворда

Буква "я" в начале слова (обозначение звуков [й'] и [а]. Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы «Я, я». Тренировка в написании букв. Выбор и запись недостающей буквы.

39

30 Звуки [в],[w].Буквы В,в. Письмо строчной и заглавной буквы В,в.

Звуковой анализ слов «дыня», «курица». Чтение слогов, слов и предложений. Расшифровка «зашифрованных» слов .Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы «В, в». Тренировка в написании букв. Письмо слов, предложений. Составление и запись слов. Выбор и запись слов, соответствующих заданной модели. Преобразование и запись слов в соответствии с заданием.

40

31 Звуки [йу], [йү].Буквы Ю,ю. Письмо строчной и заглавной буквы Ю, ю.

Звуковой анализ слов «липа», «медведь». Разгадывание кроссворда

Соотнесение звуковых моделей со словами (названиями картинок). Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы «Ю, ю». Тренировка в написании букв.

41

32 Согласный звук [х].Буквы Х,х. Письмо букв Х,х.

Звуковой анализ слов "халат", "хат". Называние слов с мягкой парой согласного звука [х]. Составление словосочетаний. Нахождение слова в слове. Тренировка в написании букв. Сравнение букв «Х, х» - «Ж, ж». Письмо слов, предложений. Запись слов на нужной строчке. Преобразование печатного шрифта в письменный. Выбор и запись слов, соответствующих звуковой модели. Составление и запись слов.

42

34 Разделительный мягкий знак (ь) Письмо буквы ь.

Знакомство с разделительной функцией мягкого знака. Различение функций мягкого знака. Образование форм множественного числа с использованием мягкого знака. Тренировка в написании буквы «ь». Письмо слов, предложений. Преобразование печатного шрифта в письменный. Изменение исходных слов и запись получившихся. Отгадывание загадок. Списывание загадки.

43

35 Согласный звук [ф]. Буквы Ф,ф. Письмо строчной и заглавной буквы Ф,ф.

Звуковой анализ слов «фил», «лист». Чтение слогов и слов. Чтение слов справа налево. Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы «Ф, ф». Тренировка в написании букв. Письмо слов, предложений. Дифференциация букв «В, в» - «Ф, ф». Вписывание нужной буквы. Запись слов на нужной строчке. Выбор и запись слов, соответствующих заданной модели. Преобразование печатного шрифта в письменный.

44

36 Согласный звук [ж]. Буквы Ж,ж. Письмо строчной и заглавной буквы Ж,ж.

Звуковой анализ слов «жираф», «дежур». Выяснение особенностей звука [ж] (звук [ж] всегда твёрдый согласный, у него нет мягкой пары).Чтение слогов, слов, рассказа. Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы «Ж, ж». Тренировка в написании букв. Письмо слов, предложений.

45

37 Согласный звук [җ] . Буквы Җ,җ Письмо букв Җ,җ.

Звуковой анализ слов «земляника», «хлопок». Чтение слогов, слов, рассказа. Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы «Җ,җ.». Тренировка в написании букв. Письмо слов, предложений.

46

38 Звук [йо]. Буквы Ё,ё. Письмо букв Ё,ё.

Звуковой анализ слов «боксёр», «самолёт». Разгадывание кроссворда. Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы «Ё, ё». Тренировка в написании букв. Повторение изученных букв.

47

39 Согласный звук [ц]. Буквы Ц,ц. Письмо букв Ц,ц.

Звуковой анализ слов «циркуль», «мотоцикл». Выяснение особенностей звука [ц] (звук [ц] всегда твёрдый согласный, у него нет мягкой пары) Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы «Ц, ц». Тренировка в написании букв. Сравнение букв «Ц, ц» - «Щ, щ», «ц» - «и». Письмо слов, предложений. Преобразование печатного шрифта в письменный. Изменение исходных слов и запись получившихся. Выбор и запись слов, соответствующих звуковой модели. Дифференциация букв «ц» - «ч» - «щ».


48

40 Согласный звук [һ]. Буквы Һ,һ. Письмо букв Һ,һ.

Звуковой анализ слов «город». Разгадывание кроссворда. Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы «Һ,һ». Тренировка в написании букв. Повторение изученных букв.

49

41 Согласный звук [щ] . Буквы Щ,щ. Письмо букв Щ,щ.

Звуковой анализ слов «щётка», «плащ». Выяснение особенностей звука [щ'] (звук [щ'] всегда мягкий согласный, у него нет твёрдой пары). Чтение слогов, слов, предложений. Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы «Щ, щ». Тренировка в написании букв. Сравнение букв «Щ, щ» - «Ш, ш». Письмо слов, предложений.

50

42 Разделительный твёрдый знак (ъ). Письмо буквы ъ. Алфавит. Р.Курбан «Әлифба».

Знакомство с разделительной функцией мягкого знака. Различение функций мягкого знака. Сравнение слов. Чтение учителем стихотворений с фиксацией внимания на ь и ъ знаках. Тренировка в написании буквы «ъ». Письмо слов, предложений. Преобразование печатного шрифта в письменный. Изменение исходных слов и запись получившихся.

51

43 Родина моя.

Обогащение словаря, формирование навыков чтения

52

44 Мы любим сказки. «Лиса и гусь», «Куркак юлдаш».

Чтение «про себя». Определение эмоционального состояния героев.

53

45 Стихи Г.Тукая. Стихи М.Гафури . Стихи М.Джалиля.

Развитие навыка чтения. Закрепление литературоведческого понятия

54

46 Письменные упражнения. Списывание.




Послебукварный период


55

1 Устная и письменная речь.

Представление о языке как средстве общения. Общение посредством устной и письменной речи

56

2 Текст.

Работа в группах по подбору заголовков к текстам. Анализ содержания учебника как пример заглавий текстов. Индивидуальная работа: формулирование основной мысли текста и подбор подходящего заголовка.

57


Г. Тукай «Родной язык», «Родина». Моя Родина- Башкортостан.

Сравнение жанров: рассказ, стихотворение. Работа с книгой: название, обложка, иллюстрация, тема, жанр

58

3 Предложение.

Сравнение: «звук-слово-предложение. Обсуждение правила. Наблюдение: цель высказывания. Фронтальная работа.

59

4 Знаки препинания в конце предложений.

Виды предложений по эмоциональной окраске.

60

5 Г. Ибрагимов «Снег идёт», А.Кари «Зима», Р.Гарипов « Зимняя сказка». Г. Бакир «Зимняя игра», И.Туктар «В зимнем лесу».

Развитие навыков чтения, читательских умений (определять жанр, тему, объяснять заголовок, пересказывать), нравственное воспитание

61

6 Знаки препинания в конце предложений. Закрепление.

Сравнение: «звук-слово-предложение. Обсуждение правила. Наблюдение: цель высказывания. Фронтальная работа.

62

7 Звук и слово.

Работа со схемой (задание «Заполни схему»). Наблюдения: звуки в слове; замена одного звука другим. Сравнение звуков в словах. Артикуляционные приёмы распознавания гласных звуков. Упражнения в обозначении мягкости - твёрдости звуков.

63

8 Г. Тукай «Наша семья», Г. Латыйп «Мой отец». М. Хасанов «День потеплел».

64

9 Слова, обозначающие предмет.

Наблюдение: слова, отвечающие на вопрос «что». Обсуждение правила, работа с таблицей.

65

10 Слова, обозначающие действие предмета.

Проблемная ситуация в рубрике «Давай подумаем». Наблюдение: слова, не отвечающие на вопрос «кто-что». Коллективное обсуждение правила. Фронтальная работа.

66

11 М. Гафури «Старательные дети»,В. Маяковский «Что такое хорошо, что такое плохо».

Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Выборочное чтение. Чтение стихотворения В.Маяковского. Умение определить и объяснить значение слова в контексте.

67

12 Слова, обозначающие признак предмета.

Описание внешности. Наблюдение за словами, называющими признаками

68

13 Алфавит.



69

14 И. Туктар «Авыраяк», Д. Аппакова «Рустам». А. Алиш «Эшче абый», Ш. Маннур «Девочка Зайнаб».

Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Определение жанра данного произведения.

70

15 Заглавная буква в словах.

Обсуждение проблемы: чем различается речевое обращение к сверстнику и взрослому? Запись имён, фамилий и отчеств.

71

16 Заглавная буква в словах.

Обсуждение проблемы: чем различается речевое обращение к сверстнику и взрослому? Запись имён, фамилий и отчеств.

72

17 Н. Даули «Моя дорогая бабушка», Х.Халиков «Три девочки»,К.Шафикова « Цветы мамы».

Обоснование своей точки зрения: хорошо, что мы все разные или должны быть одинаковыми? Подбор пословицы для окончания рассказа.

73

18 Гласные звуки.

Введение понятия «гласный звук». Обозначение гласного звука красной фишкой.

74

19 Согласные звуки.

Звуковой анализ слова «Нина». Введение понятия «согласный звук». Обозначение согласных звуков в модели слова.

75

20 Г. Сабитов «Молоток». З. Ахмаров «И деревья болеют»,Г. Тукай «Птицам».

Первичное чтение детьми, выполнение заданий в учебнике под руководством учителя. Упражнения в выразительности чтения. Самостоятельная работа с загадкой (чтение, выполнение заданий), проверка под руководством учителя.

76

21 Слог. Деление слов на слоги.

Деление слов на слоги. Знак переноса. Определение количества слогов в словах. Упражнения: правила переноса слов; способы определения ударения.

77

22 Перенос слов.

Наблюдения над способами переноса слов. Упражнения перенос слова с «й».

78

23 Ж. Таржеманов «Сын дятла Шуктуган».

Знакомство с произведениеми о природе Работа с рассказом : чтение по частям, выполнение заданий, моделирование обложки. Самостоятельное чтение рассказа и выполнение заданий в учебнике.

79

24 Буквы э-е.


80

25 Орфограмма ө-е


81

26 Г. Хужи «Прилетают птицы»,Г. Тукай «Ласточка».

Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Выборочное чтение. Чтение стихотворения Г. Тукая «Ласточка».… Умение определить и объяснить значение слова в контексте.

82

27 Орфограмма о-ы.


83

28 Буква я в словах.


84

29 Г.Набиуллин «День Победы».

Чтение ознакомительное, беседа, чтение по ролям, выполнение заданий в учебнике. Самостоятельное чтение , упражнения в чтении, выполнение заданий в учебнике.

85

30 Буква ю в словах.


86

31 Буква е в словах.


87

32 Г. Баширов «Дождь идёт», Г. Галлиев «Летом в деревне».

Чтение рассказа. Обсуждение: это шутка или серьёзный рассказ. Ролевое чтение.

88

33 Буква й в словах.


89

34 Буква в в словах.


90

35 Г.Ахунов «Сабантуй».

Развитие восприятия художественного произведения, речевых умений, нравственно-эстетическое воспитание

91

36 Буквы к,г в словах.


92

37 Буквы м,н,ң.


93

38 Устное народное творчество. Татарские и башкирские народные песни. Загадки и пословицы.

Сравнение и отличия произведений малых фольклорных форм. Формирование

читательских

умений

94

39 Буквы һ, х в словах.

95

40 Повторение изученного.


96

41 Татарские и башкирские сказки

Чтение сказки учителем и хорошо читающими учениками. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Сравнение сказок с похожими сюжетами. Различение авторской и народной сказки.

97

42 Повторение изученного.

Наблюдение над языковым материалом: сопоставление звуковой и буквенной записи.

98

43 Контрольный диктант



99

44 М. Гафури «Стрекоза и муравей».

Сравнение жанров: рассказ, стихотворение. Работа с книгой: название, обложка, иллюстрация, тема, жанр


© 2010-2022