Урок изобразительного искусства во 2 классе Тема: ВЫРАЖЕНИЕ ХАРАКТЕРА ЧЕЛОВЕКА ЧЕРЕЗ УКРАШЕНИЕ учитель Стёпина С. Ю

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок изобразительного искусства во 2 классе

Тема: ВЫРАЖЕНИЕ ХАРАКТЕРА ЧЕЛОВЕКА ЧЕРЕЗ УКРАШЕНИЕ

Цель: дать представление о связи характера человека, украшения и его назначения Задачи:
  1. Расширить знания детей о головных уборах русского костюма.
  2. Продолжать развивать навыки работы кистью, творческую активность, художественный вкус.
  3. Учить использовать теплые и холодные оттенки для выражения характера человека.
  4. Воспитывать интерес обучающихся к историческому прошлому своего народа.
Задание: украшение кокошников Оборудование для учащихся: гуашь, цветная бумага. Оборудование для учителя: Зрительный ряд: презентация «Женские украшения», изображения сказочных принцесс, варианты украшения кокошника.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Сообщение темы и целей урок
Создание проблемной ситуации
  • У меня в руках шкатулка. Угадайте, что может храниться в ней? (бусы, кольцо, серьги, браслет)
  • Что это такое? (украшения)
  • Кому могут они принадлежать? (русской красавице, женщине)
Молодцы! Сегодня мы поговорим о женских украшениях и научимся украшать головные уборы.
  1. Изучение нового материала
    1. Формирование художественных знаний
  • Для чего люди использовали украшения?
Украшения бывают разные, и они могут многое рассказать о своем хозяине. Раньше на Руси все украшения имели свое значение. Так женский народный костюм дополняли бусами и подвесками. Женщины Древней Руси очень любили украшать себя браслетами, особенно распространёнными были стеклянные браслеты. Особое внимание женщины всегда уделяли головным уборам - самой заметной части любого костюма. Головные уборы были чрезвычайно разнообразны, но всегда чётко делились на девичьи и уборы замужних женщин.
  • Посмотрите в книге рисунки девичьих и женских головных уборов. Чем они отличаются?
Девушки могли украшать голову лентой, а в праздники надевали головные уборы разной формы - и плоские, и ажурные с прорезями, с зубцами: венцы, кокошники. Женский головной убор должен был полностью покрывать голову. В южных областях носили кички - шапочки в виде рогов, которые покрывали мягким чехлом из ткани - сорокой. В северных областях более был распространён кокошник, гармонично дополнявший сарафанный комплекс. Своё название он получил от слова «кокош» - древнего названия петуха и курицы. Головные уборы украшали вышивками, жемчугом, бисером. Самый распространенный головной убор женщины - это платок. Названия головных уборов перекликаются с именами птиц: «кокош» - это петух, он будит солнце, а «кичка» - это утка. Сам головной убор символизировал небо. Поверх кики или кокошника замужняя женщина надевала богатый большой платок - «убрус». Существует множество кокошников. На каждой территории имеются свои особенности: кокошники отличаются по форме и украшениям.
  • Рассмотрите, какая бывает разная форма и украшения у головных уборов.
Не каждая крестьянка умела шить золотом и низать жемчугом, поэтому головные уборы отдавали расшивать специальным мастерицам. Праздничные головные уборы стоили очень дорого, их берегли и передавали по наследству.
  • К нам на урок пришли сказочные героини из сказок. Угадайте кто они

Высока, стройна была,

И умом, и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива.

Ей в приданое дано

Было зеркальце одно:

Свойство зеркальце имело:

Говорить оно умело. (мачеха)

Я - царевна молодая,
Красотой, умом блистаю,

Лью я слезы постоянно,
Ведь Я - царевна ...
(Несмеяна.)

Владея снегом, льдом и стужей,
Она надменно холодна,
И снежной вьюгой злою кружит
Зимой у тёплого окна (Снежная королева)

  • Почему они выбрали такие украшения?
  • Как украшения передают их характер?
  • Какие средства выразительности использовал художник для выражения характера сказочных персонажей? (линия, цвет)


В жизни мы встречаемся с кокошниками на народных праздниках и в театре. Иногда к школьным праздникам вам нужно подготовить карнавальные костюмы: осени, Зимушки и т.д.

  • Рассмотрите, какие варианты кокошников сделали художники для принцесс - времен года, угадайте, кто они?
    1. Формирование практических умений
  • Догадайтесь, кокошник для какой принцессы вам предстоит украсить
ЗИМА: МОРОЗ, СНЕЖНЫЕ УЗОРЫ, СНЕЖИНКИ ВЕСНА: РУЧЕЙКИ, ПЕРВЫЕ ЛИСТОЧКИ, СОЛНЦЕ. ЛЕТО: ЦВЕТЫ, ЛИСТЬЯ. ОСЕНЬ: ЛИСТЬЯ, ЯГОДЫ, УРОЖАЙ.
  • Прежде, чем украшать головной убор, сначала нужно его вырезать из сложенного вдвое листа бумаги.
  • А сейчас попробуйте сами украсить кокошник, имитируя драгоценные камни, образующие узор (из цветов, веток, листьев…), ленты… (образцы кокошников)
4. Подведение итога урока Обсуждение работ детей в форме диалога художников и зрителей.
  • Угадайте, для кого украшен головной убор?
  • Какой характер у хозяйки этого кокошника?


© 2010-2022