Программа по краеведению «Юные краеведы»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования Российской Федерации

МКОУ Зональная общеобразовательная школа



Программа внеурочной деятельности

«Юные краеведы»

(туристско-краеведческое направление)


Программа рассчитана для

учащихся 3-4 классов

Составлена учителем начальных

классов

Дериземля Ириной Николаевной







Зональное

Пояснительная записка.

Не зная прошлого, невозможно понять подлинный Смысл настоящего и цели будущего.

М. Горький

Одной из актуальных проблем современности является гуманизация общества, поворот человечества к милосердию и состраданию. Зёрна многих добродетелей закладываются с раннего детства, и здесь немаловажную роль играет школа.

Личностно ориентированное образование ( ЛОО) невозможно без воспитания, а воспитание невозможно без развития личности каждого ребёнка, и в рамках ЛОО краеведческое воспитание занимает особое место. Краеведение в школе связано с организацией учителем совокупных видов деятельности, направленных на познание учениками природы своего края в прошлом и настоящем, малой родины, где он родился и живёт.

Но далеко не все вопросы можно рассмотреть в рамках школьной программы. Как правило, эти вопросы носят краеведческий характер.

Поэтому цель данного курса: развитие социально-активной и творческой личности гражданина и патриота, обладающей чувством гордости и ответственности за свою малую Родину, а также вовлечение учащихся в активную практическую деятельность по изучению своего края.

Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:

-помочь каждому ребёнку выбрать свой собственный взгляд на мир;

-приобщать детей, семью к краеведению, как средству самопознания мира;

-формировать у школьников такие понятия, как любовь к Родине, родному краю, своему району, селу, своей семье, чувству гордости за свою малую родину;

-создать необходимые условия для проявления индивидуальности каждого ученика;

-формировать нравственную позиции школьников с использованием воспитательного потенциала краеведения;

-содействовать развитию культуры и формированию гуманных межличностных отношений;

- помочь в овладении навыками поисково - исследовательской деятельности учащихся.

Реализации задач программы помогает следование заповедям юного краеведа:

  • краевед всегда в пути и постоянном поиске;

  • краевед готов поделится своими «находками»: показать и рассказать о них;

  • краевед уважает труд других и сем трудолюбив;

  • краевед честен, справедлив, дружелюбен;

  • краевед любит и бережет свой край и учит этому других.

В программе два уровня - «ступеньки», которые проходят учащиеся за два года, в 3 и в 4 классах.

В 3 классе изучается история и природа села и района. А в 4 классе история и природа Алтайского края.

Занятия проводятся 1 раз в неделю.

В программе шесть направлений, каждое из которых призвано разбудить у ребенка чувство гордости за свое Отечество, за людей, живущих в нем.

Основные задачи каждого направления.

Земляки. Познакомить учащихся с выдающимися людьми, как прошлого, так и настоящего. Воспитывать чувство уважения, гордости за своих земляков.

Родословие. Развивать интерес к истории своей семьи, к ее традициям, к профессиональной деятельности родителей, бабушек и дедушек.

Эхо войны. Изучение военной истории, наиболее героических и трагических страниц в жизни села, района, края. На примерах мужества и героизма воспитывать патриотические чувства.

Седая старина. Способствовать обогащению краеведческого кругозора, формированию чувства гордости за свое село, район, край.

Времен связующая нить. Показать связь прошлого и настоящего, подвести ребенка к пониманию реального мира.

Природоохранение. Познакомить с особенностями природы села, района, края. С экологическими проблемами и способами их решения.

Подходы к образовательному процессу основаны на таких педагогических принципах обучения и воспитания как:

  1. Принцип добровольности (зачисление ребёнка в группу возможно только по его желанию).

  2. Принцип систематичности и последовательности в освоении знаний и умений.

  3. Принцип доступности (весь предлагаемый материал должен быть доступен пониманию ребёнка).

  4. Принцип обратной связи (педагога интересуют впечатления детей от занятия).

  5. Принцип ориентации на успех.

  6. Принцип взаимоуважения.

  7. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания (индивидуальный подход, система поощрений, опора на семью).

  8. Принцип связи обучения с жизнью.

  9. Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности учащихся.

  10. Принцип креативности (творчества) и коллективности.

  11. Принцип научности содержания и методов образовательного процесса.

  12. Принцип опоры на интерес (все занятия интересны ребёнку).

Созданию высоконравственной воспитывающей среды способствует:

  1. Активно - деятельное воспроизводство содержания предмета в противовес пассивному созерцательному восприятию.

  2. Расширение информационного образовательного пространства: самостоятельная работа с книгой, подготовка сообщений, исследовательская и поисковая деятельность.

  3. Опора на развивающее обучение. Использование форм, развивающих способность говорить и доказывать, а также логически мыслить и убеждать (дискуссии, диспуты, обсуждения).

  4. Организация игровых ситуаций в образовательном процессе, сочетание игры с практическим назначением деятельности.

  5. Создание «ситуации успеха» (конкурсы, викторины)

  6. Тесная связь с семьёй ребёнка (совместные праздники, походы в лес, дни именинника, индивидуальные встречи педагога с родителями).

  7. Взаимодействие с социумом, общественно - полезный труд (десант по очистке территорий, сезонные посадки деревьев).

Для эффективной реализации настоящей программы необходимы определённые условия:

  1. наличие учебного кабинета;

  2. постоянное пополнение информационного банка (периодические издания, вновь издаваемая популярная литература по краеведению);

  3. доступность Интернета и ИКТ;

  4. возможность выезда за пределы села;

  5. многообразие форм обучения и воспитания;

Отслеживание результативности образовательного процесса осуществляются в постоянном педагогическом наблюдении, мониторинге, через итоги разноплановых контрольных форм работы:

  • самостоятельная разработка учащимися текстов бесед, сообщений, обзоров для выступлений перед аудиторией, выполнения творческих работ, их защита ;

  • контрольные формы работы: тесты, контрольно - познавательные игры;

  • ведение альбомов-тетрадей;

  • открытые занятия в игровой форме;

  • участие во вне учебной деятельности;

  • разработка памятки «Юный краевед».

Освоение курса предполагает, помимо посещения коллективных занятий, выполнение внеурочных (домашних) заданий по данному факультативному курсу.




СОДЕРЖАНИЕ КУРСА. 3 класс.

ВВЕДЕНИЕ (1час)

Раздел 1. Мы гордимся своим селом(17 часов).

Мы гордимся своим селом. Село на карте Алтайского края. Основные административные здания. Объекты социальной сферы и коммунального хозяйства. ДРСУ и сельхозтехника.

Путешествие в прошлое села. История села. Дата основания села. Организация БОСС, как начала с. Зональное.

Школа в селе. Учителя- ветераны. Школьники в селе. От школы в бараке, до современной школы. Встреча с учителями-ветеранами. Семейные династии педагогов. Выпускники - гордость школы.

Улицы села. Названия улиц. Мой дом. Откуда пошли названия улиц села. История своего дома.

План села. План села. Моя улица на плане села . Мой дом на плане села.

Знаменитые люди села. Работники БОСС (научные сотрудники и простые рабочие). Врачи и медсёстры. Библиотекари и воспитатели. Те кто воевал во время Афганской и Чеченской войн.

Встреча со знаменитыми земляками. Встреча с педагогами- ветеранами.

Обсуждение статей, рассказов о природе села. Красота природы в стихах и рассказах земляков.

Особенности природы села. Экспедиция по селу.

Растения села. Растительный мир села и окрестностей. Защитки (защитные посадки) и их роль.

Выявление экологических проблем села. Задымлённость села. Отсутствие регулярного вывоза мусора. Стихийные свалки.

Краеведческое ассорти. Урок - игра в форме викторины.

Заселение села. Многонациональность. Приезд специалистов БОСС. Многонациональность.

Обсуждение анкет. «Как моя семья появилась в селе»

Наши земляки участники Великой Отечественной войны. «Всё для фронта! Всё для победы!» Наши земляки и их вклад в победу в Великой Отечественной войне.

Мои родственники и война. Родственники участники ВОВ- встреча за круглым столом.

Сохранение быта, культуры, обычаев. Святки. Крещение. Рождество. Пасха. Масленица, день Ивана Купалы и др. праздники в селе.

Итоги по разделу

Раздел 2. Ориентирование на местности(3часа)

Встреча с метеорологами. Экскурсия на метеостанцию.

Ориентирование на местности . Практическое занятие. Устройство компаса. Правила пользования компасом. Ориентирование по компасу. Определение сторон горизонта по компасу.

Ориентирование на местности. Практическое занятие. Ориентирование на местности без компаса. Нахождение сторон горизонта по местным признакам.

Итоги по разделу

Раздел 3. Наши соседи.(4 часа)

Сёла района. Берёзовая роща. Буланиха. Восход. Комарово. Луговское. Посёлок Мирный. Новая Михайловка. Новая Чемровка и др.

Сёла района. Предания о возникновении населенных мест. Происхождение названий. Защита презентаций на тему «Сёла района»

Сёла, которых уже нет. Посёлок Иткульский. Посёлок Красная Роща. Посёлок Запольный. Посёлок Безымянный.

Наши соседи. Город Бийск. Основание города. Основные градообразующие предприятия.

Итоги по разделу

Раздел 4. Мы и природа (7 часов)

Следы на снегу. Экскурсия за село.

Птицы, которых можно встретить у нас. Снегирь. Синичка. Грач. Большой пёстрый дятел. Сова и др.

Конкурс загадок о птицах. Работа в группах. Составление загадок.

Подготовка к итоговому занятию. Оформление газет, выставки.

Краеведческая мозаика. Урок- игра в форме викторины.

Мы краеведами стали. Урок-отчёт. Посвящение в краеведы.

Поход выходного дня.( 2 часа)

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА

3 класс

Наименование разделов курса и тем

Всего часов

Количество часов

Формы контроля

Теория

Практика

1

2

3

4

5

ВВЕДЕНИЕ.

Что изучает краеведение

1

0,5

0,5

1

Мы гордимся своим селом.

17

8,5

8,5

1.1 Мы гордимся своим селом.

1

0,5

0, 5

1.2 Путешествие в прошлое села. История села.

1

0, 5

0, 5

1.3.Школа в селе. Учителя- ветераны. Школьники в селе.

1

0, 5

0, 5

1.4. Улицы села. Названия улиц. Мой дом.

1

0, 5

0, 5

1.5. План села.

1

0, 5

0, 5

1.6..Знаменитые люди села.

1

0, 5

0, 5

1.7.Встреча со знаменитыми земляками.

1

0, 5

0, 5

1.8.Обсуждение статей, рассказов о природе села.

1

0, 5

0, 5

1.9.Особенности природы села.

Экскурсия

1

0, 5

0, 5

1.10.Растения села.

1

0, 5

0, 5

1.11.Выявление экологических проблем села.

1

0, 5

0, 5

1.12. Краеведческое ассорти.

1

0, 5

0, 5

1.13.Заселение села. Многонациональность.

1

0, 5

0, 5

1.14.Обсуждение анкет.

1

0, 5

0, 5

1.15.Наши земляки участники Великой Отечественной войны.

1

0, 5

0, 5

1.16. Мои родственники и война.

1

0, 5

0, 5

1.17.Сохранение быта, культуры, обычаев.

Итоги по разделу

1

0,3

0,2

0,5

Тест

2

Ориентирование на местности

3

1

2

2.1.Встреча с метеорологами.

1

0,5

0,5

2.2.-2.3.Ориентирование на местности.

Итоги по разделу

2

0,4

0,1

1

0,5

Тест

3

Наши соседи.

4

2

2

3.1-3.2. Сёла района.

2

1

1

3.3. Сёла, которых уже нет.

1

0,5

0,5

3.4.Наши соседи. Город Бийск. Итоги по разделу

1

0,5

0,5

Тест

4

Мы и природа

7

3

4

4.1.Следы на снегу.

1

0,5

0,5

4.2.Птицы, которых можно встретить у нас.

1

0,5

0,5

4.3.Конкурс загадок о птицах.

1

0,5

0,5

4.4. Экскурсия в музей БОСС

1

0,5

0,5

4.5Подготовка к итоговому занятию.

1

0,5

0,5

4.6.Краеведческая мозаика.

1

1

4.7.Мы краеведами стали.

Итоги по разделу

1

0,5

0,5

Викторина

Поход выходного дня.

2

-

2

Всего

34

16,5

17,5

К концу 3 класса учащиеся должны знать:

  • основные краеведческие термины;

  • название сёл района;

  • знатных людей села и района;

  • земляков-участников ВОВ;

  • праздники наших предков.

К концу 3 класса учащиеся должны уметь:

  • различать наиболее распространенные в данной местности растения;

  • охранять растения и животных, правильно вести себя в природе;

  • пользоваться оборудованием для проведения опытов и практических работ, предусмотренных программой;

  • определять уровень загрязнения воздуха и воды в микрорайоне школы;

  • уметь ориентироваться на местности;

  • принимать участие в озеленении и противоэрозийных мероприятиях ближайшего природного окружения.


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА. 4 класс

ВВЕДЕНИЕ.(1час)

Раздел 1. История Алтая. (4 часа)

Историческое прошлое края. Первые стоянки на реке Куюм, у с. Нижняя Суетка, у с. Клепиково и вокруг оз. Шибаево, у ст. Плотинная и др. Письменность древних тюрков. Сопротивление одам Чингисхана.

Революция и Гражданская война на Алтае. Восстание на Быстрянском золотом прииске. Митинги и демонстрации под лозунгом «Долой самодержавие!». Установление Советской власти на Алтае. Контрреволюционный мятеж. Борьба с колчаковцами. Партизанская война. Е.Н. Мамонтов.

Великая Отечественная война. Алтайская дивизия. 28 легендарных панфиловцев. Эвакуированные заводы на Алтае. «Всё для фронта, всё для победы!» Победы на трудовом фронте.

Край сегодня. Развитие машиностроительных предприятий, химической промышленности, железнодорожного транспорта, текстильной промышленности, сельского хозяйства (освоение целинных и залежных земель), строительство ТЭЦ и ГРЭС, развитие культуры и искусства.

Итоги по разделу. Тест.

Раздел 2. Их именами гордится край (5 часов)

Исследователи края. А.Гумбольдт, П.К. Фролов, Ф.В. Геблер, Н.М.Ядринцев, В.И. Верещагин, В.В.Сапожников, С.И. Гуляев и др.

Знатные люди края. Бахолдина В.М., Гринько Ф.М., Лазарев В.Г., Плотников П.А., Пятница С.Е., Титов Г. С., Чеглецов А.Н.

Деятели науки техники. Калашников М.Т., Кондратюк Ю. В., Лисавенко М. А., Ползунов И. Ф., Стрижков Ф.В. и др.

Знаменитее художники края жившие в своё время на Алтае. Н. К. Рерих., Шишков В.Я..

Известные артисты и писатели, кинорежиссеры. Рождественский Р.И, В.В.Бианки, Бубеннов М.С., В.М.Шукшин, Савинова Е.Ф., Ядринцев Н. М.

Итоги по разделу. Тест.

Раздел 3. Наш край на карте. (4 часа)

Географическое положение и границы края. Географическое положение. Границы: государственная, федеральная. Столица.

Рельеф. Кулундинская равнина, Приобское плато, Бийско - Чумышская возвышенность, Предалтайская и Предсалаирская равнины.

Климат. Основные особенности климата. Континентальность климата. Фёны.

Полезные ископаемые. Бурый уголь, торф, железо, свинец, золото, горный хрусталь, озёрные соли, известняк, глины (огнеупорная, цементные), гипс, поделочные камни и др.

Раздел 4.Развитие туризма на Алтае. (4 часа)

Развитие туризма. Зарождение туризма и альпинизма в начале 20 в. Покорение г. Белуха. Туристская экскурсия на Телецкое озеро(палаточный лагерь). Развитие лыжного туризма. Турбазы « Юность», «Рассвет», «Катунь», «Золотое озеро», «Алтай».

Туристические районы края. Кулундинский район. Алейский район. Приобский левобережный район. Приобский правобережный район. Бие-Чумышский район. Предгорный район. Салаирский район. Чарышский район. Песчанский район. Бийский район и др.

Туристические центры края. Город Барнаул. Город Бийск. Город Рубцовск.

Поисковые маршруты. «Венок вождя». «Путь славных». «По следам Анатолия». «Дорогами 18 столетия».

Итоги по разделу. Тест.

Раздел 5.Природа края.(10 часов)

Почва. Почвы края. Почвы равнинных и горных территорий. Солонцы и солончаки. Охрана почв.

Леса края. Леса края. Охрана лесов и экологические проблемы.

Водоёмы нашего края. Работа с картой. Основные водоёмы края.

Реки края. Бия, Катунь, Обь, Чарыш, Чумыш, Аллей. Охрана рек.

Озёра края. Кулундинское, Бурлинское, Мостовое, Горькое, Кучукское, Б. Яровое, Уткуль. Охрана озёр.

Животный мир. Животный мир края: косуля, бурый медведь, лось, бурундук, крот, полёвка обыкновенная, большой пёстрый дятел, чибис, дрофа, филин обыкновенный, цапля серая и др.

Редкие и исчезающие животные края. Сапсан, балобан, серый журавль, шилоклювка, лось, марал, косуля, бобр речной, осётр, стерлядь, нельма и др. охрана животных.

Растительный мир. Леса края. Равнинные и высокогорные растения.

Редкие и исчезающие растения края. Башмачок пятнистый, большеголовник серпуховый, гребенщик изящный, липа сибирская, золототысячник Мейера, рогоз Верещагина и др. Охрана растений.

Лекарственные растения. Бессмертник песчаный, душица обыкновенная, кровохлёбка аптечная, солодка уральская, ромашка аптечная, девясил высокий, родиола розовая, бадан толстолистный, шиповник и др. Правила сбора растений.

Итоги по разделу. Тест.

Раздел 6.Охрана природы. (5 часов)

Заповедники. Тигирецкий заповедник.

Заказники. Белорецкий заказник (Змейногорский район), Инский (Чарышский район), Михайловский (Красногорский район), Чарышский ( Чарышский район), оз. Ая.

Экологические проблемы края. Урок- лекция с презентацией. Эрозии почвы. Загрязнение водоёмов. Загрязнение воздуха. Нарушения в использовании лесных ресурсов.

Экологические проблемы края. Защита проектов.

Краеведческая викторина. Урок- игра.

Поход выходного дня.



УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА

4 класс

Наименование разделов курса и тем

Всего часов

Количество часов

Теория

Практика

Формы

контроля

1

2

3

4

5

6

ВВЕДЕНИЕ.

1

0,5

0,5

1.

История Алтая.

4

2

2

1.1.Историческое прошлое края.

1

0,5

0,5

1.2.Революция и Гражданская война на Алтае.

1

0,5

0,5

1.3.Великая Отечественная война.

1

0,5

0,5

1.4.Край сегодня.

Итоги по разделу

1

0,4

0,1

0,5

Тест

2.

Их именами гордится край

5

2,5

2,5

2.1.Исследователи края.

1

0,5

0,5

2.2.Знатнее люди края.

1

0,5

0,5

2.3.Деятели науки.

1

0,5

0,5

2.4.Знаменитее художники края.

1

0,5

0,5

2.5.Известные артисты.

Итоги по разделу

1

0,5

0,5

Тест

3.

Наш край на карте.

4

2

2

3.1.Географическое положение и границы края.

1

0,5

0,5

3.2.Рельеф.

1

0,5

0,5

3.3.Климат.

1

0,5

0,5

3.4.Полезные ископаемые.

Итоги по разделу

1

0,5

0,5

Тест

4.

Развитие туризма на Алтае.

4

1,5

2,5

4.1.Развитие туризма.

1

0,5

0,5

4.2.Туристические районы края.

1

0,5

0,5

4.3.Туристические центры края.

1

0,5

0,5

4.4.Поисковые маршруты.

Итоги по разделу

1

-

1

Защита проекта

5.

Природа края.

10

5

5

5.1.Почва.

1

0,5

0,5

5.2.Леса края.

1

0,5

0,5

5.3.Водоёмы нашего края.

1

0,5

0,5

5.4. Реки края.

1

0,5

0,5

5.5. Озёра края.

1

0,5

0,5

5.6.Животный мир.

1

0,5

0,5

5.7.Животный мир. Редкие и исчезающие животные края.

1

0,5

0,5

5.8.Растительный мир.

1

0,5

0,5

5.9.Редкие и исчезающие растения края.

1

0,5

0,5

5.10.Лекарственные растения.

Итоги по разделу

1

0,5

0,5

Тест

6.

Охрана природы.

5

2

3

6.1.Заповедники.

1

0,5

0,5

6.2.Заказники.

1

0,5

0,5

6.3.Экологические проблемы края.

1

1

-

6.4.Экологические проблемы края.

1

-

1

6.5.Краеведческая викторина.

1

1

Викторина

Поход выходного дня

1

-

1

ВСЕГО

34

15,5

18,5

К концу 4 класса учащиеся должны знать:


  • названия городов края, рек и озёр;

  • туристические центры и районы края;

  • отличительные особенности нескольких видов птиц;

  • отличительные особенности нескольких видов растений;

  • лекарственные травы края;

  • заповедники края и их предназначение.

К концу 4 класса учащиеся должны уметь:

  • собирать краеведческий материал для докладов, сообщений, презентаций;

  • защищать собственные проекты;

  • решать проблемные вопросы;

  • вести наблюдения в природе, фиксировать их;

  • пользоваться литературными источниками;

  • владеть культурой поведения.


Литература для учащихся

  1. Азбука природы. Более 1000 вопросов и ответов о нашей планете, её растительном и животном мире.- М., Издательский дом «Ридерз Дайдежест», 1997.-336 с.

  2. Алтайский край / Сост. Г. М. Егоров. - М.: Профиздат, 1987. (Туристские районы СССР).

  3. Большая энциклопедия природы. Т. 6,7.-М.: ООО «Мир книги», 2003

  4. Гришаев В.Ф.Прописаны навечно: О людях, именами которых названы улицы

Бийска. -Барнаул: Алт. кн. изд., 1976.

  1. Куликов В.В. Лекарственные растения края.- Барнаул: Алт. кн. изд., 1975.

  2. Лесная энциклопедия: в 2 т./ гл. ред. Г.И. Ворбьёв.- М.:

  3. Определитель растений Алтайского края / И.М. Красноборов, М.Н. Ломоносова, Д.Н. Шауло и др.- Новосибирск: Изд-во Со РАН, филиал «Гео», 2003.-634с.+48 с.цв.ил.

  4. По дорогам и тропинкам Алтая. -Барнаул: Алт. кн. изд., 1967.

  5. Родная природа. Сб. статей, очерков, рассказов и стихов о природе Алтая. -Барнаул: Алт. кн. изд., 1968.

  6. Художники Алтая: Живопись, графика, скульптура, монументальное, театрально декоративное и прикладное искусство. -Барнаул: Алт. кн. изд., 1980.































Литература для учителя

  1. Азбука природы. Более 1000 вопросов и ответов о нашей планете, её растительном и животном мире.- М., Издательский дом «Ридерз Дайдежест», 1997.-336 с.

  2. Алтайский край / Сост. Г. М. Егоров. - М.: Профиздат, 1987. (Туристские районы СССР).

  3. Боевая слава Алтая. Вып. 1. Герои Советского Союза - наши земляки. -Барнаул: Алт. кн. изд., 1969.

  4. Большая энциклопедия природы. Т. 6,7.-М.: ООО «Мир книги», 2003.

  5. В помощь работе по краеведению. -Барнаул: Алт. кн. изд., 1972. (Методико - библиографические материалы).

  6. Грау Ю. Дикорастущие лекарственные растения.- М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель» 2002.

  7. Гришаев В.Ф.Прописаны навечно: О людях, именами которых названы улицы Бийска. -Барнаул: Алт. кн. изд., 1976.

  8. Громов И. Незабываемое. Воспоминания активных участников борьбы за Установление Советской власти на Алтае. -Барнаул: Алт. кн. изд., 1958.

  9. Зональный район: история, люди и судьбы. Барнаул: Управление архивного дела администрации Алтайского края, 2003. 852с., ил.

  10. Куликов В.В. Лекарственные растения края.- Барнаул: Алт. кн. изд., 1975.

  11. Липинская В.А. Старожилы и переселенцы6 Русские на Алтае. 19-начало 20 века. М.: Наука, 1996.

  12. Определитель растений Алтайского края / И.М. Красноборов, М.Н. Ломоносова, Д.Н. Шауло и др.- Новосибирск: Изд-во Со РАН, филиал «Гео», 2003.-634с.+48 с.цв.ил.

  13. Памятники истории и культуры Барнаула. -Барнаул: Алт. кн. изд., 1983.

  14. Парамонов Е.Г. Рассказы о деревьях и кустарниках. -Барнаул: Алт. кн. изд., 1982.

  15. По дорогам и тропинкам Алтая. -Барнаул: Алт. кн. изд., 1967.

  16. Ревякин С.В. География Алтайского края. ( 8-9 класс). -Барнаул. ИД Алтапресс, 2007.

  17. Родная природа. Сб. статей, очерков, рассказов и стихов о природе Алтая. -Барнаул: Алт. кн. изд., 1968.

  18. Селегей В.В., Селегей Т.С. Телецкое озеро. -Л.: Гидрометеоиздат, 1978.

  19. Собанский Г.Г. Звери в горах Алтая. -Барнаул: Алт. кн. изд., 1972.

  20. Художники Алтая: Живопись, графика, скульптура, монументальное, театрально декоративное и прикладное искусство. -Барнаул: Алт. кн. изд., 1980.

  21. Худяков А. Из истории нашего края. Для учащихся 4 классов. -Барнаул: Алт. кн. изд., 1967.



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОДЕРЖАНИЮ И ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ

3 класс.

Вводное (организационное ) занятие

Цели и задачи:

  • дать представление о структуре, целях и задачах курса « Краеведение, как основной компонент курса « Ознакомление с окружающим миром»;

  • проверить имеющиеся знания учащихся по теме;

  • провести инструктаж по содержанию следующего занятия и по тому, что должны приготовить к занятию.

Оборудование: географическая карта края, картосхема села, слайды презентации.

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Знакомство со структурой курса, его содержанием, формами отчётности, видами самостоятельных и творческих работ.

  2. Лекция- презентация.

Информация для учителя.

Краеведение как народное знание о родных местах зародилось в далёком прошлом.

У всех народов мира были люди, хорошо знавшие окружающую их местность, её природу, прошлое и настоящее. Свои знания устно или в различных документах они передавали последующим поколениям.

Краеведение предполагает изучение территории родного края, района, села.

  1. Знакомство с основными источниками информации.

  2. Рефлексия.

  3. Домашнее задание. Подготовить по группам репортаж «По страницам газеты « За урожай», фотографии на тему «Мы гордимся своим селом»

Раздел 1. Мы гордимся своим селом

Тема 1. Мы гордимся своим селом

Цели и задачи:

  • создать условия для формирования такого нравственного качества, как чувство гордости за свою «малую родину»;

  • способствовать формированию представлений об уникальности своего села;

  • поощрять инициативу учащихся.

Оборудование: план села, вырезки из газет, фотографии.

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Лекция-презентация.

1) Село на карте Алтайского края.

2) Основные административные здания.

3) Объекты социальной сферы и коммунального хозяйства.

4) ДРСУ и сельхозтехника.

2. Викторина «Знаешь ли ты своё село»-Д/з

  1. Домашнее задание. Написать сочинение на тему «За что я люблю своё село» Принести фотографии разных лет.

Тема 2.Путешествие в прошлое села. История села

Цели и задачи:

  • воспитывать чувство любви к родному селу;

  • расширить кругозор учащихся;

  • определить, какова история заселения жителей, почему выбрано именно это место;


  • развивать умение ориентироваться во временных событиях.

Оборудование: вырезки из газет, фотографии.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Мотивация урока.

Информация для учителя. Организация Западно-Сибирской зональной опытной станции в 1932 г. положила начало с.Зональное.

В этом же году, в саманном бараке появились первые 3 класса, а в1938 г. в школе училось уже 525 учеников.

Дошкольные учреждения в селе были организованы сразу же после постройки первых жилых домов в1934г. и первым был д/с «Чебурашка». А с 1984г. в селе работает садик «Колосок» .В 1933г в селе открылся клуб, а с восстановлением района в 1983 г. Дом культуры стал РДК.

В 1938 г. в селе уже действовал фельдшерско -акушерский пункт.

В 196 3 г. на территории Зонального открыт филиал от райбыткомбината, где работали сапожная, пошивочная и часовые мастерские, фотография и парикмахерская.

А с восстановлением района в селе появились многоэтажные дома, ДРСУ и сельхозтехника.

Во время ВОВ на фронт ушло более 2 тыс. жителей Зонального сельского Совета, а не вернулось 930 ч.

2. Работа в сельском музее.

  1. Домашнее задание. Принести фотографии школы и школьников разных лет, подготовить сообщение на тему « О чём рассказала старая фотография»

Тема 3. Школа в селе. Учителя- ветераны. Школьники в селе

Цели и задачи:

  • воспитывать чувство любви к родному селу;

  • расширить кругозор учащихся;

  • развивать умение ориентироваться во временных событиях.

Оборудование: фотографии, слайды.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Мотивация урока.

Информация для учителя.

Зональная СОШ ведёт отсчёт времени с1932 г., когда во временном бараке выделено 3 классные комнаты и маленький зал. А уже в1938 г. в школе работало 16 учителей и училось 525 учеников. Сначала это была только начальная школа. Первые учителя: Л.И. Воронкова, А.К.Хабарова и К.И.Карпова. А первым директором был Георгий Петрович Воронков.

В1935/36 уч. г. в школе был уже 5 и 6 классы. В 1936/37 г появился 7 класс и параллельные классы в начальной школе. Потребовались дополнительные помещения, они не были приспособлены для занятий.

В 1939/40 уч г. 17 первых выпускников покинули стены школы (12 мальчиков и 5 девочек) Почти все выпускники и 4 учителя ушли на фронт. В тяжёлые военные годы занятия в школе не прекращались, да и после войны было не легче.

В1967 г. под здание школы отдано было здание конторы, появились первые дома для учителей. В этом же году заложено здание новой школы на 640 мест.

Директорами школы в своё время были: А.Н. Пригородов, Г.И.Чернявский, А.М. Косицына , Д,Д. Шмидт и до сих пор школу возглавляет Корсицын В.В.

С благодарностью вспоминают выпускники школы своих учителей: А.М.Косицыну, супругов Чернявских, А.П.Тырину, Н,Н.Майдурову, А,А.Сычёву , В.Д.Ковалёва и др.

Среди учителей школы 8 отличников просвещения, один заслуженный учитель. Много работает в школе учителей, выпускников школы: Н.Н.Демина, Л,В.Болюх, Ю,А. Пересильд, Ю,А. Оплеухина, Н.В. Чернова, Н. В. Позднякова и др.

В 2007 уч г. наша школа оказались в числе лучших школ России, школой, которая получила миллион рублей на развитие и модернизацию. А Колмаков А.И, Черноштан Б.В., Колмакова Н.П. и Игнатьева Е.К. - учителя победители ПНПО.


  1. Групповая работа с литературой. Учителя ветераны (сообщение от группы)

  2. Домашнее задание. (по группам)

1)Выяснить, кто из учителей родился в селе, кто приехал и откуда, записать их биографии.

2)Подготовить презентацию на тему «Мой дом»

Тема 4. Улицы села. Названия улиц. Мой дом

Цели и задачи:

  • создать условия для развития познавательной активности детей;

  • развивать умение работать с планом села;

  • воспитывать любовь к родному селу;

  • способствовать развитию у учащихся навыков познавательной, творческой деятельности.

Оборудование: план села, вырезки из газет, фотографии, слайды презентации.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Мотивация урока.

  1. Информация для учителя.

Был, говорят, где-то случай такой.

Ехали люди с работы домой.

Только доехали, вдруг чудеса!

Все позабыли свои адреса.

Я рассказала про это нарочно,

Чтобы проверить, знаешь ли точно,

Где ты живёшь?

Как построен твой дом?

И хорошо ли ты с домом знаком?

  1. Воспоминания старых учителей.

3. Творческий отчёт «История моего дома»- презентация.

  1. Рефлексия. Игра « О чём рассказали названия улиц»

  2. Домашнее задание. Выяснить, почему так названы улицы в селе.

Познакомиться с литературой в библиотеке, по возможности познакомиться с классификацией улиц, сделать фотографии улиц новых и собрать фотодокументы старых улиц

Тема 5. План села

Цели и задачи:

  • учится работать с планом села;

  • развивать умение показывать улицы, переулки на плане села;

  • формировать у школьников умение применять полученные знания на практике.

Оборудование: картосхема села.

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Мотивация.

  2. Практическая работа.

-Назовите главную улицу села, покажите её на плане.

-Покажите улицу Животноводов.

-Покажите самые « молодые» улицы села, почему они так названы?

-Покажите переулки, расскажите, почему они так названы?

-Покажите свой дом на плане села, как вы догадались? Отметьте его на плане.

- А почему на плане нет ул. Надежды?

З. Домашнее задание. Подготовит телевизионный репортаж о знаменитом человеке села (это могут быть и родственники, и знакомые, и просто незнакомые люди)

Тема 6. Знаменитые люди села.

Цели и задачи:

  • создать условия для знакомства со знаменитыми земляками;

  • воспитывать любовь к родному селу;

  • способствовать развитию у учащихся навыков познавательной, творческой деятельности

Оборудование: вырезки из газет, фотографии.

Форма организации занятия: занятие -практикум в сельском музее.


Домашнее задание. Подготовить вопросы для встречи.

Тема 7. Встреча со знаменитыми земляками

Цели и задачи:

  • создать условия для встречи и знакомства со знаменитыми земляками;

  • развивать умение задавать вопросы, брать интервью у гостей;

  • воспитывать уважительное отношение к жителям села.

Оборудование: вырезки из газет, фотографии.

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Мотивация.

  2. Фотовыставка «Помним ваши имена»

  3. Беседа с приглашёнными гостями.

  4. Домашнее задание. Принести рассказы, статьи, фотографии в которых показана красота природы села, по возможности сочинить своё стихотворение или рассказ.

Тема 8.Обсуждение статей, рассказов о природе села.

Цели и задачи:

  • научится видеть красоту в обычных вещах;

  • формирование эстетического восприятия произведений;

  • создание доброжелательного климата на уроке, как необходимого условия для свободного общения и открытости.

Оборудование: вырезки из газет, фотографии.

Форма организации занятия: круглый стол.

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Мотивация.

  2. Игра « Поделись впечатлениями»

  3. Оформление альбома.

  4. Домашнее задание. Подготовить презентацию « Естественная красота»

Тема 9. Особенности природы села.

Экскурсия по селу.

Цели и задачи:

  • создать условия для знакомства с природой села, для сбора и фиксирования собранного материала;

  • способствовать обогащению эмоционального мира уч-ся, развивать любознательность и наблюдательность;

  • способствовать воспитанию правильного поведения на экскурсии через тему урока.

Оборудование: блокнот, ручка, фотоаппарат.

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Инструктаж о правилах поведения во время экскурсии.

  2. Изучение флоры и фауны села.

  3. Фотографирование основных объектов природы для будущих презентаций.

  4. Домашнее задание. Продолжение работы над презентацией

« Естественная красота»

Тема 10. Растения села.

Цели и задачи:

  • обобщить полученные знания на экскурсии;

  • развивать умение работать с компьютером;

  • воспитывать любовь к родному селу.

Оборудование: фотографии, слайды презентации.

ХОД ЗАНЯТИЯ


  1. Мотивация.

Информация для учителя.

Территория вокруг села хорошо освоена в сельскохозяйственном отношении. Здесь преобладают культурные посевы, пересечённые защитными лесополосами. В самом селе растут такие деревья, как берёза, тополь, культурные посадки липы и рябины, встречаются ель пихта, лиственница, а на школьном дендрарии можно встретить и дубы.

Большое разнообразие кустарников: калина, рябина, черёмуха, смородина, ива, малина, шиповник.

За селом можно встретить такие лекарственные растения, как чистотел большой, зверобой продырявленный, кровохлёбку аптечную и другие. Многие растения декоративны и их с успехом выращивают жители села. Украшают усадьбы луговые растения: водосборы, огоньки, саранки, бруннера сибирская и др.

Защитные посадки и их роль.

  1. Творческий отчёт.

  2. Домашнее задание. Выявить экологические проблемы села, сделать зарисовку или фотографию.

Тема 11. Выявление экологических проблем села (деловая игра)

Цели и задачи:

  • создать условия для выявления экологических проблем села;

  • формировать у школьников умение анализировать и обобщать изучаемый материал, систематизировать полученные знания;

  • развивать навыки исследовательской деятельности.

Оборудование: вырезки из газет, фотографии, 3 стола для работы групп.

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Мотивация

  2. Самостоятельная работа экспертных групп, выявление экологической проблемы и предложение вариантов её решения.

  3. Конференция « Зональное. Охрана и природопользование» Выступление с демонстрацией плакатов и рисунков.

  4. Домашнее задание. Подготовка к игре - викторине.

Тема 12. Краеведческое ассорти

Цели и задачи:

  • учиться работать в малых группах во внеурочное время;

  • выяснить, насколько хорошо знают ребята родную природу ( жизнь зверей, растения, птиц), умеют решать математические задания краеведческого содержания;

  • воспитывать через этапы урока умение правильно вести себя в природе, готовность оберегать ее;

Оборудование: презентация, 3 игровых стола, таблички с названиями команд.

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Занятие организовано в форме игры, которая позволит учащимся актуализировать полученные знания и применить их на практике, покажет учащимся значимость изученного материала. Эта игра- соревнование трех команд. Игра проводится с использованием интерактивной доски, что позволяет подать материал с максимальным использованием наглядности, повысить интерес к изучению природы своего села, района.

  2. Домашнее задание. Предложить родителям заполнить анкеты.

Тема 13. Обсуждение анкет. «Моя семья в селе»

Цели и задачи:

  • выявить причины, по которым родители попали в село, национальность, основные профессии родителей, их награды, любимые места отдыха -проверка анкетирования;

  • развивать умение обобщать и анализировать полученные данные.

Оборудование: альбомные листы.

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Мотивация.

  2. Обработка результатов анкетирования.

  3. Оформление альбома « История моей семьи в истории села»

  4. Домашнее задание. Принести награды и фотографии дедушек, бабушек, родственников, которые воевали.

Тема 14. Наши земляки участники Великой Отечественной войны.

Цели и задачи:

  • создать условия для изучения материала о наших земляках участниках ВОВ;

  • расширить кругозор учащихся;

  • воспитывать чувство уважения к тем, кто живёт или жил рядом.

Оборудование: вырезки из газет, фотографии.

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Просмотр презентации.

  2. Домашнее задание. Составить альбом « ВОВ в жизни моей семьи».

Тема 15. Мои родственники и война.

Цели и задачи:

  • создать условия для изучения материала о наших земляках участниках ВОВ;

  • расширить кругозор учащихся;

  • воспитывать чувство уважения к тем, кто живёт или жил рядом.

Оборудование: вырезки из газет, фотографии из семейного архива.

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Мотивация.

  2. Рассказ ребят с демонстрацией фотографий, наград, слайдов.

  3. Домашнее задание. Изучить материал о войне, опросить участников войны о сражениях, местах боёв, сделать записи на аудио и видеокассеты. Принести вещи для игры «О чём рассказал бабушкин сундук»

Тема 16. Сохранение быта, культуры, обычаев. Итоги по разделу

Цели и задачи:

  • создать условия для изучения традиций, быта, культуры, обычаев;

  • повышать общую культуру детей;

  • расширять кругозор.

Оборудование: вырезки из газет, фотографии, музейные экспонаты.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Мотивация урока

Информация для учителя.

Святки. В церковном быту - праздничное время от Рождества до Крещения.

Славление. Славить Христа- ходить по домам с пением с пением церковных песен во время праздника Рождества.

Колядование. Хождение по дворам и пение колядок, сопровождающееся ряженьем и приговорами.

Крещение- окончание Святок, отмечалось в честь крещения Господа Иисуса Христа на реке Иордан.

Масленица. Отмечается в течение недели перед Великим постом.

Пасха- это Воскресение господа Иисуса Христа. Самый большой церковный праздник.

Иванов день, или день Ивана Купалы венчал макушку лета, солнце делает поворот на зиму.

  1. Игра «О чём рассказал бабушкин сундук». Рассказ о том, где раньше применялись в быту эти вещи.

  2. Обобщение по разделу. Викторина.

  3. Домашнее задание. Продумать вопросы для работников метеостанции.

Раздел 2. Ориентирование на местности

Тема 1. Встреча с метеорологами.

Цели и задачи:

  • создать условия для знакомства с работой метеорологов;

  • расширить кругозор учащихся;

  • способствовать развитию у учащихся навыков познавательной деятельности.

Оборудование: блокнот, ручка, карандаш, диктофон.

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Инструктаж к экскурсии.

  2. Беседа с метеорологами, знакомство с приборами для измерения силы ветра, скорости ветра и температуры.

  3. Фиксирование наблюдений.

  4. Домашнее задание. Придумать свой прибор для распознавания силы ветра.

Тема 2.Ориентирование на местности.

Цели и задачи:

  • познакомить со способами ориентирования на местности с помощью компаса;

  • развивать умение работать с компасом;

Оборудование: компас, презентация.

Форма организации занятия: практическая работа.

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Вступительное слово учителя.

(Устройство компаса. Правила пользования компасом.)

  1. Практическая работа. Ориентирование по компасу.

  2. Рефлексия.

  3. Домашнее задание. Подготовить доклад « Ориентирование по местным признакам».

Тема 3 . Ориентирование на местности.

Итоги по разделу. Тест.

Цели и задачи:

  • создать условия для знакомства со способами ориентирования на местности без компаса;

  • расширить кругозор учащихся;

  • развивать практические навыки.

Оборудование: вырезки из газет, фотографии, музейные экспонаты.

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Вступительное слово учителя об актуальности темы занятия.

  2. Отчёт по домашнему заданию в виде « Новости дня».

  3. Практическая работа. Нахождение сторон горизонта по природным признакам.

  4. Обобщение по разделу. Тест

    1. Как определить стороны света по лишайникам и мхам?

а) они развиты преимущественно на северной стороне стволов и выступающих из земли камней;

б) с южной стороны лишайники развиты лучше;

в) с северной стороны лишайники не растут.

2.Как определить стороны света по муравейникам?

а) они почти всегда располагаются севернее от деревьев, пней, кустов;

б) они почти всегда располагаются к югу от деревьев, пней, кустов. Южная сторона муравейников более пологая, чем северная;

в) Северная сторона муравейников более пологая, чем южная.

3. Как определить стороны света по коре отдельно стоящих деревьев?

а) кора отдельно стоящих деревьев нежнее с северной стороны;

б) коры у отдельно стоящих деревьев больше с южной стороны;

в) кора отдельно стоящих деревьев грубее с северной стороны.

4. Прибор для ориентирования на местности?

а) компас;

б) лупа;

в) тонометр.

5 .Прогноз погоды составляют учёные :

а) астрономы;

б) синоптики;

в) ботаники.

Ключик.

1. а 2. б 3. в 4. а 5. б


  1. Домашнее задание. Составить список названий сёл района в алфавитном порядке. Придумать кроссворд.

Раздел 3. Наши соседи.

Тема 1-2. Сёла района.

Цели и задачи:

  • познакомить с историей образовании сёл района;

  • изучить легенды сёл;

  • развивать умение работать с разными литературными источниками.

Оборудование: вырезки из газет, фотографии, справочная литература, карта зонального района.


ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Вступительное слово учителя.

  2. Просмотр презентации « Сёла района»;

  3. Заполнение странички альбома «Сёла района», восстановление недостающих данных.

  4. Работа с архивными документами. Топонимика названий.

  5. Домашнее задание. Узнать у старожилов села, о том каких сел уже не существует, причину их исчезновения.

Тема 3.Сёла, которых уже нет.

Цели и задачи:

  • создать условия для формирования интереса к изучению истории сёл района;

  • развитие творческих способностей учащихся, умение работать с архивными документами;

  • способствовать воспитанию любви и уважения к истории родного края.

Оборудование: вырезки из газет, фотографии, архивные документы.


ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Мотивация.

  2. Заполнение странички альбома «Села, которых уже нет»

  3. Домашнее задание. Задание по группам: историки, биологи, экологи. Подготовить сообщение по теме «Город Бийск»

Тема 3. Наши соседи. Город Бийск.

Цели и задачи:

  • создать условия для знакомства с историей, растительностью, животным миром и экологическими проблемами города Бийска;

  • развивать умение работать с разными литературными источниками.

  • расширить кругозор учащихся;

Оборудование: вырезки из газет и журналов, фотографии, слайды.


ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Вступительное слово учителя об актуальности темы занятия.

Информация для учителя.

Путешественники называют его воротами Горного Алтая. Город расположен в пойменной части р. Бия.

Он был основан в самом начале 18 в. по личному указу Петра Первого для охраны южных рубежей Российской империи. В 1709 г. построили так называемый Бие- Катунский острог.

  1. Заслушивание отчёта групп. Просмотр слайдов о г. Бийске.

  2. Тест.

  3. Домашнее задание. Понаблюдать за следами на снегу, зарисовать их или сфотографировать.

Раздел 4.Мы и природа

Тема 1. Следы на снегу.

Цели и задачи:

  • создать условия для просмотра фильма «Следы на снегу»;

  • расширить кругозор учащихся;

Оборудование: видеофильм.

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Мотивация урока.

  2. Просмотр фильма.

  3. Беседа по содержанию.

  4. Домашнее задание. Подготовить фотоальбом «Птицы нашей местности», по возможности определить вид.

Тема 2. Птицы, которых можно встретить у нас.

Цели и задачи:

  • создать условия для знакомства с птицами нашей местности;

  • развивать умение работать с определителями;

  • воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: слайды презентации, справочная литература.

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Мотивация урока.

  2. Просмотр презентации.

  3. Составление словесного портрета птицы для игры на следующем уроке.

  4. Домашнее задание. Выяснить, какие условия нужны птицам, как их можно улучшить.

Тема 3. Конкурс загадок о птицах.

Цели и задачи:

  • развитие творческих способностей учащихся;

  • расширение кругозора учащихся;

Оборудование: рисунки к загадкам, фотографии.

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Мотивация урока.

  2. Конкурс загадок.

  1. Загадки о птицах, которые придумали дети.

  2. Загадки, которые есть в литературе.

  3. Игра «Узнай по описанию».

3. Домашнее задание. Понаблюдать за повадками птиц, сделать кормушки для птиц.

Тема 4. Экскурсия в музей БОСС

Цели и задачи:

  • создать условия для знакомства с историей БОСС;

  • расширить кругозор учащихся;

  • воспитывать умение правильно вести себя в музее.

Оборудование: блокноты, ручки, фотоаппарат.

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Инструктаж к экскурсии.

  2. Экскурсия по музею.

  3. Домашнее задание. Оформление альбома « О чём я узнал в музее»

Подготовка к итоговому занятию.

Тема 5. Подготовка к итоговому занятию.

Цели и задачи:

  • Обобщить знания, полученные в ходе изучения краеведения;

Оборудование:

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Вступительное слово учителя об актуальности темы занятия.

  2. Заполнение анкет.

  1. Что нового ты узнал на занятиях по краеведению?

  2. Чему ты научился на этих занятиях?

  3. Где пригодятся тебе эти знания?

  4. Нужны ли такие же занятия в 4 классе?

  5. Как относятся родители к тому, что ты занимаешься в краеведческом кружке?

  6. Какой ты дашь совет тем, кто не изучал краеведение?

  1. Работа в группах. (Экологи, биологи, историки) Обобщение знаний.

  2. Домашнее задание. Подготовиться к игре.

Тема 6. Краеведческая мозаика.

Цели игры:

Развитие кругозора учащихся, их интеллектуальных способностей, логики, мышления, внимания.

Правила игры

Играют две команды. Командам дается вопрос. Максимальное количество времени на обдумывание одного вопроса - 30 секунд. Работает счетная комиссия из числа старшеклассников, шефов, родителей.

Оборудование: игровые столы, карточки с заданиями, призы для победившей команды.

Тема 7. Мы краеведами стали.

Итоги по разделу

Цели и задачи:


  • создать комфортные условия на занятии, развивать интерес к изучению краеведения.

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Мотивация к уроку.

  2. Викторина « Знаешь ли ты своё село».

  3. Посвящение в краеведы. Вручение медалек « Юный краевед». Награждение грамотами и дипломами лучших краеведов.

  4. Домашнее задание. Подготовиться к походу. Конкурс « Лучший маршрут выходного дня»

Тема. Поход выходного дня.(на пруд)

Цели и задачи:

  • создать условия для овладения основными туристическими навыками и умениями ;

  • развивать такие умения, как укладка рюкзака, сумки, ориентирование на местности, ведение наблюдений в природе;

  • воспитывать культуру поведения в природе.

Оборудование: рюкзак, блокнот, ручка.

Подготовка к походу.

  1. Изучение района путешествия.

  2. Выбор маршрута.

  3. Распределение обязанностей в группе;

  4. Повторение правил поведения в природе;

  5. Игра «Что я возьму в поход»

Поход

- сбор у школы;

- проверка правильности укладки рюкзаков или сумок;

- движение по выбранному маршруту;

- привал на стадионе;

- продолжение движения;

- оборудование стоянки ( уборка территории, выбор места для костровища, места для обеда);

- соревнование « Самый быстрый, смелый, ловкий!»

- конкурс «Песня у костра»

- конкурс « Настоящие Робинзоны»

- фиксирование наблюдений;

- уборка места стоянки;

- возвращение домой.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОДЕРЖАНИЮ И ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ

4 класс

Раздел 5. Природа края

Тема 1. Почва

  • создать условия для проведения опытов по изучения свойств почвы;

  • развивать умение практически определять тип почвы;

  • воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: справочная литература, лопата, блокнот.

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Лекция.

Почвы всех типов можно встретить в Алтайском крае ( кроме тундровых и субтропических) . Каштановые почвы Кулундинской равнины сменяются чернозёмами Приобского плато. Древние террасы Оби под сосновыми лесами покрыты дерново подзолистыми почвами, которые сменяются чернозёмами Бийско -Чумышской возвышенности. Под лесами Предсалаирской предгорной равнины лежат серые лесные почвы. Всего в крае более 130 разновидностей почв.

  1. Работа с образцами.

1)Мощность почвенного слоя (при возможности);

2) Окраска (для сухой почвы);

3) Влажность(сухая, свежая и т. д);

4) Механический состав (песчаная, суперпесчаная, суглинок и т. д.);

5) Структура (комковатая, бесструктурная, и т. д);

6) Новообразования;

3. Необходимость охраны почв от эрозии и выдувания.

4. Домашнее задание. Подготовить сообщение о мерах, которые необходимо принять для охраны почв в нашей местности.

Тема 4. Реки края

Цели и задачи:

  • создать условия для знакомства с основными реками края;

  • развивать умение определять и показывать реки на карте края;

  • создать комфортные условия на занятии, развивать интерес к изучению краеведения.

Оборудование: географическая карта, справочная литература.

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Вступительное слово учителя об актуальности темы занятия. Просмотр презентации.

  2. Легенды о реках края.

  3. Охрана рек.

4. Домашнее задание. Подготовить по группам сообщение на тему «Озёра края»

Тема 5. Озёра края

Цели и задачи:

  • создать условия для знакомства с основными озёрами края;

  • развивать умение определять и показывать озёра на карте края;

  • воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: слайды, справочная литература.

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Вступительное слово учителя об актуальности темы занятия.

  2. Групповая защита проектов на тему «Озёра края».

  3. Охрана озёр.

  4. Домашнее задание.

Тема 6. Животный мир края

Животный мир края: косуля, бурый медведь, лось, бурундук, крот, полёвка обыкновенная, большой пёстрый дятел, чибис, дрофа, филин обыкновенный, цапля серая и др.

Тема 9. Редкие и исчезающие растения края

Цели и задачи:

  • создать условия для знакомства учащихся с редкими и исчезающими растениями края;

  • развивать умение определять эти растения;

  • воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: слайды, справочная литература.

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Вступительное слово учителя об актуальности темы занятия.

  2. Выступления учащихся о растениях из Красной книги с демонстрацией слайдов и фотографий.

  3. Охрана растений .Составление обращения к жителям о бережном отношении к природе.

  4. Домашнее задание. Красочно оформить плакат-обращение, найти фотографии, статьи о лекарственных растениях

Тема 10. Лекарственные растения

Цели и задачи:

  • создать условия для знакомства с лекарственными растениями края;

  • развивать любознательность, умение определять лекарственные растения, познакомить с правилами сбора лекарственного сырья;

  • воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: слайды, справочная литература.

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Защита и презентация плакатов.

  2. Вступительное слово учителя об актуальности темы занятия.

  3. Просмотр презентации к теме.

  4. Знакомство с правилами сбора лекарственного сырья.

  5. Домашнее задание. Приготовить сообщение о любом лекарственном растении.



Раздел 6.Охрана природы.

Тема 3.Экологические проблемы края.

Цели и задачи:

  • создать условия для знакомства учащихся с экологическими проблемами края;

  • развивать умение анализировать и обобщать изученный материал;

  • развивать умение видеть экологические проблемы;

  • воспитывать бережное отношение к природе;

Оборудование: слайды, справочная литература.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1.Лекция -презентация «Экологические проблемы края».

1)Эрозии почвы;

2) Загрязнение водоёмов.

3) Загрязнение воздуха.

4) Нарушения в использовании лесных ресурсов.

2. Составление отчёта о проблеме по плану:

-цели и задачи, которые ставите перед собой;

-актуальность проблемы;

-использование фотографий, таблиц, диаграмм;

-выводы и предложения по решению проблемы;

-список литературы.

3.Рефлексия.

Вид природных ресурсов

Проблемы использования

Предложения по восстановлению и охране


4. Домашнее задание. Подготовить сообщение об экологической проблеме. Показать способы её решения.

Тема 4 .Экологические проблемы края

Цели и задачи:

  • создать условия для защиты проектов

  • развивать умение публично защищать и доказывать своё мнение;

  • воспитывать культуру поведения.

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Защита проектов.

  2. Домашнее задание. Подготовится к итоговому занятию. Повторить изученный материал.


© 2010-2022