Основные направления и содержание коррекционно - развивающей работы с детьми с ЗПР в процессе обучения

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Основные направления и содержание коррекционно - развивающей работы с детьми с ЗПР в процессе обучения.

Особенности познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и поведения младших школьников с задержкой психического развития позволили определить основные направления коррекционно-развивающей работы.

При определении цели и задач коррекционно-развивающего обучения необходимо исходить из той уникальной роли, которую играет данный конкретный период возрастного развития, ставить задачи, адекватные потенциальным возможностям детей с задержкой психического развития на данном этапе возрастного развития.

Коррекционно-развивающее обучение осуществляется группой специалистов: учителем, психологом, дифектологом.

Учитель - реализует коррекционное направление в ходе индивидуального подхода к детям на уроке(при объяснении, закреплении учебного материала, а так же при оценке знаний учащихся).

Психолог - проводит диагностику с целью выявления нарушений психического развития ребёнка и определение его индивидуальных потребностей. Кроме того, психолог проводит индивидуальные коррекционные занятия с детьми и консультирует учителя.


Общие рекомендации к организации индивидуальных и групповых коррекционных занятий.

  1. Группы детей с задержкой психического развития комплектуются по сходству решаемых коррекционных задач.

  2. Коррекционно-развивающее занятия рекомендуется проводить 2-3 раза в неделю. Продолжительность таких занятий в 1-2-х классах не должна превышать 15-20 минут, а в 3-4-х классах 35-40 минут.



Основные направления и содержание коррекционно - развивающей работы с детьми с ЗПР в процессе обучения.













Для данного направления работы характерны два типа занятий.

ПЕРВЫЙ ТИП ЗАНЯТИЙ: - использование средств искусства для коррекции поведения детей с задержкой психического развития.

Задачи этапа:

  1. снять эмоциональную напряженность;

  2. создать ситуацию успеха;

  3. прививать младшим школьникам с задержкой психического развития новые формы поведения(умение довести начатое дело до конца, дисциплинированность);

  4. дать возможность детям данной категории почувствовать себя самостоятельными и уверенными в себе;

  5. воспитывать чувство прекрасного.


ЗАНЯТИЕ № 1

Тема занятия.

Игровые графические упражнения: научиться проводить дугообразные и замкнутые линии.

Цель занятия: развивать моторику руки, формировать графические навыки работы карандашом путём многократного повторения одних и тех же изобразительных действий. Помочь детям поверить в собственные силы, создавать эмоционально приподнятое настроение.

Занятие проводится психологом в индивидуальной или групповой форме. Упражнения, предложенные в содержании занятия, может использовать учитель при подготовке детей к письму в период обучения грамоте.

Содержание занятия.

Все упражнения проводятся в игровой форме, при этом учащиеся рисуют на классной доске (после показа психологом), и у себя в тетрадях. Навыки отрабатываются на разнообразном графическом материале. Для этого к занятию подготавливаются рабочие листы с постепенно усложняющимися заданиями(«Летит самолёт», «Плывёт рыба», «Плывёт кораблик по волнам» и др.). Кроме того учащимся предлагается нарисовать, как перелетает бабочка с цветка на цветок, как прыгает лягушка, как «скачет» мяч.

Для многократного воспроизведения круговых изобразительных действий целесообразно давать такое игровое задание, как «Намотай большой и маленький клубок ниток». Для этого лучше сразу пользоваться цветными карандашами(«нити синие», «нити зелёные» и т.д.). Чтобы помочь детям разместить клубки на листе бумаги, необходимо заранее поставить ориентиры - синие и зелёные точки.

В заключительной части занятия учащимся предлагается игра «Графическая музыка».



«Графическая музыка»


Цель: учить детей воспринимать музыку и находить ей соответствующие образы.

Младшим школьникам предлагается под музыку, закрыв глаза, проводить на бумаге линии в соответствии с восприятием мелодии. Найти в этих линиях образы и обвести их карандашами разного цвета. Одна и та же линия может использоваться в создании нескольких образов.

Примечание: лучше использовать мелодию без текста. Например, «Времена года» П. И. Чайковского или звуки живой природы в сопровождении романтических мелодий.

В конце занятия с целью определения эмоционального состояния школьников, можно провести игру «Изобрази своё настроение».

«Изобрази своё настроение»


Цель: упражнять учащихся в умении передавать своё настроение.

Материал: гуашь или акварель, белая бумага.

Психолог предлагает школьникам выбрать по желанию цвет краски, нарисовать цветовые пятна, линии.

Примечание. Использование ребёнком чёрных и коричневых цветов свидетельствует о депрессивном настроении, большом количестве страхов.


ЗАНЯТИЕ № 2

Тема занятия.

Рисование предметов круглой и овальной формы.

Цель занятия: сопоставить предметы круглой и овальной формы с геометрическими фигурами - кругом и овалом. Учить детей изображать предметы разного цвета и размера, похожие на круги и овалы, красиво располагая их на листе бумаги. Воспитывать самостоятельность при выборе цветного карандаша.

Содержание занятия.

Геометрические фигуры (круги овал) большого размера прикреплены к доске. На столе лежат предметы круглой(мяч, колесо, бублик, апельсин) и овальной(воздушный шар, яйцо, ракетка, слива) формы.

Психолог показывает одну из фигур, предлагает назвать её форму, после чего найти предмет такой же формы и положить его рядом с этой фигурой. Если ребёнок правильно выполнил это задание, учащиеся хлопают в ладоши. Если он ошибся, психолог просит обвести фигуру и предмет указательным пальцем ведущей руки. Этот приём(моделирование формы) помогает ученику правильно выполнить задание. Затем учащиеся по очереди выходят к доске и мелом рисуют круглые и овальные предметы. В процесс изображения включается счет, например: «Саша нарисовал два мяча. Сосчитаем, сколько мячей нарисовала Таня».

Далее учащиеся получают заранее приготовленные листы бумаги с изображением предметов округлой и овальной формы, дети рисуют сразу цветными карандашами: обводят контурные изображения, дорисовывают предметы с учетом имеющихся ориентиров.

Во второй части занятия учащиеся получают задание нарисовать на отдельных листах(формат 21х30см.) круглые и овальные предметы разной величины и окраски: разноцветные шары - большие и маленькие, разноцветные колёса - большие и маленькие. Для этого предлагается последовательно уменьшать размеры изображаемого предмета: большой, меньше, еще меньше, совсем маленький.

В конце занятия следует предложить детям игру «Матрёшки».


«Матрёшки»

Цель: развитие произвольной памяти детей, мелкой моторики пальцев рук.

Учащимся необходимо послушать стихотворение и по памяти нарисовать те предметы, о которых в нем говорится.


Матрёшек будем рисовать:

Раз, два, три, четыре, пять,

Всех больше первая матрёшка:

Зелёный сарафан, кокошник.

А за ней сестра вторая

В желтом платье выступает.

Третья меньше второй:

Сарафанчик голубой.

У четвёртой матрёшки

Рост поменьше немножко,

Сарафанчик синий,

Яркий и красивый.

Пятая матрёшка -

В красной одёжке.

Всех запомнить постарайся

За рисунок принимайся!


Примечание. При необходимости стихотворение может быть прочитано ещё раз.

Итог занятия: работа с пиктограммами.


«Пиктограмма»

Цель: выявить эмоциональное состояние школьников после проведённого коррекционно - развивающего занятия.

Каждому учащемуся класса учитель предлагает три кружочка с раз личными выражениями лица (красный кружочек - радость, желтый - равнодушие, зелёный - огорчение). Ребёнок должен выбрать только то выражение лица, которое больше всего соответствует его настроению и повесить на белый лист бумаги, прикреплённый к доске.



ЗАНЯТИЕ № 3

Тема занятия.

Копирование изображений по образцу с использованием опорных точек. Упражнение на дорисовывание двусторонне-симметричных контурных изображений.

Цель занятия. Развивать пространственно-аналитическую деятельность учащихся, умение ориентироваться в графических элементах изображаемых предметов, соотносить каждую опорную точку с аналогичной точкой на образце. Учить детей дорисовывать недостающие части симметричных контурных изображений, соизмеряя левую и правую половины.

Занятие проводиться психологом в индивидуальной форме.


Оборудование.

Для каждого ребенка психолог приготав­ливает (ксерокопирует) образцы несложных по конфигура­ции изображений (домик, флажок, лесенка), рядом с кото­рыми поставлены опорные точки (рис. 5); кроме того, дети получают незаконченные контурные рисунки двусторонне - симметричных предметов (рис.6). При подготовке к занятию важно определить наиболее целесообразные размеры изоб­ражения. Для первоклассников они не должны превышать, как правило, 5x5 см. Задания предполагают дорисовывание как правой, так и левой половины рисунка. Поэтому для каж­дого ученика следует готовить два варианта упражнений.

Содержание занятий.

В начале занятия анализируется таблица с контурными изображениями домика, флажка, ле­сенки. Учащиеся по очереди выходят к доске, называют и обводят указкой формообразующие элементы: крыша, сте­ны, окошко и т. д. Затем дети обозначают цветным мелом основные ориентиры (опорные точки) непосредственно на готовом рисунке. Психолог объясняет, что любая точка тре­бует остановки или смены направления движения руки, а учащиеся, в свою очередь, соотносят каждый линейный эле­мент на образце с соответствующим воспроизводящим дви­жением между двумя точками во вновь создаваемом изоб­ражении. Существенное значение имеют рассуждения ре­бенка типа «отсюда - сюда», «здесь - так и здесь - так», которые следует поощрять.

После предварительного разбора каждого рисунка-образ­ца учащиеся на своих листах бумаги соединяют точки пря­мыми линями. Полученные рисунки раскрашивают цвет­ными карандашами, соблюдая направление штрихов (кры­шу домика - по косой, стенку - сверху вниз, флажок - сле­ва направо).

Во второй части занятия учащиеся выполняют упражнения на дорисовывание двусторонне-симметричных предметов.

Итог занятия - игра «Изобрази свое настроение».

В качестве вспомогательного средства на коррекционно - развивающих занятиях необходимо использовать музыку. С давних пор музыка используется как лечебный фактор. В.М. Бехтерев писал, что с помощью музыкального ритма можно установить равновесие деятельности нервной системы ребен­ка, успокоить слишком возбужденные темпераменты, уре­гулировать резкие движения учащихся.

Организация других коррекционных занятий может осу­ществляться посредством таких видов деятельности, как пуантилизм - пальцевая живопись, кляксография,

пласти­линовая живопись.

Содержание коррекционно - развивающей работы

Пуантилизм - пальцевая живопись

Цель: учить детей самостоятельно создавать образ.

Психолог предлагает детям нарисовать предмет или не­сколько предметов, накладывая цветные пятна одним или несколькими пальчиками или используя палочки.

Примечание. Можно нарисовать контурное изображение предмета. Лучше использовать гуашь.

Кляксография

Цель: развивать умение видеть образ, проявлять самосто­ятельность в творчестве и создании образа.

Детям предлагается поставить кляксы на листе бумаги, используя гуашь, тушь или жидкую акварельную краску, и, направляя лист бумаги, дать возможность краске растечься. Увидев образ, дорисовать его элементы (ушки, хвостик, лап­ки), придумать ему название.

Пластилиновая живопись

Цель: развивать уверенность в себе, совершенствовать дви­жения руки.

Материал: картон, пластилин, стека.

Учитель, нарисовав предварительно контурное изображе­ние предмета, предлагает размазать немного пластилина на поверхности картона. Желательно, использовать несколько цветов, накладывая один на другой, (светлый на темный), чтобы придать объемность образу. Стекой можно изменить фактуру предмета или снять лишний слой пластилина, так как этот прием не лепка, а рисование.

ВТОРОЙ ТИП ЗАНЯТИЙ - использование игр и этюдов для коррекции поведения и эмоционально-личностной сферы млад­ших школьников с задержкой психического развития.

Задачи этапа:

1) коррекция аффективного поведения и эмоционально-личностной сферы детей с задержкой психического раз­вития;


2) регулировка поведения учащихся рассматриваемой ка­тегории в коллективе;

3) формирование у младших школьников с задержкой пси­хического развития моральных представлений.

Рассмотрим примеры игр и этюдов, которые можно использовать на занятиях второго типа.

Игра «Два друга»

Цель: развитие способности понимать эмоциональное со­стояние другого человека и адекватно выразить свое; коррек­ция поведения учащихся.

Ход игры. Дети слушают в исполнении взрослого стихот­ворение Т. Волиной «Два друга»:

Пришли два юных друга на речку загорать.

Один решил купаться - стал плавать и нырять.

Другой сидит на камушке и смотрит на волну,

И плавать опасается: «А вдруг я утону?»

Пришли зимой два друга кататься на коньках.

Один стрелою мчится - румянец на щеках!

Другой стоит растерянный у друга на виду.

«Тут место очень скользкое, а вдруг я упаду?!»

Гроза дружков застала однажды на лугу

Один пробежку сделал - согрелся на бегу.

Другой дрожал под кустиком, и вот дела плохи:

Лежит под одеялами - «Кха - кха.'.Апчхи!»

Дети оценивают поведение ребят, распределяют роли. Ведущий снова читает стихотворение, а дети его иллюст­рируют.

Этюд «Так будет справедливо»

Цель: учить детей осознавать отрицательные черты свое­го характера, понимать, какое поведение какой черте харак­тера соответствует и как оно оценивается.

Ход этюда. Психолог читает детям рассказ.

«Мама ушла в магазин. Как только за ней закрылась дверь, братья стали баловаться, они то бегали вокруг стола, то боролись, то кидали друг другу, словно это мячик, диванную подушку.

Вдруг щелкнул замок - это вернулась мама. Старший брат, услышав, что дверь открывается, быстро сел на ди­ван, а младший не заметил маминого прихода и продолжал играть с подушкой. Он подбросил подушку вверх и попал в люстру. Люстра стала раскачиваться. Мама, рассердив­шись, поставила провинившегося в угол. Старший брат под­нялся с дивана и встал рядом с братом.

- Почему ты встал в угол, я тебя не наказывала? - спро­сила мама.

- Так будет справедливо, - серьезно ответил ей старший сын. - Ведь это я придумал кидаться подушкой.

Мама растроганно улыбнулась и простила обоих братьев».

После прочтения рассказа психолог и учащиеся оценива­ют поведение старшего брата.

Этюд «Встреча с другом»

Цель: развивать способность понимать эмоциональное со­стояние другого человека и умение адекватно выразить свое; развивать выразительные движения.

Ход этюда. Психолог рассказывает детям историю.

«У мальчика был друг. Настало лето и им пришлось рас­статься. Мальчик остался в городе, а его друг уехал с роди­телями отдыхать. Скучно в городе без друга. Прошел месяц. Однажды идет мальчик по улице и вдруг видит, как на ос­тановке из автобуса выходит его товарищ. Как же обрадо­вались они друг другу!»

Младшие школьники разыгрывают эту сценку. Выразитель­ные движения: объятия, улыбка, грусть, эмоция радости.

Коррекции поведения и эмоционально-личностной сферы учащихся с задержкой психического развития способствова­ли музыкальные игры.

Игра «Дружная семья»

Цель: развивать эмоционально - выразительные движения рук, научить использовать жесты; отражать сложивши­еся взаимоотношения в классе.

Ход игры. Дети сидят на стульях, расставленных по кру­гу. Каждый занят каким - нибудь делом: один лепит из пла­стилина шарики, другой вколачивает в дощечку маленькие гвоздики, кто - рисует, кто - вяжет и т. п. Приятно смотреть на семью, в которой все так дружно работают.

Дети должны производить руками манипуляции так, словно в руках у них не воображаемые предметы, а реаль­ные. Игра сопровождается музыкой Р. Паулса «Золотой клубочек».

Игра «Три характера»

Цель: - коррекция эмоциональной сферы детей с задерж­кой психического развития.

Ход игры. Дети слушают 3 музыкальные пьесы Д. Кабалев­ского: «Злюка», «Плакса», «Ревушка» и вместе с учителем дают моральную оценку злости и плаксивости, сравнивают эти состояния с настроением ревушки. Трое детей договаривают­ся, кто какую девочку будет изображать, а остальные долж­ны догадаться по мимике и жестам, кто есть кто.

Второе направление работы:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

ПРИРОДОВЕДЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

Второе направление - использование природоведческого материала и экскурсий для расширения знаний учащихся об окружающей действительности и развития их познаватель­ного интереса.

Реализация задач данного направления осуществляется учителем в процессе обучения. При организации такой рабо­ты необходимо руководствоваться теми знаниями, которые определяются программой по природоведению для началь­ной школы: времена года и явления природы; последовательное название месяцев, дней недели; образ жизни животных и его изменения в различные времена года.

Приведем пример беседы о постепенности изменений, про­исходящих в природе на протяжении различных периодов одного времени года. При этом использовались впечатления и собственные наблюдения детей во время школьных экскур­сий, предлагали вопросы - задания, связанные с ежедневным наблюдением младших школьников за природой.

Учитель читает детям отрывки из стихотворений А. С. Пуш­кина и И. А. Бунина.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса -

Люблю я пышное природы увядание,

В багрец и золото одетые леса... (А.С. Пушкин)

Лес точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над солнечной поляной... (И. А. Бунин)

Учитель:

- Как прекрасна осень, описанная в стихотворениях А.С. Пушкина, И.А. Бунина и других поэтов. Вы знаете, ребя­та, осень такая разная! Их как будто две. Одна - радост­ная, теплая, солнечная, в пышном убранстве, с богатыми подарками. Она как принцесса. И вдруг она же, но уже грустная, печальная, с тихим плачем мелкого дождя, в лос­кутах опадающей листвы - словом, будто Золушка. Но к каж­дой у нас особая любовь. Первую, золотую, мы любим за яс­ные дни, за прохладное лазурно-голубое небо, за красу ле­сов, расписанных золотой и багряной краской, да еще с та­ким обилием цветовых оттенков.

(Показывает несколько листочков клена и спрашивает):

- Какого цвета осенние листья?

Ирина Д.: «Осенние листочки желтые, красные».

Олег С.: «Листья лиловые, золотые, багряные». Дима В.: «Много еще зеленых листиков у тополя». Затем детям в доступной форме было рассказано, что та­кое листопад.

Учитель:

- Листья обязательно должны опасть, чтобы деревья не засохли зимой, когда корни не могут всасывать воду.

Все сказанное вызывало интерес у учащихся с задержкой психического развития, способствовало развитию активно­го внимания и закреплялось их личными наблюдениями.

Учитель показывает лист клена и спрашивает:

- Этот лист с какого дерева?

Абсолютно все учащиеся ответили правильно, что это лист клена.

- Опишите его.

Ирина Д.: «Он большой».

Ваня И.: «У листа клена острые кончики».

Учитель:

- Подумайте, как назвать по-другому острые кончики? Максим М.: «Я думаю, что они похожи на зубчики».

- Молодцы! А этот лист с какого дерева? (показывает лист дуба)

Саша К.: «Этот лист с дуба».

- Какого он цвета?

Виталик К.: «Зеленый или даже темно-зеленый». Учитель:

- Очень хорошо. Давайте сравним эти листья. Чем они по­хожи?

Саша Н.: «Уголками и зубчиками».

Андрей К.: «Еще они похожи тоненькими полосочками.»

- Хорошо, молодцы!

Учитель объяснил, что эти полосочки у листьев называ­ются жилками. Учитель:

- А чем отличаются эти листья?

Юля 3.: «Лист дуба длинный, а у клена - широкий».

Учитель:

- О столе говорят: длинный и широкий, а как лучше ска­зать о форме листа?

И, не получив ответа, учитель поясняет: лист дуба продол­говатый, а лист клена - лапчатый.

Из приведенных примеров видно, что учитель старался по­лучить как можно больше ответов детей. Когда же это не уда­валось, он сам пояснял, вводил новые слова и выражения.

Целесообразно после беседы провести экскурсию в приро­ду. На экскурсии детям предлагается самостоятельно найти лист клена, дуба и других деревьев и обязательно объяснить, по каким признакам они узнали листья. Вопросы типа «Как ты узнал, что это клен, а не дуб?» и задания «Докажи, что это клен, а не дуб» являются основными при такой организа­ции наблюдений, так как при этом у ребенка возникает не­обходимость сделать определенные выводы. Ученик должен ответить на заданный вопрос, быть активным, «приблизить­ся» к наблюдаемому объекту, познакомиться с ним более тщательно. Для проведения работы по узнаванию и описа­нию изучаемых предметов можно распределить детей на группы по 3-4 человека, включив в каждую одного ребенка с задержкой психического развития. Каждой группе даются отдельные задания, например, найти по 4-5 листьев клена разной величины или разной окраски; подобрать листья од­ного дерева разной величины, сложить их от самого малень­кого до самого большого или сложить листья в букет, при­чем в середине разместить самые крупные листья, а вокруг остальные по убывающей величине; сделать гирлянду с че­редованием листьев по величине (длинный - короткий, ши­рокий - узкий). Правильно выполнить задание ребенку с за­держкой психического развития помогут другие ученики той же группы. Для выполнения заданий детям требуется разное время, и у учителя появляется возможность побеседовать с каждым слабоуспевающим учеником.

Дальнейшая работа должна быть направлена на осознан­ное выделение учащимися тех признаков объекта, по кото­рым возможно его узнавание различение. С этой целью вво­дятся упражнения на узнавание объекта по словесному опи­санию, данному взрослым. Эта работа чрезвычайно полезна для детей, так как позволяет познакомить их с образцом рас­сказа - описания наблюдаемого объекта, самого трудного для освоения из всех видов рассказов.

Во время экскурсий необходимо акцентировать внимание детей на новых для них словах, ставить вопросы так, чтобы, отвечая, дети употребляли новые слова или знакомые слова в новом для них значении. Уточняя высказывания детей, учитель должен следить за использованием разнообразных определений, обозначающих признаки предметов или явле­ний, а также за правильностью грамматического оформле­ния их речи.

Примеры упражнений, которые помогают расширить словарный запас детей, приуча­ют к более точному использова­нию слов в связной речи

Учитель называет не­сколько свойств, качеств или действий, характер­ных для данного предме­та или явления. Дети должны угадать этот предмет. Затем они уже не только называют предмет, но и указывают его свойства или рассказывают, какие действия он производит. Например, учитель говорит: «Воет, свистит, дует, срывает, поднимает...». Дети отвечают: «Ветер». Далее учитель предлагает детям выбрать подходя­щее слово для характеристики ветра в этот день.

Формированию умения строить связное устное высказы­вание способствует правильно организованное составление коллективных устных рассказов на любую тему. Часто этот вид работы применяется при обобщении наблюдений за се­зон или определенный период времени года: например, со­ставляются рассказы на темы «Золотая осень», «Пора лис­топада», «Поздняя осень, или предзимье»

В процессе составления коллективного рассказа перед каждым учеником стоит задача дать свой, отличающийся от других, ответ на вопрос учителя. Учитель обычно предлага­ет уточнить, дополнить предшествующий ответ, рассказать о том же выразительнее, полнее. В результате дети начина­ют осознанно подходить к построению собственного выска­зывания, понимают, что одну и ту же мысль можно выразить разными словами.

В ходе работы над рассказом о проведенных наблюдени­ях, о практической деятельности или по картине необходи­мо последовательно и систематически формировать у детей умение оценивать собственные высказывания и ответы од­ноклассников, что способствует развитию у них осознанного стремления рассказывать об увиденном как можно точнее, полнее, логичнее.

На первых порах оценивает высказывания учащихся учи­тель. Он отмечает наиболее точные, удачные предложения, сравнивает ответы двух учащихся и отмечает, какой из отве­тов лучше, поясняет, почему отмеченный ответ лучше, пред­лагает исправить неудачный ответ, распространив предложе­ния, подобрав эпитеты, синонимы и т. п.

Активизации мыслительной деятельности детей способ­ствует использование поисковых методов обу­чения, примером которых может служить решение логичес­ких задач.

В соответствии с содержанием и целями проводимых с детьми наблюдений, экскурсий, прогулок учитель может сам составить логические задачи, используя книги и рассказы писателей - натуралистов.

Пример № 1. «РАЗНОЦВЕТНЫЕ КОРАБЛИКИ»

Пришла я на пруд, сколько разноцветных корабликов се­годня на пруду: желтые, красные, оранжевые! Все они при­летели сюда по воздуху. Прилетит кораблик, опустится на воду и тотчас поплывет. Много еще прилетит их сегодня, и завтра, и послезавтра. А потом кораблики больше не будут прилетать и пруд замерзнет.

Вопрос детям:

- Расскажите, что это за кораблики плавают на пруду, в какое время года можно увидеть такие кораблики.

Пример № 2. «СНЕГОВИК»

Вышли дети на прогулку. Слепили снеговика. Полюбова­лись на него. Какой большой, красивый! Вместо носа - су­чок. Вместо глаз - угольки, а на голове - ведро! Вышли дети на следующий день гулять - не узнали снеговика: не так пря­мо стоит, меньше ростом стал, и нос на боку. А когда уходи­ли с прогулки, еще больше удивились: от снеговика только небольшая кучка снега осталась, а сверху сучок.

Вопрос детям:

- Что случилось со снеговиком?

- Почему снеговик растаял?

- В какое время суток весеннее солнышко пригревает сильнее?

Пример № 3. «КТО ОБЕДАЛ В ПТИЧЬЕЙ СТОЛОВОЙ?» (Рассказ дежурного)

Положил я в птичью кормушку хлебные крошки и ветки сушеной рябины. Прилетели маленькие серенькие птички, хлеб склевали, а рябину не трогают. Смотрю, сели на кор­мушку другие птички. Грудка у них красная, хвост, концы крыльев и голова темно-синие, на крыльях по белой полос­ке. Ягод на ветке не осталось.

Вопрос детям:

- Что это были за птицы?

Третье направление работы:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЧТЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Третье направление - использование и проведение уроков по русскому языку и чтению, содержание которых направ­лено на формирование познавательной деятельности и повы­шение уровня общего развития младших школьников с за­держкой психического развития.

Как уже отмечалось, одной из характерных особенностей познавательной деятельности детей с задержкой психичес­кого развития является замедленное развитие у них способ­ности к организации своих действий в том случае, когда им предстоит выполнить какое- либо задание. Это связано, прежде всего, с неполным учетом структурных компонентов самого задания: инструкции, учебного материала, образца. Ввиду этого, на первом этапе обучения необходимо прово­дить коррекционно - развивающую работу, направленную на преодоление этих затруднений.

Обучение нужно строить в определенной последователь­ности. Сначала младшим школьникам предлагаются зада­ния, которые включают два компонента - инструкцию и учебный материал. Дети упражняются в распознавании и различии их.

Например,



Основные направления и содержание коррекционно - развивающей работы с детьми с ЗПР в процессе обучения.

















Основные направления и содержание коррекционно - развивающей работы с детьми с ЗПР в процессе обучения.






По указанию учителя дети читают текст, обозначенный цифрами 1 и 2, высказывают свои суждения о содержании каждого и их назначении. Вводятся новые для школьников понятия: «инструкция» и «учебный материал», объясняют­ся их назначение: инструкция указывает на то, что надо сде­лать, т.е. на способ выполнения; учебный материал обозна­чает, с чем надо что-то сделать.

В связи с тем, что для учащихся с задержкой психическо­го развития усвоение таких понятий, как «инструкция» и «учебный материал», представляет определенную слож­ность, могут применяться специальные карточки, каждая из которых включает название структурного компонента зада­ния. Организованная таким образом работа обеспечивает со­знательное усвоение детьми рассматриваемой категории по­нятий «инструкция» и «учебный материал».

На приведенных примерах заданий представляется воз­можность практического ознакомления школьников с задер­жкой психического развития с простейшими случаями про­блемной ситуации, поскольку перед детьми возникают воп­росы: «Что такое?», «Как надо сделать?»

В рамках этого этапа проводятся тренировочные упраж­нения, направленные на формирование умения учащихся самостоятельно выявлять и различать структурные компо­ненты учебного задания.

Учитывая тот факт, что у младших школьников с задерж­кой психического развития возникают трудности в нахожде­нии учебного материала в заданиях, представленного в форме отдельных слов, предложений, связного текста, в коррекционное обучение необходимо включать специальные задания с определенной формой выражения учебного материала. Например, задание, где учебный материал представлен в форме слов.



Основные направления и содержание коррекционно - развивающей работы с детьми с ЗПР в процессе обучения.











Основные направления и содержание коррекционно - развивающей работы с детьми с ЗПР в процессе обучения.








Дальнейшая работа проводится над заданиями, в которых учебный материал представлен в форме предложений.



Основные направления и содержание коррекционно - развивающей работы с детьми с ЗПР в процессе обучения.







Основные направления и содержание коррекционно - развивающей работы с детьми с ЗПР в процессе обучения.



При выполнении предложенных заданий учащиеся выде­ляют их составные части, а также учатся отличать форму предъявления учебного материала (слова или предложения). Первое задание выполняется под руководством учителя, вто­рое - самостоятельно.

В ходе коррекционно - развивающего обучения рассматри­ваются задания, в которых учебный материал представлен в форме связного текста.


Основные направления и содержание коррекционно - развивающей работы с детьми с ЗПР в процессе обучения.








При организации коррекционно - развивающего обучения нужно исходить из того, что в ряде заданий, кроме рассмотрен­ных компонентов (инструкция, учебный материал) встречается такой элемент учебного задания, как «слова для справок».

Допиши предложения о том, кто как передвигается.


Змея.... Лягушка.... Птица.... Рыба….Лошадь....

Слова для справок:


прыгает, плавает, бегает, ползает, летает
















В связи с этим, на втором этапе целью обучающих уп­ражнений является формирование у школьников представ­ления об элементе учебного материала «слова для справок». Эта работа может осуществляться на примере следующих заданий:


Учащиеся устанавливают, что упражнение включает ин­струкцию и учебный материал. Последующий анализ позволяет определить, что в заданиях присутствует еще один эле­мент - «слова для справок», который располагается после учебного материала. Путем сопоставления структурных ком­понентов заданий с выявленным элементом устанавливает­ся принадлежность указанных слов к учебному материалу.

Таким образом, в содержание понятия о структурных ком­понентах вводится определение «слова для справок» как эле­мент учебного материала.

Успешному формированию умения устанавливать струк­туру задания содействуют упражнения, направленные на распознавание такого структурного компонента задания, как образец, на который необходимо ориентироваться при их выполнении.


При выполнении заданий, в структуру которых входит образец, внимание учащихся обращается на форму его вы­ражения: либо представлен отдельными словами, либо пред­ложением. Приведем примеры таких заданий.



Измени слова по образцу. Напиши.


Образец: музеи - музей.

Герои - … муравьи - …

Сараи - … воробьи - …









Спиши, вставляя названия животных.

Образец: Громко лает собака Дружок.

Громко лает ...Дружок.

На крыше мяукает ... ,Барсик.

В сарае мычит ...Красавка.

Весело ржет... Воронок.


















После того, как учащиеся определили структуру заданий (инструкция, учебный материал), учитель читает детям об­разец. Вместе с учителем они устанавливают форму его предъявления: слова или предложение. Затем учащиеся ус­тно проговаривают учебный материал заданий в соответствии с образцом.

Организованная таким образом работа последовательно готовит детей к пониманию данного структурного компонен­та в задании. В дальнейшем делается вывод о том, что его назначение состоит в показе способа выполнения необходи­мых преобразований в учебном материале.

В связи с тем, что в школьных учебниках образец выпол­нения задания находится до и после учебного материала, и это затрудняет его узнавание детьми с задержкой психичес­кого развития, в коррекционно - развивающее обучение вво­дятся специальные задания на выявление места расположе­ния этого компонента по отношению к учебному материалу.

Сначала рассматриваются случаи, когда образец находил­ся перед учебным материалом.



Замени в слове одну букву и напиши новые слова


Образец: рога - нога.


Палка - …, вилка - …, рак - …, кот - …, коса - …






Затем анализируется другой случай, когда образец пред­ставлен после учебного материала.

Прочитай. С помощью предлогов объедини пары слов так, чтобы получились сочетания слов

Образец: Пойти - друзья. - Пойти к друзьям.

Готовиться - праздник, заниматься - кружок,

выходить - дом, заботиться - родители.













После усвоения учащимися отдельных составных компо­нентов задания (инструкция, учебный материал, образец) вводятся специальные упражнения на закрепление умения находить выше указанные компоненты в задании. По заданию учителя дети должны подчеркнуть прямой линией ин­струкцию, пунктирной - образец, волнистой - учебный ма­териал. Упражнения подбираются для каждого ребенка ин­дивидуально.


Третий этап коррекционно - развивающей работы на­правлен на формирование умения устанавливать последова­тельность предстоящих действий при выполнении учебных заданий.

Эта работа осуществляется с помощью такого анализа ин­струкции, когда основное внимание детей обращается на по­рядок расположения в ней требований.

Например, задание, инструкция которого включает два требования.

Спиши. Подчеркни жи одной чертой, ши - двумя.

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.












Учащимся необходимо прочитать задание, выделить его структурные компоненты, определить количество требова­ний в инструкции. Затем устанавливается зависимость од­ного требования от другого. Так выявляется возможность выполнения сначала действия, которое определяется словом «подчеркни», а после действие, на выполнение которого ука­зывает слово «спиши». Определив невозможность такой пос­ледовательности действий, дети убеждаются, что их выпол­нение должно соответствовать последовательности располо­жения требований в инструкции.



Применение в процессе коррекционно - развивающего обу­чения заданий, инструкция которых включает по три, четы­ре требования, позволит учащимся с задержкой психическо­го развития с большей очевидностью проследить отмеченную зависимость выполнения последующего действия от предыду­щего. Такая работа способствует формированию у младших школьников умения последовательно выполнять задания.

Закрепление умения устанавливать последовательность предстоящих действий должно происходить в процессе орга­низации самостоятельного выполнения ряда обучающих уп­ражнений, смысл которых состоит в определении пропущен­ного требования в инструкции, в восстановлении нарушен­ного порядка в расположении требований, в составлении ин­струкции из отдельных требований. Приведем примеры та­ких заданий. По указанию учителя младшие школьники с задержкой психического развития устно определяют пропу­щенное требование в инструкции задания.

Прочитайте

Прозвенел звонок. Ученики бегут во двор. Игорь, Юля и Лева открыли окна. Дежурные Аня и Яша убирают класс.

Подчеркните гласные буквы в именах детей.










Учащиеся читают задание, находят инструкцию и опреде­ляют, что необходимо выполнить. Путем анализа содержания требований дети устанавливают, что пропущенным является требование «Спишите» или «Выпишите имена детей».

Предлагаются задания, в которых требуется устно восста­новить последовательность расположения требований в ин­струкции.





Подчеркните слоги с буквами «е» и «ё

Прочитайте.

Спишите.

Береза, свёкла, телёнок, котёнок, осёл, щётка, мел, лето







В результате анализа инструкции к данному заданию уча­щиеся устанавливают последовательность выполнения зада­ния, т.е. сначала следует прочитать, затем списать и, нако­нец, подчеркнуть слоги с буквами «е» и «ё».

В коррекционно - развивающее обучение необходимо включать задание, в котором необходимо было составить инструкцию из отдельных требований. Каждому ребенку дается учебный материал и к нему набор разносторонних тре­бований. Дети должны составить инструкцию и установить последовательность расположения в ней требований.



Выпишите гласные буквы. Прочитайте.

Спишите.


Снег на полях, лед на реках, вьюга гуляет. Когда это бывает?



13

© 2010-2022