Программа внеурочной деятельности «Умелые ручки (оригами)»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка. Программа «Умелые ручки (оригами)». Для учащихся начальной школы. Срок реализации данной программы 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Всего 34 часа.

Программа «Умелые ручки » является общекультурной модифицированной программой художественно-эстетической направленности. Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.

Значение оригами для развития ребенка :

  • учит детей различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.

  • развивает у детей у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера.

  • учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделки, учит следовать устным инструкциям.

  • стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.

  • знакомит детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д., при этом происходит обогащение словаря ребенка специальными терминами.

  • развивает пространственное воображение - учит читать чертежи, по которым складываются фигурки и представлять по ним изделия в объеме, помогает развитию чертежных навыков, так как схемы понравившихся изделий нужно зарисовывать в тетрадку.

  • развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию.

  • способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей.

  • совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Большое внимание при обучении оригами уделяется созданию сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами. Цель программы - всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги. Задачи программы

  • Знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
  • Формировать умения следовать устным инструкциям.
  • Обучать различным приемам работы с бумагой.
  • Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
  • Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
  • Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
  • Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
    Воспитывать интерес к искусству оригами.
  • Воспитывать коммуникативные способностей детей.
  • Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
  • Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

В процессе занятий используются различные формы : традиционные, комбинированные и практические занятия; игры, конкурсы, соревнования и другие. А также различные методы:
  • методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
    • словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)
    • наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
    • практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
  • методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
    • объяснительно- иллюстративный - дети воспринимают и усваивают готовую информацию
    • репродуктивный - учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
    • частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом
исследовательский - самостоятельная творческая работа учащихся
  • методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
    • фронтальный - одновременная работа со всеми учащимися
    • индивидуально-фронтальный - чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
    • групповой - организация работы в группах.
    • индивидуальный - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Содержание курса.


№ Содержание курса Кол-во часов История возникновения искусства оригами 2

    Базовые формы 21
      Коллективные композиции 11

      Всего 34 часа







      Календарно- тематическое планирование.

      Тема занятия

      Кол-во часов

      Описание примерного содержания занятий

      Дата

      Раздел 1. История возникновения искусства оригами.

      1-2

      История возникновения искусства оригами

      2

      • Знакомство с коллекцией бумаги, материалами для проведения лабораторной работы, историей Японии.


      Раздел 2. Базовые формы.

      3-5

      Квадрат- основная фигура оригами

      3

      • Практическое занятие. Способ заготовки квадрата.


      6-8

      Базовая форма «Треугольник»

      3

      • Практическое занятие. Знакомство с инструкционными картами. Условные обозначения, термины и приемы.


      9-11

      Базовая форма «Воздушный змей»

      3

      • Практическое занятие. Знакомство с инструкционными картами. Условные обозначения, термины и приемы.


      12-14

      Базовая форма «Двойной треугольник»

      3

      • Практическое занятие. Знакомство с инструкционными картами. Условные обозначения, термины и приемы.


      15-17

      Базовая форма «Двойной квадрат»

      3

      • Практическое занятие. Знакомство с инструкционными картами. Условные обозначения, термины и приемы.


      18-20

      Базовая форма «Конверт»

      3

      • Практическое занятие. Знакомство с инструкционными картами. Условные обозначения, термины и приемы.


      Раздел 3 .Коллективные композиции.

      21-22

      Аппликация "Деревенский домик "

      2

      • Содержание беседы: "Жизнь в деревне", "Деревенская изба", "Домашние и дикие животные", знакомство с инструкционной картой для складывания б\ф "треугольник", игрушек :котенок, собачка, зайка, домик. Выполнение практической работы.


      23-24

      Аппликация "Аквариум"

      2

      • Содержание беседы: "обитатели водоемов", "Океанографическое судно"; знакомство с инструкционными картами для складывания различных моделей рыбок. Выполнение практической работы.


      25-26

      Аппликация "Осенний лес"

      2

      • Беседа по теме: "Осень в лесу", ежик, грибы, лиственные и хвойные деревья; знакомство с инструкционными картами для изготовления б\ф "двойной треугольник", игрушек: ежик, грибок, дерево. Практическая работа.


      27-28

      Аппликация "У лесного озера"

      2

      • Беседа по теме: "Обитатели водоемов, "Озеро"; знакомство с инструкционными картами для изготовления б\ф "воздушный змей", игрушек лягушка, бабочка, улитка, рыбка. Просмотр фрагмента в\ф "Байкал-жемчужина России".


      29-30

      Аппликация "Ночь"

      2

      • Беседа по теме: "Солнечная система; летучие мыши, совы ; сказка В. Бианки "Сова", знакомство с инструкционными карты для изготовления б\ф "двойной треугольник", "воздушный змей",


      31-32

      Аппликация по сказке "Гадкий утенок"

      2

      • Беседа по теме "Водоплавающие птицы", знакомство с различными изданиями книги "Гадкий утенок", знакомство с инструкционными картами для изготовления б\ф "воздушный змей" и игрушек гусь, лебедь и утка. Практическая работа.


      33-34

      Итоговое занятие. Оформление выставочных работ

      2

      • Оформление выставочных работ




      Предполагаемая результативность курса.



      К концу обучения обучающиеся должны

      знать

      уметь

      что такое оригами

      подбирать бумагу нужного цвета

      историю возникновения оригами

      выполнять разметку листа бумаги

      основные приемы работы, способ складывания базового треугольника

      пользоваться схемой, технологической и пооперационной картой

      название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, и других материалов

      пользоваться чертежными инструментами, ножницами

      название, приемы складывания модулей

      собирать игрушки - «оригамушки» необходимые правила техники безопасности в процессе всех этапов работы

      составлять композицию из готовых поделок

      уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить игрушку

      анализировать образец, анализировать свою работу

      Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений

      • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

      • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

      Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД): Регулятивные УУД:

      • принимать и сохранять учебную задачу;
      • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

      • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

      • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

      • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);

      • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

      • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

      • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.

      Познавательные УУД:

      • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

      • использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;

      • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

      • осуществлять синтез как составление целого из частей;

      • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

      • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

      • владеть рядом общих приёмов решения задач.

      Коммуникативные УУД:

      • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

      • задавать вопросы;

      • контролировать действия партнёра;

      • использовать речь для регуляции своего действия;

      • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

      Научно-методическое обеспечение.

      • Выгонов В.В. "Я иду на урок. Начальная школа. Трудовое обучение. Поделки и модели". М.: Первое сентября, 2010

      • Долженко Г.И."100 оригами" . Ярославль: Академия холдинг, 2011.

      • Сержантова Т.Б."Оригами для всей семьи". М.: Айрес-пресс, 2007

      • Соколова С.В. "Игрушки и забавы. Оригами". С.-Пб.: Нева, 2007

      • Соколова С.В. "Театр оригами. Теремок". С.-Пб.: Нева, 2003

      • Проснякова Т.Н."Уроки мастерства". М.:Учебная литература, 2006

      • Цирулик Н.А.,Хлебникова С.И."Твори. Выдумывай. Пробуй". Самара: Корп. Федоров, 2010 "Делаем 50 моделей из оригами", сборник. Минск: Попурри, 2011

      • "Оригами - искусство складывания из бумаги". М.: Московский центр оригами, 2009

      • "100 игрушек из бумаги". С.-Пб.: Дельта. Кристалл, 2010

      • "Снежинки. Вырезалочка". М.: Омега, 2010

      • "Детская энциклопедия животных. Узнай. Сделай. Поиграй.". Перевод с немецкого Н. Лебедевой . М.: Олма-Пресс, 2010



      © 2010-2022