- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа внеурочной деятельности «Умелые ручки (оригами)»
Программа внеурочной деятельности «Умелые ручки (оригами)»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Чубко И.А. |
Дата | 19.04.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка. Программа «Умелые ручки (оригами)». Для учащихся начальной школы. Срок реализации данной программы 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Всего 34 часа.
Программа «Умелые ручки » является общекультурной модифицированной программой художественно-эстетической направленности. Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.
Значение оригами для развития ребенка :
-
учит детей различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.
-
развивает у детей у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера.
-
учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделки, учит следовать устным инструкциям.
-
стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
-
знакомит детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д., при этом происходит обогащение словаря ребенка специальными терминами.
-
развивает пространственное воображение - учит читать чертежи, по которым складываются фигурки и представлять по ним изделия в объеме, помогает развитию чертежных навыков, так как схемы понравившихся изделий нужно зарисовывать в тетрадку.
-
развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию.
-
способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей.
-
совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Большое внимание при обучении оригами уделяется созданию сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами. Цель программы - всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги. Задачи программы
- Знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
- Формировать умения следовать устным инструкциям.
- Обучать различным приемам работы с бумагой.
- Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
- Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
- Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
- Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
Воспитывать интерес к искусству оригами. - Воспитывать коммуникативные способностей детей.
- Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
- Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
В процессе занятий используются различные формы : традиционные, комбинированные и практические занятия; игры, конкурсы, соревнования и другие. А также различные методы:
- методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)
- наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
- методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно- иллюстративный - дети воспринимают и усваивают готовую информацию
- репродуктивный - учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
- частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом
- методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
- фронтальный - одновременная работа со всеми учащимися
- индивидуально-фронтальный - чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
- групповой - организация работы в группах.
- индивидуальный - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Содержание курса.
№ Содержание курса Кол-во часов История возникновения искусства оригами 2
Всего 34 часа
Календарно- тематическое планирование.
№
Тема занятия
Кол-во часов
Описание примерного содержания занятий
Дата
Раздел 1. История возникновения искусства оригами.
1-2
История возникновения искусства оригами
2
-
Знакомство с коллекцией бумаги, материалами для проведения лабораторной работы, историей Японии.
Раздел 2. Базовые формы.
3-5
Квадрат- основная фигура оригами
3
-
Практическое занятие. Способ заготовки квадрата.
6-8
Базовая форма «Треугольник»
3
-
Практическое занятие. Знакомство с инструкционными картами. Условные обозначения, термины и приемы.
9-11
Базовая форма «Воздушный змей»
3
-
Практическое занятие. Знакомство с инструкционными картами. Условные обозначения, термины и приемы.
12-14
Базовая форма «Двойной треугольник»
3
-
Практическое занятие. Знакомство с инструкционными картами. Условные обозначения, термины и приемы.
15-17
Базовая форма «Двойной квадрат»
3
-
Практическое занятие. Знакомство с инструкционными картами. Условные обозначения, термины и приемы.
18-20
Базовая форма «Конверт»
3
-
Практическое занятие. Знакомство с инструкционными картами. Условные обозначения, термины и приемы.
Раздел 3 .Коллективные композиции.
21-22
Аппликация "Деревенский домик "
2
-
Содержание беседы: "Жизнь в деревне", "Деревенская изба", "Домашние и дикие животные", знакомство с инструкционной картой для складывания б\ф "треугольник", игрушек :котенок, собачка, зайка, домик. Выполнение практической работы.
23-24
Аппликация "Аквариум"
2
-
Содержание беседы: "обитатели водоемов", "Океанографическое судно"; знакомство с инструкционными картами для складывания различных моделей рыбок. Выполнение практической работы.
25-26
Аппликация "Осенний лес"
2
-
Беседа по теме: "Осень в лесу", ежик, грибы, лиственные и хвойные деревья; знакомство с инструкционными картами для изготовления б\ф "двойной треугольник", игрушек: ежик, грибок, дерево. Практическая работа.
27-28
Аппликация "У лесного озера"
2
-
Беседа по теме: "Обитатели водоемов, "Озеро"; знакомство с инструкционными картами для изготовления б\ф "воздушный змей", игрушек лягушка, бабочка, улитка, рыбка. Просмотр фрагмента в\ф "Байкал-жемчужина России".
29-30
Аппликация "Ночь"
2
-
Беседа по теме: "Солнечная система; летучие мыши, совы ; сказка В. Бианки "Сова", знакомство с инструкционными карты для изготовления б\ф "двойной треугольник", "воздушный змей",
31-32
Аппликация по сказке "Гадкий утенок"
2
-
Беседа по теме "Водоплавающие птицы", знакомство с различными изданиями книги "Гадкий утенок", знакомство с инструкционными картами для изготовления б\ф "воздушный змей" и игрушек гусь, лебедь и утка. Практическая работа.
33-34
Итоговое занятие. Оформление выставочных работ
2
-
Оформление выставочных работ
Предполагаемая результативность курса.
К концу обучения обучающиеся должны
знать
уметь
что такое оригами
подбирать бумагу нужного цвета
историю возникновения оригами
выполнять разметку листа бумаги
основные приемы работы, способ складывания базового треугольника
пользоваться схемой, технологической и пооперационной картой
название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, и других материалов
пользоваться чертежными инструментами, ножницами
название, приемы складывания модулей
собирать игрушки - «оригамушки» необходимые правила техники безопасности в процессе всех этапов работы
составлять композицию из готовых поделок
уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить игрушку
анализировать образец, анализировать свою работу
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений
-
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
-
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД): Регулятивные УУД:
- принимать и сохранять учебную задачу;
-
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
-
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
-
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
-
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);
-
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
-
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
-
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.
Познавательные УУД:
-
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
-
использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
-
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
-
осуществлять синтез как составление целого из частей;
-
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
-
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
-
владеть рядом общих приёмов решения задач.
Коммуникативные УУД:
-
строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
-
задавать вопросы;
-
контролировать действия партнёра;
-
использовать речь для регуляции своего действия;
-
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Научно-методическое обеспечение.
-
Выгонов В.В. "Я иду на урок. Начальная школа. Трудовое обучение. Поделки и модели". М.: Первое сентября, 2010
-
Долженко Г.И."100 оригами" . Ярославль: Академия холдинг, 2011.
-
Сержантова Т.Б."Оригами для всей семьи". М.: Айрес-пресс, 2007
-
Соколова С.В. "Игрушки и забавы. Оригами". С.-Пб.: Нева, 2007
-
Соколова С.В. "Театр оригами. Теремок". С.-Пб.: Нева, 2003
-
Проснякова Т.Н."Уроки мастерства". М.:Учебная литература, 2006
-
Цирулик Н.А.,Хлебникова С.И."Твори. Выдумывай. Пробуй". Самара: Корп. Федоров, 2010 "Делаем 50 моделей из оригами", сборник. Минск: Попурри, 2011
-
"Оригами - искусство складывания из бумаги". М.: Московский центр оригами, 2009
-
"100 игрушек из бумаги". С.-Пб.: Дельта. Кристалл, 2010
-
"Снежинки. Вырезалочка". М.: Омега, 2010
-
"Детская энциклопедия животных. Узнай. Сделай. Поиграй.". Перевод с немецкого Н. Лебедевой . М.: Олма-Пресс, 2010