- Преподавателю
- Начальные классы
- Работа с родителями обучающихся в направлении духовно-нравственного развития личности (из опыта работы)
Работа с родителями обучающихся в направлении духовно-нравственного развития личности (из опыта работы)
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Плюхина Л.Г. |
Дата | 29.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Работа с родителями обучающихся в направлении
духовно-нравственного развития личности
(из опыта работы) Плюхина Людмила Геннадьевна, учитель начальных классов Чтобы счастье наше было полным, мы нуждаемся в привязанности и помощи окружающих нас людей, последние же согласятся любить и уважать нас, помогать нам в наших планах, работать для нашего счастья лишь в той мере, в какой мы готовы работать для их благополучия, эту необходимую связь называют нравственным долгом, нравственной обязанностью. Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Права и обязанности родителей (законных представителей) в современных условиях определены в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации, главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации, статьях 17, 18, 19, 52 Закона Российской Федерации «Об образовании». Школа, в лице педагогов, не способна самостоятельно справиться с такой задачей, как воспитание духовно-нравственной личности в современном обществе. Помощником в данном направлении для учителя должна быть семья. Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей - продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю свою жизнь. Семья - это определенный морально-психологический климат, это для ребенка школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости. Важнейшим источником жизненного опыта школьников являются внутрисемейные отношения, отражающие нравственные установки, духовные ценности родителей. Именно родитель первый помощник классного руководителя в решении многих вопросов, в возможности разработки индивидуальных вариантов воспитания и развития школьников. Только в совместной деятельности учителя и родителя произойдёт реальная гуманизация воспитательного процесса. Все что происходит дома - постоянно, постепенно создает правила, которые, становясь традициями, составляют основу жизни человека. Свою работу строю на основе Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования являются Закон «Об образовании», Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников, Программа воспитания и социализации обучающихся. В работе с родителями сочетаю коллективные и индивидуальные формы. Наиболее распространенной формой является посещение семьи школьника. Знакомлюсь с условиями жизни ученика; из бесед с родителями и другими членами семьи получаю представление о характере ученика, его интересах и склонностях, об отношениях с родителями, старшими и младшими членами семьи; даю советы родителям по организации выполнения домашних заданий, режиму дня; информирую их об успеваемости и дисциплине ученика в школе. С целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье провожу анкетирование и тестирование родителей. Одна из основных форм связи школы с семьями обучающихся и педагогического всеобуча родителей - родительское собрание. Оно проводится, прежде всего, в интересах обучающихся и их родителей. Присутствие родителей на собрании - свидетельство уважения родителей к школе, к труду педагогов, их внимания к проблемам и делам своих детей. На родительские собрания привлекаю педагогов факультета коррекционной педагогики и психологии шадринского государственного педагогического института, на которых они помогают родителям понять, раскрыть важную роль семьи в обучении и воспитании детей. Не первый год работаю в контакте и с инспектором по делам несовершеннолетних, которая знакомит родителей и детей о тех правонарушениях, которые влекут за собой административные штрафы. На родительских собраниях провожу тренинги, диспуты и дискуссии на духовно-нравственные темы: «О культуре поведения школьника», «Как мы помогаем детям хорошо учиться», «Как приучать детей к труду», «Об организации внеклассного чтения», «О поощрениях и наказаниях» и другие. Предлагаю родителям в группе разобрать ситуации и высказать свое мнение или поделиться опытом воспитания детей. Рассматриваем такую тему, как «Семейный досуг». Мы, учителя, не можем организовать в семье семейный досуг, но мы должны обратить внимание родителей на то, как он организуется в их семье, заставить задуматься о результативном совместном времяпровождении и предложить положительные варианты семейного досуга. Семейный досуг включает в себя: чтение книг, разгадывание кроссвордов, просмотр фильмов, встречи с родственниками, друзьями и знакомыми, совместный отдых, посещение театров, музеев, кинотеатров и концертов и многое другое. Следует обратить внимание на то, что в организации семейного досуга обнаруживается немало и ошибок: слишком много времени дети находятся у телевизора или компьютера, мало бывают на свежем воздухе, родители зачастую недостаточно уделяют времени своим детям, ссылаясь на занятость, усталость и т.п. По данным социологического опроса на совместный досуг с ребенком даже в благополучной семье родители тратят в среднем не более 15 минут в день. С 1-го класса совместно со школьным психологом-педагогом провожу «Семейную гостиную». Родители заранее готовят визитную карточку семьи и на собрании делятся своими традициями, умениями. Психолог на этом же собрании совместно с родителями выводит портрет первоклассника, показывая отличия школьника от дошкольника, нацеливая родителей на развитие необходимых качеств у своего ребенка. На другом из родительских собраний в первом же классе совместно с родителями были разработаны правила Истинного родителя:
- Если родители требуют от ребенка, чтобы он много и с удовольствием читал, они читают сами много и с удовольствием, несмотря на недостаток к времени.
- Если родители требуют, чтобы ребенок не лгал, они не лгут сами ни себе, ни другим, ни собственному ребенку.
- Если родители требуют от ребенка проявления трудолюбия, они сами его проявляют и создают условия для формирования у ребенка умения трудиться.
- Если родители хотят, чтобы их ребенок не воровал, они сами не должны создавать подобных ситуаций в своей семье (пусть даже по мелочам).
- Если родители хотят, чтобы их ребенок не пристрастился с раннего детства к спиртным напиткам, они сами не должны создавать культ спиртных напитков в своей семье. Культ спиртных напитков проявляется в том, что даже в детские праздники родители не могут обойтись без них.
- Если родители хотят, чтобы их ребенок бережно и уважительно относился к дедушкам и бабушкам, они начинают с себя и сами уважительно относятся к своим родителям.
- Если родители хотят, чтобы их ребенок не страдал от одиночества, они дают ему возможность иметь друзей, приводить в свой дом. Это возможно только в том случае, если сами родители имеют настоящих друзей и ребенок встречается с ними в своем доме.
- Если родители хотят, чтобы ребенок не относился к школе и учению с предубеждением, они сами вспоминают о школьных днях с удовольствием и с самыми теплыми чувствами.