- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по ОРКСЭ в 4 классе Христианское отношение к природе (ОПК)
Конспект урока по ОРКСЭ в 4 классе Христианское отношение к природе (ОПК)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Акатова Н.В. |
Дата | 28.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 418
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
«Отношение христианина к природе»
Подготовила: учитель начальных классов
ГБОУ СОШ № 418
Н. В. Акатова
2016 год
Урок № 26
Тема «Отношение христианина к природе» Цель урока: знакомство с христианским отношением к природе, как к Божьему творению. Задачи урока: понять, почему сохранение и бережное отношение к природе является христианским служением; познакомить детей с суждением М. В. Ломоносова о великом христианском служении изучения законов природы; уяснить разницу между потребительским и ответственным отношением к природе; помочь учащимся осознать личную сопричастность в деле охраны природы; обучение умению делать выводы из предложенной в учебнике информации. Ожидаемые результаты: учащиеся узнают, почему познавая мир, христианин постигает замысел Творца; почему в мире нужно не только познавать, но и трудиться. Учащиеся совершенствуют умение осуществлять поиск необходимой информации в тексте учебника и других источниках для выполнения учебных заданий. Продолжат осмыслять понятие милосердие на другом материале. Основные термины и понятия: ответственность за мир, христианское милосердие. Оборудование: интерактивная доска, презентация, фигурки животных и людей, учебник А. В. Кураева «Основы православной культуры». Стихотворения А. Киселева «Семь дней творения» и П. Гвездослава «Я сорвал цветок».Ход урока
I этап Вводный (мотивационно-организационный) Организация деятельности учащихся. Презентация и обсуждение результатов выполнения домашнего задания. - Назовите условия, при которых расставания становится жертвой. - Слово «подвиг» связано только с военным временем? - От каких эгоистических привычек вам хотелось бы отказаться? - Какой мир труднее изменить внешний или внутренний? Подготовка учащихся к восприятию нового материала. Актуализация знаний Кадр 3. Презентация. Учитель. Ребята, вы посмотрели презентацию. А теперь ответьте на вопросы: О чем эта презентация? Как вы думаете, что означают последние слова фильма: «Если не узрим сердцем на земле Бога, и в небе не узрим»? - За сколько дней Бог сотворил мир? (6 дней). - Давайте, вспомним в какой день и что сотворил Бог (дети читают стихотворение А. Киселева). День первый Во мраке Божий дух носился, Кругом был хаос, темнота. Вдруг луч надежды засветился - Луч первой жизни и тела. Из вечной тьмы пришел рассвет, Сказал Господь: - Да будет свет! День второй Сотворил Бог в день второй Свод небесный, голубой, Разместил Свое Творенье Под водой и над водой. День третий В третий день Отец небесный Твердь земную сотворил, Ароматными плодами, Древом жизни одарил. Зелень яркими коврами Расстилается кругом. Все в садах, цветах, деревьях - Это наш с тобою дом. День четвертый На небесной тверди вдруг Засияло все вокруг. Сотворил Бог в день четвертый Золотого солнца круг. К ночи яркое светило Бледная луна сменила. Всемогущий Господь Бог В небе звездочки зажег. День пятый Было тихо над землей, Лишь волной шумел прибой. Сотворил Господь в день пятый Рыб и птиц для нас с тобой. В океане голубом Кит, дельфин, карась и сом Обрели с тех пор свой дом. Птицы радуются в небе, занимается заря. Они песней славят Бога, За любовь благодаря. День шестой Что создал Бог в день шестой? - Скот, зверей. И мир земной, Озаренный ярким светом, Поразил своей красой… Продолжая Свято дело, Бог создал Адама с Евой. Их Господь благословил, В сад Эдемский посели, И изрёк слова творец: - Человек всему венец! День седьмой К дню седьмому сотворил: Небо, землю, скот, зверей. С Божьим образом людей. Их Господь благословил И любовью одарил. Освятил Бог день седьмой И нарек его Покой! Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? Кадр 4. Тема нашего урока: Учитель. Исходя из этого, как мы сформулируем тему урока? Тема нашего урока: «Христианское отношение к природе». Учащиеся записывают тему урока в рабочих тетрадях. II этап Основной (информационно-аналитический) Комментированное чтение статьи в учебнике (стр. 84-85). Кадры 5-7. Учитель: Великий русский ученый М. В. Ломоносов говорил, что Бог дал людям две книги - книгу природы и Библию. В книгу природы Бог вложил природные законы, а в Библию - заповеди. Поэтому Ломоносов считал, что христианин, изучающий законы природы, несет великое христианское служение. Учитель: Сегодня на уроке мы будем с вами «читать» книгу природы. В раю между человеком и животными не было вражды. Слово «рай» - что оно означает? Вспомните? Сад! Бог дал людям заповедь: «… владычествуйте над рыбами морскими и над зверями, и над птицами небесными, и над всяким скотом, и над всею землею, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле. Как вы понимаете эту заповедь? Учитель: Конечно, владыка не будет причинять зла тем, над кем владычествует. Примером первозданного отношения людей к животным являются святые. Животные помогали святым. Работа с материалами рубрики это интересно. Кадр 8. Святой пророк Илия. Кадр 9. Проток Даниил в клетке со львами. Кадр 10. Святой Серафим Саровский с медведем. Кадр 11. Святой Герасим Иорданский со львом и ослом. Подготовленное чтение. Учитель заранее дает нескольким учащимся в классе текст жития преподобного Герасима и святого Серафима Саровского. Работа с иллюстрацией художника И. Айвазовского «Всемирный потоп». Кадр 12. Дети рассматривают, опираясь на материал учебника, готовят рассказ, как художник воплотил библейскую историю. Учитель: Люди должны оберегать жизнь животных, нельзя мучить животных, причинять им зло. Как вы думаете, какое отношение должно быть к растительному миру? Учитель: Я согласна с вами, недопустимо без необходимости рубить деревья, ломать ветки, срывать цветы. Даже наслаждаясь природой, нужно бережно к ней относиться и оберегать эту красоту. Послушайте, как об отношении к природе говорит словацкий поэт Павол Гвездослав: Кадр 13. Презентация к стихотворению. Я сорвал цветок - и он увял, Я поймал мотылька - и он умер У меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться К красоте можно только сердцем. Работа в тетради Прочти стихотворение и запиши, какие чувства и мысли появились у тебя после его прочтения.Словацкий поэт П. Гвездослав
Мои мысли
Я сорвал цветок - и он увял,
Я поймал мотылька - и он умер
У меня на ладони.
И тогда я понял, что прикоснуться
К красоте можно только сердцем.
Учитель: Автор напоминает нам, что Господь создал наш удивительный мир. Это дар людям, и человек не должен губить его, а хранить и заботиться о нем. А сейчас пусть каждый из вас ответит самому себе: - Не обижал ли я беззащитных животных? - Не лишил ли я, без особой необходимости, кого-нибудь из них жизни? Учитель: Иногда вы просите у родителей купить котенка, хомячка или щенка. - Какую ответственность вы должны принять не себя? - О чем следует подумать, прежде чем взять животное? - Готовы ли вы к этому или не готовы? Кадр 14. Презентация к заданию № 3. Работа в тетради. Ты хочешь щенка или котенка. Какую ответственность ты должен принять на себя? Готов или не готов ты к этому?
Со щенком или котенком весело играть
Я готов к этому
Я не готов к этому
От щенка или котенка может быть много грязи, и за ним придется убирать
Я готов к этому
Я не готов к этому
III этап Заключительный (оценочно-рефлексивный) Подготовка учащихся к беседе с родителями и друзьями. - О чем вы расскажите родным и друзьям? - Что обсудите? - Какие вопросы зададите им? 2. Закрепление основных понятий урока. 3. Кадр 15: Оценка и самооценка. - Какие понятия известные вам раньше, вы осмысляли в других условиях? - Что нового узнали на уроке? - Что показалось интересным? - Над чем задумались? - Что вас встревожило? 4. Задание на дом: стр. 84-85, прочитать материал в учебнике, поделиться знаниями с членами семьи и друзьями.