Презентация и разработка урокаДонской край-мой край

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок- конференция

«Судьба донской природы- наша судьба».

Цели урока:

1. Общеобразовательные:

а) формировать представление об экологии, и её роли в жизни людей;

б) выявить основные пути загрязнения природы;

в) формировать коммуникативную компетентность: умения анализировать, обобщать, делать выводы, доказывать своё мнение, убеждать.

2. Развивающие:

а) расширять кругозор детей о природе;

б) развивать логическое мышление;

в) развивать познавательный интерес к предмету.

3. Воспитательные:

а) воспитывать бережное отношение к природе;

б) формировать гражданскую позицию: « Земля - это наш дом. А дом всегда нужно беречь и защищать».

Ход урока.


  1. Орг. момент.

Приветствие гостей.

- Сегодня у нас необычный урок, На нашем уроке присутствуют гости.

- Давайте поздороваемся с ними.

( дети приветствуют гостей )

  1. Эмоциональный настрой на урок.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня я шла в школу с отличным настроением. Как вы думаете, почему?
Дети: Потому что вы хотели быстрее с нами встретиться.
- Потому что наступила настоящая весна.
- Сегодня светит солнце.
- Может быть, потому что скоро каникулы?
Учитель: Да, все, что вы сказали, верно: и на улице стало совсем тепло, и солнышко светит, и нашей с вами встрече я рада. А еще у меня такое приподнятое настроение от ожидания интересных открытий на нашем уроке ….

-Сегодня я подготовила вам маленький сюрприз, посмотрите.

Видео о донском крае.

Почему сегодня наш урок начался так необычно? -Как вы думаете, почему я выбрала именно этот видео ролик? (Потому что говорить сегодня мы будем о нашем донском крае.)

2.Сообщение темы урока.

Мы, сегодня подведём итоги изучения темы «Наш край». А тема нашего урока звучит так « Судьба донской природы - наша судьба»

О чудесном нашем крае

Будет разговор,

О прекрасном милом крае,

Где мы все живём!

1.- Проверить вашу готовность к уроку поможет небольшая игра «Это должен знать каждый». Готовы? (интерактивная доска)

-Что это за карта? (Карта Ростовской области)

1 Найдите и расположите на карте город, являющийся нашим областным центром? (Ростов на Дону)

2.- Найдите и расположите на карте город, являющийся нашим районным центром?

3. Найдите и расположите герб Ростовской области? Флаг?

4. Найдите и расположите герб Белой Калитвы. Флаг.

Учитель.-Ответы на эти вопросы должны знать все жители нашего края.

-Сегодняшний урок необычен тем, что вы, ребята представляете отделы по охране природы. Каждая группа - это его отдел. Представьте свои отделы. (представляют)

( раздаётся стук в дверь, входит почтальон)

Почтальон. - Здравствуйте люди добрые! Вам письмо.

Учитель: Спасибо! (берёт письмо, рассматривает его)

-Странное какое- то письмо, без адреса. А вы не ошиблись?

Почтальон. Да нет же. Это 4 класс? Ой, чуть было не забыл. К письму и посылочка прилагается (подаёт посылку)

Учитель. ( Разворачивает посылку, а там кисточка )

-Кисточка и краски…. (размышляю).

-Для чего нужны эти предметы? ( красить)

-Красить, так красить.(раскрашиваю поверхность конверта)

-Я поняла, эта кисточка волшебная.

На конверте появляется надпись: «В отдел охраны природы!»

- Действительно письмо попало по назначению, давайте прочитаем его.

(Читаю письмо).

«Содержание этого письма вы узнаете, если все дружно повторите заклинание.

А, ну- ка ребята, давайте хором, дружно, повторим заклинание.

-Давайте повторим заклинание хором.

Дети дружно повторяют заклинание

Стоп - расхитителям!

Стоп - браконьерам!

Всем кто природу

Тратит без меры!

Стоп нерадивым!

Стоп людям бездушным!

Родную природу не позволим разрушить!

. Сразу после этих слов входят: рыба, ромашка, крот, держат друг друга под руки, вздыхают.

Учитель. К нам гости пожаловали! Наверное, это и есть письмо.

- Кто вы?

Ромашка. Я, симпатичная кудряшка

Белая рубашка

В серединке золотая,

Кто я такая?

Дети. Ромашка.

Ромашка. Правильно. Я - ромашка. Я очень полезна.

Если случиться, тебе простудиться,

Появиться кашель, поднимется жар

Придвинь к себе кружку, в которой дымится,

Слегка горьковатый душистый отвар.

- Но, к сожалению меня уничтожают, вытаптывают, рвут в букеты, вплетают в венки.

-Помогите мне, сохраните меня.

Рыба. Скрываюсь от преследователей! Задыхаюсь без чистой воды! Задушили нас отходами. Помогите нам, спасите!

Крот. А я крот! Моя родина это степи, луга, поля. Особенно люблю я огороды. Вот люди и решили от меня избавиться. Ставят на меня капканы, травят ядами.

-Я пришёл к вам за помощью. Не откажите, выручайте!

Учитель. Как всё тревожно! Мы можем вам помочь. Ведь вы пришли на урок, где мы будем решать серьёзную проблему защиты природы нашего донского края от жестокости, равнодушия, злых людей.

- Все ребята серьёзно готовились к этому уроку, проводили своё исследование, наблюдения. О результатах этой работы они нам и расскажут. А мы все внимательно послушаем о проделанной работе и составим свод правил охраны природы..

-Слово предоставим отделу охраны растений.

Отдел охраны растений.

Ученица читает стихотворение собственного сочинения.

-Я прочитаю стихотворение, которое сочинила сама.

На нашей маленькой планете

Дружно жили взрослые и дети.

Любили край родимый свой.

И все старательно, с умом

Берегли наш общий дом:

И травинки, и былинки.

И деревья и кусты.

Птичьих гнёзд не разоряли

И зверушек не гоняли.

Для себя природу сохраняли.

Природу под названием Земля,

Где живём все мы, и ты , и я! Катя Мирошниченко

Учитель. Какое замечательное стихотворение!- И было бы чудесно, если бы все дети, все взрослые поступали бы так, как говорится в стихотворении Катюши.

-А о чём говорится в стихотворении?(ответы детей)

Но, к сожалению, есть люди, которые поступают иначе. Пожалуйста, ребята, вам слово.

Ученик. Мы вместе с родителями совершили экскурсию по нашей местности и выявили следующие проблемы. Предлагаем вашему вниманию наш фоторепортаж( показывают презентацию и комментируют её :

1-4слайд. Вырубка деревьев в нашей лесополосе

Наши лесополосы защищают поля, хутора, города от движущихся песков, от сильных ветров. Зимой лесополосы препятствуют сдуванию снега в полей и защищают плодовые деревья и кустарники от обмерзания и вымерзания.

5-7 слайд. Вытаптывание степей животными.

. Поедая зелёную часть растений, животные нарушают корневую систему. Одновременно приминают и притаптывают рядом растущие растения и растения погибают. Точнее говоря, вытаптываются. Появляются оголённые участки земли. На них ничего не растёт. Пасти скот надо правильно.

8-9 слайд. Мусор в наших лесополосах

Мусор в лесу не растёт. Мусорят в лесу люди.

Во-первых, мусор в лесу это просто неэтично и некрасиво.
Во-вторых, в процессе разложения остатков мусора, пищевых отходов химические элементы попадают в почву и грунтовые воды, затем в родники. Различные химические вещества вступают между собой в реакции и могут плохо влиять на здоровье человека.
В-третьих, в поисках еды на эти свалки выходят животные. Вместе с пищей они поглощают целлофан и другие неперевариваемые предметы, что влечет их гибель.

В-четвертых, на битом стекле в лесу могут легко пораниться отдыхающие дети, туристы, грибники и те же животные.

10-11 Горящая степь

Когда горит степь, то погибает плодородный слой почвы, погибают животные птицы.

Люди должны очень хорошо знать, как всё связано в природе и поступать так, чтобы не нарушать природное равновесие.

12-13. слайд Уничтожение первоцветов.

Первоцветы не только красивые растения. Многие являются лекарственными и лечат от многих заболеваний. И бездумное их уничтожение привёдёт к их исчезновению с лица Земли.

В результате исследования мы пришли к выводу: деревья - это чистота нашего воздуха, цветы - украшение Земли и лекарства от многих болезней. Без них мы не можем обойтись, поэтому обязаны их беречь.

Учитель. Ребята, какие же правила охраны природы вы можете сформулировать?

Дети.

  • Не рвать цветы.

  • Не собирать букеты в дикой природе.

  • Не плести венки.

  • Не ломать ветки деревьев.

  • Не повреждать кору деревьев.

  • Сажать деревья и ухаживать за ними.

  • Беречь лесс и луга от пожаров.

Учитель. Огромное спасибо. Молодцы! А теперь слово отделу охраны животных.

Отдел охраны животных.

Ученик. Своё выступление мы хотим начать с загадок. Отгадайте, о каких животных пойдёт речь.

(отгадка - слайд, рассказ о каждом животном отдельно)

1.Не самолёт, а летает.

Не камень, а падает.

Не кот, а мышей ловит.

Своим клёкотом зайцев пугает,

И на гербе страны обитает. Степной орёл.

1 слайд. Рассказ Степной орёл - хищная птица отряда ястребообразных. Любит пространства всхолмлённой равнины. Гнездится на курганах, на металлических опорах линий электропередач. Дневной хищник. Добычу, а таковой являются все мелкие и средние по величине степные животные, высматривает паря в воздухе. Из-за изменения условий обитания стал редок.

2.Норку имеет, а не мышка.

Насекомых ловит, а не птичка.

В траве прошуршит, а не змея.

За хвост поймаешь, сбежит без хвоста.

Конечно это…… Ящерица.

2 слайд. Рассказ

На территории Ростовской области обитает 18 видов пресмыкающихся, в том числе - ящерицы. Эти животные хорошо приспособились к степным условиям жизни.. Зимой, чтобы спастись от холода, они спят. Летом в жару прячутся от солнца в тень. У степных ящериц хорошо развиты конечности. Они быстро бегают. Некоторые способны отбрасывать хвост. Ящерицы едят ягоды, а также и насекомых , истребляя при этом большое количество вредителей. Например, такого, как слизень. Ящерицы находятся под угрозой исчезновения по причине изменения природной среды в результате воздействия человека.

3.Высоко под облаками,

Над полями и лугами,

Словно выпорхнув спросонок,

Песнь заводит. Жаворонок.

3 слайд. Рассказ

Степной жаворонок предпочитает степную открытую местность, могут гнездится также на сельскохозяйственных полях. Обычная кочующая птица - жаворонок, несомненно, приносит большую пользу сельскому хозяйству, уничтожая множество вредных насекомых на полях, пастбищах и других, поросших травой, местах. А как он поёт! Но и его песенки мы слышим реже и реже. Гнёзда жаворонков разоряются во время полевых работ.

4.Смешной на вид и толстенький грызун.

Не может жить ни в поле, ни в лесу.

Он выживает лишь в степи целинной,

Где много сочных трав, где нет машин

Такой степи осталось очень мало.

Вот почему зверёк степной совсем уж исчезает. Байбак - степной сурок.

4 слайд. Рассказ

Сурки, в том числе и байбак, относятся к числу самых крупных представителей семейства беличьих. Тело у них толстое, неуклюжее, покоящееся на коротких, сильных ногах. Тело у них толстое, неуклюжее, покоящееся на коротких, сильных ногах. Голова большая, уплощенная, с мало заметными ушными раковинами, шея короткая. От других сурков байбака легко отличить по короткому хвосту, низкому и очень плотному меху. Байбака промышляется ради тёплого и лёгкого меха. Для сельского хозяйства байбак практически безвреден - он редко трогает культурные растения; изредка поедает люцерну и подсолнух. Но под влиянием распашки целинных земель исчез почти повсюду, сохранившись лишь по участкам нетронутой целины.

Учитель. Спасибо, ребята. Почему многим растениям и животным степной зоны грозит исчезновение? Почему они оказались в опасности? (Потому что почти не осталось степей)

-Какие же меры нужно принять, чтобы сохранить животных ?

Ученики. Запретить охоту.

Запретить чрезмерную добычу животных.

Запретить разрушать места обитания животных.

Охранять заповедники.

Заботиться о размножении. Учитель Спасибо 2 группе за проделанную работу. Нам нужно жить в согласии с природой, не нарушать её законов и порядка, разумно использовать её богатства, только тогда мы сможем сохранить нашу планету для будущих поколений!

Физкультминутка

Учитель. Руки подняли и покачали,

Дети. Это деревья в лесу!

Учитель. Руки согнули, кисти встряхнули!

Дети. Ветер сбивает росу.

Учитель. В стороны руки, плавно помашем.

Дети. Это к нам птицы летят!

Учитель. Как они сядут, тоже покажем.

Дети. Крылья сложили назад.

Отдел охраны водоёмов.

Учитель. А теперь переходим к отчёту отдела охраны водоёмов. Готовы?

(сценка)


Сказка «Нефтяная рыбка»


Автор. Жили -были старик со старухой у самой реки Калитвы. Пошёл старик на рыбалку, забросил он невод в реку, пришёл невод….

Старик. (удивляясь, перечисляет содержимое «улова)… с тиной речною, ржавыми банками, битыми бутылками, рваными пакетами и прочим мусором.

Автор. (грозно) Он второй раз забросил невод. Пришёл невод…

Старик.( печально) с рваным башмаком и изношенной лысой шиной.

Автор. С надеждой в третий раз бросил он невод. Пришёл невод…

Старик. (радостно) с одной рыбкой. Да не простою рыбкой, а золотою.

Автор. Заговорила рыбка человеческим голосом, взмолилась.

Рыбка.(жалобно) Не отпускай меня, старче, в реку. Лучше кинь меня в аквариум с чистой водою - отслужу тебе любую службу. Не хочу сделаться рыбкой -грязнулей, а хочу остаться золотою…

Старик. Хорошо, рыбка, быть по - твоему.

Автор. Забрал старик золотую рыбку, посадил её в аквариум с чистой-пречистой водой. Но всё, же надеялся он, когда - нибудь отпустить золотую рыбку в чистую реку.

Ученик:

-Мы вместе с родителями исследовали правый берег реки Калитва в районе хутора Ленина и увидели : (презентация)

-мусорные свалки вдоль берега, что приводит к загрязнению воды в реке

-вырубленные деревья, приводят к обмелению реки, Пётр Первый под страхом смерти запрещал рубить леса в долинах рек.

-в реке моют машины. Моющие средства это яд для речных обитателей и растительности

-коровы пьют воду стоя в реке, что тоже ведёт не только к загрязнению воды, но и уничтожению растительного и животного мира водоёмов.

Если скот пьет воду из реки, то у места водопоя необходимо сделать специальную ограду, чтобы коровы не входили в реку и не загрязняли воду.


Ученик. Большие и малые реки -это наше богатство. Это не только прекрасная рыба, но и вкусный донской хлеб, красивые орошаемые поля и пастбища. Чистые реки- это наше здоровье. Получая от природы всё необходимое для жизни мы должны помнить о бережном отношении к ней, заботиться о её сохранении, приумножать её богатства.

Ученик. Свои выводы мы решили оформить в виде знаков, которые предлагаем расставить по берегам реки. (знаки на палочках- комментируют )


Учитель. Вы провели большую исследовательскую работу, в результате которой выявили проблемы охраны природы нашего края. И если вы будете соблюдать все правила поведения в природе, то сохраните окрестную природу нашего хутора. А у нас есть очень красивые уголки природы! Посмотрите!. Презентация «Наш хутор»

Итог.- В руках человека, а значит и в ваших руках красота и богатство родной земли.

-Помните, вы тот щит, который укроет Донскую землю и поможет ей расцвести и засиять яркими красками.

VI. Домашнее задание.

- Ребята! У меня на столе лежат карточки с названиями животных и растений нашего края, которые нуждаются в защите. На перемене каждый из вас выберет себе карточку с названием одного из них. Дома вы подготовите сообщение об этом животном или растении, оформите его на альбомном листе, подберёте фотографию или сами нарисуете это животное. Это будут заготовки для Красной книги нашего родного края, которую мы с вами сделаем своими руками, и которая будет храниться у нас в классе.

Учитель. Я хочу, чтобы наш урок мы закончили замечательной песней.

(песня)

«Мы желаем счастья вам»

В мире, где Земля наш общий дом

Счастливо и дружно чтоб жить в нём

Красотой морской волны очарованы,

Чтобы был цветущим сад весной

Мы должны построить дом такой

Мы должны построить дои

С миром и добром.

ПРИПЕВ:

Так давайте наведём

Мы порядок в мире большом,

Чтоб солнце по утра

Приходило в каждый дом.

Пусть планета расцветёт,

И она должна стать такой,

Что кто на ней живёт,
Счастлив был бы и здоров.

В мире, где дымит завод стальной

Где морям грозят сливной водой

Где подолгу дышим мы газом от машин

Чтобы стало чище вокруг нас,

Очень нужно каждому из нас

Знать, что только вместе мы

Многое решим

ПРИПЕВ:

Так давайте наведём

Мы порядок в мире большом,

Чтоб солнце по утра

Приходило в каждый дом.

Пусть планета расцветёт,

И она должна стать такой,

Что кто на ней живёт,
Счастлив был бы и здоров.

© 2010-2022