Конспект урока по литературному чтению для 2 класса на тему «М. Пришвин «Ребята и утята»»

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Литературное чтение во 2 классе (УМК «Начальная школа 21 века)
Тема: М. Пришвин «Ребята и утята» Цели:
  • повторить изученные произведения о весне, учить правильно называть произведение; формировать умение самостоятельно работать с текстом, выделять основную мысль каждой части, составлять план рассказа;
  • развивать выразительное беглое чтение, умение высказывать свои мысли и чувства;
  • прививать любовь к чтению, к литературе, воспитывать доброе отношение к животным.
Ход урока
  1. Поэтическая минутка.
Плакала Снегурочка, Зиму провожая. Шла за ней печальная, Всем в лесу чужая. Там, где шла и плакала, Трогая берёзы, Выросли подснежники - Снегурочкины слёзы. Весна- это светлый праздник рождения природы. Весной на земле зацветает новая жизнь, распускаются почки на деревьях, в поле появляется робкая зелень; жуки, мухи, бабочки выползают из щелей; из берлоги, отряхиваясь, вылезает отощавший медведь. Весна летит на крыльях скворцов, журавлей, ласточек. Времена года - как люди, разные на лицо и душой. Весна у поэтов - красавица: и краски ее яркие, и поет она на все лады. И сейчас мы с вами поговорим о весне языком поэзии. II. Проверка домашнего задания - Кто, ребята, желает прочесть любимые стихи о весне? В. Жуковский «Жаворонок» О. Высотская «Одуванчик» Е. Боратынский «Весна, весна! Как воздух чист!» С. Маршак «Весенняя песенка» А. С. Пушкин «Гонимы вешними лучами…» III. Повторение рассказов о природе писателей-натуралистов. - Ребята, очень много произведений о весне мы с вами прочитали. Давайте вспомним их. Не забудьте правильно называть произведение. (Автор, заголовок.)
  • На широкой лесной поляне синей краской нарисовала она большую весеннюю лужу. А вокруг неё, будто синие брызги, рассыпала первые цветы подснежника, медуницы.
(Г. Скребицкий «Весна-художник»)
  • Наконец растаял снег. Стало тепло. Мы нашли в лесу первые подснежники. Мама понюхала их и говорит: «Вот теперь пахнет настоящей весной».
(Э. Шим «Чем пахнет весна»)
  • Два дня скворцы точно набирались сил и всё навещали и осматривали прошлогодние знакомые места. А потом началось выселение воробьёв из скворечен. (А. Куприн «Скворцы»)
  • Не серьёзный это месяц, весенний. Всё бы ему шутить да обманывать. Не только на первое апреля может обмануть, но даже и на пятнадцатое, а то и на двадцатое. (Н. Сладков «Апрельские шутки»)
  • С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что он спать ложился вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставал.
(М. Пришвин «Золотой луг») IV. Сообщение темы урока - А что, по-вашему, испытывают животные с приходом весны? Много забот весной у животных. Самая главная забота - вырастить своих детенышей. Поведал нам одну историю М.М. Пришвин. V. Изучение нового. 1) Самостоятельное чтение рассказа учащимися - К какому жанру можно отнести это произведение? Почему? (Рассказ) - Почему автор так назвал свой рассказ? - Какие чувства возникли у вас, когда вы читали это произведение? Физминутка (танцевальные движения под мелодию «Танец маленьких утят») 2) Чтение 1 части, словарная работа Уточка чирок-свистунок Версты за три Вода спала 3) Чтение 2 части. Отработка навыка выразительного чтения. Чтение по ролям без слов автора. Словарная работа: Паровое поле -Как автор разговаривал с мальчиками? (Строго, очень сердито). - С какой интонацией будем читать эти слова? 4) Чтение 3 части. Сравнение поведения матери в первой части и в третьей части. Словарная работа: Овсяное поле В местах, открытых для глаз человека, лисицы и ястреба, мать шла позади, чтобы не выпускать утят ни на минуту из виду. И около кузницы, при переходе через дорогу, она, конечно, пустила их вперёд. - Почему мать пустила детей вперёд? Мать отлетела немного и, когда ребята ушли, бросилась спасать своих сыновей и дочерей. По-своему она им что-то быстро сказала и побежала к овсяному полю. За ней побежали утята - пять штук. - Почему уточка побежала вперёд? - Почему утятам не так-то легко попасть на озеро? (Долгий путь и у них много врагов: человек, ястреб, лиса.) 5) Составление плана рассказа - Просмотрите первую часть. Какова её главная мысль? - Как можно озаглавить эту часть? - Определите основную мысль второй части. - Как бы вы озаглавили эту часть? - Какова главная мысль заключительной части? План
  1. Трудный путь к озеру.
  2. Ребята поймали утят.
  3. Счастливый путь, утята!
VI. Рефлексия - Прочитайте пословицу:

Дитя плачет, а у матери сердце болит.
- Подходит ли эта пословица к нашему рассказу? - Как вела себя уточка, когда ребята ловили утят? - Какой была уточка-мать? - Какой вывод можно сделать? VII. Сообщение О М. М. Пришвине

Михаил Михайлович Пришвин был одним из певцов русской природы. Он завещал детям любить ее, познавать ее тайны, не стремясь что-то в ней ломать и переделывать. Особенности личности и таланта М. М. Пришвина - оптимизм, вера в человеческие возможности, поэтичность восприятия мира. Все это способствовало тому, чтобы начать писать для детей.
Рассказ «Ребята и утята» вошел в книгу «Журавлиная родина». «Чудеса совершаются везде и всюду и во всякую минуту нашей жизни, но только часто мы, имея глаза, их не видим, имея уши, - не слышим», - писал М. М. Пришвин. Его детские рассказы направлены на то, чтобы раскрыть чудеса обычной жизни, показать необыкновенное в обыкновенном. VIII. Подведение итогов - Какой это рассказ: развлекательный, познавательный или поучительный? (Познавательный и поучительный) - Что нового узнали из этого рассказа? - Чему он нас учит? IХ. Домашнее задание по выбору: 1) пересказ по плану, 2) составить рассказ об уточке-матери, 3) выполнить задания в тетрадях на печатной основе.

Будникова Любовь Ивановна,

учитель первой квалификационной категории

МОУ СОШ с. Пушанина

Белинского района

Пензенской области

© 2010-2022