- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект открытого урока во 2 классе по русскому языку по теме: Разделительный мягкий знак
Конспект открытого урока во 2 классе по русскому языку по теме: Разделительный мягкий знак
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Лукинская О.В. |
Дата | 01.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок русского языка во 2 «в» классе по теме:
«Разделительный мягкий знак».
Цель: формировать умение грамотно писать слова с РМЗн.
Задачи:
1. Вспомнить понятие о РМЗн.
2. Сформулировать правило написания РМЗн в словах.
3. Формировать умение писать слова с РМЗн.
4. Формировать умение различать РМЗн в словах.
5. Развивать умение различать РМЗн и Ь-показатель мягкости согласных.
6. Развивать умение употреблять в речи слова с РМЗн.
7. Пополнение словарного запаса учащихся.
8. Развитие монологической речи.
9. Совершенствование базовых знаний и умений учащихся:
А) гласные и согласные звуки и буквы;
Б) Ь-показатель мягкости согласных;
В) большая буква в именах собственных;
Г) парные согласные на конце слов;
Д) правописание сочетаний жи-ши, ча-ща;
Е) правописание слов с безударными гласными непроверяемыми ударением;
Ж) правила оформления предложений в письменной речи.
10. Формирование обще - учебных умений:
А) умение самостоятельно добывать знания;
Б) умение наблюдать, сравнивать, обобщать;
В) умение выполнять задание по образцу и творчески;
Г) умение осуществлять контроль, самоконтроль, самооценку;
Д) умение работать с информацией.
11. Воспитание доброжелательного отношения друг к другу.
12. Совершенствование сан.-гиг. навыков.
ХОД УРОКА:
-
Подготовка к восприятию нового материала.
СЛАЙД 1. (читают дети)
На берегу Зелёного ручья жил мышонок. Днём он обычно спал, а ночью слушал песни соловьёв. «Почему я не пою, как соловьи и не летаю, как птицы? Наверное, потому, что у меня нет крыльев».
Учитель: - Эта сказка про маленького мышонка, который написал письмо волшебникам и попросил у них …
СЛАЙД 2.
Учитель: - Крыля (читаю со слайда).
-Ой, что-то не так. Ну, конечно! Не крыля, а ………..
Дети: - Крылья (читают со слайда).
-
Формулировка целей и задач урока.
Учитель: - Мышонок поставил перед нами проблему: такая маленькая буква и такая большая разница в словах.
- Давайте установим, в чём разница в словах КРЫЛЯ и КРЫЛЬЯ. Для этого сравним последние слоги.
А) КРЫЛЯ - ЛЯ (показ) - Назовите последний слог. (ля)
- Эти буквы были очень дружны и
образовывали сочетание.
- Какие звуки вы слышите при
произношении?
Б) - Но с ними очень захотел дружить мягкий знак и разделил буквы «ЭЛЬ» и «Я» в разные стороны.
- Послушайте последний слог ЛЬЯ.
- Что мы услышим, если мягкий
знак встанет после «ЭЛЬ» и перед
«Я»? (услышим Й ).
В) - Теперь давайте письменно понаблюдаем за подобными словами и сделаем в тетрадь звуко - буквенный разбор слов:
СЛАЙД 3.
- Сравни слова.
- Изменится ли значение слова, если в нём появится РМЗн?
ПОЛЁТ ПОЛЬЁТ
СЛАЙД 4.
Проверка:
ПОЛЁТ ПОЛЬЁТ
- Почему схемы разные? (появился РМЗн).
- Какой звук обозначает буква Ё в 1 слове?
- Какие звуки обозначает буква Ё во 2 слове?
- Почему? (она после РМЗн).
- Что мы слышим и что появляется в схеме, если «Ь» встаёт после согласной буквы и перед гласной?
Г) - Как же называется знак, который разделяет согласные и гласные буквы? (РМЗн)
- На какой вопрос будем искать ответ на уроке? (когда в словах пишется РМЗн)
- Чему будем учиться на уроке? (писать слова с РМЗн)
-
Работа над правилом.
СЛАЙД 5 - повторение СЛАЙДА 1.
- Назовите все слова с РМЗн. (Высвечиваются по щелчку мыши слова).
На берегу Зелёного ручья жил мышонок. Днём он обычно спал, а ночью слушал песни соловьёв. «Почему я не пою, как соловьи и не летаю, как птицы? Наверное, потому, что у меня нет крыльев».
Слайд 6.
КРЫЛЬЕВ
СОЛОВЬЁВ
СОЛОВЬИ
НОЧЬЮ
РУЧЬЯ
СЛАЙД 7 - выделены гласные и согласные.
КРЫЛЬЕВ
СОЛОВЬЁВ
СОЛОВЬИ
НОЧЬЮ
РУЧЬЯ
- После каких букв стоит РМЗн?
- Что общего? (согл.)
- Перед какими буквами стоит РМЗн?
- Что общего? (гласн.)
- Назовите их.
- Какой звук мы слышим в этих словах после согласного? (Й)
- Сейчас мы будем учёными. Мы попробуем сформулировать правило самостоятельно и ответить на главный вопрос нашего урока: когда в словах пишется РМЗн. А поможет нам ПЛАН, который записан на доске.
ПЛАН:
-
После каких букв?
-
Перед какими буквами ? Назови их.
-
(показ указкой) Какой звук слышим после согласного?
- Отвечая на эти вопросы, формулируем правило:
РМЗн ПИШЕТСЯ 1) ………..2)…………, ЕСЛИ 3)…………. .
РМЗн ПИШЕТСЯ после согласных и перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я, если в этих словах слышится звук Й.
- Давайте проверим по учебнику на стр. 114, правильно ли мы сформулировали правило.
4. Первичное закрепление.
- Зная это правило, давайте поможем мышонку осуществить свою мечту.
СЛАЙД 8. (читают дети)
Отправился мышонок просить у волшебников КРЫЛЬЯ. Шёл он и днём, и НОЧЬЮ через леса, поля и РУЧЬИ. Он слышал ЧИРИКАНЬЕ ВОРОБЬЁВ. СОЛОВЬИ подбадривали его своими песнями.
- Найдите и выпишите в тетрадь через запятую слова с РМЗн. Первое слово напишем с красной строки, с большой буквы, остальные слова через запятую, с маленькой буквы.
- Какие слова вы выписали?
СЛАЙД 9.
Крылья, ночью, ручьи, чириканье, воробьёв, соловьи.
ПРОВЕРКА.
- Я напоминаю, как надо подчёркивать эту орфограмму: КРЫЛЬЯ.
- В остальных случаях подчеркните эту орфограмму самостоятельно.
- Давайте повторим правило, когда в словах пишется РМЗн.
СЛАЙД 10. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
-
Закрепление.
- Увидел наш мышонок селенье волшебников и рассказал им о своей мечте. Согласились добрые волшебники помочь маленькому путешественнику, но только после того, как он выполнит три испытания.
СЛАЙД 11.
- Откройте ТПО с. 39 упр. 69. Это ваше первое испытание. Разгадываем кроссворд.
1) Вид спортивного снаряда с острым наконечником.
- Какая орфограмма?
- Когда пишется РМЗн и почему?
2) Способность животных ощущать запахи.
3) Мастерская по пошиву одежды.
4) Одежда, которую носят поверх белья.
5) Мебель в виде доски на ножках.
6) Чувство огромной радости.
7) Дождливая, пасмурная погода.
к
о
ё
ч
у
т
а
т
е
п
л
а
с
к
а
я
с
ч
с
т
н
е
н
с
т
СЛАЙД 12.
- Вот вам вторая задача. Чтобы её выполнить - будьте внимательны.
- Прочитайте слова:
платье, коньки, пьют, кольцо, просьба, бельё.
- Все ли слова по нашему правилу? Смотрите, между какими буквами пишется мягкий знак?
- Подумайте, какое задание могли придумать волшебники?
- На какие 2 группы можно разделить эти слова? ( с РМЗн и Ь - показатель мягкости согласного)
- Назовите слова с РМЗн.
- Назовите слова, где Ь - показатель мягкости согл.
- Запишите слова в тетрадь в 2 столбика на следующей строчке с маленькой буквы.
СЛАЙД 13.
ПРОВЕРКА.
- Напомните, как подчёркиваем орфограмму с РМЗн?
- Во 2 столбике подчеркните Ь - показатель мягкости согл.
- В чём различие РМЗн и Ь-показателя мягкости согласных?
СЛАЙД 14.
Льёт силный дожть. Дружок лежыт под крыльцом. Сабака встречяет илю. Илья и Дружок - друзя
- Прочитайте текст про себя.
- Какое задание надо выполнить здесь?
- Поднимите руки те, кто знает как выполнять это задание.
- Работайте самостоятельно.
- Подойдите ко мне дети, которым трудно выполнить это задание. (совместный разбор 1 предложения, записанного на доске)
- Садитесь на место и начинайте работать в тетради письменно со следующего предложения.
СЛАЙД 15.
ПРОВЕРКА.
- Объясните орфограммы в словах: илю (Илью), друзя (друзья).
- Подчеркните орфограммы.
-
Р/р.
- Мы выполнили все испытания и наша сказка заканчивается.
- Придумайте сами концовку сказки.
- А вот мой вариант окончания сказки:
Подарили волшебники мышонку крылья и сказали: «Из тебя получится прекрасный крылатый мышонок. Летай на здоровье и не знай себе горя!»
7. Итог урока.
- Улетел наш радостный мышонок навстречу своему счастью, а нам оставил письмо:
СЛАЙД 16.
Слова собрал я здесь не зря:
Деревья, листья и скамья,
Колосья, братья и семья -
Что в них за правило, друзья?
- Какое правило учили?
-Расскажите правило написания слов с РМЗн, используя план ответа.
8. Д/з.
СЛАЙД 17.
С. 114 наиз. прав., упр.203