- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок русского языка Имя прилагательное (4 класс)
Урок русского языка Имя прилагательное (4 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Попова М.В. |
Дата | 29.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Урок русского языка в 4-м классе по теме
"Имя прилагательное"
Попова Марина Васильевна, учитель начальных классов
Разделы: Преподавание в начальной школе,
Цели:
-
Обобщать знания учащихся об имени прилагательном как части речи.
-
Развивать умения распознавать имена прилагательные в тексте, точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи.
- Обогащать словарный запас, развивать речь, логическое мышление; содействовать эстетическому воспитанию учащихся на уроке.
Оборудование:
-
Учебник "Русский язык", 4 класс, ч.1 (автор Т.Г. Рамзаева).
-
Карточки со словами.
-
Презентация
Ход урока
1. Организационный момент
Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
2. Актуализация знаний.
Работа в тетради
1) Запись числа
2) Минутка чистописания
-ая,-яя,-ой,-ый,-ое,-ее,-ые,-ие
-Что записано на доске? (Сочетание гласных букв, окончания)
- Какие слова в русском языке имеют такие окончания? (Слова- признаки, имена прилагательные)
- Приведите примеры
Запись слов в тетради: еловый, большой, красивая, зеленые
3) Словарная работа.
Задание: Вставьте пропущенную букву
Слайд
Проверка словарной работы.
Слайд
-Какое слово лишнее? (Веселый)
-Почему? (Имя прилагательное)
- На какую тему подобраны слова словарные слова? (Зима)
Слайд
- Почему слово «веселый» можно отнести к теме «Зима»?
- Ответьте на вопрос, сначала используя в речи слова - признаки, а потом не используя в речи слова - признаки. ( У детей веселое настроение потому, что наступили зимние каникулы, новогодние праздники, они получили новогодние подарки)
- Кто из учеников испытывал трудности при ответе? Почему?
- Для чего нужны в нашей речи имена прилагательные? (Имена прилагательные в речи нужны для того, чтобы точно передать свои мысли, чтобы речь была более точной красивой, яркой, образной)
Слайд (Вывод)
3.Изучение нового материала.
1) Сообщение темы урока
- Ребята, вы, наверное, догадались о чем пойдет речь на уроке?
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока. ( Имя прилагательное)
Слайд
Учитель
-Чему мы будем учиться на уроке? Предположите.
Слайд
Учитель
- Сегодня на уроке мы будем совершенствовать знания об имени прилагательном, находить в тексте имена прилагательные, задавать к ним вопросы, развивать умения точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи.
Образование имени прилагательного
- Образуйте от слова зима имя прилагательное. (Зимний)
Слайд
- Что можно сказать о словах зима и зимний? (Однокоренные слова)
-Как отличить имя прилагательное от имени существительного? (По значению, по вопросам)
Составление словосочетаний
Слайд
(Зимние сапоги, зимнее пальто, зимние ботинки, зимняя одежда, зимний месяц)
- К каким словам относятся имена прилагательные? ( К именам существительным)
Учитель: Т.е. существительные и прилагательные в словосочетании связаны по смыслу, слова- признаки прилагаются к существительным.
Работа по учебнику
Упр. 281(Устно)
Задание: прочитать, озаглавить текст, найти в тексте имена прилагательные.
Пальчиковая гимнастика
Слайд
Учитель.
- Посмотрите еще раз на слайд и постарайтесь запомнить все имена прилагательные
Проверка (Самый, сильный, толстый, большой, длинный, безымянный, ловок, удал)
Пустой слайд
Олимпиада Сочи -2014)
- А какое знаменательное зимнее событие ожидает нас в этом году? (Олимпиада Сочи -2014)
-Какие зимние виды спорта будут представлены на Играх? (Хоккей, бобслей, биатлон, лыжные гонки, керлинг, фигурное катание и т.д.)
Слайд
- Дополните предложение: Хоккей на льду - Олимпийский (зимний вид спорта).
- Запишите предложение, подчеркните имена прилагательные и существительное к которому они относятся.
Индивидуальная работа по карточкам «Составление деформированных предложений»
(раздаются карточки)
Задание: Составить предложение, добавив в него имя прилагательное,
1.- звёзды, сверкать, небо. В вечернем небе сверкали яркие звёзды.
Задание: (У существительных определить род, число, падеж, подчеркнуть прилагательное)
2. - облако, плыло, над землей, низко. Тёмное облако плыло низко над землёй.
(Опорные слова: красное, сильное, темное)
Задание: (Грамматический разбор предложения )
3. - метель, началась, вдруг. Вдруг началась сильная метель.
(Опорные слова: холодная, сильная, утренняя)
Задание: (У существительного определить падеж, выделить окончание, подчеркнуть прилагательное)
4. посыпалась, с неба,- крупа. С неба посыпалась колючая крупа. (Опорные слова: голубая, снежная, колючая)
Задание: (Прилагательное разобрать по составу, подчеркнуть)
Проверка
Чтение детьми составленных предложений
Слайд (Проверка по слайду)
( Проверка осуществляется уч-ся самостоятельно, исправляются ошибки ручкой с зеленой пастой)
Учитель
- С какой целью использованы имена прилагательные в предложении? ( Чтобы более точно описать природные явления и небесные тела)
Сбор карточек
Описание предмета по плану
Учитель
- Я предлагаю дать описание дать описание следующим предметам по плану на слайде
( Учитель демонстрирует лимон и яблоко)
Слайд
Работа в тетради. Запись слов-признаков одного из предметов по выбору.
Лимон овальный, желтый, кислый, твердый, неровный.
Яблоко круглое, красное, кисло-сладкое, твердое, гладкое.
!!! Дополнительно
Игра «Синонимы» Электронное приложение.
Задание: подбери синоним к слову
Рефлексия
- А сейчас вам предлагаю украсить данные предложения, подходящими по смыслу, прилагательными.
Слайд
Стоит прекрасный денёк. Ваня и Алёша построили снежную крепость. Егор слепил снеговика. Снеговик получился большой и красивый. Веселые ребята несутся на санках с горки. Катя катается по скользкому льду на коньках. Всем весело!
Правила безопасности
- Какие правила безопасности необходимо соблюдать при катании на льду?
Слайд
Ответы детей (Нельзя ходить по тонкому льду. Надо избегать мест, где тонкий лед. Зимняя река - это опасно.)
Учитель
- Ребята, не забывайте никогда о правилах безопасности, соблюдайте их и будьте осторожны, особенно в предверии праздника «Крещение», когда многие люди пойдут на водоемы.
Подведение итогов
-Наш урок заканчивается. Вы получили новые знания. Но у меня остались к вам вопросы
- Какую часть речи изучали на уроке?
- Научились ли вы чему- то новому?
- Какова роль прилагательных в речи?
Домашнее задание
Слайд
Дополнительное задание
Игра « Снежный ком»
- 1 уч-ся называет имя прилагательное, 2 уч-ся повторяет уже названное слово и произносит свое и т.д.