- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по окружающему миру УМК Перспектива
Рабочая программа по окружающему миру УМК Перспектива
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кузнецова О.С. |
Дата | 31.07.2015 |
Формат | zip |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Окружающий мир- 1 класс
УМК « Перспектива»
Роль и место дисциплины
Программа «Окружающий мир» создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые гармонично объединяют естественно-научные знания и опыт гуманитарных наук. Ведущей, с точки зрения организации содержания, является идея единства мира природы и мира культуры. С этой принципиальной позиции окружающий мир рассматривается как природно-культурное целое, а человек - как часть природы, как создатель культуры и как её продукт, то есть тоже природно-культурное целое.
Адресат
Программа адресована обучающимся 1 класса
Соответствие Государственному образовательному стандарту Данная рабочая программа по немецкому языку разработана на основе следующих нормативных документов:
-
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-
Законом Тамбовской области от 04.06.2007 № 212-З «О региональном компоненте государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Тамбовской области»;
-
приказом Минобразования России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями);
-
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (изменениями и дополнениями);
-
примерной основной образовательной программой начального общего образования, рекомендованной Координационным советом при Департаменте общего образования Минобрнауки России по вопросам организации введения ФГОС к использованию образовательными учреждениями РФ примерная основная образовательная программа начального общего образования (актуальная версия расположена на сайте: standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2768);
-
приказа МБОУ «Никифоровская СОШ №1» от 30.07.2012 года №87/1 «Об утверждении Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) муниципального бюджетного образовательного учреждения «Никифоровская средняя общеобразовательная школа №1».
-
учебный план МБОУ «Никифоровская СОШ №1» на 2015-2016 учебный год.
Цели и задачи курса
В настоящее время основные задачи российского образования в целом и начального общего образования в частности можно определить следующим образом: формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основ для самостоятельной реализации учебной деятельности, которая может обеспечить социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
С этим общим целеполаганием тесно связаны и цели изучения предмета «Окружающий мир» в начальной школе:
формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;
духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Специфика предмета «Окружающий мир» заключается в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере знания о природе, обществе и истории и знакомит обучающихся с материалом естественных и социально-гуманитарных наук, необходимым для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. Основной задачей реализации содержания предмета является формирование у ребенка:
- уважительного отношения к семье, городу или деревне, а также к региону, в котором он проживает, к России, ее природе и культуре, истории;
- понимания ценности, целостности и многообразия окружающего мира, понимания своего места в нем;
- модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Программу определяют важнейшие компоненты культуры - норма, ценность, идеал, что позволяет представить такое явление, как мир, системно с точки зрения культурно-нормативного, культурно-значимого, культурно-должного в жизни человека. Таким образом, дети получают возможность создать целостную картину мира, выявляя в ходе первоначального знакомства с природными явлениями и фактами культуры универсальные ценностно-смысловые ориентиры, необходимые человеку. Ведь именно ценностно-консолидирующее пространство культуры обеспечивает согласие между людьми в обществе и помогает им определить своё место в мире природы как в жизненно важной сфере человеческого бытия.
В программе определяются понятия, необходимые для восприятия и изучения младшими школьниками окружающего мира:
природа и культура, целое и часть, общее и различное, внешнее и внутреннее, живое и неживое пространство и время как важнейшие параметры бытия;
природосообразный ритм человеческой жизни как основа физического и психического здоровья человека;
мир как иерархия, порядок, лад, как взаимосвязь всего со всем.
Благодаря культурологической установке программа выполняет интегрирующую роль в системе обучения и воспитания младших школьников. Практически все темы курса могут получить специальную интерпретацию на уроках изобразительного искусства и музыки, литературного чтения и русского языка, а также на уроках физической культуры. Естественно сочетаются с данным курсом факультативы А. А. Плешакова «Экология для младших школьников» и «Планета загадок», факультативные курсы М. Ю. Новицкой «Введение в народоведение» и Е. П. Левитана «Твоя Вселенная». Многие темы предполагают специальное развитие в сочетании с работой по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» на основе отдельной тетради ОБЖ. В соответствии с программным материалом по «Окружающему миру» может быть выстроена внеклассная и внешкольная работа, работа с семьёй, в группах продлённого дня, система работы школы полного дня для младших школьников. Поэтому в конце каждого раздела в содержании каждого класса предлагается «Блок внеклассной, внешкольной работы» с примерной тематикой; любой учитель может преобразовать ее согласно региональным, местным условиям, в которых находится конкретная школа.
Используемый в программе подход к структурированию учебного материала позволяет год от года выявить отдельные стороны (аспекты) в тех обобщенных формулировках, которые представлены в разделе «Содержание курса». Так постепенно, шаг за шагом, с позиции культурологического подхода и с учетом увеличения возрастных возможностей учащихся углубляется рассмотрение ценностно-смыслового потенциала, заложенного в содержании курса «Окружающий мир». Сферы природной и социальной жизни предстают в их единстве и тесной взаимной связи:
природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества;
культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм;
наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума;
искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества;
человечество как многообразие народов, культур, религий;
семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества;
труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности;
здоровый образ жизни в единстве следующих составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное;
нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Структура курса. Содержание учебного предмета
Мы и наш мир (11 ч).
Что такое окружающий мир. Природа. Неживая и живая природа.
Культура. Природа в творчестве человека.
Мы - люди. Как мы общаемся с миром. Люди - творцы культуры.
Блок внеклассной, внешкольной работы: путешествие в ближайший парк города, за город в мир красок и звуков родной природы.
Наш класс в школе (13 ч).
Наш класс в школе. Мы - дружный класс. Учитель - наставник и друг.
Природа в классе. Как ухаживать за комнатными растениями. Что растет у школы. Мир за стеклянным берегом. Кто еще у нас живет? Какие бывают животные. Делу - время. Книга - наставник и друг. Потехе - час.
Блок внеклассной, внешкольной работы: участие в школьном осеннем спортивном празднике с программой народных детских игр родного края. Путешествие (с участием родителей) за город для знакомства с природой в её естественных формах.
Наш дом и семья (15 ч).
Мы в семье. Моя семья - часть моего народа.
Природа в доме. Откуда в наш дом приходят вода, газ, электричество. Красивые камни в нашем доме. Комнатные растения у нас дома.
Выйдем в сад. Овощи и фрукты на нашем столе. Про хлеб и кашу, чай и кофе. Дикорастущие и культурные растения.
Собака в нашем доме. Кошка в нашем доме. Дикие и домашние животные. С утра до вечера.
Блок внеклассной, внешкольной работы: выставка «Семейный круг» по материалам семейных архивов учащихся с использованием таблиц «Родословное древо», составленных детьми совместно с родителями. Праздник «Семейные секреты вкусной и здоровой пищи».
Город и село (14 ч).
Мы в городе, селе. Красота любимого города и родного села. Природа в городе. Что растёт в городе. Чудесные цветники. В ботаническом саду. Кто живёт в парке. В зоопарке. Войдём в музей!
Мы помним наших земляков. Все профессии важны.
Блок внеклассной, внешкольной работы: экскурсия по родному городу; посещение музеев, библиотек, других культурно-просветительных учреждений. «Мастер своего дела»: встреча с родителями - представителями городских, сельских профессий.
Родная страна (8 ч).
Россия - наша Родина. Москва - столица России.
Мы - семья народов России.
Природа России. Охрана природы. Красная книга России. Заповедные тропинки.
Блок внеклассной, внешкольной работы: совместный праздник детей и родителей «Наш класс - семья народов России». Посещение природного и/или историко-архитектурного заповедника родного края.
Человек и окружающий мир (5 ч).
Взгляни на человека! Всему свой черёд. У каждого времени - свой плод. Я - часть мира. Изучение ПДД проводится на уроках окружающего мира интегрировано с изучаемыми темами.
Блок внеклассной, внешкольной работы «За страницами учебника».
Одной из наиболее важных составляющих духовно-нравственного развития детей в блоке внеклассной, внешкольной работы «За страницами учебника» является семейное и патриотическое воспитание. В наше время, когда воспитательная роль семьи снижена до предела, когда семья как социальный институт стоит на грани выживания, особенно актуально осознанное обращение детей к жизни родителей, а родителей к жизни детей. Поэтому в блоке внеклассной, внешкольной работы особое место уделено возрождению культуры и духовного уровня семьи, а также воспитанию любви к родному дому, городу, краю.
Рассмотрим цели, задачи, механизмы и принципы работы педагогов в этом направлении.
Цели: духовно-нравственное и патриотическое воспитание младших школьников; развитие эстетического восприятия окружающего мира и гармонического мироощущения через систему уроков и занятий дополнительного образования во второй половине дня.
Задачи: за годы обучения в начальной школе у каждого ребёнка должны быть сформированы основные нравственные качества: отзывчивость, ответственность, доброта, готовность прийти на помощь. Основные задачи: сплочение коллектива класса как единой семьи, психолого-педагогическая работа с семьями учащихся.
Результатами освоения программы «Окружающий мир» являются личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты.
1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознания своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты.
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
4. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
5. Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
10. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты.
1. Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.
2. Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.
3. Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
4. Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и другие с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).
5. Развитие навыков установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире.
Планируемые результаты
Тема
раздела
Предметные
результаты
Метапредметные универсальные учебные действия
Личностные
универсальные
учебные
действия
познавательные
коммуникативные
регулятивные
1
2
3
4
5
6
Мы
и наш мир
Осмысление представлений о человеке и мире, который его окружает
Осмысление взаимосвязи между человеком и окружающим миром
Формирование способов взаимодействия с окружающим миром (вижу, слышу, говорю, чувствую); умения отвечать на поставленный вопрос
Формирование умения выполнять задание в соответствии с целью
Формирование личного
(эмоционального) отношения к окружающему миру
Наш класс
в школе
Осмысление представлений о школе и классе как части целого мира
и об отношениях в нем
Осознание важности школы
в процессе познания окружающего мира
Формирование способов позитивного взаимодействия со сверстниками и учителями
(в процессе учебы, во внеклассной деятельности); овладение навыками монологической и диалоговой речи
Умение выполнять задание в соответствии с целью
Формирование личного
(эмоционального) отношения к школе, классу, другим ученикам
Наш дом
и семья
Осмысление представлений о доме и семье как о мире, в котором есть природа, культура, близкие и дорогие люди
Осмысление понятий, связанных с темой «Семья»; осознание своей роли в семье
Знакомство с позитивными способами взаимодействия в семье
Освоение способов выражения позитивного отношения к семье
и семейным ценностям;
к планированию и целеполаганию в семье
Формирование позитивного отношения к семье и семейным ценностям
Город и село
Осмысление представлений о городе и селе, которые неразрывно связаны с его историей, культурой, людьми
Осмысление взаимосвязи человека и места, в котором он родился и живёт
Формирование способов существования
в городе и селе
Умение выполнять задания в соответствии с целью; целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос
Формирование личного
(эмоционального) отношения к малой родине
Родная страна
Осмысление представлений о том, чем является для человека Родина
Осмысление представления о стране, в которой родился и живёшь, как об Отечестве,
а о культуре
и природе этой страны - как о её национальном достоянии
Формирование
умения общаться с людьми, воспринимать их как своих соотечественников, а себя - как часть большой семьи народов
Умение выполнять задания в соответствии
с поставленной целью; осуществление поиска ответов на конкретные вопросы
Формирование эмоционального осознания себя как россиянина, гражданина большой страны, имеющей богатую и разнообразную культуру, уникальную природу
Человек
и окружающий мир
Установление связи между внешним обликом человека и его внутренним миром, понимание эмоционально-эстетического соответствия разных периодов жизни человека состоянию природы в разное время года
Осмысление взаимосвязи внешнего вида человека и его внутреннего мира; осознание себя творческой личностью, способной изменить мир к лучшему
Формирование умения выражать личное восприятие мира и настроение в эмоциональном слове, музыкальных звуках, красках
Умение выполнять задания в соответствии с целью; осуществление поиска ответов на поставленные вопросы
Формирование образа «Я», неразрывно связанного с миром природы, культуры, окружающих людей
Предмет «Окружающий мир» в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий (УУД).
Личностные: нравственно-этическая ориентация.
Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий.
Познавательные общеучебные: широкий спектр источников информации.
Познавательные логические: анализ, синтез, сравнение, группировка, причинно-следственные связи, логические рассуждения, доказательства, практические действия.
Коммуникативные: использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа.
Формы контроля и учета достижений обучающихся
Обязательные формы
и методы контроля
Иные формы учета достижений
текущая аттестация
итоговая аттестация (четверть, год)
урочная
деятельность
внеурочная деятельность
- устный опрос
- письменная самостоятельная работа
- тестовые задания
- графическая работа
- диагностическая контрольная работа
- интегрированная контрольная работа
- анализ динамики текущей успеваемости
- участие в выставках, конкурсах, соревнованиях
- активность в проектах и программах внеурочной деятельности
- творческий отчет
Объем и сроки обучения
На изучение окружающего мира в каждом классе начальной школы отводится 2 ч в неделю. Программа и материал УМК рассчитаны на 66 часов, 2 часа в неделю.
Из них на проведение:
• стартовой диагностической работы - 1 ч;
• диагностических работ - 5 ч;
• итоговой комплексной работы - 1 ч;
• экскурсий - 12 ч
Название раздела
Название экскурсий
Название практических работ
Мы и наш мир
1.Что такое окружающий мир.
2. Природа нашего края.
3. Окрестности нашей школы
4.Природа в творчестве человека
5. Мы - люди экскурсия в школьный музей.
6.Экскурсия в сельскую библиотеку
7. экскурсия « Осень»
8.Экскурсия в Барский сад
-
П/р « Изготовление игрушек из подручного материала».
Наш класс в школе
Растения родного края
2.« Распознавание комнатных растений»
3. «Распознавание аквариумных рыбок»
4. « Составление текста с помощью самодельных карт»
Наш дом и семья
5. « Распознавание овощей и фруктов»
Город и село
Экскурсия « Мы помним наших земляков»
Экскурсия на почту
Экскурсия в весенний сад
6. « Определение растений цветника»
7. « Определение по карте и на глобусе места своего города и села»
Формы организации учебного процесса, технологии обучения
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, обобщающих уроков, урок -зачёт.
Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах. Особое место в овладении данным курсом отводится работа по формированию самоконтроля и самопроверки.
-
проблемное обучение (схемы, модели);
-
игровые технологии (дидактические игры, ролевые игры)
-
технология индивидуализации обучения, групповые технологии (карточки с индивидуальными заданиями, стол «помощников», карточки для работы в группах сменного состава);
-
технология критического мышления;
-
деятельностная технология.
Информация об используемом учебнике
1. Плешаков, А. А. Окружающий мир. 1 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая ; Рос. акад. наук ; Рос. акад. образования ; изд-во «Просвещение». - М. : Просвещение, 2013.
2. Плешаков, А. А. Окружающий мир. 1 класс. Рабочая тетрадь : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. - М. : Просвещение, 2015.
Электронные образовательные ресурсы для начальной школы
Министерство образования и науки Российской Федерации
mon.gov.ru/pro/fgos/
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт
standart.edu.ru/
Портал "Начальная школа"
nachalka.edu.ru/
Портал "Введение ФГОС НОО"
nachalka.seminfo.ru/
Каталог образовательных ресурсов сети Интернет для школы
katalog.iot.ru/
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
school-collection.edu.ru/
Библиотека материалов для начальной школы
nachalka.com/biblioteka
Mеtodkabinet.eu: информационно-методический кабинет
metodkabinet.eu/
10