Арт-технологии на уроках в начальной школе

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1 слайд

Тема моего выступления «Арт-технологии, как средство развития умственных и творческих способностей обучающихся».

2 слайд

В Российской системе образования в наши дни наблюдаются перемены, представляющие собой очередной этап становления новой школы. Именно поэтому происходят изменения в подходе к теории и практике учебно-воспитательного процесса.

3 слайд

Принцип вариативности, провозглашенный в российском образовании, открывает для учителей широкую творческую возможность выбирать и моделировать учебный процесс в любом ракурсе.

4 слайд

В связи с этим особую важность приобретает апробирование на практике передовых инновационных технологий, составляющих дополнение и альтернативу государственной традиционной системе образования.

5 слайд

Актуальным на данном этапе может стать внедрение в традиционную школу таких инновационных дисциплин, как «арт-педагогика» и ее смежная компонента «арт-терапия». Возникли эти дисциплины на границе слияния таких наук, как педагогика, психология, культурология.

6 слайд

Основная цель, которую преследует артпедагогика, является художественное развитие детей , формирование основ художественной культуры, социальная адаптация личности средствами искусства.

7 слайд

Артпедагогика - это особое направление , где обучение, развитие и воспитание ребенка осуществляется средствами искусства в любом преподаваемом предмете. Данная дисциплина, отходя от приемов традиционной системы образования, трактует непосредственное творческое взаимодействие педагога, ученика и родителей.

8 слайд

Арт-педагогика в широком смысле рассматривает ученика как личность, стремящуюся к самореализации и самоопределению, выстраивая взаимодействие с ним на основе субъектно-субъектных отношений.

9 слайд

Образовательные технологии в артпедагогике направлены на решение задач художественного развития ребенка, облегчение процесса учения, мыслительной деятельности.

10 слайд

Они содействуют сохранению целостности личности, т.к. соединяют интеллектуальное и художественное восприятие мира, приобщают учащихся к духовным ценностям, содействуют развитию всех органов чувств и адаптации личности в современном противоречивом мире.

11 слайд

Основным методом в артпедагогике является проблемно-диалоговый метод, который ориентирован на развитие духовно-личностной сферы ребенка, нравственное воспитание, формирование этического и эстетического иммунитета. Основа данного метода - диалог, предполагающий не просто поочередный обмен информацией, а совместный поиск общих позиций.

12 слайд

Структура и содержание артурока многовариантны, т.к. каждый ребенок приходит на занятия со своим багажом знаний, следовательно, образовательное пространство, содержание, методы, технологии создаются не только педагогом, но и учащимися.

13 слайд

Теперь рассмотрим трактовку другой смежной дисциплины - арт-терапии. Сам термин «арт-терапия» - означает исцеление посредством творчества с целью выражения человеком своего психо-эмоционального состояния.

14 слайд

Основоположником российской школы арт-терапи, по праву, можно считать Александра Ивановича Копытина.В его разработках целью применения арт-терапии в образовании является:

сохранение или восстановление здоровья учащихся и их адаптация к условиям образовательного учреждения.

15 слайд

Арт-терапия рассматривается как совокупность методик, построенных на применении разных видов искусства и имеет такие формы :

-музыкотерапия

библиотерапия

драматерапия и другие.

16 слайд

Исследования в области художественной педагогики показывают, что искусство развивает личность, расширяет кругозор ребёнка, реализует познавательные интересы , позволяет ощутить мир во всём его богатстве.

17 слайд

Арт-терапия и арт-педагогика - составляющие арт-технологии.

Арт-технология - это обучение интеллектуальной деятельности средствами художественного творчества. Искусство помогает осваивать сложный учебный материал, являясь не целью, а только средством познания. Решая поставленную познавательную задачу, учащийся выбирает способы исполнения своей роли, в соответствии с определёнными правилами. При этом у него остаётся достаточно свободы, чтобы импровизировать, выдумывать, выбирать.

18 слайд

Пока чётко обозначились три варианта арт-уроков: построение на одном виде - искусства, когда по законам жанра действуют и учитель, и ученики;

- включение элементов искусства, как средств деятельности учителя;

- использование отдельных элементов различных искусств, как способов организации познавательной деятельности детей. Законы выбранного жанра и определяют структуру арт-урока.

19 слайд

Примеры таких уроков:

театрализованный урок, урок-психодрама, заочные путешествия ,учебные игры и др.

Уроки, проведенные с применением арт-технологии, приносят огромное моральное удовлетворение. Смена ролей, функций, стилей общения - значительно активизирует резервные возможности наших учащихся.

20 слайд

Хотелось бы подробнее остановиться на театрализованном уроке. Такие уроки привлекательны тем, что вносят в ученические будни атмосферу праздника, приподнятое настроение. Они позволяют ребятам проявить свою инициативу, творческую активность, раскрыть индивидуальные творческие способности, а также способствуют выработке у них чувства взаимопомощи, коммуникативных умений.

При подготовке таких уроков даже работа над сценарием и изготовление костюмов и декораций становятся результатом коллективной деятельности учителя, учащихся и родителей. Здесь, равно как и на самом театрализованном уроке, складывается демократический тип отношения.

21 слайд Театрализацию использую на разных уроках. В том числе и на уроках математики. Такие соединения сказочного и реального - вызывают у детей желание творчески относится к сухой теории и правилам. Любая задача на уроке решается детьми легче, проще и быстрее, если они ее обыгрывают. В итоге результат получается эффективнее, и знания гораздо прочнее.

22 слайд

Сказки должны иметь познавательное значение, поэтому в них на первый план выдвигается умственная задача, для решения которой в мыслительной деятельности должны использоваться сравнение, анализ и синтез.


23 слайд

Я считаю, что данная технология благотворно влияет и на подготовку обучающихся в средней школе, так как её приёмы позволяют активизировать познавательный интерес, развивать их творческие способности, стимулирует умственную деятельность, побуждает к исследовательской деятельности.

Хочу представить вашему вниманию одну из постановок, которую мы приготовили с ребятами к уроку математики по теме «Состав двухзначных чисел, место цифры в числе».



© 2010-2022