Урок по литературному чтению на тему Докучные сказки (1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Литературное чтение в 1 классе УМК «Перспективная начальная школа»

Урок 2 Тема: Законы докучной сказки. «Сказка про белого бычка» (с. 4-7)

Цель: создать условия для формирования понятия «докучная сказка»

Задачи: образовательные: уметь находить сюжетно-композиционные особенности жанра докучной сказки; развивающие: развивать выразительное чтение, работать над интонацией, расширять словарный запас детей; воспитывающие: воспитывать интерес к новому предмету

Формирование УУД: личностные - познают основы для развития творческого воображения

Регулятивные - выполняют учебные действия на основе алгоритма действий Познавательные - выделяют события, видят их последовательность в произведении; Коммуникативные - воспринимают мнение о прочитанном произведении сверстников Предметные: научатся различать малые жанры фольклора, находить средства художественной выразительности в тексте (повторы), читать вслух плавно, безотрывно по слогам и целыми словами, учитывая индивидуальный темп чтения; получат возможность научиться осваивать на практике малые фольклорные жанры (докучная сказка) и инсценировать с помощью выразительных средств (мимика, жесты, интонация), различать сюжетно-композиционные особенности докучной сказки.

Оборудование: учебник «Литературное чтение», тетрадь, карточки со сказками, листочки для работа в парах

Содержание урока

УУД

Л

Р

П

К I. Мотивационное начало урока Мы пришли сюда учиться - не лениться, а трудиться.

Слушаем внимательно. Говорим старательно II. работа над развитием речи 1. работа над интонацией слова - «Весна»

- Произнесите это слово грустно, весело, разочарованно, удивленно

2. чистоговорка Ча-ча -ча - горит в комнате свеча Чу -чу- чу - молоточком я стучу Оч - оч - оч - наступила ночь 3. Игра «Узнай скороговорку» - конверт (1 учащийся читает начало скороговорки из конверта, тот, кто узнает скороговорку и правильно ее произнесет - продолжает игру)

III. актуализация опорных знаний 1. беседа

- Вспомните, куда собрались Маша и Миша? Кто будет сопровождать детей в путешествии?

- Где же оказались дети в начале своего путешествия?

- Отгадайте хозяйку: Сказочный я элемент, У меня есть документ. На метле своей летаю И детишек я пугаю. - Кто это? (Баба-яга.) - Привела нас тропинка к огородам Бабы-яги. Огороды Бабы-яги засажены репейниками, ромашками, одуванчиками, подсолнухами, крапивой. - Как вы думаете, зачем Баба-яга их выращивает?

- С кем встретились Маша и Миша около тропинки?

2. повторение стихотворений с 4 (т) «Репей», «Репейник»

Физминутка IV. формирование новых знаний 1. работа по учебнику с 4 -5 - чтение учителем

- Какое задание просит нас выполнить репейник?

- Маша и Миша пообещали рассказать, но они не знают, что такое «докучная сказка», а вы, ребята, знаете?

- Что значит скучать? - В нашем случае: «Миша докучал мне и мешал делать уроки». - Можно ли сказать, что он бездельничал, грустил, ему не с кем было общаться? - Какое же слово поможет нам объяснить значение слова «докучать»? (Надоедать.) - Замените слова «докучал» и «докучай» в тексте словом «надоедать». Прочитайте предложения. - Что изменилось? А что осталось прежним? (Мы заменили слова, а смысл предложений остался прежним.) - Из предложенных слов выберите то, которое близко по смыслу слову «надоедать». (Приставать.) - Замените слова «докучал» и «докучай» словом «приставать». Прочитайте предложения. («Миша приставал ко мне и мешал делать уроки. Не приставай, Миша!») - Какой же смысл имеет слово «докучать»? 2. определение темы урока - С чем нам предстоит сегодня знакомиться? Какие задачи поставим? 3. беседа - Ну что ж, придется задержаться около репейников. Урок по литературному чтению на тему Докучные сказки (1 класс)- Ребята, посмотрите, какой интересный знак! Отчего бы это вдруг Репейники дружно встали в круг? Что такое, в самом деле, Словно бы на карусели? - Кто-нибудь может объяснить? - Конечно, можно спросить у кота ученого, но он отчего-то заснул. Разгадаем этот знак потом. - Послушайте, что говорят репейники: Пожалуйте, дорогие гости, пожалуйте! Принесли мы забавушек на всякий вкус Веселья вам да радости! Будем говорить вам сказки докучные, Давным-давно мы вас ждем-поджидаем, Но совсем не скучные. Сказку не начинаем! Удобно ли вам, гости дорогие? У нас для каждого найдется Всем ли видно? Всем ли слышно? И местечко, и словечко. Всем ли места хватило? - Мы очень любим докучные сказки и хотим вас с ними познакомить.

Физминутка III. работа над сказкой «Про белого бычка» с 6 - 7 1. первичное знакомство со сказкой - чтение по цепочке 2. проверка восприятия - Как вы думаете, кому и когда могли рассказывать такие сказки? - Чем необычна эта сказка? - Можно ли назвать «сказку про белого бычка» бесконечной? Кто может ее продолжить? (Например: Уйди! - Ты говоришь «уйди», я говорю «уйди». Не сказать ли тебе сказочку про белого бычка?) - Какие докучные сказки знаете вы? 3. чтение в парах 4. Чтение сказки по ролям

IV. знакомство с новыми докучными сказками 1. работа по карточкам - Ребята, репейники приготовили для вас и другие докучные сказки. 1) Шел я как-то через мост, 2) Жили-были два братца, два братца - кулик да журавль. Глядь - ворона мокнет. Накосили они стожок сенца, поставили среди польца. Взял ворону я за хвост, Не сказать ли сказку опять с конца? Положил ее на мост: - Пусть ворона сохнет. 3) Жил-был царь, у царя был двор, Шел опять я через мост, на дворе был кол, Глядь - ворона сохнет. на колу мочало; Взял ворону я за хвост, не сказать ли с начала? Положил ее под мост: - Пусть ворона мокнет. (начинать все сначала, пока не надоест.) 4) «Мы с тобой шли?» - «Шли». - «Кожух нашли?» - «Нашли». - «Я тебе его дал?» - «Дал». - «Ты его взял?» - «Взял». - «Так, где же он?» - «Что?» - «Да кожух!» - «Какой?» - «Мы с тобой шли?..» и так без конца. 5) «В некотором царстве, в тридевятом государстве жила была Варвара... Не начать ли сказку сначала?» - Кто докажет, что это докучная сказка? - Почему возникает чувство разочарования? 2. Упражнение для глаз - работа в парах Буквы вычеркни скорей Те, которые два раза Встретишь на строке моей, И тогда прочесть ты сможешь И в ответе сообщить, В чем секрет докучных сказок, Знак на грядке объяснить.

А Ю К А Р Б Ю У Г Б
В К Д Д А В Ж Р Г У Ж С Г Е И Л И Ь (Круг, карусель.)

- Какой вывод можно сделать? Что обозначает знак? Вывод: сюжет докучной сказки движется по кругу, от него может закружиться голова, как на карусели. Знак на грядке означает, что репейники могут рассказывать свои сказки бесконечно.



3. Работа с иллюстрациями с 6 - 7 - Ребята, рассмотрите иллюстрации, расположенные в руках репейников и на волшебном дубе. Чем они похожи?

V. Итог урока. Рефлексия. 1. беседа - Пора возвращаться, но репейники требуют, чтобы Миша и Маша рассказали докучную сказку. Кот ученый предлагает такое начало: «Миша и Маша хотят отправиться домой, а репейники...» Дети. «…Все пристают и не пускают их». - «Миша и Маша хотят домой, а репейники ...» Дети. «…Все не пускают их».



VI. Самооценка -Кого заинтересовали докучные сказки? Кто захотел попросить родителей рассказать докучную сказку? Кто хочет придумать свою сказку? Что означает условный знак «Репейники»? Какую хитрость таят в себе докучные сказки? (Сюжет движется по кругу.) - О чем вы расскажете дома родителям? - Что вам особенно понравилось? - Завтра будет новый день и новые истории.

+



+







+







+



+











+

+



+













+



+









+



+

+





+





+







+





+





+



+



+



+

+



+





+

+

+

+





+







+



© 2010-2022