Урок русского языка по теме ««Наречие

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Наречие».

Цели:

  1. Формирование первоначальных представлений о наречии, как части речи.

  2. Развитие умения анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы.

  3. Решение создавшихся проблемных ситуаций.

  4. Воспитание доброжелательных отношений друг к другу, умение слушать и слышать собеседника.

Оборудование: карточки со словами - наречиями, презентация, проектор, экран. Ход урока. 1.Создание положительных эмоций у учащихся для работы.

Долгожданный дан звонок. Начинается урок.

На уроке не болтай, как заморский попугай,

Ты сиди за партой ровно и веди себя достойно.

2.Повторение изученного. Активная самостоятельная деятельность учащихся. Обсудить число, день недели. Числительное порядковое, сложное, пишется слитно. В слове «шестнадцатое» безударная гласная, проверяемая ударением (шесть). Вторник - второй по счету день.

3.Чистописание. Догадайтесь. Какую букву мы будем писать на минутке чистописания. Эта буква соединяет два или несколько простых предложений. (А). Какая это часть речи? (Союз). Букву А мы напишем с другими союзами. Назовите другие, известные вам союзы. (И, Да). Запишите, продолжив закономерность: а и да и да а (да а и).

Конкурс на самое красивое предложение. Составьте красивое предложение с любым союзом, записать его. Выделить в нем главные члены и указать сверху части речи.

4.Работа над новым материалом.

- Ребята, любите ли вы сказки? Какие сказки любите? Чему они нас учат? Какое число часто встречается в сказках? (три). Итак, мы с вами отправимся в сказку. Чтобы попасть в сказку, нам нужно выполнить три задания.

А) Заменить звуковую запись буквенной и определить, к какой части речи относятся данные слова. Записать каждую группу слов в отдельный столбик:

[гавар*ит*] , [гар*ачий*], [б*исэтка], [вм*эс*т*и], [работат*], [аднажды], [оч*ин*], [ч*эсна], [встр*ич*ат*], [напрот*иф].

- Проверим, правильно ли мы выполнили задание. Мы не смогли определить, к какой части речи относятся слова: «Вместе, однажды, очень, честно, напротив». Эти слова - наречия. И сегодня мы подробно поговорим о ней по плану:

  1. Назначение (работа) наречия.

  2. Изменяемость наречия.

  3. Вопросы, на которые отвечают наречия.

Б) Выполним второе задание: составить словосочетания со словами.

  • Напротив Работать

  • Честно Встречать

  • Однажды Горячий

  • Очень Говорить

  • Вместе Беседка

- Поставьте вопросы к наречиям и запишите словосочетания вместе с вопросом.

Работать (как? каким образом?) вместе.

Встречать (когда?) однажды.

Горячий ( в какой степени?)очень.

Говорить (как?) честно.

Беседка (где) напротив.

- Проверим правильность выполнения.

- А теперь ответьте, пожалуйста, на вопрос, зачем нам в речи нужны наречия, и какова их функция (какую роль выполняют)?

Наречия поясняют, уточняют, дополняют другие части речи. Древние римляне наречие называли «приглаголие». Почему? Слово «наречие» - очень старое, оно встречается в древнерусском языке. Корень - РЕЧЬ - как бы связывает его с глаголом. Русские грамматики приставку ПРИ - заменили приставкой НА- , то есть накладывается на речь. Поэтому на-ре-чие.

Физминутка.

Мы работали отлично, отдохнуть не прочь сейчас,

И зарядка к нам привычно на урок приходит в класс.

Я буду называть слова - разные части речи, а вы должны:

Услышав, глагол: подпрыгнуть.

Услышав существительное: моргнуть.

Услышав прилагательное: присесть на корточки.

Услышав наречие: хлопать в ладоши.

Крепкий, скрепить, крепко, крепление.

Мороз, морозный, морозно, заморозить.

Вкусно, вкусный, откусить, вкус.

Загадка, загадать, загадочный, загадочно.

Светлый, светить, свет, светло.

- Отдохнули? - Отдохнули!

А теперь за парты сели.

В)Осталось выполнить третье задание, чтобы попасть в сказку.

1 вариант: Проспрягать словосочетание шагать вместе, выделить основу слова и окончания.

2 вариант: Просклонять словосочетание беседка напротив, выделить основу слова и окончания.

Вывод. (стр. 121 учебника).

  • Незаменяемые слова (несклоняемые и неспрягаемые), которые поясняют чаще всего глаголы, прилагательные, называются наречиями.

  • Наречия отвечают на вопросы: где? Куда? Откуда? Как? каким образом? Когда? В какой степени? Сколько? Насколько?

5.Грамматическая сказка «Кто важнее?»

В царстве частей речи было много замков. Один из них принадлежал наречиям. Наречия любили поспорить друг с другом, кто важнее?

- Я, - говорит одно наречие, - могу прыгать По-заячьи.

- А стоит представит меня, - хвастает другое, - так Сразу всё исполнится.

- А я очень люблю вредить всем, - растягивая слова, вставляет наречие Еле-еле. - Стоит меня подставить, как всё делается медленно.

- И я тоже! - крикнуло наречие Кое-как. - Стоит мне встать рядом с глаголом, так всё сразу портится.

И вдруг погас свет. Все стали сталкиваться, падать, возмущаться. Кто-то крикнул:

- Где же наречие Ярко?

- Почему оно нам не поможет? - подхватили другие.

- А зачем я вам? - спросило наречие Ярко. - Ведь вы всё-всё можете. Вы же важнее всех.

Наречия покраснели. (От чего?) Стыдно им стало за своё хвастовство. Как вы думаете, что произошло дальше? Наречие Ярко подошло к глаголу Светит, и всё стало по - прежнему. Только никто уже больше никто не хвастался.

- Чему учит нас эта сказка?

- А сможете ли вы назвать наречия, которые прозвучали в этой сказке?

- Какой общий признак этих наречий можно выделить?

6.Закрепление изученного материала. Упражнение 178, стр. 120.

- Выписать только те предложения, в которых встречаются наречия. (С комментированием).

7.Итог урока.

- Чем для вас был полезен урок?

8. Д/З. упр. 179.

9.Рефлексия. оцените себя, насколько усвоен сегодняшний материал. Если вы хорошо усвоили материал - поднимите синий кружок. Если в чём -то сомневаетесь - красный.



© 2010-2022