- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок русского языка по теме ««Наречие
Урок русского языка по теме ««Наречие
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Васильева Г.И. |
Дата | 06.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема: «Наречие».
Цели:
-
Формирование первоначальных представлений о наречии, как части речи.
-
Развитие умения анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы.
-
Решение создавшихся проблемных ситуаций.
-
Воспитание доброжелательных отношений друг к другу, умение слушать и слышать собеседника.
Долгожданный дан звонок. Начинается урок.
На уроке не болтай, как заморский попугай,
Ты сиди за партой ровно и веди себя достойно.
2.Повторение изученного. Активная самостоятельная деятельность учащихся. Обсудить число, день недели. Числительное порядковое, сложное, пишется слитно. В слове «шестнадцатое» безударная гласная, проверяемая ударением (шесть). Вторник - второй по счету день.
3.Чистописание. Догадайтесь. Какую букву мы будем писать на минутке чистописания. Эта буква соединяет два или несколько простых предложений. (А). Какая это часть речи? (Союз). Букву А мы напишем с другими союзами. Назовите другие, известные вам союзы. (И, Да). Запишите, продолжив закономерность: а и да и да а (да а и).
Конкурс на самое красивое предложение. Составьте красивое предложение с любым союзом, записать его. Выделить в нем главные члены и указать сверху части речи.
4.Работа над новым материалом.
- Ребята, любите ли вы сказки? Какие сказки любите? Чему они нас учат? Какое число часто встречается в сказках? (три). Итак, мы с вами отправимся в сказку. Чтобы попасть в сказку, нам нужно выполнить три задания.
А) Заменить звуковую запись буквенной и определить, к какой части речи относятся данные слова. Записать каждую группу слов в отдельный столбик:
[гавар*ит*] , [гар*ачий*], [б*исэтка], [вм*эс*т*и], [работат*], [аднажды], [оч*ин*], [ч*эсна], [встр*ич*ат*], [напрот*иф].
- Проверим, правильно ли мы выполнили задание. Мы не смогли определить, к какой части речи относятся слова: «Вместе, однажды, очень, честно, напротив». Эти слова - наречия. И сегодня мы подробно поговорим о ней по плану:
-
Назначение (работа) наречия.
-
Изменяемость наречия.
-
Вопросы, на которые отвечают наречия.
Б) Выполним второе задание: составить словосочетания со словами.
-
Напротив Работать
-
Честно Встречать
-
Однажды Горячий
-
Очень Говорить
-
Вместе Беседка
- Поставьте вопросы к наречиям и запишите словосочетания вместе с вопросом.
Работать (как? каким образом?) вместе.
Встречать (когда?) однажды.
Горячий ( в какой степени?)очень.
Говорить (как?) честно.
Беседка (где) напротив.
- Проверим правильность выполнения.
- А теперь ответьте, пожалуйста, на вопрос, зачем нам в речи нужны наречия, и какова их функция (какую роль выполняют)?
Наречия поясняют, уточняют, дополняют другие части речи. Древние римляне наречие называли «приглаголие». Почему? Слово «наречие» - очень старое, оно встречается в древнерусском языке. Корень - РЕЧЬ - как бы связывает его с глаголом. Русские грамматики приставку ПРИ - заменили приставкой НА- , то есть накладывается на речь. Поэтому на-ре-чие.
Физминутка.
Мы работали отлично, отдохнуть не прочь сейчас,
И зарядка к нам привычно на урок приходит в класс.
Я буду называть слова - разные части речи, а вы должны:
Услышав, глагол: подпрыгнуть.
Услышав существительное: моргнуть.
Услышав прилагательное: присесть на корточки.
Услышав наречие: хлопать в ладоши.
Крепкий, скрепить, крепко, крепление.
Мороз, морозный, морозно, заморозить.
Вкусно, вкусный, откусить, вкус.
Загадка, загадать, загадочный, загадочно.
Светлый, светить, свет, светло.
- Отдохнули? - Отдохнули!
А теперь за парты сели.
В)Осталось выполнить третье задание, чтобы попасть в сказку.
1 вариант: Проспрягать словосочетание шагать вместе, выделить основу слова и окончания.
2 вариант: Просклонять словосочетание беседка напротив, выделить основу слова и окончания.
Вывод. (стр. 121 учебника).
-
Незаменяемые слова (несклоняемые и неспрягаемые), которые поясняют чаще всего глаголы, прилагательные, называются наречиями.
-
Наречия отвечают на вопросы: где? Куда? Откуда? Как? каким образом? Когда? В какой степени? Сколько? Насколько?
5.Грамматическая сказка «Кто важнее?»
В царстве частей речи было много замков. Один из них принадлежал наречиям. Наречия любили поспорить друг с другом, кто важнее?
- Я, - говорит одно наречие, - могу прыгать По-заячьи.
- А стоит представит меня, - хвастает другое, - так Сразу всё исполнится.
- А я очень люблю вредить всем, - растягивая слова, вставляет наречие Еле-еле. - Стоит меня подставить, как всё делается медленно.
- И я тоже! - крикнуло наречие Кое-как. - Стоит мне встать рядом с глаголом, так всё сразу портится.
И вдруг погас свет. Все стали сталкиваться, падать, возмущаться. Кто-то крикнул:
- Где же наречие Ярко?
- Почему оно нам не поможет? - подхватили другие.
- А зачем я вам? - спросило наречие Ярко. - Ведь вы всё-всё можете. Вы же важнее всех.
Наречия покраснели. (От чего?) Стыдно им стало за своё хвастовство. Как вы думаете, что произошло дальше? Наречие Ярко подошло к глаголу Светит, и всё стало по - прежнему. Только никто уже больше никто не хвастался.
- Чему учит нас эта сказка?
- А сможете ли вы назвать наречия, которые прозвучали в этой сказке?
- Какой общий признак этих наречий можно выделить?
6.Закрепление изученного материала. Упражнение 178, стр. 120.
- Выписать только те предложения, в которых встречаются наречия. (С комментированием).
7.Итог урока.
- Чем для вас был полезен урок?
8. Д/З. упр. 179.
9.Рефлексия. оцените себя, насколько усвоен сегодняшний материал. Если вы хорошо усвоили материал - поднимите синий кружок. Если в чём -то сомневаетесь - красный.