Урок – проект по литературному чтению во 2 классе на тему: «Весна пришла»

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок - проект по литературному чтению «Весна пришла» 2 класс

Цели урока:

1)Создание представления о весне на основе изученных произведений, а также на основе восприятия новых произведений искусства.

2)Развитие у детей творчества, воображения, ассоциативного, образного мышления, фантазии. Развитие коммуникативной и информативной компетентности, умения работать в парах и группах.

3)Создание положительной мотивации учения. Воспитание любви к природе.

Проектные цели:

.развивать умение строить монологическую речь;

.умение самостоятельно, творчески работать по теме проекта;

.умение спрогнозировать свой продукт и выстроить защитную речь;

Оборудование:

1. Репродукции картин великих художников: «Март» Исаака Левитана, «Грачи прилетели» Алексея Саврасова.

2. Аудиозапись музыкального отрывка из пьесы П.И. Чайковского "Времена года", «Песня жаворонка».

3. Листы формата А-3 с рисунками для раскрашивания на тему «Весна».

4. Карандаши, фломастеры, папка скоросшиватель для сборника.

5. Книги, детские журналы, содержащие материал о весне.

Ход урока:

Предпроектный этап (вхождение в проектную деятельность)

1. Организационный момент. (пение жаворонка)

- Ребята, посмотрите, какая сегодня прекрасная погода! Деревья пробуждаются от зимнего сна. Птицы, звери, люди все рады весне. Солнышко улыбается. Мне очень хочется, чтобы сегодня на уроке у нас присутствовало весеннее настроение, хотя на улице еще лежит снег. И своим прекрасным настроением вы поделились с нашими гостями.

Сегодня у нас необычный урок - защита творческих проектов по теме " Весна пришла". При изучении этой темы, многие из вас выбрали себе проект по душе, по интересующей вас теме. Сегодня мы подводим итоги вашей работы. Я думаю, что ваши проекты, сделанные с любовью, оставят в вашей душе ощущение гордости за свой труд и полученный результат. Вам всем представится на уроке возможность рассказать о своих работах, показать их.

- Наш урок начнет музыка, а вы расскажите, о чем она вам поведает.

( Приход весны).

- Вот так услышал музыку весны композитор Чайковский. Свою пьесу он назвал «Жаворонок».

Работа с репродукциями картин о весне известных художников.

- Весна волнует сердца и настоящих художников.

Мы с вами оказались среди картин известных художников, посвященных теме «Весна».

- Всмотритесь в их картины, почувствуйте весну.

Здесь мало услышать,

Здесь вслушаться нужно

Чтоб в душу и сердце

Нахлынули чувства…

- Весна! Какие ассоциации у вас возникают? (подснежники, грачи, проталины…)

- Какие изменения происходят с наступлением весны?

Работа с репродукцией И. И. Левитана "Весна. Большая вода".

Этой картине художник придумал не совсем обычное название. Постарайтесь его отгадать.

- Скажите, какое время года здесь изображено?

Докажите. (Деревья, солнышко, настроение, небо и вода чистые и прозрачные бывают только весной).

- Как бы вы назвали эту картину?

- Левитан назвал эту картину "Весна. Большая вода". Давайте подумаем, почему он назвал её именно так, а не "Весна. Наводнение"?

Река разлилась так широко, что и высокий берег тоже затопило. Это редкое явление. Народное выражение "большая вода" и означает широкий разлив, большое половодье.

Картина «Грачи прилетели».

Рассмотрите репродукцию этой картины.

- Что привлекает ваше внимание? Как художник показывает наступление весны? Как называется эта картина?

- Почему картина называется «Грачи прилетели»?

- Перед нами на картине стая грачей. Мы не раз их видели, поэтому они кажутся нам давно знакомыми. «Видел грача - весну встречай».

- Какие краски и тона использует автор? (Много холодных синеватых теней, тёмно-бурые деревья, голубовато-белые низкие облака, оттенки серого цвета: сизый, стальной, землистый).

- Что же хотел показать Саврасов на своём полотне? (Красоту родной природы, необозримость её просторов, прелесть Отчизны, Родины).

- Следующая картина Васнецова А.Г. «На пашне. Весна». Как вы думаете, почему она так называется? Какие изменения происходят в природе весной? (Создается впечатление весеннего воздуха, свежести, пробуждения природы. Неяркое, но ласковое солнце. Перед нами раскинулась свежевспаханное поле. И хотя в центре картины мы видим крестьянку, но изображению природы отведено значительное место.)

Можно множество перечислять картин, в которых изображен весенний пейзаж.

Художница-Весна.

3. Сообщение темы урока.

-Вам понравились работы художников?

-Как выражают люди свою любовь к весенней природе, к природе вообще? ( Пишут стихи, рассказы, музыку, рисуют картины, делают фотографии - создают произведения.)

-Давайте и мы с вами выразим свое чувство любви к весенней природе через создание проекта на тему: «Весна пришла»

- Ребята, а что такое проект? Как вы думаете? (Это план, замысел, дело)

-Запомните: проект - дело, в результате которого получается продукт. Продуктом может быть что угодно: стихотворение, рисунки, поделки, мини-сборники, стенгазеты, спектакль и многое другое.

- Мы с вами на классном часу разделились на группы. Пусть каждый раздел нашего весеннего сборника будет иметь своё название:

1 -я группа - стихотворения о весне.

2-я группа - загадки

3-я - пословицы, поговорки, приметы весны

4-я - частушки

5-я - рисунки

-Работать будете в группах. Каждая группа будет работать над созданием своего «весеннего» раздела. Если вы будете трудиться дружно, помогать друг другу, то и сборник ваш получится интересным и красивым.

У нас есть план защиты. (Запись на доске)

-Результатом (продуктом) классной работы будет мини-сборник. А знание изученных произведений о весне поможет вам в создании этого сборника.

Создание продукта проектной деятельности

4. Основная часть урока.

Задание №1

- Ребята выучили стихотворения и сейчас объявляем:

КОНКУРС ЧТЕЦОВ.

- Молодцы! Постарались! Получайте звездочки.

Задание №2.

В.И. Даль писал: «Пословица - коротенькая притча. Это суждение, приговор, поучение».
Проект представляет вторая группа.
Задание №3 Проект представляет третья группа. Частушки.

Что такое частушка? (жанр устного народного творчества)

Задание №4 Проект четвертой группы. Загадки.

- Мы загадки собирали, чтобы вы их отгадали.

Задание №5 Проект пятой группы - рисунки о весне. Мы рассмотрели картины великих художников, а теперь ребята покажут свои рисунки на данную тему, и расскажут о чем они.

Физминутка

Весна - красна

Весна-красна, ты с чем пришла? (Руки в стороны, поклониться.)

С цветами, с травой, с лошадкой вороной. (Руками указать на траву, цветы, взять поводья.)

Мы на ней поскачем по траве луговой, (Подскоки на месте.)

К воде ключевой. (Наклониться, зачерпнуть воображаемую воду.)

Солнышку улыбнёмся, (Соответственно.)

Домой к мамочке вернёмся. (Сесть на свои места.)

Тренировка техники чтения.

- Подготовим язычок к чтению.

ЧИСТОГОВОРКА

Ра-ра-ра - начинается (игра).
Ре-ре-ре - стоит домик на (горе).
Су-су-су - очень холодно в (лесу).
Жа-жа-жа - есть иголки у (ежа).
Аш-аш-аш - у Ирины (карандаш).
Ор-ор-ор - созрел красный (помидор).
Ир-ир-ир - мой папа (командир).
Арь-арь-арь - на стене висит (фонарь).
Ок-ок-ок - продолжаем наш (урок).

(Дети читают по слогам хором по указке учителя, затем плавно словам

-Мы сегодня вспомнили жанры устного народного творчества такие, как пословица, поговорка, частушка, стихотворение, рассмотрели, как в них рассматривается весна. Но забыли про любимый детьми и взрослыми еще один жанр. Что это? Правильно, сказка.

Объясните, что означает слово «сказка». Подбери к этому слову родственные, однокоренные слова. (Сказка, сказочный, сказать, сказочник)
Сказка - это вид занимательного устного повествования с фантастическим вымыслом, с необычным, но вполне законченным сюжетом, в котором добро обязательно побеждает зло.

Сказки бывают разного вида:

Сказки о животных. Их героями являются в основном животные, сочетающие в себе черты, как человека, так и животных.

Бытовые сказки. Их героями являются в основном цари, попы, купцы, черти. В бытовых сказках нет чудес, волшебных помощников. Все события происходят в рамках обычных человеческих отношений с необыкновенными происшествиями.

Волшебные сказки. Для них характерно наличие чудес, какой-либо волшебной силы, волшебных персонажей и предметов. В волшебных сказках есть свои постоянные герои: Баба-Яга, падчерица, царевич, дурак и т.д.

Сказочник Чудесей Чародеевич принес вам сегодня новую сказку (на индивидуальных карточках напечатан текст сказки):

Наконец выдался настоящий весенний денек! Ясно солнышко согрело землю и лес. Капель весело перезванивает. Радуются и звери и птицы. Тетерева бормочут, синицы бубенчиками разливаются. Неуклюжий медведь на опушке хвалится:

- Это я весну сделал. Вокруг меня снег тает. С поляны отвечает ему звонкий ручей:

- Я снег растопил. Я лед просверлил. Я деревья и травы живой водой напоил.

С еловой ветки кричит сосулька:

- Меня благодарите. Это я весну сделала.

Ученики читают сказку (методом скорочтения: чтение за учителем, чтение в паре, чтение с отрывом взгляда, чтение скороговоркой, пересказ сказки).


- С чего начинается весна?

- Найдите и прочитайте, о каких приметах ранней весны рассказывает автор.

(Ученики находят соответствующий отрывок в тексте и зачитывают его. )

- О чем вели разговор медведь, ручей и сосулька?

- Как вы понимаете слово «неуклюжий»? (Чтение значения слова в «Толковом словарике русского языка»)
- Сколько частей в этом тексте? Какой части нет? Придумайте заключительную часть текста.

- Молодцы! Хорошо потрудились!

А теперь вам от меня загадки:

Под забором, у калитки,
Вот, смотри и не дыши:
Как горошины на нитке
Беленькие...(ландыши).

На лесной проталинке

Вырос цветик маленький.

Прячется в валежник

Беленький ...

(подснежник)

Их в Голландии найдете,

Там везде они в почете.

Словно яркие стаканы,

В скверах там цветут ...

(тюльпаны)


- Мы выступим с вами в роли писателей. А писать мы с вами будем сочинение на тему
«Весенние цветы». О чем будем писать в сочинении? (Какие цветы, как называются, как выглядят, на что похожи, где растут, какие чувства пробуждают.)

Итак, мы определили границы темы. А удержаться в этих границах, не писать лишнего, ничего не забыть нам поможет план.

План

1. Где мы встречаем первые цветы?

2. Какие это цветы? Их форма, цвет.

3. Чем цветы вам понравились?

Мы определили содержание сочинения. Но, чтобы его написать, все это нужно увидеть. Это мы и пробуем сделать сейчас. А поможет нам музыка. (Звучит музыка. Дети рассматривают фотографии весенних цветов.)

Теперь надо найти точные, яркие слова, чтобы выразить наши чувства и мысли.

Словарь:

тюльпаны красный склонилась

ландыш белый поникли

подснежник синий радуются ожидают
- Когда напишете сочинение, я предлагаю вам почувствовать себя художниками и украсить страничку своими весенними рисунками.

Трудиться вы будете под музыку великого русского композитора П.И.Чайковского из цикла "Времена года".

(Ребята украшают рисунками свои страницы.)

5. Итог урока. Рефлексия.

-Подошёл к концу наш урок. На столе лежат цветочки и титульный лист нашего сборника. Если вы довольны своей работой, то выберите цветок жёлтого цвета. Если вы не очень довольны своей работой, то выберите цветок синего цвета. Если вы совсем недовольны своей работой, то выберите цветок красного цвета.

Приложение 1.

Представление (защита) работ по плану

План:

1) Представиться. (Авторы работы)

2) Защита работ. (Дети комментируют композиции рисунков, темы, цветовое решение, включая в ответы цитаты из изученных произведений.)

3) Назвать источники информации.

4) Определить, где можно использовать готовый продукт.



© 2010-2022