- Преподавателю
- Начальные классы
- Классный час Откуда хлеб на стол пришёл
Классный час Откуда хлеб на стол пришёл
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Игнатова А.А. |
Дата | 04.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ТЕМА: ОТКУДА ХЛЕБ НА СТОЛ ПРИШЕЛ.
АКТУАЛЬНОСТЬ: ЗНАЧЕНИЕ ХЛЕБА В ЖИЗНИ.
ПРОБЛЕМА: ОТКУДА ХЛЕБ НА СТОЛ ПРИШЁЛ?
ЦЕЛЬ: формирование бережного отношения к хлебу, не только как к главному продукту, но как к результату огромного труда людей многих профессий.
ЗАДАЧИ:
- раскрыть значение хлеба в жизни человека, важность труда земледельцев;
- узнать о профессиях людей, которые помогают попасть хлебу на стол;
- познакомиться с тем, как выпекают хлеб;
- познакомить с историческими фактами времён Великой Отечественной войны, с жизнью людей в это время, с трудом людей, выращивающих хлеб;
- формировать у учащихся нравственные ценностные ориентации, способствовать формированию нравственных суждений;
-развивать способность чувствовать, сопереживать;
- воспитывать чувство патриотизма, уважение к труду хлебороба. ОФОРМЛЕНИЕ: у доски накрыт праздничный стол: каравай на рушнике, хлебобулочные изделия (пряники, сухари, связки баранок, макароны и т.д.), самовар, ваза с колосками. ОБОРУДОВАНИЕ: - презентация, выполненная в программе Microsoft Office Power Point, демонстрационное оборудование (экран, проектор, звуковые колонки); - игрушка «колобок», карточки со словами, рисунки каравая, хлеба и батона.
Ход классного часа:
I. Организационный момент. - Здравствуйте, красны девицы и добры молодцы! Именно так, ребята, здоровались ваши прадедушки и прабабушки. Носили они вот такие сарафаны. А свои избы украшали самоткаными рушниками и красивыми платками. Именно из такой избы убежал мой дружок. Формой он похож на мяч. Был когда-то он горяч. Спрыгнул со стола на пол И от бабушки ушёл. У него румяный бок, Кто же это? (Колобок)
II. Объявление темы классного часа. - Мы встречаемся с ним каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Он сопровождает нас от рождения до глубокой старости - добрый наш друг, имя которого произносят с любовью и теплотой люди на всех языках. - Отгадайте загадку и узнаете, о чём пойдёт речь на нашем классном часе:
Вырос в поле колоском, СЛАЙД 2 На столе лежит куском. (Хлеб) - Так о чем мы с вами будем говорить сегодня? - Вот такое коротенькое, но емкое слово «хлеб». Мы ежедневно берем в руки хлеб. Мы привыкли к виду, вкусу, запаху хлеба, он давно уже стал нашей каждодневной пищей. Но никому не приходит в голову мысль о том, что это не просто самый распространенный продукт, а одно из чудес света. И даётся он человеку ценой больших усилий.
III. Постановка цели и задач классного часа.
- Ребята, сегодня мы поговорим о хлебе, а что мы нового можем о нем узнать? - Мы поговорим о том, как и откуда он пришёл к нам на стол, и задумаемся о бережном отношении к нему. СЛАЙД 3 - А как вы думаете, почему я пригласила именно Колобка? (Колобок - это хлеб)
IIV. Работа по теме классного часа. 1. Из истории хлеба. СЛАЙД 4 - Хлеб имеет очень длинную историю. Он появился на земле свыше пятнадцати тысяч лет назад. Жизнь наших предков в те далекие времена была нелёгкой. В поисках пищи они обратили внимание на злаковые растения. Древние люди заметили, что брошенное в землю зерно возвращает несколько зерен. Сначала человек ел просто зерна в сыром виде, потом он попробовал растирать эти зёрна между двумя камнями и получил первую муку. А когда добавил воды - получилось первое тесто. Первый хлеб имел вид жидкой каши. Солнце высушило его, и человек впервые попробовал пресную лепёшку. Когда люди научились добывать огонь, то стали поджаривать тесто. Слово «ХЛЕБ» пришло к нам из Древней Греции, где он выпекался в специальных глиняных горшочках «хлебоносах». От названия этих горшков и произошло русское слово «хлеб». СТИХОТВОРЕНИЕ О ХЛЕБЕН НАМ РАССКАЖЕТ Цыплакова Анна. СЛАЙД 5 Вот он, хлебушко душистый,
С хрусткой корочкой витой.
Вот он, теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой.
Но не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле!
2. Физкультминутка. «Зёрнышко» (Слова сопровождаются движениями) - Представьте, что вы зёрнышки…
Посадили мы зерно.
Что же выйдет из него?
Дождик землю поливает,
Солнце нежно пригревает.
Подрастает зернышко -
Потянулось к солнышку.
С ветерком оно играет,
Ветерок его качает,
К земле низко прижимает -
Вот как весело играет!
Потянулся наш росток,
Превратился в колосок.
3. «От зерна до каравая» - С древних времен к хлебу относились по-особому. Его сравнивали с золотом, с солнцем и самой жизнью. Хлеб берегли. Хлебом гордились.
Есть пословица в народе:
«Хлеб на стол, и стол расцвел»
Как вы понимаете эту пословицу?
Ну, а все же, как приходит
Этот хлеб к тебе на стол?
4. Инсценировка «Как Дима узнал о хлебе».
Квартира. Стол, накрытый к чаю. Рома сидит перед телевизором. Стук в дверь. Бабушка открыла дверь. Это пришел сосед Иван Филиппович. В руках у него кулек. Он подошел к столу, выложил из кулька на стол несколько размокших, перепачканных землей кусочков хлеба.
Иван Филиппович. Это из вашего окна выбросили?
Бабушка. Набедокурил - не прячься! Выйди и извинись перед Иваном Филипповичем.
Иван Филиппович. Извиняться передо мной не надо. Ваш мальчик не меня обидел, а многих людей.
Дима. Как это?
Иван Филиппович. А вот так. Садись да послушай. Чтобы этот хлеб тебе на стол положить, сначала надо было...
Дима. Купить его в булочной!
Бабушка. Э, нет! До булочной еще очень далеко. Вот послушай...
За лесами, за лугами СЛАЙД 6
Раздается в поле гром,
Это тракторы плугами
Пашут легкий чернозем.
На широкие долины СЛАЙД 7
Вышли новые машины:
Глянь в открытое окно -
Сеют сеялки зерно.
Сколько в это зернышко СЛАЙД 8
Вложено труда,
Знают только солнышко,
Ветер, да вода.
Посеяли хлеб хлеборобы весною, СЛАЙД 9
Созрел он и встал
Золотистой стеною
И слышит страна -
За уборку пора!
Для хлеба комбайны нужны!
Хлеб созрел, СЛАЙД 10
Но к нам на стол
Прямо с поля не пошёл.
Он уселся на машину
И спешит на элеватор.
В элеваторе для нас,
Хлеб хранится про запас.
Здесь ему тепло, удобно.
Сможет он, как будто дома,
Сколько нужно, отдохнуть
И опять собраться в путь.
Едет хлеб на мельницу,
Мельницу - чудесницу.
Здесь пышней, чем облака,
Получается мука.
Поздно ночью спят ребята, СЛАЙД 11
А завод готовит хлеб.
Этот сказочный завод
Всё, что хочешь, испечёт.
Целый город угостит,
Был бы только аппетит!
Вот теперь- то хлеб готов! СЛАЙД 12
Его грузят по машинам
И развозят в магазины.
Иван Филиппович. Ведь не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе.
Люди долго и упорно
Потрудились на земле!
4. Игра «Откуда пришёл хлеб?» - А теперь Колобок предлагает вам помочь хлебу появиться на прилавке магазина, для этого нужно расположить слова в правильном порядке. - Прочтите слова. - Давайте представим, что мы находимся на большом поле, где будем выращивать хлеб. Как вы думаете, с чего начнем? - Какое слово будет первым? вторым? и т.д (Пашня, сев, сбор урожая, мельница, пекарня, магазин) - Вот видите, ребята, какой длинный путь проходит хлеб от маленького зёрнышка до конечного продукта, прежде чем окажется на нашем столе.
5. Физкультминутка. Для разминки из-за парт Поднимаемся. На старт! Бег на месте. Веселей, И быстрей, быстрей, быстрей! Делаем вперёд наклоны- Раз, два, три, четыре, пять. Мельницу руками крутим, Чтобы плечики размять. Начинаем приседать- Раз, два, три, четыре, пять! А потом прыжки на месте, Выше прыгаем все вместе, Руки к солнышку потянем, Руки в стороны растянем, А теперь пора учиться, Да прилежно, не лениться!
6. Беседа о профессиях. СЛАЙД 13 - Хлеб, ребята, сам не родится. В производстве хлеба принимают участие сотни тысяч рук многих людей. - Люди каких профессий помогают хлебу прийти к нам на стол, мы узнаем, выполнив следующее задание. - Кто нам может помочь вспахать землю и посеять семена?
- А знаете ли вы, кто самый главный специалист по выращиванию хлеба - это агроном. Он наблюдает за ростом и развитием ростков и знает, как правильно выращивать хлеб, как уберечь колоски от болезней и от вредителей.
- Кто будет убирать хлеб, когда он созреет?
- Что дальше будет с зерном? (Зерно везут на элеваторы или на мельницу)
- Кто его везёт?
- Куда отправляют зерно? Кто работает на мельнице? - Смолол мельник зерно, получилась у него мука. Куда отправляется мука с мельницы? (В пекарни и в магазины). Кто работает на пекарне?
- Куда поступают хлебобулочные изделия из пекарни? Кто их продает?
- Но кроме этих профессий ещё многие другие специалисты участвуют в рождении хлеба.
- Поэтому мы должны уважать их нелёгкий труд. А как мы должны относиться к хлебу? (Беречь, не играть с хлебом, не бросать и т.д.)
7. Работа по формированию бережного отношения к хлебу. - Во все времена неуважение к хлебу приравнивалось к самому страшному оскорблению, какое может нанести человек. Но не все люди, к сожалению, бережно относятся к нему. - Посмотрите на этого мальчика. Как вы думаете, что он делает? - Давайте послушаем стихотворение, которое подготовила ваша одноклассница и узнаем, чем является хлеб для нас и для всех, а мы об этом даже не задумываемся. Чтение стихотворения «Хлеб» учащимися: Мальчик, Ногою пинающий хлеб, Мальчик, Голодных не знающий лет, Помни, Что были лихие года. Хлеб - это жизнь, А не просто еда. Хлебом клялись, За хлеб воевали. Не для того, Чтоб в футбол им играли. В слове народная мудрость таится. Вот что в народе у нас говорится: «Если ты хлеб ценить перестал, Ты человеком быть перестал!»
- Чем же является хлеб для нас? (Хлеб - это жизнь, а не просто еда) - Почему такое происходит? (Не задумываемся, что хлеб - богатство)
- Как мы должны относиться к хлебу? (Ответы детей)
- Попробуйте определить для себя четкие правила обращения с хлебом:
(Дети читают правила)
Правила обращения с хлебом. ö Бери хлеба столько, сколько съешь. ö Не играй с хлебом.
- Остатки хлеба отдай птицам, домашним животным.
Позолотою резной.
Говорим мы: берегите
Берегите хлеб родной
8. Беседа о военном хлебе. СЛАЙД 14
-А теперь Колобок хочет, чтобы я поведала вам о военном времени, о военном хлебе. Звучит запись Бетховена «Лунная соната»
(Учитель рассказывает на фоне музыки) 1941 год… В нашей стране, объятой войной, идет полуголодная жизнь, но у людей одно стремление, одна цель - выстоять против врага и победить. Эвакуированные в Сибирь из далеких областей, большей частью женщины, дети и старики, копаются в перекопанных полях - ищут мерзлую картошку. Дети с сумкой через плечо ходят по мокрым полям собирают колоски. Они молчаливо бредут и бредут по полям, кланяясь земле, собирая синими, худыми ручонками мокрые, полурассыпавшиеся колоски. Поздним вечером, вернувшиеся с работы домой матери толкут зерно в ступах, замешивают с мерзлой картошкой, пекут лепешки и утешают себя и детей: «Ничего, ничего, в Ленинграде тяжелее нас люди живут и еще воюют!» В дыму Ленинградское небо
Но горше смертельных ран
Тяжёлого хлеба, блокадного хлеба
Сто двадцать пять грамм. - В музее истории Ленинграда (ныне Санкт-Петербург) хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паёк для жителей осажденного немцами города. Хлеб нельзя было купить в магазине, его выдавали по специальным карточкам один раз в день по 125 граммов на человека. (Показать детям кусочек хлеба в 125 г.). - А вы смогли бы наесться этим кусочком? (Ответы детей) - Но чтобы получить эту кроху, нужно было отстоять такую очередь, которой не видно было конца. Люди с серыми, изможденными лицами, не знавшие отдыха, забывшие, что значит вдоволь поесть, занимали очередь за хлебом с раннего утра, а иногда стояли в очереди всю ночь. Но бывало, что хлеба всем не хватало… - Много людей умерло в блокадном Ленинграде оттого, что в ту пору у них не было даже крошечки хлеба. - Может быть, эти страшные времена вам сейчас кажутся далёкой историей, но они не должны повториться. - Ребята, Колобок просит вас ещё раз повторить и запомнить основные правила обращения с хлебом.
9. Конкурс «Испеки хлеб» / Загадки. - Издавна на Руси женщины пекли хлеб. А ваши мамы пекут вам? Вы им помогали когда-нибудь? А кто из вас мог бы испечь сейчас хлебобулочное изделие? (Две девочки выходят к доске) - Девицы-мастерицы, подумайте, какие нужны компоненты, чтобы испечь вкусный пышный хлеб? Из предложенных ингредиентов вам необходимо выбрать те, которые понадобятся для приготовления теста:
мука, морковь, соль, арбуз, дрожжи, макароны, сахар, капуста, масло, помидоры, вода, молоко. - А мы пока отгадаем загадки. 1.Одно бросил - Целую горсть взял. (Зерно) 2. Он на солнышке стоит И усами шевелит. Разомнёшь его в ладони - Золотым зерном набит. (Колос) 3. Зимой бело, Весной черно, Летом зелено, Осенью стрижено. (Поле) 4. Овсом не кормят, Кнутом не гонят, А как пашет, Семь плугов тащит. (Трактор) 5. Корабль-великан Не по морю плывёт. Корабль -великан По земле идёт. Поле пройдёт - урожай соберёт. (Комбайн) 6. Отгадать легко и быстро: Мягкий, пышный и душистый, Он и чёрный, он и белый, А бывает подгорелый. (Хлеб) - Девочки, из чего получился хлеб? (Ответы детей)
Хорошо вы потрудились.
Вот награда - каравай!
Хлебом-солью угощай!
10. «Что лишнее?»
- Посмотрите, сколько разных изделий пекут из теста. Здесь булочки, ватрушки, печенье, кексы, пироги и пирожки и даже макароны. Оказывается, как много всего можно испечь из муки. - На доске висят карточки со словами. Если изделие из муки, то вы карточку с его названием переворачиваем и крепим на доску, если нет, то оставляйте на месте. Блины, консервы, пирожки, изюм, кексы, пряники, колбаса, баранки, макароны.
- Что у нас получилось? (Каравай)
11. Угощение гостей хлебом-солью. СЛАЙД 15
Если мы хотим кого-то
Встретить с честью и почетом,
Встретить щедро от души,
С уважением большим,
То гостей таких встречаем
С круглым белым караваем.
Он на блюде расписном,
С белоснежным рушником.
(Девочка подносит гостям каравай на блюде с рушником)
С караваем соль подносим,
Поклоняясь, отведать просим:
- Дорогой наш гость и друг,
Принимай хлеб-соль из рук!
IV. Подведение итогов. - Вот и подошло к концу наше путешествие с Колобком. Он вами очень доволен. - Что нового вы сегодня узнали? - Чем вам запомнился наш классный час? - Как приходит хлеб к нам? - Как нужно к нему относиться? - Сегодня вы узнали, откуда пришел хлеб и цену хлеба, не ту которую мы платим в магазине, а цену неизмеримо большую, ценнейшую. Берегите хлеб! А я вас всех приглашаю на чай.
Резерв
ЧАСТУШКИ
Любим мы блины с вареньем,
С яблоками пирожки,
Вкусный торт на день рожденья
Из рассыпчатой муки.
Он не падает к нам с неба,
Появляется не вдруг.
Чтобы вырос колос хлеба,
Нужен труд десятков рук.
Дождик, дождик поливай-
Будет славный урожай:
Будет белая пшеница,
Будет рожь и чечевица.
И течёт, течёт пшеница
Золотистою рекой…
И машины вереницей
Хлеб везут для нас с тобой.
Растите хлеб!
Выращивайте хлеб!
Он - смех детей,
Он - радость мирных дней.
Он наших городов и сёл мечта.
Он - пенье птиц.
Он памятником стал
Всем тем, кто жизни за него отдал.
.
Ученик читает стихотворение С. Михалкова «Плохая привычка».
Крошил я горбушку,
И мама, вздыхая, сказала,
Что это привычка плохая.
Тогда из фанеры
Я сделал кормушку,
В нее докрошил я
Ржаную горбушку.
И стала хорошей
Плохая привычка.
Приятного вам аппетита,
Синички!
Учитель. А вы, ребята, как относитесь к хлебу?
Как понимаете слова:
Хлеб - драгоценность!
Им не сори!
Хлеба к обеду в меру бери!
- Вот и Рома сказал: «Больше никогда ни крошки не выброшу!»