Классный час Откуда хлеб на стол пришёл

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕМА: ОТКУДА ХЛЕБ НА СТОЛ ПРИШЕЛ.

АКТУАЛЬНОСТЬ: ЗНАЧЕНИЕ ХЛЕБА В ЖИЗНИ.

ПРОБЛЕМА: ОТКУДА ХЛЕБ НА СТОЛ ПРИШЁЛ?

ЦЕЛЬ: формирование бережного отношения к хлебу, не только как к главному продукту, но как к результату огромного труда людей многих профессий.


ЗАДАЧИ:

- раскрыть значение хлеба в жизни человека, важность труда земледельцев;

- узнать о профессиях людей, которые помогают попасть хлебу на стол;

- познакомиться с тем, как выпекают хлеб;

- познакомить с историческими фактами времён Великой Отечественной войны, с жизнью людей в это время, с трудом людей, выращивающих хлеб;

- формировать у учащихся нравственные ценностные ориентации, способствовать формированию нравственных суждений;

-развивать способность чувствовать, сопереживать;

- воспитывать чувство патриотизма, уважение к труду хлебороба. ОФОРМЛЕНИЕ: у доски накрыт праздничный стол: каравай на рушнике, хлебобулочные изделия (пряники, сухари, связки баранок, макароны и т.д.), самовар, ваза с колосками. ОБОРУДОВАНИЕ: - презентация, выполненная в программе Microsoft Office Power Point, демонстрационное оборудование (экран, проектор, звуковые колонки); - игрушка «колобок», карточки со словами, рисунки каравая, хлеба и батона.







Ход классного часа:

I. Организационный момент. - Здравствуйте, красны девицы и добры молодцы! Именно так, ребята, здоровались ваши прадедушки и прабабушки. Носили они вот такие сарафаны. А свои избы украшали самоткаными рушниками и красивыми платками. Именно из такой избы убежал мой дружок. Формой он похож на мяч. Был когда-то он горяч. Спрыгнул со стола на пол И от бабушки ушёл. У него румяный бок, Кто же это? (Колобок)

II. Объявление темы классного часа. - Мы встречаемся с ним каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Он сопровождает нас от рождения до глубокой старости - добрый наш друг, имя которого произносят с любовью и теплотой люди на всех языках. - Отгадайте загадку и узнаете, о чём пойдёт речь на нашем классном часе:

Вырос в поле колоском, СЛАЙД 2 На столе лежит куском. (Хлеб) - Так о чем мы с вами будем говорить сегодня? - Вот такое коротенькое, но емкое слово «хлеб». Мы ежедневно берем в руки хлеб. Мы привыкли к виду, вкусу, запаху хлеба, он давно уже стал нашей каждодневной пищей. Но никому не приходит в голову мысль о том, что это не просто самый распространенный продукт, а одно из чудес света. И даётся он человеку ценой больших усилий.

III. Постановка цели и задач классного часа.
- Ребята, сегодня мы поговорим о хлебе, а что мы нового можем о нем узнать? - Мы поговорим о том, как и откуда он пришёл к нам на стол, и задумаемся о бережном отношении к нему. СЛАЙД 3 - А как вы думаете, почему я пригласила именно Колобка? (Колобок - это хлеб)

IIV. Работа по теме классного часа. 1. Из истории хлеба. СЛАЙД 4 - Хлеб имеет очень длинную историю. Он появился на земле свыше пятнадцати тысяч лет назад. Жизнь наших предков в те далекие времена была нелёгкой. В поисках пищи они обратили внимание на злаковые растения. Древние люди заметили, что брошенное в землю зерно возвращает несколько зерен. Сначала человек ел просто зерна в сыром виде, потом он попробовал растирать эти зёрна между двумя камнями и получил первую муку. А когда добавил воды - получилось первое тесто. Первый хлеб имел вид жидкой каши. Солнце высушило его, и человек впервые попробовал пресную лепёшку. Когда люди научились добывать огонь, то стали поджаривать тесто. Слово «ХЛЕБ» пришло к нам из Древней Греции, где он выпекался в специальных глиняных горшочках «хлебоносах». От названия этих горшков и произошло русское слово «хлеб». СТИХОТВОРЕНИЕ О ХЛЕБЕН НАМ РАССКАЖЕТ Цыплакова Анна. СЛАЙД 5 Вот он, хлебушко душистый,

С хрусткой корочкой витой.

Вот он, теплый, золотистый,

Словно солнцем налитой.

Но не сразу стали зерна

Хлебом тем, что на столе,

Люди долго и упорно

Потрудились на земле!

2. Физкультминутка. «Зёрнышко» (Слова сопровождаются движениями) - Представьте, что вы зёрнышки…

Посадили мы зерно.

Что же выйдет из него?

Дождик землю поливает,

Солнце нежно пригревает.

Подрастает зернышко -

Потянулось к солнышку.

С ветерком оно играет,

Ветерок его качает,

К земле низко прижимает -

Вот как весело играет!

Потянулся наш росток,

Превратился в колосок.
3. «От зерна до каравая» - С древних времен к хлебу относились по-особому. Его сравнивали с золотом, с солнцем и самой жизнью. Хлеб берегли. Хлебом гордились.

Есть пословица в народе:

«Хлеб на стол, и стол расцвел»


Как вы понимаете эту пословицу?

Ну, а все же, как приходит

Этот хлеб к тебе на стол?


4. Инсценировка «Как Дима узнал о хлебе».

Квартира. Стол, накрытый к чаю. Рома сидит перед телевизором. Стук в дверь. Бабушка открыла дверь. Это пришел сосед Иван Филиппович. В руках у него кулек. Он подошел к столу, выложил из кулька на стол несколько размокших, перепачканных землей кусочков хлеба.

Иван Филиппович. Это из вашего окна выбросили?

Бабушка. Набедокурил - не прячься! Выйди и извинись перед Иваном Филипповичем.

Иван Филиппович. Извиняться передо мной не надо. Ваш мальчик не меня обидел, а многих людей.

Дима. Как это?

Иван Филиппович. А вот так. Садись да послушай. Чтобы этот хлеб тебе на стол положить, сначала надо было...

Дима. Купить его в булочной!

Бабушка. Э, нет! До булочной еще очень далеко. Вот послушай...

За лесами, за лугами СЛАЙД 6

Раздается в поле гром,

Это тракторы плугами

Пашут легкий чернозем.

На широкие долины СЛАЙД 7

Вышли новые машины:

Глянь в открытое окно -

Сеют сеялки зерно.

Сколько в это зернышко СЛАЙД 8

Вложено труда,

Знают только солнышко,

Ветер, да вода.

Посеяли хлеб хлеборобы весною, СЛАЙД 9

Созрел он и встал

Золотистой стеною

И слышит страна -

За уборку пора!

Для хлеба комбайны нужны!

Хлеб созрел, СЛАЙД 10

Но к нам на стол

Прямо с поля не пошёл.

Он уселся на машину

И спешит на элеватор.

В элеваторе для нас,

Хлеб хранится про запас.

Здесь ему тепло, удобно.

Сможет он, как будто дома,

Сколько нужно, отдохнуть

И опять собраться в путь.

Едет хлеб на мельницу,

Мельницу - чудесницу.

Здесь пышней, чем облака,

Получается мука.

Поздно ночью спят ребята, СЛАЙД 11

А завод готовит хлеб.

Этот сказочный завод

Всё, что хочешь, испечёт.

Целый город угостит,

Был бы только аппетит!

Вот теперь- то хлеб готов! СЛАЙД 12

Его грузят по машинам

И развозят в магазины.

Иван Филиппович. Ведь не сразу стали зерна

Хлебом тем, что на столе.

Люди долго и упорно

Потрудились на земле!

4. Игра «Откуда пришёл хлеб?» - А теперь Колобок предлагает вам помочь хлебу появиться на прилавке магазина, для этого нужно расположить слова в правильном порядке. - Прочтите слова. - Давайте представим, что мы находимся на большом поле, где будем выращивать хлеб. Как вы думаете, с чего начнем? - Какое слово будет первым? вторым? и т.д (Пашня, сев, сбор урожая, мельница, пекарня, магазин) - Вот видите, ребята, какой длинный путь проходит хлеб от маленького зёрнышка до конечного продукта, прежде чем окажется на нашем столе.

5. Физкультминутка. Для разминки из-за парт Поднимаемся. На старт! Бег на месте. Веселей, И быстрей, быстрей, быстрей! Делаем вперёд наклоны- Раз, два, три, четыре, пять. Мельницу руками крутим, Чтобы плечики размять. Начинаем приседать- Раз, два, три, четыре, пять! А потом прыжки на месте, Выше прыгаем все вместе, Руки к солнышку потянем, Руки в стороны растянем, А теперь пора учиться, Да прилежно, не лениться!

6. Беседа о профессиях. СЛАЙД 13 - Хлеб, ребята, сам не родится. В производстве хлеба принимают участие сотни тысяч рук многих людей. - Люди каких профессий помогают хлебу прийти к нам на стол, мы узнаем, выполнив следующее задание. - Кто нам может помочь вспахать землю и посеять семена?
- А знаете ли вы, кто самый главный специалист по выращиванию хлеба - это агроном. Он наблюдает за ростом и развитием ростков и знает, как правильно выращивать хлеб, как уберечь колоски от болезней и от вредителей.
- Кто будет убирать хлеб, когда он созреет?

- Что дальше будет с зерном? (Зерно везут на элеваторы или на мельницу)

- Кто его везёт?


- Куда отправляют зерно? Кто работает на мельнице? - Смолол мельник зерно, получилась у него мука. Куда отправляется мука с мельницы? (В пекарни и в магазины). Кто работает на пекарне?
- Куда поступают хлебобулочные изделия из пекарни? Кто их продает?

- Но кроме этих профессий ещё многие другие специалисты участвуют в рождении хлеба.


- Поэтому мы должны уважать их нелёгкий труд. А как мы должны относиться к хлебу? (Беречь, не играть с хлебом, не бросать и т.д.)

7. Работа по формированию бережного отношения к хлебу. - Во все времена неуважение к хлебу приравнивалось к самому страшному оскорблению, какое может нанести человек. Но не все люди, к сожалению, бережно относятся к нему. - Посмотрите на этого мальчика. Как вы думаете, что он делает? - Давайте послушаем стихотворение, которое подготовила ваша одноклассница и узнаем, чем является хлеб для нас и для всех, а мы об этом даже не задумываемся. Чтение стихотворения «Хлеб» учащимися: Мальчик, Ногою пинающий хлеб, Мальчик, Голодных не знающий лет, Помни, Что были лихие года. Хлеб - это жизнь, А не просто еда. Хлебом клялись, За хлеб воевали. Не для того, Чтоб в футбол им играли. В слове народная мудрость таится. Вот что в народе у нас говорится: «Если ты хлеб ценить перестал, Ты человеком быть перестал!»
- Чем же является хлеб для нас? (Хлеб - это жизнь, а не просто еда) - Почему такое происходит? (Не задумываемся, что хлеб - богатство)

- Как мы должны относиться к хлебу? (Ответы детей)

- Попробуйте определить для себя четкие правила обращения с хлебом:

(Дети читают правила)

Правила обращения с хлебом. ö Бери хлеба столько, сколько съешь. ö Не играй с хлебом.

  • Остатки хлеба отдай птицам, домашним животным.
ö Чёрствый хлеб не выбрасывай, из него можно приготовить различные блюда. ö Уважай хлеб и труд хлеборобов сам и учи этому других. (данные статистики) ö Если каждый ученик в нашей школе не будет доедать 50 г хлеба, то в день мы выбросим 20 кг. ö Этим хлебом можно было бы накормить 40 человек в день, 1 200 человек в месяц, 14 400 - за год. - Хлеб - бесценное богатство. Именно поэтому у нас нет права на пренебрежительное и легкомысленное отношение к нему. Ученица: Зерна наших дней, светитесь

Позолотою резной.

Говорим мы: берегите

Берегите хлеб родной

8. Беседа о военном хлебе. СЛАЙД 14

-А теперь Колобок хочет, чтобы я поведала вам о военном времени, о военном хлебе. Звучит запись Бетховена «Лунная соната»

(Учитель рассказывает на фоне музыки) 1941 год… В нашей стране, объятой войной, идет полуголодная жизнь, но у людей одно стремление, одна цель - выстоять против врага и победить. Эвакуированные в Сибирь из далеких областей, большей частью женщины, дети и старики, копаются в перекопанных полях - ищут мерзлую картошку. Дети с сумкой через плечо ходят по мокрым полям собирают колоски. Они молчаливо бредут и бредут по полям, кланяясь земле, собирая синими, худыми ручонками мокрые, полурассыпавшиеся колоски. Поздним вечером, вернувшиеся с работы домой матери толкут зерно в ступах, замешивают с мерзлой картошкой, пекут лепешки и утешают себя и детей: «Ничего, ничего, в Ленинграде тяжелее нас люди живут и еще воюют!» В дыму Ленинградское небо

Но горше смертельных ран

Тяжёлого хлеба, блокадного хлеба

Сто двадцать пять грамм. - В музее истории Ленинграда (ныне Санкт-Петербург) хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паёк для жителей осажденного немцами города. Хлеб нельзя было купить в магазине, его выдавали по специальным карточкам один раз в день по 125 граммов на человека. (Показать детям кусочек хлеба в 125 г.). - А вы смогли бы наесться этим кусочком? (Ответы детей) - Но чтобы получить эту кроху, нужно было отстоять такую очередь, которой не видно было конца. Люди с серыми, изможденными лицами, не знавшие отдыха, забывшие, что значит вдоволь поесть, занимали очередь за хлебом с раннего утра, а иногда стояли в очереди всю ночь. Но бывало, что хлеба всем не хватало… - Много людей умерло в блокадном Ленинграде оттого, что в ту пору у них не было даже крошечки хлеба. - Может быть, эти страшные времена вам сейчас кажутся далёкой историей, но они не должны повториться. - Ребята, Колобок просит вас ещё раз повторить и запомнить основные правила обращения с хлебом.



9. Конкурс «Испеки хлеб» / Загадки. - Издавна на Руси женщины пекли хлеб. А ваши мамы пекут вам? Вы им помогали когда-нибудь? А кто из вас мог бы испечь сейчас хлебобулочное изделие? (Две девочки выходят к доске) - Девицы-мастерицы, подумайте, какие нужны компоненты, чтобы испечь вкусный пышный хлеб? Из предложенных ингредиентов вам необходимо выбрать те, которые понадобятся для приготовления теста:

мука, морковь, соль, арбуз, дрожжи, макароны, сахар, капуста, масло, помидоры, вода, молоко. - А мы пока отгадаем загадки. 1.Одно бросил - Целую горсть взял. (Зерно) 2. Он на солнышке стоит И усами шевелит. Разомнёшь его в ладони - Золотым зерном набит. (Колос) 3. Зимой бело, Весной черно, Летом зелено, Осенью стрижено. (Поле) 4. Овсом не кормят, Кнутом не гонят, А как пашет, Семь плугов тащит. (Трактор) 5. Корабль-великан Не по морю плывёт. Корабль -великан По земле идёт. Поле пройдёт - урожай соберёт. (Комбайн) 6. Отгадать легко и быстро: Мягкий, пышный и душистый, Он и чёрный, он и белый, А бывает подгорелый. (Хлеб) - Девочки, из чего получился хлеб? (Ответы детей)

Хорошо вы потрудились.

Вот награда - каравай!

Хлебом-солью угощай!

10. «Что лишнее?»

- Посмотрите, сколько разных изделий пекут из теста. Здесь булочки, ватрушки, печенье, кексы, пироги и пирожки и даже макароны. Оказывается, как много всего можно испечь из муки. - На доске висят карточки со словами. Если изделие из муки, то вы карточку с его названием переворачиваем и крепим на доску, если нет, то оставляйте на месте. Блины, консервы, пирожки, изюм, кексы, пряники, колбаса, баранки, макароны.

- Что у нас получилось? (Каравай)

11. Угощение гостей хлебом-солью. СЛАЙД 15

Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почетом,

Встретить щедро от души,

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

С круглым белым караваем.

Он на блюде расписном,

С белоснежным рушником.

(Девочка подносит гостям каравай на блюде с рушником)

С караваем соль подносим,

Поклоняясь, отведать просим:

- Дорогой наш гость и друг,

Принимай хлеб-соль из рук!

IV. Подведение итогов. - Вот и подошло к концу наше путешествие с Колобком. Он вами очень доволен. - Что нового вы сегодня узнали? - Чем вам запомнился наш классный час? - Как приходит хлеб к нам? - Как нужно к нему относиться? - Сегодня вы узнали, откуда пришел хлеб и цену хлеба, не ту которую мы платим в магазине, а цену неизмеримо большую, ценнейшую. Берегите хлеб! А я вас всех приглашаю на чай.

Резерв

ЧАСТУШКИ

Любим мы блины с вареньем,

С яблоками пирожки,

Вкусный торт на день рожденья

Из рассыпчатой муки.

Он не падает к нам с неба,

Появляется не вдруг.

Чтобы вырос колос хлеба,

Нужен труд десятков рук.

Дождик, дождик поливай-

Будет славный урожай:

Будет белая пшеница,

Будет рожь и чечевица.

И течёт, течёт пшеница

Золотистою рекой…

И машины вереницей

Хлеб везут для нас с тобой.

Растите хлеб!

Выращивайте хлеб!

Он - смех детей,

Он - радость мирных дней.

Он наших городов и сёл мечта.

Он - пенье птиц.

Он памятником стал

Всем тем, кто жизни за него отдал.

.

Ученик читает стихотворение С. Михалкова «Плохая привычка».

Крошил я горбушку,

И мама, вздыхая, сказала,

Что это привычка плохая.

Тогда из фанеры

Я сделал кормушку,

В нее докрошил я

Ржаную горбушку.

И стала хорошей

Плохая привычка.

Приятного вам аппетита,

Синички!

Учитель. А вы, ребята, как относитесь к хлебу?

Как понимаете слова:

Хлеб - драгоценность!

Им не сори!

Хлеба к обеду в меру бери!

- Вот и Рома сказал: «Больше никогда ни крошки не выброшу!»


© 2010-2022