- Преподавателю
- Начальные классы
- «Путешествие по Мурманской железной дороге»
«Путешествие по Мурманской железной дороге»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Байкова М.А. |
Дата | 19.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Методическая разработка
учебного занятия в детском объединении «Мозаика»
(раздел «Краеведение»)
ПДО Байкова М.А.
Тема занятия: «Путешествие по Мурманской железной дороге»
Цель:формирование начального представления о городах Мурманской области, развитие познавательной активности, воспитание чувства патриотизма.
Задачи:
Образовательные: ознакомление обучающихся с картой Мурманской области, географическим расположением 5 городов, расположенных по Мурманской железной дороге, с интересными фактами их истории и достопримечательностями.
Развивающие: развитие навыков ориентирования по карте, наблюдательности, умения делать самостоятельные выводы.
Воспитательные: прививать любовь к малой Родине, уважение к труду жителей Заполярья.
Этапы занятия
Содержание занятия
Коли-чество учебного времени
Методы обуче-ния
1.Организа-ционный момент
Приветствие.
На занятии присутствуют сегодня:
(Перекличка)
Тема нашего занятия «Путешествие по Мурманской железной дороге». В его ходе мы познакомимся с некоторыми городами Мурманской области, узнаем о них интересные факты и посмотрим достопримечательности.
Но, чтобы наше занятие прошло успешно, давайте вспомним правила поведения на занятии.
Как сидеть нужно? … прямо,
Слушать ?… внимательно,
Отвечать ?… активно,
Выполнять задания? … старательно,
С места без вызова…. не вставать,
Соседей по парте…не обижать!
И правила эти всегда …выполнять!
3 мин
2.Основная часть.
-
Введение в предлагаемый материал
Сегодня на нашем занятии мы познакомимся с несколькими городами Мурманской области и попытаемся увидеть их неповторимый облик.
Тема занятия у нас обозначена как путешествие по железной дороге. Сейчас каждый участник путешествия получит билет.
Я надеюсь, вы заметили, что столы и стулья у нас стоят немного необычно, заметили?
Я надеюсь, они напоминают вам расположение столиков в купе поезда, а телевизор сегодня будет выполнять роль окна.
Давайте посмотрим на карту (карта на экране):
Мы видим, что на карте есть обозначения звездочками - это города Мурманской области, всего их 16.
Посмотрим внимательно. Давайте отметим, где на карте изображено большинство городов?
(Дети отвечают)
Правильно, большинство городов расположены с севера на юг практически на одной линии.
А вы видите, пунктирную линию? Это железная дорога.
Путешествовали ли вы когда-нибудь железнодорожным транспортом: на поезде, электричке?
(Дети отвечают)
Сейчас я предлагаю совершить нам всем вместе виртуальное путешествие по Мурманской железной дороге! А помогать нам в этом будет Веселый Паровозик!
Паровозик: Здравствуйте, ребята!
-
Изложение образовательного материала.
Педагог: Начнется наш путь в главном городе нашей области… Кто знает, каком?
(Дети отвечают)
Правильно, в Мурманске. Мурманск это столица нашего края, крупнейший город-порт за полярным кругом, один из центров рыбной промышленности нашей страны, база атомного ледокольного флота.
Паровозик: В прошлом году Мурманск отмечал свое 95-летие. Решение о строительстве этого северного города-порта было принято в связи с началом Первой мировой войны. Тогда же была построена и железная дорога к нему. Первоначально она так и называлась: Мурманская железная дорога или просто Мурманка.
Педагог: В первые годы строительства города мурманчане жили в дощатых бараках, вагонах, полуземлянках.
В Великую Отечественную войну Мурманск выдержал невероятно тяжелые испытания: было разрушено 76% города. Но он выстоял. За боевые заслуги город удостоен ордена Отечественной войны I степени и почетного звания «Город-герой». Одним из символов города является памятник Защитникам Заполярья или как его с любовью называют жители Мурманска - «Алеша».
Сейчас в Мурманске 250 проспектов, улиц и площадей. Проживает в городе более 300 тысяч человек.
Пожалуй, наиболее часто употребляемые для характеристики Мурманска слова «самый», «единственный», «уникальный».
Паровозик:
• Мурманск - самый крупный и самый благоустроенный из городов мира, расположенных за полярным кругом.
• К Мурманску подходит самая северная в мире железная дорога.
• По его улицам ходит самый северный в мире троллейбус.
• Мурманский морской торговый порт - самый северный из незамерзающих портов России. Он крупнейший в мире, из расположенных за Полярным кругом
• В состав флота Мурманского морского пароходства входит уникальный по своим возможностям атомный ледокольный флот, обеспечивающий круглогодичную навигацию в Арктике.
• В Мурманске расположен единственный в Европе океанариум, где обучаются и выступают арктические тюлени.
И вот отсюда из Мурманска мы можем попасть в любую точку земного шара: на самолете, теплоходе, автобусе. Но сегодня отправимся в путешествие с железнодорожного вокзала.
-
Физкультминутка
«Паровозик»:
Стучат, стучат колёсики - тук, тук, тук!-Стучат кулачками по парте
Бегут, бегут вагончики - чух, чух, чух! - Топают ногами
Загудел паровоз: «У, у, у!» -
Руки около рта - вдох, на выдохе -звук
Я гостей вам привёз! - Хлопки в ладоши
-
Продолжение изложения материала
Паровозик: О! вот и первая станция. Это древнейший город Мурманской области. Как населенный пункт он возник в середине XVI века. А в 1584 году царь Иван Грозный послал отряд стрельцов и повелел построить там крепость. Название город получил от реки, на которой располагался. Как же называется этот город?
От этого слова произошло и название Кольского полуострова.
Правильно, город называется Кола.
К сожалению, до наших дней не сохранились памятники деревянного зодчества: ни Кольский острог, ни деревянный построенный без единого гвоздя девятнадцатиглавый Воскресенский собор (мы можем увидеть их лишь на макетах в краеведческом музее).
Кола - культурно-исторический центр Кольского полуострова, здесь сохранились земляной вал и ров Кольской крепости, а также одно из первых каменных зданий на Кольском полуострове - Благовещенский собор.
Но давайте продолжим наш путь. Следующая остановка - город Оленегорск.
Сегодня Оленегорск - центр железорудной промышленности Заполярья.
Город возник в районе месторождения железной руды.
Паровозик: Об открытии этого месторождения существует красивая легенда: будто откуда-то из чащи вынырнул олень и, как в сказке, ударил копытом по горе - это привлекло внимание геологов, и они, раскопав склон, обнаружили залежи железной руды. Не удивительно, что символом города является Олень.
Педагог: Есть у Оленегорска и другой символ - фонтан, известный в народе под названием «Лопарка». Автор проекта художник горно-обогатительного комбината Петр Данилов.
Паровозик: Специалисты посчитали, что если погрузить в вагоны всю руду добытую оленегорским комбинатом за 50 лет, и сцепить их между собой, то длина получившегося состава превысит 80 тысяч километров, то есть он дважды обернет Землю.
Педагог: Вам интересно, ребята?
Давайте, чтобы наш интерес не пропал немного разомнемся.
-
Физкультминутка:
Паровоз кричит: «Ду-ду,
Я иду, иду, иду».
А колеса стучат,
А колеса говорят:
«Так-так-так!» (Ходьба на месте, с продвижением вперед.Согнутыми руками делают движения вперед-назад.)
-
Продолжение изложения материала
Следующей нашей остановкой будет второй по величине город Мурманской области, расположенный между озером Имандра и Хибинскими горами город Апатиты. Он вырос из маленькой железнодорожной станции в конце 50-х годов XX века, когда развернулись работы по добыче апатито-нефелиновой руды.
(Показ минерала апатит из коллекции Музея истории родного края)
Паровозик: Апатиты не только важный промышленный, но и крупный научный центр области. Здесь находится Кольский научный центр Российской Академии наук. Достопримечательность Апатитов - единственный в России Геологический парк под открытым небом. Здесь собраны образцы почти всех минералов, встречающихся на Кольском полуострове.
Педагог: А мы отправляемся дальше к южной границе Мурманской области - в город Кандалакшу. Она была основана на берегу Белого моря в 1526 году, но долгие столетия оставалась небольшим рыбацким поселением. Со строительством железной дороги для поселка началась новая жизнь.
Паровозик: Сейчас Кандалакша - крупный транспортный узел, второй по своему значению после Мурманска морской порт, один из крупных экономических и культурных центров Мурманской области, город энергетиков и железнодорожников, металлургов и рыбообработчиков.
Педагог: А еще Кандалакша награждена орденом Отечественной Войны I степени за мужество и стойкость, проявленные трудящимися в годы Великой Отечественной войны.
В последние годы город славится и как российская столица санного спорта - натурбана (гонки на санях по натуральным трассам).
Рядом с городом расположены владения Кандалакшского заповедника и Памятник природы -Палкина губа Белого моря, на дне которой находятся уникальные лечебные грязи.
4. Закрепление изученного
Это последняя станция нашего путешествия. Давайте, закрепимизученный материал и выполним в парах такое задание: по изображению герба определить, какой город вам достался и в нескольких предложениях рассказать, что вы об этом городе помните.
27 мин
Беседа
Путешествие. Словесный, наглядный
Упражнения
Путешествие, словесный, наглядный
Упражнения
Путешествие, словесный, наглядный
наглядный
Работа в парах
3.Подведе-ние итогов
Занятия
Закончить наше путешествие я хочу словами стихотворения Роберта Рождественского
Есть у каждого города
Возраст и голос.
Есть одежда своя.
И особенный запах.
И лицо.
И не сразу понятная гордость…
Города, города!
Сколько было вас -
разных?!
Деревянные, каменные, глинобитные,
Будто гвозди, в промерзшую землю забитые…
И на земле Мурманской области есть города разные. Молодые и древние, большие и не очень. Сегодня мы попытались увидеть «лицо» некоторых из них.
Понравилось вам наше путешествие?
Появилось ли у вас желание посетить увиденные города на самом деле?
Давайте попрощаемся с нашим другом паровозиком.
Паровозик: До свидания!
До свидания, друзья!
5 минут
Беседа