- Преподавателю
- Начальные классы
- «Знакомство детей с системой звуков и букв русского языка» (из опыта работы)
«Знакомство детей с системой звуков и букв русского языка» (из опыта работы)
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Доля С.В. |
Дата | 27.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Цель: развивать интерес детей к играм со звуками и словами.
Задачи:
Образовательные задачи:
- закрепить знания детей о гласных и согласных звуках;
- познакомить с написанием буквы А;
- упражнять в умении придумывать слова на данный звук;
- учить ставить в слове ударение, определяя ударную гласный звук;
- закрепить умение производить звуковой анализ слова «АИСТ».
Развивающие задачи:
- развивать фонематический слух, упражнять в различении звуков на слух;
- упражнять в умении определять начальный звук в слове; - развивать логическое мышление, познакомив с новым правилом чтения ребусов; - развивать произвольное внимание; - развивать приемы умственных действий, навыки связной речи; - развивать навыки самостоятельной коллективной деятельности.
Воспитательные задачи:
- воспитывать умение слушать товарища, дополняя его ответы; - воспитывать интерес к играми со словами и звуками.
Логика образовательной деятельности: Дидактическая игра «Вопрос- ответ» Воспитатель: - В своем путешествии на остров к царице Грамоте мы узнали, что звуки делятся на две группы. Вопросы к детям: - Какие бывают звуки? ( гласные и согласные) - Каким цветом обозначаются гласные звуки в звуковом домике? (красным цветом) - Каким цветом обозначаются гласные звуки в звуковом домике? (синим или зеленым цветом) - Чем отличаются гласные звуки от согласных? ( гласные звуки легко поются, язык, губы, зубы не мешают воздуху выходить из рта, когда произносятся согласные звуки- им мешают то язык, то губы, то зубы)
Дидактическая игра «Будь внимателен» ( воспитатель называет звук, а дети отвечают сигнальной карточкой: гласный или согласный произнесенный звук)
Игровая ситуация «Встречайте гостью!» Воспитатель: - Люди давно договорились обозначать звуки человеческой речи буквами. И сегодня мы начинаем с ними знакомиться. Сегодня у нас в гостях буква А. Вопросы к детям: - Какой звук обозначает эта буква? (звук АААА) - Гласный это или согласный звук? (гласный) - Почему? ( потому что, когда мы его произносим, воздух свободно выходит изо рта, ни язык, ни губы, ни зубы ему не мешают) Воспитатель: - А теперь посмотрите на букву, на что она похожа? ( ответы детей)
Два столба наискосок, между ними -поясок, Ты эту букву знаешь? А? Перед тобою буква А. *** Знает Вова, знает Света А похожа на ракету *** Вот буква вроде шалаша Неправда ль буква хороша!
Упражнение «Строители» дети из счетных палочек строят букву А
Физкультминутка «Поймай слово» (дети придумывают слово на букву А, бросая мяч друг другу)
Воспитатель: - А теперь отгадайте загадку «Он живет на крыше дома длинноногий, длинноносый, длинношейный, безголосый. Он летает на охоту за лягушками в болото?» (аист)
Игровая ситуация «Знакомьтесь, аист!» Звуковой анализ слова АИСТ (постановка ударения, определение количества слогов в слове, определение последовательности звуков в слове, характеристика каждого звука) Знакомство детей с новым правилом «Сколько в слове гласных-столько и слогов»
Упражнение «Спасатели» Появляется грустный котенок. Котенок грустен потому, что злая ошибка неправильно разделила его имя на слоги. Зовут котенка КИС. Ошибка разделила его имя на два слога КИ - С, во второй слог она выделила один звук С - согласный. Запомните, ребята! Звук согласный один без гласного в слоге жить не может. Согласный в слоге живет всегда только с гласным. Поэтому он и зовется согласный ( с гласным рядом)
«Заучивание скороговорки» Воспитатель: - Сегодня для вашего Веселого Язычка я приготовила веселую скороговорку Алеша Алене сигнал подает Алеша услышит - Алену найдет. ( дети произносят скороговорку тихо-громко, быстро-медленно)
Дидактическая игра «Ребусы» Воспитатель: - Ребята, сегодня мы продолжаем с вами знакомиться с интересными загадками-ребусами. Ребус-эта загадка, в которой слово спрятано в рисунке букв, цифр, рисунков, ребус-это тайное письмо
№1 (ОСА)
Перед Вами две буквы: О и А, они крепко держатся за руки. Значит, они вместе. О с А. Услышал? Осторожней, чтоб не ужалила.
№2 (ВОЛК)
Читаем: ЛК - в О. Какое-то ЛКВО. Такого слова нет. Попробуем иначе: в О - ЛК. Ага, попался, который кусался!
№3 (КОСА)
А здесь КО с А взялись за руки. Что получилось? КО-С-А? Понятно: девичья краса. Или то, чем Сева пойдет косить луг.
№4 (ИЗБА)
Из букв Б сложена буква А. Слово «буква» в ребусах читать не надо. Скажем короче: из Б - А.
Рефлексия
- Вот и закончилось наше знакомство с буквой А. Расскажите мне какие игры вам больше всего запомнились и понравились. Поиграйте дома в них со своими родными. Загадайте бабушке загадки-ребусы, узнайте: сумеет ли она их отгадать.